Технологическая карта урока по теме " Слово и его лексическое значение"
Оценка 4.7

Технологическая карта урока по теме " Слово и его лексическое значение"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
15.02.2020
Технологическая карта урока по теме " Слово и его лексическое значение"
Урок предназначен для учителей русского языка и литературы для 5 класса
технологическая карта урока.docx

Технологическая карта урока.

Предмет – русский язык

Тема урока «Слово и его лексическое значение»

Класс – 5в

 Учитель русского языка и литературы: Ковпак И.А.

Цель деятельности учителя

Познакомить учащихся с определением понятий «лексика », «лексическое значение слова», назначением толковых словарей; обучать умению различать лексическое и грамматическое значение слова, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; сформировать навык раскрытия лексического значения с помощью толкового словаря, через подбор однокоренных слов и синонимов.

Тип урока

Урок открытия нового знания. ( типология урока деятельностной направленности по Л.Г. Петерсон)

 

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать функцию слова в языке, понятия «словарный состав», «лексическое значение слова», «толковый словарь», «словарная статья», способы толкования лексического значения слова; уметь пользоваться толковым словарем, объяснять  лексическое значение, используя различные приемы.

Метапредметные: овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;  умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения и аудирования.

Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования.

Методы и формы обучения

Поисковый, эвристический; фронтальная,  индивидуальная, парная

Образовательные  ресурсы

Интернет порталы: http://images.yandex.ru, http://ru.wikipedia.org/ , http://festival.1september.ru/,  http://school.iot.ru/ ,  http://www.profistart.ru/ ,   http://zavush.invo, http://www.uroki.net/

Оборудование

Компьютер, проектор, интерактивная доска, учебник  « Русский  язык  5  класс»  под  ред.  Т.А.Ладыженской, толковые словари.

Основные понятия

Лексика,  лексическое и грамматическое значения слова.

 

Организационная структура урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Форма организа-

ции взаимо-действия

 

Формируемые умения

(УУД)

Промежуточный контроль

1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности

Цель этапа: эмоциональная, психологиче­ская и мотива­ционная подго­товка учащихся к усвоению изу­чаемого мате­риала.

1. Приветствует обучающихся.

- Добрый день, ребята.

Мы начинаем изучение удивительной, интересной темы. Скоро вы узнаете, как она называется. Прочитаем отрывок из стихотворения В.Шефнера.

( слайд 1)

Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести

- О чем это? Как вы думаете?

Выберите ключевые слова.  (Слово обладает огромной силой.  Автор призывает к внимательному, бережному обращению со словами).

- А как вы думаете, можно ли назвать словами компоненты, составляющие эту запись? Почему?

«Гло́кая ку́здра ште́ко будлану́ла бо́кра и курдя́чит бокрёнка»  (Слайд 2)

( нет смысла)

- Ребята, попробуйте определить тему нашего урока.

Запись темы на доске и в тетрадях

«Слово и его лексическое значение».

(слайд 3)

 

Слушают учителя, участвуют в диа­логе с учителем. Размещают учеб­ные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

 

Фронта-льная

 

Личностные: положитель­но относятся к учению, познавательной деятельно­сти, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

 Познавательные: осознают учебно-познавательную за­дачу.

Регулятивные: планируют необходи­мые действия, операции.

Коммуникативные: обменивают­ся мнениями, учатся пони­мать позицию товарища, в том числе и отличную от своей)

 

Устные ответы

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Цель этапа: воспроизведе­ние ранее изу­ченного, уста­новление преем­ственных связей прежних и но­вых знаний и применение их в новых ситуациях.

- Объясните условия выбора буквы на месте пропуска.

 

Словарный диктант ( буквенный диктант).

(Слайд 4-5)

Выполняют письменную работу, проводят взаимопроверку при по­мощи ключа.)

1.  Упр.336 (выполняет один ученик у доски).

2.  Упр. на слайде (выполняет весь класс)

Слушают ответ товарища, работавшего у доски.

Ученик читает текст упражнения, подбирает проверочные слова.

 

Фрон­-

тальная,

индиви­-

дуальная,

парная

Познавательные: выпол­няют учебно-познаватель­ные действия в материали­зованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Коммуникативные: рабо­тают в парах (обменивают­ся мнениями, учатся пони­мать позицию партнера, в том числе и отличную от своей)

 

Письмен­ная ра­бота

 

3. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности

Цель этапа: раскрытие сущ­ности новых по­нятий, усвоение новых способов учебной и умст­венной деятель­ности учащихся.

В то время, когда учащиеся заняты самостоятельной работой, учитель проверяет работы отдельных учащихся и задает дополнительные вопро­сы по мере необходимости.

Беседа с классом

- Что надо было учитывать при подборе проверочных слов? (толкование, значение)

- Написание каких слов вызвало затруднение? Почему?

(не знаем значения слов)

- В 336 упражнении встретилось слово « лексикон». Кто может дать определение этому слову?

- Какой мы можем сделать вывод из этой работы?  (недостаточно знаний). Как исправить ситуацию?

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

-    Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с понятием «лексическое значение слова», научимся пользоваться толковым словарём*

 

 

Обдумывают от­веты на вопросы и осознают, что знаний недоста­точно для полных ответов

 

Формулируют цель учебной дея­тельности в диа­логе с учителем.

 

Воспринимают на слух информа­цию, осваивают лингвистические термины.

 

 

Отве­чают на вопросы под руководством педагога.

 

Форму­лируют собствен­ные мысли, вы­сказывают и обо­сновывают свою точку зрения.

В сотрудничестве с учителем и од­ноклассниками делают выводы

 

Фрон­-

тальная,

индиви­-

дуальная

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; прояв­ляют способность к само­оценке своих действий, по­ступков.

 

 

Познавательные: извлека­ют необходимую информа­цию из прослушанного объяснения учителя, выска­зываний одноклассников, систематизируют собствен­ные знания.

 

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учите­лем и одноклассниками или самостоятельно) необходи­мые действия, операции, работают по плану.

 

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществ­ляют совместную деятель­ность в парах и рабочих группах с учётом конкрет­ных учебно-познавательных задач

Вопросы для уточ­нения инфор­мации.

4.Построение проекта выхода из затруднения (открытия нового знания)

Цель этапа: раскрытие сущ­ности новых по­нятий, усвоение новых способов учебной и умст­венной деятель­ности учащихся.

Замечательный писатель К. Паустовский, подчёркивая богат­ство русского языка, писал: «Для всего, что существует в при­роде: воды, воздуха, неба, облаков, дождей, лесов и полей, цве­тов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий». (Цитата на 6 слайде.)

 

Фрон­-

тальная,

индиви­-

дуальная

Устные ответы

5. Реализация построенного проекта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка

Например, говоря о дождях, сам Паустовский употреблял такие слова: моросящий, грибной, спорый, косой, слепой, сильный, ливневый и др.

-    Приведите примеры «хороших слов и названий» для слов, о которых говорит писатель в своём высказывании. (Чистый воздух, хвойные леса, плывущие облака, прозрачные воды, аромат цветов и трав, раздолье полей и т. д.)( слайд7)

-    Все слова, которые есть в языке, образуют его словарный со­став, или лексику. Лексика - это словарный состав языка. (запись)

(Слайд.)

 

 

 

 

 

 

 

- Как вы думаете, сколько слов в русском языке?

В самом большом 17-томном «Словаре современного русского литературного языка» - более 120 000 слов.  На самом деле их гораздо больше, так как в словарях отмечаются далеко не все слова, которые есть в языке.

- А возможно ли знать все слова?

Столько слов, конечно, невозможно знать. Но известно, что чем образованнее человек, тем больше слов он знает и употребляет в своей речи. В произведениях  А.Пушкина насчитывается около 22 тысяч разных слов. А вот Эллочка Щукина из произведения Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» обходилась тридцатью словами (блеск, мрак, шалишь парниша).

Человек, знающий больше слов, лучше владеет языком, с ним приятнее общаться, его речь понятна и образна. 

- А как можно расширить свой словарный запас?

Запишите новое определение

Лексикон – словарный запас одного человека.

- По­полнять свой лексикон - это значит узнавать новые сло­ва, то есть  их смысл.

Смысл слова и есть его лексическое значение.

 

Лексическое значение- это смысл слова. ( запись в тетради)

 

- Представьте, что к вам подошел иностранец и просит объяснить не понятное для него слово «матрешка».

- Как вы выполните  его просьбу?

- Подумайте, какие еще существуют способы толкования лексического значения слов.

-Найдите ответ на стр. 152-153

Выполните  1 часть упр.334.

 

 

 

Подбирают собственные примеры. Записывают определения.

Отве­чают на вопросы под руководством педагога.

Форму­лируют собствен­ные мысли, вы­сказывают и обо­сновывают свою точку зрения.

В сотрудничестве с учителем и од­ноклассниками делают выводы.

 

Подготовленный ученик проводит физкультминутку.

1. Раз, два, становись.
Коль готов ты, поклонись.
Выполняя упражненья,
Подведем итог общенья.
2. Вправо, влево поворот.
Взрослых надо уважать.
А теперь наклон вперед,
Не спеши перебивать.
3. Приседания начнем,
Три, четыре.
Выраженья подбирай в нужном стиле.
4. А теперь пора присесть,
Тема для беседы есть.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дают определение слову «матрешка», высказывают свои предположения по способам разъяснения лексического значения,

при затруднении обращаются к материалу учебника.

Выполняют 1 часть упр.334.

 

Фрон­-

тальная,

индиви­-

дуальная

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассу­ждать о причинах своего успеха или неуспеха в уче­нии, связывая успехи с уси­лиями, трудолюбием.

 

Познавательные: извлека­ют необходимую информа­цию из прослушанного объяснения учителя, выска­зываний одноклассников, систематизируют собствен­ные знания.

 

 

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учите­лем  и одноклассниками или самостоятельно) необходи­мые действия, операции, работают по плану.

 

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.

Письменная работа

6. Первичное закрепление.

Обобщение и систематиза­ция знаний и формирование рациональных способов при­менения их на практике. Подбор своих примеров.

А как же узнать лексическое значение нового, впервые услы­шанного или прочитанного слова? Послушайте отрывок из сти­хотворения А. Прокофьева.

Закат налился тёмной кровью,

       И потемнела бирюза.

       Сначала было предгрозовье,

        Потом как грянула гроза!

-    Назовите слова, лексическое значение которых вам не совсем ясно. (Бирюза, предгрозовье.) О значении этих слов можно справиться в толковых словарях. - --Перед вами словари русского языка. В каждом из них даны слова, но рассматриваются они с разных сторон. В словарях от­ражается словарное богатство языка.

Знакомство со словарной стаьей.

Вывод: наиболее ярко лексическое значение слова проявля­ется в тексте, а не в словаре.

Контролирует правильность выполнения задания. Организует и сопровождает деятельность детей.

 

 

Знакомятся со словарями.

Читают параграф на стр.150-151

Работают с учебником,

выполняя упр 329.( по рядам).

Формулируют собственные мыс­ли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и од­ноклассниками делают выводы.

Два   человека работают со словарем Ожегова, выполняя задания по стихотворению А. Прокофьева.( приложение)

 

Индиви­

дуальная,

парная

Личностные: приобретают новые знания, умения, со­вершенствуют имеющиеся.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нуж­ную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадей

Регулятивные: контроли­руют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно ис­пользуют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осу­ществляют совместную деятельность в парах и ра­бочих группах с учётом конкретных учебно-позна­вательных задач, умеют за­давать вопросы для уточне­ния последовательности ра­боты

Письменная работа

Включение в систему знаний и повторение

Обобщение полученных на уроке сведе­ний

- Ребята, давайте вспомним, что такое лексика?

- А лексическое значение?

- Определите,  каким способом разъясняется лексическое значение слов

Лелеять –нежить, заботливо ухаживать за кем-либо.

Изморось- очень мелкий дождь.

Землекоп- рабочий, который копает землю.

- Закончите фразу: «Лексическое значение незнакомых слов можно найти в …»

- Где в практической деятельности и повседневной жизни мы можем использовать полученные на уроке знания и умения?

 

Отвечают на вопросы, оце­нивают себя и то­варищей.

Фронта-льная

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Познавательные: приобре­тают умения использовать полученные знания и уме­ния в практической дея­тельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: фор­мулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные ответы

Рефлек­сия учеб­ной дея­тельности на уроке

-А сейчас я предлагаю вспомнить, какие цели мы с вами ставили, и заполнить небольшую анкету.

Оценивает работу учащихся.

Определяют свое эмоциональное состояние на уро­ке. Заполняют листы обратной связи.

Индиви­

дуальная,

групповая

Познавательные: приобре­тают умения мотивирован­но организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

Листы

обратной

связи

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

П.64, определения выучить.

Упр.334 (2 часть)

или упр.321 (решить кроссворд)

По желанию творческое задание по упр.332 ( составить кроссворд)

Записывают домашнее задание, слушают инструктаж по его выполнению.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.


Буквенный диктант.

  1. Разв…вается на ветру
  2. Пол...скать белье
  3. Сл..зать сметану
  4. Пос…деть у костра
  5. Голубая д…лина
  6. Ребенок разв…вается
  7. Нак..лить железо
  8. Пол…скать котенка
  9. Подр…жать от холода
  10.  Райское насл…ждение.

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 

 

Буквенный диктант

  1. Разв…вается на ветру
  2. Пол...скать белье
  3. Сл..зать сметану
  4. Пос…деть у костра
  5. Голубая д…лина
  6. Ребенок разв…вается
  7. Нак..лить железо
  8. Пол…скать котенка
  9. Подр…жать от холода
  10.  Райское насл…ждение.

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 

 

Буквенный диктант

  1. Разв…вается на ветру
  2. Пол...скать белье
  3. Сл..зать сметану
  4. Пос…деть у костра
  5. Голубая д…лина
  6. Ребенок разв…вается
  7. Нак..лить железо
  8. Пол…скать котенка
  9. Подр…жать от холода
  10.  Райское насл…ждение.

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 

 

Лист самооценки

          На этом уроке я понял( а)…

          На этом уроке у меня получилось…

          На этом уроке я похвалил(а) бы себя за то…

          На этом уроке мне было непонятно…

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта урока.

Технологическая карта урока.

Организационная структура урока

Организационная структура урока

Цель этапа: воспроизведе­ние ранее изу­ченного, уста­новление преем­ственных связей прежних и но­вых знаний и применение их в новых ситуациях

Цель этапа: воспроизведе­ние ранее изу­ченного, уста­новление преем­ственных связей прежних и но­вых знаний и применение их в новых ситуациях

Как исправить ситуацию? Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя

Как исправить ситуацию? Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя

Физкультминутка Например, говоря о дождях, сам

Физкультминутка Например, говоря о дождях, сам

Человек, знающий больше слов, лучше владеет языком, с ним приятнее общаться, его речь понятна и образна

Человек, знающий больше слов, лучше владеет языком, с ним приятнее общаться, его речь понятна и образна

Подбор своих примеров. А как же узнать лексическое значение нового, впервые услы­шанного или прочитанного слова?

Подбор своих примеров. А как же узнать лексическое значение нового, впервые услы­шанного или прочитанного слова?

Включение в систему знаний и повторение

Включение в систему знаний и повторение

Приложение. Буквенный диктант

Приложение. Буквенный диктант

Лист самооценки •

Лист самооценки •
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2020