Технологическая карта урока.
Предмет – русский язык
Тема урока «Слово и его лексическое значение»
Класс – 5в
Учитель русского языка и литературы: Ковпак И.А.
Цель деятельности учителя |
Познакомить учащихся с определением понятий «лексика », «лексическое значение слова», назначением толковых словарей; обучать умению различать лексическое и грамматическое значение слова, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; сформировать навык раскрытия лексического значения с помощью толкового словаря, через подбор однокоренных слов и синонимов. |
Тип урока |
Урок открытия нового знания. ( типология урока деятельностной направленности по Л.Г. Петерсон)
|
Планируемые образовательные результаты |
Предметные: знать функцию слова в языке, понятия «словарный состав», «лексическое значение слова», «толковый словарь», «словарная статья», способы толкования лексического значения слова; уметь пользоваться толковым словарем, объяснять лексическое значение, используя различные приемы. Метапредметные: овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения и аудирования. Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования. |
Методы и формы обучения |
Поисковый, эвристический; фронтальная, индивидуальная, парная |
Образовательные ресурсы |
Интернет порталы: http://images.yandex.ru, http://ru.wikipedia.org/ , http://festival.1september.ru/, http://school.iot.ru/ , http://www.profistart.ru/ , http://zavush.invo, http://www.uroki.net/ |
Оборудование |
Компьютер, проектор, интерактивная доска, учебник « Русский язык 5 класс» под ред. Т.А.Ладыженской, толковые словари. |
Основные понятия |
Лексика, лексическое и грамматическое значения слова. |
Организационная структура урока.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Осуществляемая деятельность учащихся |
Форма организа- ции взаимо-действия
|
Формируемые умения (УУД) |
Промежуточный контроль |
1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности Цель этапа: эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. |
1. Приветствует обучающихся. - Добрый день, ребята. Мы начинаем изучение удивительной, интересной темы. Скоро вы узнаете, как она называется. Прочитаем отрывок из стихотворения В.Шефнера. ( слайд 1) Словом можно убить, Словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести - О чем это? Как вы думаете? Выберите ключевые слова. (Слово обладает огромной силой. Автор призывает к внимательному, бережному обращению со словами). - А как вы думаете, можно ли назвать словами компоненты, составляющие эту запись? Почему? «Гло́кая ку́здра ште́ко будлану́ла бо́кра и курдя́чит бокрёнка» (Слайд 2) ( нет смысла) - Ребята, попробуйте определить тему нашего урока. Запись темы на доске и в тетрадях «Слово и его лексическое значение». (слайд 3) |
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. |
Фронта-льная |
Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию товарища, в том числе и отличную от своей) |
Устные ответы |
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Цель этапа: воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. |
- Объясните условия выбора буквы на месте пропуска.
Словарный диктант ( буквенный диктант). (Слайд 4-5) |
Выполняют письменную работу, проводят взаимопроверку при помощи ключа.) 1. Упр.336 (выполняет один ученик у доски). 2. Упр. на слайде (выполняет весь класс) Слушают ответ товарища, работавшего у доски. Ученик читает текст упражнения, подбирает проверочные слова.
|
Фрон- тальная, индиви- дуальная, парная |
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей)
|
Письменная работа
|
3. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности Цель этапа: раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. |
В то время, когда учащиеся заняты самостоятельной работой, учитель проверяет работы отдельных учащихся и задает дополнительные вопросы по мере необходимости. Беседа с классом - Что надо было учитывать при подборе проверочных слов? (толкование, значение) - Написание каких слов вызвало затруднение? Почему? (не знаем значения слов) - В 336 упражнении встретилось слово « лексикон». Кто может дать определение этому слову? - Какой мы можем сделать вывод из этой работы? (недостаточно знаний). Как исправить ситуацию? Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. - Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с понятием «лексическое значение слова», научимся пользоваться толковым словарём*
|
Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов
Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.
Воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины.
Отвечают на вопросы под руководством педагога.
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы
|
Фрон- тальная, индиви- дуальная |
Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.
Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану.
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач |
Вопросы для уточнения информации. |
4.Построение проекта выхода из затруднения (открытия нового знания) Цель этапа: раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. |
Замечательный писатель К. Паустовский, подчёркивая богатство русского языка, писал: «Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, дождей, лесов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий». (Цитата на 6 слайде.)
|
Фрон- тальная, индиви- дуальная |
Устные ответы |
||
5. Реализация построенного проекта
Физкультминутка |
Например, говоря о дождях, сам Паустовский употреблял такие слова: моросящий, грибной, спорый, косой, слепой, сильный, ливневый и др. - Приведите примеры «хороших слов и названий» для слов, о которых говорит писатель в своём высказывании. (Чистый воздух, хвойные леса, плывущие облака, прозрачные воды, аромат цветов и трав, раздолье полей и т. д.)( слайд7) - Все слова, которые есть в языке, образуют его словарный состав, или лексику. Лексика - это словарный состав языка. (запись) (Слайд.)
- Как вы думаете, сколько слов в русском языке? В самом большом 17-томном «Словаре современного русского литературного языка» - более 120 000 слов. На самом деле их гораздо больше, так как в словарях отмечаются далеко не все слова, которые есть в языке. - А возможно ли знать все слова? Столько слов, конечно, невозможно знать. Но известно, что чем образованнее человек, тем больше слов он знает и употребляет в своей речи. В произведениях А.Пушкина насчитывается около 22 тысяч разных слов. А вот Эллочка Щукина из произведения Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» обходилась тридцатью словами (блеск, мрак, шалишь парниша). Человек, знающий больше слов, лучше владеет языком, с ним приятнее общаться, его речь понятна и образна. - А как можно расширить свой словарный запас? Запишите новое определение Лексикон – словарный запас одного человека. - Пополнять свой лексикон - это значит узнавать новые слова, то есть их смысл. Смысл слова и есть его лексическое значение.
Лексическое значение- это смысл слова. ( запись в тетради)
- Представьте, что к вам подошел иностранец и просит объяснить не понятное для него слово «матрешка». - Как вы выполните его просьбу? - Подумайте, какие еще существуют способы толкования лексического значения слов. -Найдите ответ на стр. 152-153 Выполните 1 часть упр.334.
|
Подбирают собственные примеры. Записывают определения. Отвечают на вопросы под руководством педагога. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.
Подготовленный ученик проводит физкультминутку. 1. Раз, два,
становись.
Дают определение слову «матрешка», высказывают свои предположения по способам разъяснения лексического значения, при затруднении обращаются к материалу учебника. Выполняют 1 часть упр.334.
|
Фрон- тальная, индиви- дуальная |
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.
Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану.
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания. |
Письменная работа |
6. Первичное закрепление. Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Подбор своих примеров. |
А как же узнать лексическое значение нового, впервые услышанного или прочитанного слова? Послушайте отрывок из стихотворения А. Прокофьева. Закат налился тёмной кровью, И потемнела бирюза. Сначала было предгрозовье, Потом как грянула гроза! - Назовите слова, лексическое значение которых вам не совсем ясно. (Бирюза, предгрозовье.) О значении этих слов можно справиться в толковых словарях. - --Перед вами словари русского языка. В каждом из них даны слова, но рассматриваются они с разных сторон. В словарях отражается словарное богатство языка. Знакомство со словарной стаьей. Вывод: наиболее ярко лексическое значение слова проявляется в тексте, а не в словаре. Контролирует правильность выполнения задания. Организует и сопровождает деятельность детей.
|
Знакомятся со словарями. Читают параграф на стр.150-151 Работают с учебником, выполняя упр 329.( по рядам). Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Два человека работают со словарем Ожегова, выполняя задания по стихотворению А. Прокофьева.( приложение)
|
Индиви дуальная, парная |
Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадей Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы |
Письменная работа |
Включение в систему знаний и повторение Обобщение полученных на уроке сведений |
- Ребята, давайте вспомним, что такое лексика? - А лексическое значение? - Определите, каким способом разъясняется лексическое значение слов Лелеять –нежить, заботливо ухаживать за кем-либо. Изморось- очень мелкий дождь. Землекоп- рабочий, который копает землю. - Закончите фразу: «Лексическое значение незнакомых слов можно найти в …» - Где в практической деятельности и повседневной жизни мы можем использовать полученные на уроке знания и умения?
|
Отвечают на вопросы, оценивают себя и товарищей. |
Фронта-льная |
Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Устные ответы |
Рефлексия учебной деятельности на уроке |
-А сейчас я предлагаю вспомнить, какие цели мы с вами ставили, и заполнить небольшую анкету. Оценивает работу учащихся. |
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют листы обратной связи. |
Индиви дуальная, групповая |
Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания |
Листы обратной связи |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
П.64, определения выучить. Упр.334 (2 часть) или упр.321 (решить кроссворд) По желанию творческое задание по упр.332 ( составить кроссворд) |
Записывают домашнее задание, слушают инструктаж по его выполнению. |
|
|
|
Приложение.
Буквенный диктант.
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
6 |
|
7 |
|
8 |
|
9 |
|
10 |
|
Буквенный диктант
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
6 |
|
7 |
|
8 |
|
9 |
|
10 |
|
Буквенный диктант
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
6 |
|
7 |
|
8 |
|
9 |
|
10 |
|
Лист самооценки
• На этом уроке я понял( а)…
• На этом уроке у меня получилось…
• На этом уроке я похвалил(а) бы себя за то…
• На этом уроке мне было непонятно…
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.