ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ТЕМЕ: Химический состав клетки
Учитель |
Шупик Оксана Юрьевна |
|
Тема урока |
Химический состав клетки |
|
Класс |
5 класс |
|
Тип урока |
Урок открытия новых знаний |
|
Педагогическая цель: |
создать условия по изучению и первичному закреплению знаний химического состава клетки; выявить роль неорганических веществ, воды и органических веществ, входящих в состав клетки; формировать ценность изучаемого предмета, социальную, практическую и личностную значимость учебного материала; научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины. |
|
Задачи урока |
Образовательные: знать о химическом составе клетки; ознакомиться с неорганическими и органическими веществами, входящими в состав клеток, проанализировать роль веществ в жизни живого организма; значение неорганических веществ в жизнедеятельности клетки. Развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять неорганические и неорганические вещества в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли; продолжить формирование навыков анализа и систематизации информации, сравнения и обобщения фактов, умения составления и чтения схем, установления причинно-следственных связей; учиться организовывать выполнение заданий учителя, использовать инструктивную карту при выполнении лабораторной работы, работать с лабораторным оборудованием, делать выводы по результатам работы; научить оформлять отчет по исследовательской работе; Воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; формирование положительной мотивации к учению и совместному труду, направить деятельность на достижение совместного результата; формировать познавательную и творческую активность, любовь к природе, воспитывать упорство, любознательность; выполнение правил техник безопасности; |
|
Информационно-технологические ресурсы |
Презентация, видеофрагмент, учебник, инструктивные карточки, яблоко, луковица, семена подсолнечника, клубень картофеля, салфетки, мука, марля, йод, лабораторное оборудование: стаканчики, пробирки, горелка, штатив. |
|
Методы |
Методы: наглядный, частично-поисковый, исследовательский, коммуникативный, познавательный, преобразовательный (проблемный, лаб.раб., творческие задания), систематизирующий, монологический, алгоритмический, программированный, демонстративный, диалогический, контролирующий, эвристический. |
|
Организация пространства формы обучения |
Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая |
|
Основные понятия темы |
Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества. Минеральные соли. Белки. Жиры. Углеводы. |
|
Учебник |
- учебник. Биология. 5-6 классы. Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др. / Под ред. Пасечника В.В. – М.: Просвещение, 2014., |
|
Планируемые результаты |
||
Предметные |
Метапредметные УУД |
Личностные |
- знать химический состав клетки, способы обнаружения веществ в клетке, роль неорганических и органических веществ в клетках живых организмов, - уметь определять понятия: «химический состав», «неорганические вещества», «органические вещества», проводить простейшие опыты по изучению состава клетки |
Познавательные: - умение находить информацию в различных источниках, анализировать и оценивать ее, преобразовывать из одной формы в другую; - уметь выделять главное, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы; - объяснять значения новых слов; - знать правила безопасности при проведении эксперимента, проводить простейшие исследования. Коммуникативные: - слушать товарища и учителя, обосновывать свое мнение; - самостоятельно организовывать взаимодействие при работе в группе. Регулятивные: - самостоятельно определять цельучебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; - участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое; - планировать свою работу при выполнении заданий учителя, при самостоятельном проведении опыта, делать выводы по результатам своей работы; - продолжить овладевать составляющими исследовательской деятельности: - уметь проводить самоконтроль, самооценку и взаимооценку деятельности и результатов работы Личностные: - стремиться к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию; - осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом - оценивать собственный вклад в работу группы |
- иметь представление о единстве живой природы на основании знаний о химическом составе клетки - осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; - оценивать собственный вклад в работу группы. - уважительно относиться к учителю и одноклассникам. |
Карта урока
Задачи этапа |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
|
1.Организационный этап. |
|||||
Создание благоприятный психологический настрой на работу, включение учащихся в учебную деятельность |
2 мин |
Приветствует учеников, организует формирование групп для работы, настраивает на работу - Здравствуйте, ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне и возьмите у меня листочек любого цвета, который вам понравится. (Листочки 5 разных цветов по количеству групп для работы). А теперь объединитесь в группы по цвету листочков и найдите свое место в классе. (Парты расставлены в 5 групп, на каждом столе находится оборудование для проведения опытов, лежит большой лист бумаги определенного цвета с названием группы) |
Распределяются по группам, готовятся к уроку, включаются в деловой ритм
Взаимодействуют с учителем и обучающимися в ходе формирования групп. Выбор эффективных способов организации рабочего пространства. Анализ выданной работы. |
Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учебной деятельности, обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию; ответственно относятся к выполнению учебных задач; демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека. |
|
2. Этап мотивации к учебной деятельности учащихся |
|||||
Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. |
1 мин |
Мотивирует учащихся к учебной деятельности, организует работу с оценочными листами - Посмотрите на наш класс. На что он похож? (на лабораторию) - А что делают в научных лабораториях? (проводят исследования) - А кто работает в лаборатории (ученые) Сегодня вы тоже побываете в роли ученых и сделаете свои первые открытия. "Будет интересно!” Возьмите, пожалуйста, оценочные листы, подпишите их и в графе «Начало урока» дорисуйте смайлик в соответствии со своим настроением Актуализация имеющихся информационных ресурсов у обучающихся |
Включаются в учебную деятельность, участвуют в беседе, заполняют оценочные листы |
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
|
3. Этап актуализации знаний |
|||||
Актуализация опорных знаний и способов действий |
4 мин |
Учитель организует беседу на основании знаний, полученных на предыдущих уроках и из личного опыта. Проводит демонстрационный опыт - Итак, сегодня мы будем учеными. Перечислите методы исследования, которыми пользуются ученые (наблюдение, опыт, измерение, описание, сравнение, моделирование) видео - А теперь внимание, смотрим на меня. (Учитель демонстрирует опыт по изменению окраски раствора) - Итак, каким методом я сейчас воспользовалась? (опыт, эксперимент) - Что же вы видели? Что сейчас произошло? (превращение). Действительно, произошло превращение одного цвета в другой, т.е. одного вещества в другое. - Какая наука изучает вещества и их превращения? (химия). Совершенно верно. |
Участвуют в беседе по повторению, наблюдают демонстрацию опыта учителем, определяют метод исследования, анализируют результат, делают выводы
Самостоятельно контролируют собственное время и учатся управлять им, преобразовывать практическую задачу в познавательную. Аргументируют свою точку зрения, распределяют функции в группе. |
Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы; умение полно и точно выражать свои мысли; Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: формирование интеллектуальных умений (выделять главное, сравнивать, строить рассуждения, обобщать). |
|
4. Этап целеполагания |
|||||
Обеспечение выработки и принятие учащимися целей урока |
3 мин |
Вместе с учащимися определяет тему урока, его цель и задачи; акцентирует внимание на значимость темы. - На прошлом уроке мы изучали состав клетки, ее строение. А как вы думаете, что сегодня мы будем изучать в роли химиков? (версии детей) Учитель записывает тему на доске, ребята в тетрадях. Тема урока «Химический состав клетки» Все ученые проводят свои исследования в строго определенном порядке. Сначала надо сформулировать цель исследования. Давайте вместе подумаем, что же мы сегодня будем изучать (версии детей). Учитель анализирует ответы детей, дополняет, корректирует, проговаривает и записывает на доске Цель: изучить химический состав клетки. Разбиваем цель на отдельные части и формулируем задачи нашего исследования (версии детей). Учитель пишет на доске Задачи: 1. Изучить химический состав клетки 2. Выяснить роль веществ в клетке |
Определяют тему и цель урока. Записывают тему урока в рабочую тетрадь по биологии. Выдвигают предположения по поводу изучаемой темы. Отвечают на заданные вопросы. |
Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. Регулятивные: целеполагание Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; установление причинно-следственных связей. Личностные: Ответственное отношение к выполнению учебных задач; |
|
5. Этап выявления места и причины затруднения. |
|||||
Фиксация места и причины затруднения |
4 мин |
Организует беседу с классом для выявления затруднений в теме и работу с оценочным листом. Постановка проблемы «Как можно узнать, какие вещества входят в состав клетки?» (выдвижение гипотез). - Какие методы мы будем использовать для того, чтобы ответит на эти вопросы? (ответы детей). Учитель, корректируя ответы, пишет на доске Методы исследования: эксперимент, работа с учебником.
- Что мы сегодня будем использовать в качестве объекта исследования? Посмотрите на свои столы, что вы видите? (клубень картофеля, яблоко, луковица, семена подсолнечника и овса). - Каким организмам принадлежат эти части? (растениям). Правильно! На растениях проще всего ставить небольшие опыты, поэтому мы их и используем чаще других объектов. Записываем Объект исследования: органы растения Предмет исследования: химический состав клетки. (Слайд 8) , видео - Далее ученые проводят опыты, а потом делают выводы. Внимание смотрим на меня и слушаем. Опыты и эксперименты ученые проводят очень осторожно, чтобы не поранить себя и окружающих, поэтому четко выполняют все, что написано в инструкции. Первый опыт я вам продемонстрирую, а все остальное вы сделаете сами. Итак, все живые организмы состоят из клеток, а клетки всех организмов имеют одинаковый химический состав. - Из чего состоят все тала в природе? (из веществ). - А какие это вещества? На какие группы они делятся? - Не знаете? - Почему вы не можете ответить на этот вопрос? (не хватает знаний) Возьмите, пожалуйста, оценочный лист и оцените сейчас ваши знания по теме урока. Насколько хорошо вы можете нам рассказать о химическом составе клетки и роли веществ |
Участвуют в беседе, определяют объект и предмет исследования, методы, необходимые для дальнейшей работы, знакомятся с правилами безопасности при проведении опытов, выявляют причины затруднений, работают с оценочными листами |
Регулятивные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое, определять цели и задачи урока. Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы |
|
6. Этап построения плана выхода из затруднения |
|||||
Построение плана устранения возникшего затруднения. |
1 мин |
Организует беседу для построения плана выхода из затруднения - Хотите узнать? (да). - Что же нам для этого нужно сделать? (прочитать параграф, послушать рассказ учителя, провести опыты, посмотреть в Интернете и т.д.) |
Намечают план выхода из затруднения |
Регулятивные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое, планировать свою деятельность для достижения цели Личностные: уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы Познавательные осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию. |
|
7. Реализация построенного плана |
|||||
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. Исследовательским путем доказать наличие в клетках растений воды, минеральных веществ, белков, углеводов и жиров. |
10 мин |
Учитель демонстрирует опыт, комментирует его, организует беседу по результатам эксперимента. Организует работу в группах для проведения эксперимента по изучению химическому составу клетки, контроль за качеством выполненных опытов и составлением исследовательских отчетов, заполнением схемы. Итак, приступим к получению новых знаний. Смотрим на меня и слушаем внимательно. В сухую пробирку помещаем немного зерен овса и прокаливаем над пламенем горелки. Через некоторое время появляется дым и запах. Это обугливаются и сгорают органические вещества. Потом в пробирке останется только зола – а это уже неорганические вещества – минеральные соли. - Какой вывод мы делаем из этого опыта? (Все живые организмы состоят из воды, неорганических и органических веществ) - Объясните мне, пожалуйста, почему вещества называются органическими? (версии детей). Правильно, они встречаются только в организмах, т.е. в живой природе, а неорганические мы можем увидеть и в живой и в неживой природе. Так к какой группе веществ мы отнесем минеральные соли? (к неорганическим веществам). Работа в группах. А сейчас вы сами проведете некоторые опыты. Организуется работа в группах по инструктивным карточкам (5 минут). Ребята проводят опыты, оформляют исследовательский отчет, готовят ответы на вопросы, используя учебник. Задания для работы в группах представлены в Приложении 2 Далее учащиеся рассказывают о результатах исследования, делают выводы и отвечают на вопросы. Возможна помощь других групп (5 минут) Беседа. - Итак, ребята, к какому же выводу мы пришли на основании опытов? Из каких веществ состоит клетка? (органических и неорганических). Приведите примеры этих веществ. Самостоятельно заполните схему. Приложение 3. Далее проверяем заполнение схемы по образцу |
Наблюдают демонстрацию опыта учителем, сами проводят опыты, анализируют из результаты, делают выводы. Работают с учебником, заполняют исследовательский отчет, докладывают о результатах эксперимента, составляют схему |
Коммуникативные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов темы, аргументировать свою точку зрения: организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками. Познавательные: научиться воспринимать и анализировать текст. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию. Предметные результаты: формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах; приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов Личностные: соблюдение правил обращения с лабораторным оборудованием. |
|
1 мин |
Организует проведение физкультминутки А у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. |
Участвуют в физкультминутке. Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. |
Личностные: знание основ здорового образа жизни. |
||
5 мин |
Организует работу в группах с учебником для определения значения веществ в жизни организма, контроль за качеством выполненных работы с учебником, заполнением таблицы - Посмотрите на задачи нашего урока. Какую из них мы выполнили? Какая осталась не выполненной? Как мы ее будем выполнять? Какой метод будем использовать? (работу с учебником). Правильно. У вас на столах лежат задания для работы на зеленых листочках. Выполните задание в группе и обсудите его (3 минуты на подготовку) Приложение 4. Далее по результатам работы в группах вместе заполняем таблицу в тетрадях. |
Работают в группах с учебником, отвечают на вопросы. Докладывают о результатах работы, заполняют таблицу |
Коммуникативные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов темы, аргументировать свою точку зрения: организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками. Познавательные: научиться воспринимать и анализировать текст. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст; классифицировать методы изучения живой природы. Предметные результаты: формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах; приобретение опыта использования методов биологической науки |
||
8. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Открытие нового знания |
|||||
Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекций. |
4 мин |
Организует беседу с учащимися для закрепления нового материала - Молодцы! Прекрасно поработали. Итак, исследовательская часть закончена. Что мы обязательно должны сделать в конце работы? (вывод). Правильно - Какой же вывод мы делаем сегодня? Смотрим на задачи, которые ставились в начале работы. (Версии детей). Учитель подводит итог, проговаривает вслух и записывает на доске, дети в тетради Выводы: В клетках содержатся органические вещества (белки, жиры и углеводы) и неорганические (вода и минеральные соли). Вещества используются для построения клеток организма и участвуют в процессах жизнедеятельности клетки. Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на презентацию. На ней у нас получилась настоящая исследовательская работа, причем оформленная как у настоящих ученых. - Какие этапы включает в себя исследование? (Цель, задачи, методы, сами исследования, выводы) |
Участвуют в беседе. |
Коммуникативные: умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы; умение выражать свои мысли, умение планировать учебное сотрудничество. Личностные: мотивировать свои действия. |
|
9. Применение нового знания. Этап самостоятельной работы с взаимопроверкой по эталону |
|||||
Определить уровень усвоения учащимися знаний о химическом составе клетки |
5 мин |
Организует самостоятельную работу с взаимопроверкой по эталону А теперь давайте проверим насколько хорошо вы изучили химический состав клетки. Возьмите желтый листочек с заданием. Подпишите фамилию и во втором столбике впишите ответы. Прочитайте предложения и если вы с ними согласны впишите слово «Да», если не согласны – «Нет». Далее организуется взаимопроверка по эталону |
Выполняют самостоятельную работу с взаимопроверкой по эталону |
Регулятивные: прогнозирование –предвосхищение результата и уровня усвоения; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Коммуникативные: умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы Личностные: мотивировать свои действия. |
|
10. Домашнее задание |
|||||
Обеспечение понимания учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания |
3 мин |
Задает домашнее задание, комментируя его. Всем: п. 6 прочитать, ответить устно на вопросы к параграфу На выбор Изучите этикетки продуктов питания растительного происхождения и найдите информацию о содержании белков, жиров и углеводов. Выясните, какие продукты наиболее богаты этими веществами. Результаты исследования запишите в тетрадь. Проведите исследование и подберите информацию, используя Интернет и дополнительную литературу, о различных группах культурных растений (масличных, зерновых, бобовых) и их значении в жизни человека |
Учащиеся записываю задание, прослушивают инструктаж |
Регулятивные Волевая саморегуляция. Оценка своих возможностей, выбор посильного уровня задания. Личностные Адекватное реагирование на трудности. |
|
11. Этап рефлексии учебной деятельности |
|||||
Дать оценку работы учащихся |
3 мин |
Организует обсуждение результатов работы, решения проблемы, выполнения поставленной цели Подводит итоги работы, организует заполнение оценочного листа. Благодарит учащихся за работу на уроке. - Урок наш подходит к концу. В оценочным листе заполняем графу «В конце урока». оцениваем свои знания и работу на уроке. Сравниваем результаты. - Поднимите руку те, у кого оценка стала выше. У кого осталась на том же уровне. - Молодцы! Спасибо большое всем за работу! |
Учащиеся заполняют и сдают карточки оценочные листы. Оценивают правильность выполненных действий, вносят необходимые результаты и корректируют их, участвуют в беседе с учителем. Выражают собственное мнение о работе и полученном результате. |
Регулятивные: Осуществляют итоговый контроль, оценивание собственной деятельности на уроке Коммуникативные: Приходят к общему мнению в совместной деятельности |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.