Технологическая карта урока
Ф.И.О. Панкова Елена Юрьевна
Предмет: история России
Класс : 9
УМК: Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я.Токарева; под ред. А.В. Торкунова. История России. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2016.
Тема урока: Отечественная война 1812 года.
Цель урока: Сформировать у учащихся знание и понимания ими значимого события истории России - Отечественной войны 1812 года.
Задачи:
Образовательные: формировать у учащихся умения отбирать нужный материал, выделять главное, определять признаки, работать по плану.
Развивающие: развивать критическое мышление, способность правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения изученного; уметь вести диалог, отстаивая свою точку зрения; воспринимать историческую эпоху, представленную докладчиками; сопереживать людям, прошедшим испытания судьбы, формировать читательскую культуру, эстетический вкус.
Воспитательные: способствовать духовно – нравственному развитию личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, чувством патриотизма, приобщению к культурным ценностям, развитию коммуникативных способностей во время работы на уроке; способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения.
Личностные УУД: воспитание патриотизма, нравственности, уважения к историческому прошлому, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
Регулятивные УУД: формирование у учащихся умение определять цель и задачи урока, планировать учебные действия на уроке (совместно с учителем), осуществлять контроль усвоения новых знаний и самостоятельно оценивать качество усвоения материала;
Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.
Познавательные УУД: умение анализировать текст, определять понятия, указывать признаки, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логичное рассуждение и делать выводы
Планируемые результаты
Предметные:
Знать историю Отечественной войны, её причины и предпосылки, источники победы в этой войне; историческую роль Александра I, Барклая де Толли и Кутузова, роль армии и народного ополчения в выполнении задач, которые необходимы для победы, изменение международного положения России после войны.
Уметь анализировать текст; определять важность информации, раскрывающей особенность данного исторического события; устанавливать причинно- следственные связи.
Личностные: потребность сохранять и преумножать исторические знания как явления национальной культуры;
пробудить у учащихся стремления развиваться, совершенствоваться, способствовать формированию ценностного отношения к истории своей страны, стремления сделать что-то полезное для Родины.
Метапредметные: научиться анализировать, сопоставлять, обобщать, классифицировать, осуществлять пошаговый контроль способов решения, адекватно принимать оценку и корректировать результаты, сотрудничать, выстраивать своё мнение и позицию.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Технология: проблемно - поисковое обучение, технология сотрудничества.
Межпредметные связи: география, экономика, литература.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Необходимое техническое оборудование:
· Мультимедийный проектор.
· Экран для просмотра презентации.
· Компьютер.
· Диск с материалами урока (презентация).
· Индивидуальный раздаточный материал.
Этапы урока |
Деятельность |
Деятельность учеников |
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
Форма организации взаимодействия |
Промежуточный контроль |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
УУД |
||||||
1.Организа-ционный
момент |
Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой. |
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. |
|
|
|
|
Коммуникатив-ные:
умение
слушать учителя. Личностные: выражение положительного отношения к процессу познания. |
2.Актуализация знаний. Повторение пройденного материала |
Подготовка к изучению нового материала. Ребята, взгляните на карикатуру, как она связана с событиями XIX века?
Что означает ошейник на шее медведя?
Был ли договор выгоден для России? Как соблюдался? Стал ли Тильзитский договор прочной основой для дружеских взаимоотношений между Россией и Францией? Аргументируйте свою точку зрения.
|
Рассматривают иллюстрацию, отвечают на поставленные вопросы.
Подписание Тильзитского мира, 1807 год Что Россия оказалась в невыгодном, подчинённом положении, «на поводке» у Наполеона
Нет (Континентальная блокада экономически не выгодна), условия нарушались Россией.
Не стал, отношения ухудшались, обе стороны готовились к новой войне. В 1812 году начался новый военный конфликт. Отвечают на поставленные вопросы, заполняют маршрутный лист, комментируют свои записи, и ответы других ребят, оценивает свою работу.
+ правильно ответил на поставленный вопрос. - неправильно ответил на поставленный вопрос. |
На доске представлена карикатура
На слайде вопросы, на которые ученик должен ответить.
|
Индивидуальная |
Самопроверка |
Уметь определять ключевые даты, причинно-следственные связи, формулировать роль основные направления внешней политики России |
Коммуникатив-ные: умение слушать, излагать свое мнение в монологе, корректировать свое мнение под воздействием контраргументов. Регулятивные: участвовать в коллективном обсуждении поставленных вопросов, контролировать и корректировать выполненное задание. Познавательные: сравнивать объекты исследования, выделять главное, анализировать, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: формирование духовно -нравственных и эстетических чувств, адекватной самооценки. |
Постановка проблемы. Формулиров-ка темы и цели урока |
Подводит к формулировке темы и цели урока. Итак, отношения между Францией и Россией неуклонно ухудшались. Не прошли незаметно и грандиозные военные приготовления Франции к войне. на востоке. О чём сегодня нам предстоит поговорить?
Уважаемые ребята, прослушайте отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова: Война 12-го года настала. Кто тут нам помог: остервенение народа, Барклай, зима иль русский Бог? и ответьте на вопросы: - Какую проблему сегодня нам предстоит решить?
Для решения проблемы какие задачи необходимо поставить? Какие вопросы потребуется рассмотреть?
|
Ученики с помощью учителя формулируют тему урока и записывают в тетрадь.
Ученики формулируют проблему:
В чём заключалась главная причина победы России в Отечественной войне 1812 г.?
Выяснить планы сторон, соотношение сил двух армий, оценить их боеспособность, определить преимущества и недостатки. |
На презентации появляется тема урока: «Отечественная война 1812 года».
|
Фронтальная |
Устные ответы |
Уметь по ключевым словам правильно формулировать тему урока, проблему поставить цель. |
Коммуникатив-ные: умение вести диалог. Регулятивные: планирование деятельности на уроке. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование поставленной цели. |
Мотивация учебной деятельности для решения поставленной проблемы.
|
Мы знаем, что в этот период армия Наполеона считалась самой сильной в Европе, она покорила значительные территории, превратив Францию в могущественную империю. Европейские державы были разобщены, а силы России были отвлечены на войну с Турцией. Тем не менее, России удалось нанести поражение Франции. Как удалось достичь победы? - Чтобы в этом разобраться, мы проведем исследование: Какие события произошли в ходе войны 1812 года и что определило её исход. Мы разделимся на группы. Для каждой группы будет задание. Правильно выполненное задание мы будем оформлять в рабочем листе.
-Для удобства работы, вы можете воспользоваться кроссенсом, который поможет вам провести свое исследование. |
Ученики делятся на группы. Получают задания. Ставят задачи: 1.Проанализиро-вать представленный исторический материал; 2.Найти ответы на вопросы задания в тексте учебника. 3. Оценить военное искусство русских полководцев 3.Сделать выводы о том, каковы источники и причины победы России в Отечественной войне 4.Какую роль в военных действиях сыграло партизанское движение
|
Обращаются к учебнику и к заданиям, которые есть у каждой группы
На слайде появляется кроссенс. |
Группо-вая |
Письмен-ные ответы |
Уметь определять ключевые даты, причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать роль и значение деятельности Барклая де Толли, Кутузова, народного ополчения. |
Коммуникатив-ные: уметь слушать мнение других, излагать свое в диалоге, аргументировать ,подтверждая текстом. Регулятивные: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Познавательные: находить информацию, владеть смысловым чтением: вычитывать фактуальную информацию в тексте, представлять информацию в разных формах. Личностные: воспитывать патриотическое отношение, осознавать целостность мира и многообразия взглядов, формировать духовно-нравственное отношение к людям. |
Самостоя-тельное усвоение новых знаний и создание проекта. |
Каждой группе даются карточки с заданиями, для выполнения можно использовать учебник, интернет- ресурсы, результатом работы станет составление тематического сообщения для класса. Учитель смотрит, как проходит работа в группах, отвечает на отдельные вопросы ребят, если они появляются |
Ученики обсуждают в группах поставленные задания, находят в тексте учебника и в интернете ответы. Вписывают в маршрутном листе Смотрят презентацию, анализируют ситуацию
|
На слайде кроссенс
Задание для группы №1. Оцените внешнеполитичес-кие успехи России накануне вторжения армии Наполеона. Каковы были цели Франции в войне с Россией (дополнительный материал) Задание для группы №2. Дайте сравнительный анализ военных планов сторон накануне войны. Сравните численность армий Наполеона и русской (пункт 2) Задание для группы №3. Какие событие на начальном этапе войны позволили усомниться в непобедимости французов. Оцените Смоленское сражение (пункт 3) Задание для группы №4. Почему в ходе войны было принято решение о смене командующего русской армией. Как это событие отразилось на моральном состоянии русских войск и общества в целом? (пункт 4.) Задание для группы №5. Опишите ход, основное значение и итоги Бородинской битвы. Дайте военно-политическую оценку этого сражения. Задание для группы №6. Кто такие партизаны? Каков их вклад в достижение победы? Назовите прославленные имена партизанского движения. Вспомните из истории, когда народное ополчение уже играло ведущую роль в исходе военного конфликта в России? |
Группо-вая
|
Письмен-ные ответы |
Уметь охарактеризо-вать событие, правильно подбирать признаки, характеризую-щие данное мероприятие, видеть историческую значимость данного мероприятия, видеть историческую роль русского народа, владеть историческими терминами. |
Коммуникатив-ные: организовывать работу в группе, вырабатывать с ней решения, излагать свое мнение в диалоге, понимать позицию как участников, так и автора, преодолевать конфликты, различать в речи другого мнения. Познавательные: находить информацию, владеть смысловым чтением, определять понятия, представлять информацию в разных формах. Регулятивные: определять проблему, выдвигать версии, работать по плану, сверяясь с целью. Личностные: аргументированно оценивать поступки исторического лица, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности, учиться осмысливать чужие поступки, патриотически относиться к истории своей страны. |
Физкультминутка
|
Итак, время работы групп подошло к концу, чтобы дать небольшую передышку перед презентацией результатов работы, проведём физкультминутку.
|
Ученики выполняют гимнастику для глаз.
|
Слайд с упражнениями для глаз. |
Группо-вая
. |
Устные ответы, движения учащихся |
|
Коммуникатив-ные: умение использовать икт для достижения своих целей, использовать речевые средства. Познавательные: логически мыслить, находить пути решения. Личностные: стремление к здоровому образу жизни. |
Защита проектов. |
Организует работу по подведению итогов работы в группах, отмечает наиболее активных учащихся. Заслушивает выводы по итогам работы групп |
Ученики отвечают на поставленные вопросы, делают выводы значимости грамотного стратегического планирования русского верховного командования, указывают роль Барклая де Толли и Кутузова, самоотвержен-ности простых солдат и офицеров, оценивают вклад партизанского движения. Делают вывод, что победа в Отечественной войне – это результат усилий всего русского народа, его героизм.
Остальные группы вписывают информацию в рабочие тетради, создают кластер. |
Работа с маршрутным листом и с текстом учебника |
Группо-вая и индивидуальная |
Определение группы, которая наиболее полно справи-лась с заданием |
Умение применять теоретические знания на практике. |
Коммуникатив-ные: умение комментировать свои записи, использовать речевые средства в зависимости от поставленной задачи. Познавательные: устанавливать причинно- следственные связи, делать выводы. Регулятивные: осуществлять контроль; редактирование, оценивание качества и уровня усвоения поставленной цели. Личностные: стремление к трудолюбию, взаимопомощи. |
Закрепление нового материала |
Почему мы сегодня начали урок с английской карикатуры? Какие внешнеполитические цели стояли перед Россией после Тильзитского мира? Удалось ли их достичь? Какие задачи в ходе войны стояли перед русской армией, удалось ли их решить? Вспомним, какую проблему мы определили в качестве ключевой на этом уроке? Удалось достичь цели? Остались ли у вас вопросы?
|
Ученики отвечают на вопросы, повторяют и закрепляют пройденный материал
|
Обращаемся к слайду с кроссенсом
|
Фронта-льная
|
Устные ответы |
Умение видеть причинно-следственные связи, помнить основные исторические даты, термины, события |
Познавательные: вычитывать подтекстовую и концептуальную информацию. Коммуникати-вные: умение вести диалог с учителем. Личностные: стремление к соблюдению норм литературного языка, формирование уважительного отношения к религиозной символике. |
Подведение итогов |
Организует работу по подведению итогов, отмечает наиболее активных учащихся.
|
Анализируют, подводят итоги, вспоминают, какое новое знание открыли на уроке. |
|
Фронта-льная |
Устные ответы |
|
Коммуникатив-ные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения мыслей. Познавательные: анализ, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
|
Рефлексия |
Как вы думаете, какими черты русского характера проявились в этой войне? Подумайте, какие личные качества Александра I проявились в этот период. Придумайте синквейн про Бородинское сражение - Оцените работу каждого в группе.
|
Ученики составляют синквейн про Бородино
Обсуждение и заполнение листов самооценки. |
Представляются синквейны
Листы самооценки. |
Индиви-дуальная |
Устные ответы
Листы обратной связи |
|
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: оценивание качества и уровня усвоения. Личностные: аргументированная оценка своей деятельности. |
Домашнее задание |
Объясняет, как необходимо выполнить домашнее задание.
|
Слушают объяснение учителя. |
Базовый уровень. 1.Базовый уровень. Прочитать параграф 4. Ответить на вопросы. 2 Повышенный уровень. Подготовить сообщения о героях Отечественной войны 1812 года. |
|
|
|
|
Раздаточный материал.
1. Наполеон с 300тысячной армией, перейдя через Неман, вторгся в пределы Российской империи. 2. Александр I получил известие об этом, когда находился на балу. Бал отменен не был. 3. Главнокомандующим русской армией в начале войны был назначен М.Б. Барклай – де – Толли, который намеренно отводил русскую армию «назад», чтобы соединиться с армией Багратиона. 4. Первый крупный отпор соединенными армиями был дан французам в Смоленске 4-5 августа, 5. самым крупным сражением Отечественной войны было Бородино, 6. Главнокомандующим русской армии назначен Кутузов, на Совете в Филях, было решено оставить Москву и сжечь.7. благодаря такому решению, тактике французов удалось «изгнать» из пределов России, 8. изгнание по Старой Смоленской дороге 9. Изгнать французов, дать им отпор удалось благодаря мужеству и стойкости русских солдат, офицеров, партизан и всего русского народа.
Маршрутный лист
Задания маршрутного листа
№ |
Вопрос |
Ответ ученика |
Самооценка + +/ - +/ - |
1 |
Каким событиям посвящена карикатура? |
|
|
2 |
Что означает ошейник на шее медведя? |
|
|
3 |
Был ли договор выгоден для России? Как соблюдался? |
|
|
4 |
Стал ли договор прочной основой для дружеских взаимоотношений между Россией и Францией? Аргументируйте свою точку зрения |
|
|
5 |
|
|
|
Условные обозначения.
Оцениваю сам себя |
++ у меня всё получилось -+ были затруднения, но я справился - у меня не получилось |
Лист самооценки.
Ф. И. ________________________________________________________________________
ТЕМА УРОКА (Впишите, когда тема будет определена): ____________________________
ЦЕЛЬ УРОКА (Впишите, когда тема будет определена): ____________________________
Этап |
Учебная деятельность |
Моё участие на данном этапе (Отметьте верные для вас утверждения галочкой) |
Начало урока |
Настрой на урок |
включился с желанием узнать новое включился с интересом включился, так как надо |
1 шаг |
Повторение пройденного материала |
получил правильный результат, работая индивидуально передал инициативу партнеру |
2 шаг |
Постановка проблемы. Формулировка темы и цели урока |
быстро справился с поставленными задачами попробовал выполнить задание, но допустил ошибки попробовал выполнить задание, но встретился с затруднением не смог выполнить задание |
3-4 шаг |
Самостоятельное усвоение новых знаний и создание проекта. |
принял активное участие в работе участвовал в работе по мере своих возможностей созерцал происходящее на данном этапе быстро |
5 шаг |
Защита проектов |
принял активное участие в работе участвовал в работе по мере своих возможностей созерцал происходящее на данном этапе быстро |
6 шаг |
Самостоятельная работа заполнение маршрутных листов, создание кластера. |
выполнил самостоятельно задание без ошибок выполнил самостоятельно задание с ошибками, понял их и исправил не смог выполнить задание, так как не успел |
7 шаг |
Применение нового материала в системе знаний |
выполнил самостоятельно задание без ошибок выполнил самостоятельно задание с ошибками, понял их и исправил не смог выполнить задание, так как не успел |
8 - 9 шаги |
Инструктаж по домашнему заданию и итог урока |
мне всё понятно по теме урока, я успешно выполню домашнее задание мне в целом понятна тема, я внимательно буду делать домашнее задание мне понятна большая часть темы, перед выполнением домашнего задания проконсультируюсь у учителя или одноклассника. |
Лист самооценки и взаимооценки в работе над проектом
Критерий (за каждый критерий – от 0 до 5 баллов) |
Моя оценка |
Оценка группы |
Комментарий учителя |
Я внес (-ла) большой вклад в работу группы |
|
|
|
Я умею выслушивать мнения других ребят, принимать другую точку зрения |
|
|
|
Я умею объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждать |
|
|
|
Я готов(а) принимать новые и неожиданные идеи, отличающиеся от моего первоначального мнения
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.