Технологическая карта урока по теме "Отечественная война 1812 года"
Оценка 4.8

Технологическая карта урока по теме "Отечественная война 1812 года"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
история
Взрослым
12.06.2023
Технологическая карта урока по теме "Отечественная война 1812 года"
Урок разработан в соответствии с технологией проблемного обучения.
Технологическая карта 1.docx

Технологическая карта урока 

Ф.И.О. Панкова Елена Юрьевна
Предмет: история России
Класс : 9

УМК: Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я.Токарева; под ред. А.В. Торкунова. История России. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2016.

Тема урока: Отечественная война 1812 года.

Цель урока: Сформировать у учащихся знание и понимания ими значимого события истории России - Отечественной войны 1812 года.

Задачи:

Образовательные: формировать у учащихся умения отбирать нужный материал, выделять главное, определять признаки, работать по плану.   

Развивающие: развивать критическое мышление, способность правильно формулировать свои мысли  в процессе обобщения изученного; уметь вести диалог, отстаивая свою точку зрения; воспринимать историческую эпоху, представленную докладчиками; сопереживать людям, прошедшим испытания судьбы, формировать читательскую культуру, эстетический вкус.

Воспитательные: способствовать духовно – нравственному  развитию личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, чувством патриотизма,   приобщению к культурным ценностям, развитию коммуникативных способностей во время работы на уроке; способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения.

Личностные УУД: воспитание патриотизма, нравственности, уважения к историческому прошлому, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

Регулятивные УУД: формирование у учащихся умение определять цель и задачи урока, планировать учебные действия на уроке (совместно с учителем), осуществлять контроль усвоения новых знаний и самостоятельно оценивать качество усвоения материала;

Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные УУД: умение анализировать текст, определять понятия, указывать признаки, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логичное рассуждение и делать выводы

Планируемые результаты

Предметные:

Знать историю Отечественной войны, её причины и предпосылки, источники   победы в этой войне; историческую роль Александра I, Барклая де Толли и Кутузова, роль армии и народного ополчения в выполнении задач, которые необходимы для победы, изменение международного положения России после войны.

 Уметь   анализировать текст; определять важность информации, раскрывающей особенность данного исторического события; устанавливать  причинно- следственные связи.

Личностные: потребность сохранять и преумножать исторические знания как явления национальной культуры;

 пробудить у учащихся  стремления развиваться, совершенствоваться, способствовать формированию ценностного отношения к истории своей страны,  стремления    сделать что-то полезное для Родины.

Метапредметные: научиться анализировать, сопоставлять, обобщать, классифицировать, осуществлять пошаговый контроль способов решения, адекватно принимать оценку и корректировать результаты, сотрудничать, выстраивать своё мнение и позицию.

 

Тип урока: урок получения новых знаний.

 

Технология: проблемно - поисковое обучение, технология сотрудничества.

 

Межпредметные связи: география, экономика, литература.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Необходимое техническое оборудование:

·         Мультимедийный проектор.

·         Экран для просмотра презентации.

·         Компьютер.

·         Диск с материалами урока (презентация).

·         Индивидуальный раздаточный материал.

 

 

Этапы урока

Деятельность
учителя

Деятельность

учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Форма организации взаимодействия

Промежуточный контроль

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1.Организа-ционный момент

 Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой.

 Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

 

 

 

 

Коммуникатив-ные:  умение слушать учителя.
Регулятивные:
нацеливание на успешную работу.

Личностные: выражение положительного отношения к процессу познания.

2.Актуализация знаний. Повторение пройденного материала

Подготовка к изучению нового материала.

Ребята, взгляните на карикатуру, как она связана с событиями

XIX века?

 

 

 

Что означает ошейник на шее медведя?

 

 

 

Был ли договор выгоден для России? Как соблюдался?

Стал ли Тильзитский договор прочной основой для дружеских взаимоотношений между Россией и Францией? Аргументируйте свою точку зрения.

 

Рассматривают иллюстрацию, отвечают на поставленные вопросы.

 

Подписание Тильзитского мира, 1807 год

Что Россия оказалась в невыгодном, подчинённом положении, «на поводке» у Наполеона

 

Нет (Континентальная блокада экономически не выгодна), условия нарушались Россией.

                          

Не стал, отношения ухудшались, обе стороны готовились к новой войне. В 1812 году начался новый военный конфликт.

 Отвечают на поставленные вопросы, заполняют маршрутный лист, комментируют свои записи, и ответы других ребят, оценивает свою работу.

 

+ правильно ответил на поставленный вопрос.

 - неправильно ответил на поставленный вопрос.

 На доске представлена карикатура  

 

 

 

 

 

На слайде вопросы, на которые ученик должен ответить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная

Самопроверка

Уметь определять ключевые даты, причинно-следственные связи, формулировать роль основные направления внешней политики России

Коммуникатив-ные: умение слушать, излагать свое мнение в монологе, корректировать свое мнение под воздействием контраргументов.

Регулятивные: участвовать в коллективном обсуждении поставленных вопросов, контролировать и корректировать выполненное задание.

Познавательные:

сравнивать объекты исследования, выделять главное, анализировать,

контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: формирование духовно  -нравственных и эстетических чувств, адекватной самооценки.

 Постановка проблемы. Формулиров-ка темы и цели урока

Подводит к формулировке темы и цели урока.

Итак, отношения между Францией и Россией неуклонно ухудшались.   Не прошли незаметно и грандиозные военные приготовления Франции к войне. на востоке.

О чём сегодня нам предстоит поговорить?

 

Уважаемые ребята, прослушайте отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова:

Война 12-го года настала. Кто тут нам помог: остервенение народа, Барклай, зима иль русский Бог?  и ответьте на вопросы:

- Какую проблему сегодня нам предстоит решить?

 

 

 

 

Для решения проблемы какие задачи необходимо поставить? Какие вопросы потребуется рассмотреть?

 

 

 

 

 

Ученики с помощью учителя формулируют тему урока и записывают в тетрадь.

 

 

 

Ученики формулируют проблему:

 

 

 

 

 

 

 

В чём заключалась главная причина победы России в Отечественной войне 1812 г.?

 

 

Выяснить планы сторон, соотношение сил двух армий, оценить их боеспособность, определить преимущества и недостатки.

На презентации появляется тема урока: «Отечественная война 1812 года».

 

 

 

 

Фронтальная

Устные ответы

Уметь по ключевым словам правильно формулировать тему урока, проблему поставить цель.

Коммуникатив-ные: умение вести диалог.

Регулятивные:

планирование деятельности на уроке.

Познавательные:  самостоятельное выделение и формулирование поставленной цели.

Мотивация учебной деятельности для решения поставленной проблемы.

 

Мы знаем, что в этот период армия Наполеона считалась самой сильной в Европе, она покорила значительные территории, превратив Францию в могущественную империю. Европейские державы были разобщены, а силы России были отвлечены на войну с Турцией. Тем не менее, России удалось нанести поражение Франции. Как удалось достичь победы?

- Чтобы в этом разобраться, мы проведем исследование: Какие события произошли в ходе войны 1812 года и что определило её исход.

Мы разделимся на группы. Для каждой группы будет задание. Правильно выполненное задание мы будем оформлять в рабочем листе.

 

 

-Для удобства работы, вы можете воспользоваться кроссенсом, который поможет вам провести свое исследование.

Ученики делятся на группы. Получают задания.

Ставят задачи:

1.Проанализиро-вать представленный исторический материал;

2.Найти ответы на вопросы задания в тексте учебника.

3. Оценить военное искусство русских полководцев

3.Сделать выводы о том, каковы источники и причины победы России в Отечественной войне

4.Какую роль в военных действиях сыграло партизанское движение

 

Обращаются к учебнику и к заданиям, которые есть у каждой группы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На слайде появляется кроссенс.

Группо-вая

Письмен-ные ответы

Уметь определять ключевые даты, причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать роль и значение деятельности Барклая де Толли, Кутузова, народного ополчения.

 Коммуникатив-ные: уметь слушать мнение других, излагать свое в диалоге, аргументировать ,подтверждая текстом.

Регулятивные:

развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Познавательные:

находить информацию, владеть смысловым чтением: вычитывать фактуальную информацию в тексте, представлять информацию в разных формах.

Личностные: воспитывать патриотическое отношение, осознавать целостность мира и многообразия взглядов, формировать духовно-нравственное отношение к людям.

Самостоя-тельное усвоение новых знаний

и создание проекта.

Каждой группе даются карточки с заданиями, для выполнения можно использовать учебник, интернет- ресурсы, результатом работы станет составление тематического сообщения для класса.

Учитель смотрит, как проходит работа в группах, отвечает на отдельные вопросы ребят, если они появляются

 

 

 

 

Ученики обсуждают в группах поставленные задания, находят в тексте учебника и в интернете ответы.

Вписывают в маршрутном листе

Смотрят презентацию, анализируют ситуацию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На слайде кроссенс

 

 

1

  Задание для группы №1. Оцените  внешнеполитичес-кие успехи России накануне вторжения армии Наполеона. Каковы были цели Франции в войне с Россией (дополнительный материал)

Задание для группы №2. Дайте сравнительный анализ военных планов сторон накануне войны. Сравните численность армий Наполеона и русской (пункт 2)

Задание для группы №3. Какие событие на начальном этапе войны позволили усомниться в непобедимости французов. Оцените Смоленское сражение (пункт 3)

Задание для группы №4.  Почему в ходе войны было принято решение о смене командующего русской армией. Как это событие отразилось на моральном состоянии русских войск и общества в целом? (пункт 4.)

Задание для группы №5. Опишите ход, основное значение и итоги Бородинской битвы. Дайте военно-политическую оценку этого сражения.

Задание для группы №6.

Кто такие партизаны? Каков их вклад в достижение победы? Назовите прославленные имена партизанского движения. Вспомните из истории, когда народное ополчение уже играло ведущую роль в исходе военного конфликта в России?

Группо-вая

 

 

 

 

Письмен-ные ответы

 Уметь охарактеризо-вать событие, правильно подбирать признаки, характеризую-щие данное мероприятие,  видеть историческую

значимость данного мероприятия, видеть историческую роль  русского народа, владеть  историческими терминами.

 Коммуникатив-ные: организовывать работу в группе, вырабатывать с ней решения, излагать свое мнение в диалоге, понимать позицию как  участников, так и автора, преодолевать конфликты, различать в речи другого мнения.

Познавательные:

находить информацию, владеть смысловым чтением, определять понятия, представлять информацию в разных формах.

Регулятивные:

 определять проблему, выдвигать версии, работать по плану, сверяясь с целью.

Личностные:

аргументированно оценивать поступки исторического лица, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности, учиться осмысливать чужие поступки, патриотически относиться к истории своей страны.

Физкультминутка

 

Итак, время работы групп подошло к концу, чтобы дать небольшую передышку перед презентацией результатов работы, проведём физкультминутку.

 

Ученики выполняют гимнастику для глаз.

 

Слайд с упражнениями для глаз.

Группо-вая

 

.

Устные ответы, движения учащихся

 

Коммуникатив-ные: умение использовать икт для достижения своих целей, использовать речевые средства.

Познавательные:

логически мыслить, находить пути решения.

Личностные: стремление к здоровому образу жизни.

Защита проектов.

Организует работу по подведению итогов работы в группах, отмечает наиболее активных учащихся. Заслушивает выводы по итогам работы групп

Ученики отвечают на поставленные вопросы, делают выводы значимости грамотного стратегического планирования русского верховного командования, указывают роль  Барклая де Толли и Кутузова, самоотвержен-ности простых солдат и офицеров, оценивают вклад партизанского движения. Делают вывод, что победа в Отечественной войне – это результат усилий всего русского народа, его героизм.

 

Остальные группы вписывают информацию в рабочие тетради, создают кластер.

 Работа с  маршрутным листом и с текстом учебника

Группо-вая  и индивидуальная

Определение группы, которая

наиболее полно справи-лась с заданием

 Умение применять теоретические знания на практике.

 Коммуникатив-ные: умение комментировать свои записи, использовать речевые средства в зависимости от поставленной задачи.

Познавательные:

устанавливать причинно- следственные связи, делать выводы.

Регулятивные:

осуществлять контроль; редактирование, оценивание качества и уровня усвоения поставленной цели.

Личностные:

стремление к трудолюбию, взаимопомощи.

Закрепление     нового материала

Почему мы сегодня начали урок с английской карикатуры?  Какие внешнеполитические цели стояли перед Россией после Тильзитского мира? Удалось ли их достичь? Какие задачи в ходе войны стояли перед русской армией, удалось ли их решить?

Вспомним, какую проблему мы определили в качестве ключевой на этом уроке? Удалось достичь цели? Остались ли у вас вопросы?

 

 

 

 

 

 Ученики   отвечают на вопросы, повторяют и закрепляют пройденный материал

 

Обращаемся к слайду с кроссенсом

1

 

Фронта-льная

 

Устные ответы

Умение видеть причинно-следственные связи, помнить основные исторические даты, термины, события

Познавательные:

вычитывать подтекстовую и концептуальную информацию. 

Коммуникати-вные:

умение вести диалог с учителем.

Личностные:

стремление к соблюдению норм литературного языка, формирование уважительного отношения  к религиозной символике.

Подведение итогов

Организует работу по подведению итогов, отмечает наиболее активных учащихся.

 

Анализируют, подводят итоги, вспоминают, какое новое знание открыли на уроке.

 

Фронта-льная

Устные ответы

 

Коммуникатив-ные:

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения мыслей. Познавательные: анализ, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

 

Рефлексия

Как вы думаете, какими черты русского характера проявились в этой войне?

 Подумайте, какие личные качества Александра I проявились в этот период.  Придумайте синквейн про Бородинское сражение

- Оцените работу каждого в группе.

 

Ученики составляют синквейн про Бородино

 

 

Обсуждение и заполнение листов самооценки.

  Представляются синквейны

 

 

 

 

 

 

 

 

Листы самооценки.

Индиви-дуальная

Устные ответы

 

 

 

 

 

 

Листы обратной связи

 

Познавательные:

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные:

оценивание качества и уровня усвоения.

Личностные:

аргументированная оценка своей деятельности.

Домашнее задание

Объясняет, как необходимо выполнить домашнее задание.

 

Слушают объяснение учителя.

Базовый уровень.

1.Базовый уровень.

Прочитать параграф 4.   Ответить на вопросы.

2 Повышенный уровень.

Подготовить сообщения о героях Отечественной войны 1812 года.

 

 

 

 

 

 

Раздаточный материал.

11. Наполеон с 300тысячной армией, перейдя через Неман, вторгся в пределы Российской империи. 2. Александр I получил известие об этом, когда находился на балу. Бал отменен не был. 3. Главнокомандующим русской армией в начале войны был назначен М.Б. Барклай – де – Толли, который намеренно отводил русскую армию «назад», чтобы соединиться с армией Багратиона. 4. Первый крупный отпор соединенными армиями был дан французам в Смоленске 4-5 августа, 5. самым крупным сражением Отечественной войны было Бородино, 6. Главнокомандующим русской армии назначен Кутузов, на Совете в Филях, было решено оставить Москву и сжечь.7. благодаря такому решению, тактике французов удалось «изгнать» из пределов России, 8. изгнание по Старой Смоленской дороге 9. Изгнать французов, дать им отпор удалось благодаря мужеству и стойкости русских солдат, офицеров, партизан и всего русского народа.

 

 

Маршрутный лист

 

Задания маршрутного листа

Вопрос

Ответ ученика

Самооценка + +/ - +/ -

1

Каким событиям посвящена карикатура?

 

 

2

Что означает ошейник на шее медведя?

 

 

3

Был ли договор выгоден для России? Как соблюдался?

 

 

4

Стал ли договор прочной основой для дружеских взаимоотношений между Россией и Францией? Аргументируйте свою точку зрения

 

 

5

 

 

 

Условные обозначения.

Оцениваю сам себя

++ у меня всё получилось

 -+ были затруднения, но я справился

 - у меня не получилось

 

Лист самооценки.

Ф. И. ________________________________________________________________________

ТЕМА УРОКА (Впишите, когда тема будет определена): ____________________________

ЦЕЛЬ УРОКА (Впишите, когда тема будет определена): ____________________________

 

Этап

Учебная деятельность

Моё участие на данном этапе

(Отметьте верные для вас утверждения галочкой)

Начало урока

Настрой на урок

включился с желанием узнать новое

включился с интересом

включился, так как надо

1 шаг

Повторение пройденного материала

получил правильный результат, работая индивидуально

передал инициативу партнеру

2 шаг

Постановка проблемы. Формулировка темы и цели урока

быстро справился с поставленными задачами

попробовал выполнить задание, но допустил ошибки попробовал выполнить задание, но встретился с затруднением

не смог выполнить задание

3-4 шаг

Самостоятельное усвоение новых знаний

и создание проекта.

принял активное участие в работе

участвовал в работе по мере своих возможностей

созерцал происходящее на данном этапе быстро

5 шаг

Защита проектов

принял активное участие в работе

участвовал в работе по мере своих возможностей

созерцал происходящее на данном этапе быстро

6 шаг

Самостоятельная работа заполнение маршрутных листов, создание кластера.

выполнил самостоятельно задание без ошибок

выполнил самостоятельно задание с ошибками, понял их и исправил

не смог выполнить задание, так как не успел

7 шаг

Применение нового материала в системе знаний

выполнил самостоятельно задание без ошибок

выполнил самостоятельно задание с ошибками, понял их и исправил

не смог выполнить задание, так как не успел

8 - 9 шаги

Инструктаж по домашнему заданию и итог урока

мне всё понятно по теме урока, я успешно выполню домашнее задание

мне в целом понятна тема, я внимательно буду делать домашнее задание

мне понятна большая часть темы, перед выполнением домашнего задания проконсультируюсь у учителя или одноклассника.

 

Лист самооценки и взаимооценки в работе над проектом

Критерий (за каждый критерий – от 0 до 5 баллов)

Моя оценка

Оценка группы

Комментарий учителя

Я внес (-ла) большой вклад в работу группы

 

 

 

Я умею выслушивать мнения других ребят, принимать другую точку зрения

 

 

 

Я умею объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждать

 

 

 

Я готов(а) принимать новые и неожиданные идеи, отличающиеся от моего первоначального мнения

 

 

 

 

 


 

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Личностные : потребность сохранять и преумножать исторические знания как явления национальной культуры; пробудить у учащихся стремления развиваться, совершенствоваться, способствовать формированию ценностного отношения к истории своей…

Личностные : потребность сохранять и преумножать исторические знания как явления национальной культуры; пробудить у учащихся стремления развиваться, совершенствоваться, способствовать формированию ценностного отношения к истории своей…

Личностные: выражение положительного отношения к процессу познания

Личностные: выражение положительного отношения к процессу познания

Россией и Францией? Аргументируйте свою точку зрения

Россией и Францией? Аргументируйте свою точку зрения

Формулиров-ка темы и цели урока

Формулиров-ка темы и цели урока

Ученики с помощью учителя формулируют тему урока и записывают в тетрадь

Ученики с помощью учителя формулируют тему урока и записывают в тетрадь

Мы разделимся на группы. Для каждой группы будет задание

Мы разделимся на группы. Для каждой группы будет задание

Ученики обсуждают в группах поставленные задания, находят в тексте учебника и в интернете ответы

Ученики обсуждают в группах поставленные задания, находят в тексте учебника и в интернете ответы

На слайде кроссенс

На слайде кроссенс

Назовите прославленные имена партизанского движения

Назовите прославленные имена партизанского движения

Организует работу по подведению итогов работы в группах, отмечает наиболее активных учащихся

Организует работу по подведению итогов работы в группах, отмечает наиболее активных учащихся

Остальные группы вписывают информацию в рабочие тетради, создают кластер

Остальные группы вписывают информацию в рабочие тетради, создают кластер

Ученики отвечают на вопросы, повторяют и закрепляют пройденный материал

Ученики отвечают на вопросы, повторяют и закрепляют пройденный материал

Рефлексия Как вы думаете, какими черты русского характера проявились в этой войне?

Рефлексия Как вы думаете, какими черты русского характера проявились в этой войне?

Наполеон с 300тысячной армией, перейдя через

Наполеон с 300тысячной армией, перейдя через

Задания маршрутного листа №

Задания маршрутного листа №

Настрой на урок включился с желанием узнать новое включился с интересом включился, так как надо 1 шаг

Настрой на урок включился с желанием узнать новое включился с интересом включился, так как надо 1 шаг

Инструктаж по домашнему заданию и итог урока мне всё понятно по теме урока, я успешно выполню домашнее задание мне в целом понятна тема, я внимательно…

Инструктаж по домашнему заданию и итог урока мне всё понятно по теме урока, я успешно выполню домашнее задание мне в целом понятна тема, я внимательно…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.06.2023