ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема: УГЛЕРОД Тип урока: урок усвоения новых знаний;
Класс: 9
Вид урока: смешанный (беседа, учебная презентация, практическая самостоятельная работа);
Форма работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, парная, коллективная
Этап урока |
Время |
Содержание учебного материала |
Методы и приёмы работы |
ФОУД (форма орг. уч.д. об. Ф;И;П;Г |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Организационный
|
2 мин. |
Мы начинаем урок. У меня есть загадка для вас. Из меня состоит всё живое, Я - графит, антрацит и алмаз, Я на улице, в школе и в поле, Я в деревьях и в каждом из вас.
- О каком элементе идет речь? Конечно, же это – углерод.
- Что узнали об углероде из загадки?
- Что еще знаете об углероде? А что еще хотели бы узнать? |
1)Эвристический– усвоение знаний путём рассуждений, требующих догадки, поиска, находчивости; 2) Словесный –беседа (это диалогический метод обучения, при котором учитель путём постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала); |
Фронтальная |
Побуждающий диалог |
1) вспомнить ранее изученный материал; 2) систематизировать информацию до ее изучения; |
Постановка темы, целей урока |
3 мин. |
Отлично, все эти задачи мы и будем решать сегодня на уроке. Итак, мы начинаем. |
1)Эвристический 2) Словесный; |
Фронтальная |
Путём фронтальной дискуссии выдвигаются и фиксируются тема, цель, задачи урока (выдвигается проблема и пути её решения); |
|
Освоение нового материала |
15 мин |
Для этого бы будем работать в парах. У каждой пары будет своя задача. На столах у вас лежат учебники. Используя текст учебника, придумайте вопросы первого уровня, это простые вопросы, с ответами, сколько получится и 2-3 вопроса второго уровня, это более усложненные, с ответами для своего задания. У вас имеются на столах шаблоны с вопросами. Также у вас галочкой отмечены вопросы 3 уровня. Если придумаете вопросы, это только плюс. Даю на подготовку 15 минут. После этого каждая пара выходит к доске, озвучивает свои вопросы и ответы. Один задает, второй отвечает на вопрос. А в это время вы не сидите, проверяем, правильно ли составлен вопрос, а также можете дополнить. После каждого выступления я буду показывать презентацию об углероде, будем сравнивать. |
1)Самостоятельная работа,
2) Технология вопросов |
Парная |
1)систематизирует их знания; 2) подводит к открытию нового знания; 3) мотивирует на дальнейшие самостоятельные действия уч-ся (все 4 вида мотивации); |
1. Осмысливают новую информацию; 2. Работают в паре 3. Придумывают вопросы и ответы к своим заданиям 4. Проверяют правильность вопросов и ответов у других пар. |
Первичное осмысление и закрепление |
12-14 мин |
Итак, мы многое узнали об углероде.Давайте посмотрим: с поставленными задачами мы справились или нет. У нас была цель: изучить углерод. Перед собой мы поставили задачи: рассмотреть строение атомаи сравнить углерод и кремний; познакомиться с углеродом в природе; сравнить аллотропные видоизменения:алмаз и графит; изучить физические свойства; химические свойства; применение и значение углерода; Вы многое узнали об углероде. Теперь вам такое задание: придумайте загадки об углероде,используя свои полученные знания |
1)Эвристический 2) Словесный; |
Фронтальная, индивидуальная |
1)систематизирует их знания; 2) подводит к открытию нового знания; 3) мотивирует на дальнейшие самостоятельные действия уч-ся (все 4 вида мотивации); |
1)отвечают на свои задания 2) осмысливают новую информацию 3) работают индивидуально |
Самопроверка
|
2-3 мин |
Загадываем свои загадки. Я тоже загадываю свои загадки. Удивить готов он нас - Он и уголь, и алмаз, Он в карандашах сидит, Потому что он - графит. Грамотный народ поймет То, что это ... (дорелгу) Я на бумаге оставляю, Конечно, очень жирный след. И рисовать вам помогаю Уже я много-много лет! Не прочен я, не как гранит! А называюсь я ... (графит) Элемент я очень важный На земле меня не счесть: Мрамор, мел, карбид возьмите, В соде пищевой я есть. Знает весь меня народ Ведь зовусь я … (углерод) |
1)Эвристический 2) Словесный; |
индивидуальная; коллективная; |
Проверяет работы, принимает чужую точку зрения, выражает свою точку зрения. |
Читают свои творческие работы, размышляют над чужими работами. |
Подведение итогов |
2-3 мин |
Подведем итог. Какова была тема нашего урока? Какая проблема стояла перед вами? Какие задачи вы поставили, чтобы решить эту проблему? Решили мы с вами нашу проблему? Теперь для дальнейшего закрепления даю д/з. § 24-25, упр. 4-9 на стр. 90. Теперь давайте оцените работу каждой пары сами. Оцените ваш урок. Что понравилось, что узнали? Закончите фразы:
- Сегодня на уроке я узнал(а) …
- Сегодня на уроке я научился(ась)…
- Особенно меня поразило…
- Мне было трудно… |
Метод самостоятельной познавательной деятельности |
индивидуальная |
Подведение итогов. Обобщение, подведение итогов, выставление оценок. |
Подводят итоги работы, оценивают свою работу. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Задания для первой группы |
Задания для второй группы |
1. Рассмотрите электронное строение углерода и кремния (сравните). 2. Углерод в природе. Стр. 76 |
1. Аллотропные видоизменения углерода. 2. Физические свойства. Понятие адсорбция |
Задания для третей группы |
Задания для четвертой группы |
1. Химические свойства углерода |
1. Применение углерода 2. Значение углерода. |
Значение углерода.
С таким интереснейшим элементом, как углерод каждый человек сталкивается ежедневно, даже ежесекундно – ведь и сами мы, и многие материалы вокруг включают в себя углерод – в виде соединений, а иногда и в чистом виде. Трудно переоценить роль этого вещества в жизни не только человека, но и всего живого на нашей планете ведь именно ему мы обязаны знанием жизни таковой, какой она существует.
Поистине огромно разнообразие углерода на земле: уголь в качестве ископаемого, графит, алмазы всевозможной степени чистоты, горные породы (мел и прочие карбонаты), нефть, газ, живая природа – все либо является углеродом, либо содержит его в себе (в виде атомов, содержащихся в молекулах сложных и не очень веществ). Несмотря на большое количество углерода в неживой природе, все же наибольший интерес представляет именно «органический» углерод – тот, который входит в состав всевозможных органических веществ.
Ключевой особенностью углерода является возможность построения разнообразных цепочек из собственных атомов – именно она обуславливает наличие огромнейшего числа веществ, изучаемых органической химией и возможно, эта же особенность стала ключевой в плане возникновения жизни на Земле. Хотя сам вопрос пути возникновения достаточно спорный – одно известно точно – органические вещества с углеродными цепочками являются основой всех известных нам живых существ. Достаточно простой и стопроцентно верный пример – белки, являющиеся основой большинства организмов.
Скелет белка состоит из углеродных цепей, а также из других необходимых элементов, но важнейший из них все равно углерод – не будь его и белок в принципе не может существовать. Если разрушить углеродную цепь белка – восстановить ее уже невозможно, а значит, нельзя восстановить и белок – это самое губительное воздействие на живой организм.
Существует множество примеров, подтверждающих исключительную роль углерода для жизнедеятельности человека и остальных живых существ. Подавляющее большинство лекарств сейчас – органические соединения. Наркотики, химическое оружие, инсектициды, бактерии и вирусы – являют собой яркие примеры негативного влияния на живую природу (хотя последние и относят к ней). Наконец, углекислый газ, выделяемый (или поглощаемый) живыми существами в качестве побочного продукта (а также многими фабриками и заводами, наряду с другими загрязнителями) – один из ярких примеров роли углерода для живых существ.
Являясь главным компонентом тел живых существ, шестой элемент периодической системы позволяет нам жить и познавать мир вокруг. К сожалению, на сегодняшний день неизвестны формы жизни без участия углерода в составе тел или же такие формы, где углерод бы не использовался в обмене веществ. Возможно, в будущем их найдут, и мы узнаем о других формах жизни, помимо углеродной.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.