Технологическая карта урока по теме "Великая Северная война 1700-1721 гг. Источники победы"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 30.05.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Содержит информацию о Северной войне 1700-1721гг.
Иконка файла материала Технологическая карта 1.docx

Приложение 3.1.2

Технологическая карта урока 

Ф.И.О. Панкова Елена Юрьевна
Предмет: история России
Класс:8

УМК: Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я.Токарева; под ред. А.В. Торкунова. История России. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2016.

Тема урока: Великая Северная война 1700-1721 гг. Источники победы.

Цель урока: Определение  мероприятий, необходимых для победы в Северной войне, и значимости деятельности  самого Петра 1.

Задачи:

Образовательные:  формировать у учащихся умения отбирать нужный материал, выделять главное, определять признаки, работать по плану.   

Развивающие: развивать критическое мышление, способность правильно формулировать свои мысли  в процессе обобщения изученного; уметь вести диалог, отстаивая свою точку зрения; воспринимать историческую эпоху, представленную докладчиками; сопереживать людям, прошедшим испытания судьбы, формировать читательскую культуру, эстетический вкус.

Воспитательные:  способствовать духовно – нравственному  развитию личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, чувством патриотизма,   приобщению к культурным ценностям, развитию коммуникативных способностей во время работы на уроке; способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения.

Личностные УУД: воспитание патриотизма, нравственности, уважения к историческому прошлому, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

Регулятивные УУД: формирование у учащихся умение определять цель и задачи урока, планировать учебные действия на уроке (совместно с учителем), осуществлять контроль усвоения новых знаний и самостоятельно оценивать качество усвоения материала;

Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные УУД: умение анализировать текст, определять понятия, указывать признаки,  создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логичное рассуждение  и делать выводы

Планируемые результаты

Предметные:

Знать историю Северной войны, причины и предпосылки её возникновения, источники   победы в этой войне; историческую роль Петра 1  и деятелей,  сподвижников Петра способствующих выполнению задач ,которые необходимо было решить в ходе Северной войны.

       Уметь   анализировать текст; определять важность информации, раскрывающей особенность данного исторического события;    устанавливать   

        причинно- следственные связи.

       Личностные:  потребность сохранять и преумножать  исторические знания как явления национальной культуры; пробудить у учащихся

      стремления развиваться, совершенствоваться, способствовать формированию ценностного отношения к истории своей страны,

       стремления    сделать что-то полезное для Родины.

Метапредметные: научиться анализировать, сопоставлять, обобщать, классифицировать,  осуществлять пошаговый контроль способов решения, адекватно принимать оценку и корректировать результаты, сотрудничать, выстраивать своё мнение и позицию.

Тип урока: урок получения новых знаний.

 

Технология:  проблемно - поисковое  обучение.

 

Межпредметные связи: география, экономика.

Формы работы: фронтальная,  индивидуальная, групповая.

Необходимое техническое оборудование:

·         Мультимедийный проектор.

·         Экран для просмотра презентации.

·         Компьютер.

·         Диск с материалами урока. (Презентация).

·         Индивидуальный раздаточный материал.

.

 

 

 

 

Этапы урока

Деятельность
учителя

Деятельность

учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Форма организации взаимодействия

Промежуточный контроль

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1.Организацион

ный момент

 Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой.

 Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

 

 

 

 

Коммуникативные:  умение слушать учителя.
Регулятивные:
нацеливание на успешную работу.

Личностные: выражение положительного отношения к процессу познания.

2.Актуализация знаний. Повторение пройденного материала

Подготовка к изучению нового произведения.

-Уважаемые ребята, прослушайте отрывок из стихотворения А.С. Пушкина и ответьте на вопросы:

- О ком говорится в данном отрывке стихотворения?

 

«То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.»

(А. С. Пушкин, 1833)

 

 

- Как этот отрывок связан с историческими событиями XVIII века?

В какое путешествие отправился русский царь в 1697-1698 годах?

Какие цели преследовал? Осуществились ли его поставленные цели и почему?

 В чем заключалась историческая роль данного исторического деятеля?

Прослушивают отрывок, отвечают на поставленные вопросы.

 

 

 

 

 

Стихотворение посвящено Петру1 и его поездки в Великое посольство, чтобы найти союзников для войны с Турцией, а нашел союзников для войны со Швецией. Благодаря этой поездке нашел строителей для своего флота и многому научился сам.

 Отвечают на поставленные вопросы, заполняют маршрутный лист, комментируют свои записи, и ответы других ребят, оценивает свою работу.

 

+ правильно ответил на поставленный вопрос.

 - неправильно ответил на поставленный вопрос.

 На доске представлены портрет Петра 1 и изображения его в Великом посольстве

 

https://www.proza.ru/pics/2017/02/07/1363.jpg

 

 

 

На слайде написан отрывок стихотворения и представлены вопросы, на которые ученик должен ответить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная

Самопроверка

Уметь определять ключевые даты, причинно-следственные связи, формулировать роль и значение деятельности Петра.

Коммуникативные: умение слушать, излагать свое мнение в монологе ,корректировать свое мнение под воздействием контраргументов.

Регулятивные: участвовать в коллективном обсуждении поставленных вопросов, контролировать и корректировать выполненное задание.

Познавательные:

сравнивать объекты исследования, выделять главное, анализировать,

контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: формирование духовно  -нравственных и эстетических чувств, адекватной самооценки.

 Постановка проблемы. Формулировка темы и цели урока

Подводит к формулировке темы и цели урока.

В 1700 г. начинается Северная война. КарлXII разгромил союзника по Северному союзу –Данию. В 1700 г. Поражение России под Нарвой.

-Чтобы правильно сформулировать тему нашего урока, обратим внимание, что в учебнике на с.26. представлены причины поражения Петра 1 в этом сражении.  Целью урока будет выявление мероприятий, необходимых для победы в Северной войне. А для этого поставим задачи: Определите, что необходимо сделать Петру 1 для победы в этой войне?

Почему так долго шла Северная война?

Какова историческая роль самого Петра 1?

  Ученики с помощью учителя формулируют тему урока и записывают в тетрадь.

 

Ученики читают учебник, находят причины поражения и называют их:

- нет регулярной армии;

-нет вооружения;

- нет мобильного управления.

 

 

Ученики с помощью учителя формулируют тему урока и записывают в тетрадь.

Ученики быстро ее формулируют.

 

На презентации появляется тема урока: « Великая Северная война 1700-1721. Источники победы».

 

 

 

http://900igr.net/datai/istorija/1700-1721/0005-004-Porazhenie-russkikh-vojsk-pod-Narvoj-Fragment-kartiny-Bitva-pri-Narve.jpg

Фронтальная

Устные ответы

Уметь по ключевым словам правильно формулировать тему урока, ставить  цель.

Коммуникативные: умение вести диалог.

Регулятивные:

планирование деятельности на уроке.

Познавательные:  самостоятельное выделение и формулирование поставленной цели.

Мотивация учебной деятельности для решения поставленной проблемы.

 

Мы определили причины поражения под Нарвой, но нам необходимо определить, что нужно сделать Петру 1, чтобы победить шведов  в войне . Швеция в  XVIII веке одно из сильнейших государств в Европе, у неё сильнейший флот, развитая мануфактурная промышленность, сильная армия, которая быстро разгромила союзников России по Северному союзу. И как он с этим справился.

- Чтобы в этом разобраться, мы проведем  исследование:  какие мероприятия провел Петр1 для победы над Швецией  и результаты этих мероприятий.

Мы разделимся на группы. Для каждой группы будет задание. Правильно выполненное задание мы будем оформлять в рабочем листе.

 

 

-Так как у нас мало времени, планом нашей работы станет кроссенс, по которому вы проведете свое исследование.

Ученики делятся на группы. Получают задания.

Ставят задачи:

1.Проанализировать представленный исторический материал ;

2.Найти ответы на вопросы задания в тексте учебника;

3.Сделать выводы, как данные мероприятия (реформы) помогли Петру 1 в войне со шведами. 4.Какую роль сыграл сам Петр 1 в данном вопросе.

 

Обращаются к учебнику и к заданиям, которые есть у каждой группы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На слайде появляется кроссенс.

Групповая

Письменные ответы

Уметь определять ключевые даты, причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать роль и значение деятельности Петра.

 Коммуникативные: уметь слушать мнение других, излагать свое в диалоге, аргументировать ,подтверждая текстом.

Регулятивные:

развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Познавательные:

находить информацию, владеть смысловым чтением: вычитывать фактуальную информацию в тексте, представлять информацию в разных формах.

Личностные: воспитывать патриотическое отношение, осознавать целостность мира и многообразия взглядов, формировать духовно-нравственное отношение к людям.

Самостоятельное усвоение новых знаний

и создание проекта.

Каждой группе розданы задания, можно использовать учебник, интернет ресурсы, для ответов на вопросы и составления небольшого сообщения для класса.

Учитель смотрит, как проходит работа в группах, отвечает на отдельные вопросы ребят, если они появляются

Задание для группы №1. В чем заключались военные реформы Петра1? Выпишите основные мероприятия.  Объясните значение этих реформ. Приготовьте сообщение для класса (С.26-27)

Задание для группы №2. Как проводилась работа по созданию флота? (С.27, 42) Материал с информацией по созданию флота.

Задание для группы №3. Какие мероприятия проводились для создание военной экономики? Объясните значение этих реформ. Приготовьте сообщение для класса (С.27, 43)

Задание для группы №4.  Какие изменения произошли в управлении при Петре1 Объясните значение этих реформ. Приготовьте сообщение для класса (С.35-36)

Задание для группы №5.

Какие изменения произошли в налогообложении Петре1 Объясните значение этих реформ. Приготовьте сообщение для класса (С.35-36)

Задание для группы №6.

Кто такие «Птенцы гнезда Петрова» Их вклад в историю петровской эпохи

 

 

 

 

Ученики обсуждают в группах поставленные задания, находят в тексте  учебника и в интернете ответы.

Вписывают в маршрутном листе

Смотрят презентацию, анализируют ситуацию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На слайде кроссенс

https://i.pinimg.com/originals/04/f1/9f/04f19f48a0b6071d9ddedeeafa2b6080.jpg

 

http://navalmuseum.ru/Pictures/razdel/big/150762911214_zal_012.jpg

https://mtdata.ru/u23/photo4FD1/20942919419-0/original.jpg 

http://as6400825.ru/istoriya_rossii_7/21.8.jpg

   http://mirinform.ru/images/kalendar/aprel%27/17/09%20odat%27.jpg

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/030c/000978eb-03af4fef/img12.jpg

Групповая

 

 

 

 

Письменные ответы

 Уметь охарактеризовать событие, правильно подбирать признаки, характеризующие данное мероприятие,  видеть историческую

значимость данного мероприятия, видеть историческую роль  русского царя, владеть  историческими терминами.

 Коммуникативные: организовывать работу в группе, вырабатывать с ней решения, излагать свое мнение в диалоге, понимать позицию как  участников, так и автора, преодолевать конфликты, различать в речи другого мнения.

Познавательные:

находить информацию, владеть смысловым чтением, определять понятия, представлять информацию в разных формах.

Регулятивные:

 определять проблему, выдвигать версии, работать по плану, сверяясь с целью.

Личностные:

аргументированно оценивать поступки исторического лица, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности, учиться осмысливать чужие поступки, патриотически относиться к истории своей страны.

Физкультминутка

 

Пришло время провести нашу традиционную физкультминутку.

 

Ученики выполняют гимнастику для глаз.

 

Слайд с упражнениями для глаз.

Групповая

 

.

Устные ответы, движения учащихся

 

Коммуникативные: умение использовать икт для достижения своих целей, использовать речевые средства.

Познавательные:

логически мыслить, находить пути решения.

Личностные: стремление к здоровому образу жизни.

Защита проектов.

Организует работу по подведению итогов работы в группах, отмечает наиболее активных учащихся. Заслушивает выводы об исторической роли Петра

Ученики отвечают на поставленные вопросы, делают выводы значимости тех реформ которые проводились Петром  1. Указывают историческую роль самого Петра 1 .

 

Остальные группы вписывают информацию в рабочие тетради, создают кластер.

 

 

 

 Работа с  маршрутным листом и с текстом учебника

Групповая  и индивидуальная

Определение группы, которая

наиболее полно справилась с заданием

 Умение применять теоретические знания на практике.

 Коммуникативные: умение комментировать свои записи, использовать речевые средства в зависимости от поставленной задачи.

Познавательные:

устанавливать причинно- следственные связи, делать выводы.

Регулятивные:

осуществлять контроль; редактирование, оценивание качества и уровня усвоения поставленной цели.

Личностные:

стремление к трудолюбию, взаимопомощи.

Закрепление  нового материала

Почему мы сегодня начали урок с поражения при Нарве?  Какие цели и задачи в ходе Северной войны были у Петра1 и как он с ними справился?

Вспомним, какую цель мы сегодня с вами поставили. Удалось достичь цели? Остались ли у вас вопросы?

 

 

 

 

 

 Ученики   отвечают на вопросы, повторяют и закрепляют пройденный материал

 

Обращаемся к слайду с Кроссенсом

 

Фронтальная

 

Устные ответы

Умение видеть причинно-следственные связи, помнить основные исторические даты, термины, реформы

Познавательные:

вычитывать подтекстовую и концептуальную информацию. 

Коммуникативные:

умение вести диалог с учителем.

Личностные:

стремление к соблюдению норм литературного языка, формирование уважительного отношения  к религиозной символике.

Подведение итогов

Организует работу по подведению итогов, отмечает наиболее активных учащихся.

 

Анализируют, подводят итоги, вспоминают, какое новое знание открыли на уроке.

 

Фронтальная

Устные ответы

 

Коммуникативные:

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения мыслей. Познавательные: анализ, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

 

Рефлексия

А как вы думаете, какими чертами характера должен обладать этот человек, чтобы провести данные реформы в стране?

 Подумайте и предложите качества, которыми обладал Петр 1 и объясните почему вы так решили, приведите пример.  (Создаем синквейн )

- Оцените работу каждого в группе.

 

 

 

Ученики составляют синквейн о деятельности Петра 1.

 

 

Обсуждение и заполнение листов самооценки.

  Представляются синквейны

 

 

 

 

 

 

 

 

Листы самооценки.

Индивидуальная

Устные ответы

 

 

 

 

 

 

Листы обратной связи

 

Познавательные:

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные:

оценивание качества и уровня усвоения.

Личностные:

аргументированная оценка своей деятельности.

 

Домашнее задание

Объясняет, как необходимо выполнить домашнее задание.

 

Слушают объяснение учителя.

Базовый уровень.

1.Базовый уровень.

Прочитать П.4 Ответить на вопросы.

2 Повышенный уровень.

Подготовить дополнительный материал об исторических деятелях эпохи Петра 1, военных сражений Северной войны.

 

 

 

 

 

Раздаточный материал.

Маршрутный лист

 

 «Кроссенс» по теме Северная война. Источники победы.

http://900igr.net/datai/istorija/1700-1721/0005-004-Porazhenie-russkikh-vojsk-pod-Narvoj-Fragment-kartiny-Bitva-pri-Narve.jpg

https://i.pinimg.com/originals/04/f1/9f/04f19f48a0b6071d9ddedeeafa2b6080.jpg

 

https://mtdata.ru/u23/photo4FD1/20942919419-0/original.jpg

http://900igr.net/up/datas/165626/017.jpg

https://regnum.ru/uploads/pictures/news/2015/10/22/regnum_picture_1445472994_normal.jpg

 

http://navalmuseum.ru/Pictures/razdel/big/150762911214_zal_012.jpg

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/030c/000978eb-03af4fef/img12.jpg

http://mirinform.ru/images/kalendar/aprel%27/17/09%20odat%27.jpg

http://as6400825.ru/istoriya_rossii_7/21.8.jpg

 

Задания маршрутного листа

Вопрос

Ответ ученика

Самооценка + +/ - +/ -

1

О ком говорится в данном отрывке стихотворения?

 

 

2

Как этот отрывок связан с историческими событиями XVIII века?

 

 

3

 В какое путешествие отправился русский царь в 1697-1698 годах?

 

 

 

4

 Какие цели преследовал? Осуществились ли его поставленные цели и почему?

 

 

5

В чем заключалась историческая роль данного исторического деятеля?

 

 

 

Условные обозначения.

Оцениваю сам себя

++ у меня всё получилось

 -+ были затруднения, но я справился

 - у меня не получилось

 

Маршрутный лист.

Ф. И. ________________________________________________________________________

ТЕМА УРОКА (Впишите, когда тема будет определена): ____________________________

ЦЕЛЬ УРОКА (Впишите, когда тема будет определена): ____________________________

 

Этап

Учебная деятельность

Моё участие на данном этапе

(Отметьте верные для вас утверждения галочкой)

Начало урока

Настрой на урок

включился с желанием узнать новое

включился с интересом

включился, так как надо

1 шаг

Повторение пройденного материала

получил правильный результат, работая индивидуально

передал инициативу партнеру

2 шаг

Постановка проблемы. Формулировка темы и цели урока

быстро справился с поставленными задачами

попробовал выполнить задание, но допустил ошибки попробовал выполнить задание, но встретился с затруднением

не смог выполнить задание

3-4 шаг

Самостоятельное усвоение новых знаний

и создание проекта.

принял активное участие в работе

участвовал в работе по мере своих возможностей

созерцал происходящее на данном этапе быстро

5 шаг

Защита проектов

принял активное участие в работе

участвовал в работе по мере своих возможностей

созерцал происходящее на данном этапе быстро

6 шаг

Самостоятельная работа заполнение маршрутных листов, создание кластера.

выполнил самостоятельно задание без ошибок

выполнил самостоятельно задание с ошибками, понял их и исправил

не смог выполнить задание, так как не успел

7 шаг

Применение нового материала в системе знаний

выполнил самостоятельно задание без ошибок

выполнил самостоятельно задание с ошибками, понял их и исправил

не смог выполнить задание, так как не успел

8 - 9 шаги

Инструктаж по домашнему заданию и итог урока

мне всё понятно по теме урока, я успешно выполню домашнее задание

мне в целом понятна тема, я внимательно буду делать домашнее задание

мне понятна большая часть темы, перед выполнением домашнего задания проконсультируюсь у учителя или одноклассника.

 

Лист самооценки и взаимооценки в работе над проектом

Критерий (за каждый критерий – от 0 до 5 баллов)

Моя оценка

Оценка группы

Комментарий учителя

Я внес (-ла) большой вклад в работу группы

 

 

 

Я умею выслушивать мнения других ребят, принимать другую точку зрения

 

 

 

Я умею объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждать

 

 

 

Я готов(а) принимать новые и неожиданные идеи, отличающиеся от моего первоначального мнения