Приложение 3.1.2
Технологическая карта урока
Ф.И.О. Панкова Елена Юрьевна
Предмет: история России
Класс:8
УМК: Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я.Токарева; под ред. А.В. Торкунова. История России. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2016.
Тема урока: Великая Северная война 1700-1721 гг. Источники победы.
Цель урока: Определение мероприятий, необходимых для победы в Северной войне, и значимости деятельности самого Петра 1.
Задачи:
Образовательные: формировать у учащихся умения отбирать нужный материал, выделять главное, определять признаки, работать по плану.
Развивающие: развивать критическое мышление, способность правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения изученного; уметь вести диалог, отстаивая свою точку зрения; воспринимать историческую эпоху, представленную докладчиками; сопереживать людям, прошедшим испытания судьбы, формировать читательскую культуру, эстетический вкус.
Воспитательные: способствовать духовно – нравственному развитию личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, чувством патриотизма, приобщению к культурным ценностям, развитию коммуникативных способностей во время работы на уроке; способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения.
Личностные УУД: воспитание патриотизма, нравственности, уважения к историческому прошлому, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
Регулятивные УУД: формирование у учащихся умение определять цель и задачи урока, планировать учебные действия на уроке (совместно с учителем), осуществлять контроль усвоения новых знаний и самостоятельно оценивать качество усвоения материала;
Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.
Познавательные УУД: умение анализировать текст, определять понятия, указывать признаки, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логичное рассуждение и делать выводы
Планируемые результаты
Предметные:
Знать историю Северной войны, причины и предпосылки её возникновения, источники победы в этой войне; историческую роль Петра 1 и деятелей, сподвижников Петра способствующих выполнению задач ,которые необходимо было решить в ходе Северной войны.
Уметь анализировать текст; определять важность информации, раскрывающей особенность данного исторического события; устанавливать
причинно- следственные связи.
Личностные: потребность сохранять и преумножать исторические знания как явления национальной культуры; пробудить у учащихся
стремления развиваться, совершенствоваться, способствовать формированию ценностного отношения к истории своей страны,
стремления сделать что-то полезное для Родины.
Метапредметные: научиться анализировать, сопоставлять, обобщать, классифицировать, осуществлять пошаговый контроль способов решения, адекватно принимать оценку и корректировать результаты, сотрудничать, выстраивать своё мнение и позицию.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Технология: проблемно - поисковое обучение.
Межпредметные связи: география, экономика.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Необходимое техническое оборудование:
· Мультимедийный проектор.
· Экран для просмотра презентации.
· Компьютер.
· Диск с материалами урока. (Презентация).
· Индивидуальный раздаточный материал.
.
Этапы урока |
Деятельность |
Деятельность учеников |
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
Форма организации взаимодействия |
Промежуточный контроль |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
УУД |
||||||
1.Организацион ный
момент |
Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой. |
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. |
|
|
|
|
Коммуникативные:
умение
слушать учителя. Личностные: выражение положительного отношения к процессу познания. |
2.Актуализация знаний. Повторение пройденного материала |
Подготовка к изучению нового произведения. -Уважаемые ребята, прослушайте отрывок из стихотворения А.С. Пушкина и ответьте на вопросы: - О ком говорится в данном отрывке стихотворения?
«То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник, Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник.» (А. С. Пушкин, 1833)
- Как этот отрывок связан с историческими событиями XVIII века? В какое путешествие отправился русский царь в 1697-1698 годах? Какие цели преследовал? Осуществились ли его поставленные цели и почему? В чем заключалась историческая роль данного исторического деятеля? |
Прослушивают отрывок, отвечают на поставленные вопросы.
Стихотворение посвящено Петру1 и его поездки в Великое посольство, чтобы найти союзников для войны с Турцией, а нашел союзников для войны со Швецией. Благодаря этой поездке нашел строителей для своего флота и многому научился сам. Отвечают на поставленные вопросы, заполняют маршрутный лист, комментируют свои записи, и ответы других ребят, оценивает свою работу.
+ правильно ответил на поставленный вопрос. - неправильно ответил на поставленный вопрос. |
На доске представлены портрет Петра 1 и изображения его в Великом посольстве
На слайде написан отрывок стихотворения и представлены вопросы, на которые ученик должен ответить.
|
Индивидуальная |
Самопроверка |
Уметь определять ключевые даты, причинно-следственные связи, формулировать роль и значение деятельности Петра. |
Коммуникативные: умение слушать, излагать свое мнение в монологе ,корректировать свое мнение под воздействием контраргументов. Регулятивные: участвовать в коллективном обсуждении поставленных вопросов, контролировать и корректировать выполненное задание. Познавательные: сравнивать объекты исследования, выделять главное, анализировать, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: формирование духовно -нравственных и эстетических чувств, адекватной самооценки. |
Постановка проблемы. Формулировка темы и цели урока |
Подводит к формулировке темы и цели урока. В 1700 г. начинается Северная война. КарлXII разгромил союзника по Северному союзу –Данию. В 1700 г. Поражение России под Нарвой. -Чтобы правильно сформулировать тему нашего урока, обратим внимание, что в учебнике на с.26. представлены причины поражения Петра 1 в этом сражении. Целью урока будет выявление мероприятий, необходимых для победы в Северной войне. А для этого поставим задачи: Определите, что необходимо сделать Петру 1 для победы в этой войне? Почему так долго шла Северная война? Какова историческая роль самого Петра 1? |
Ученики с помощью учителя формулируют тему урока и записывают в тетрадь.
Ученики читают учебник, находят причины поражения и называют их: - нет регулярной армии; -нет вооружения; - нет мобильного управления.
Ученики с помощью учителя формулируют тему урока и записывают в тетрадь. Ученики быстро ее формулируют.
|
На презентации появляется тема урока: « Великая Северная война 1700-1721. Источники победы».
|
Фронтальная |
Устные ответы |
Уметь по ключевым словам правильно формулировать тему урока, ставить цель. |
Коммуникативные: умение вести диалог. Регулятивные: планирование деятельности на уроке. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование поставленной цели. |
Мотивация учебной деятельности для решения поставленной проблемы.
|
Мы определили причины поражения под Нарвой, но нам необходимо определить, что нужно сделать Петру 1, чтобы победить шведов в войне . Швеция в XVIII веке одно из сильнейших государств в Европе, у неё сильнейший флот, развитая мануфактурная промышленность, сильная армия, которая быстро разгромила союзников России по Северному союзу. И как он с этим справился. - Чтобы в этом разобраться, мы проведем исследование: какие мероприятия провел Петр1 для победы над Швецией и результаты этих мероприятий. Мы разделимся на группы. Для каждой группы будет задание. Правильно выполненное задание мы будем оформлять в рабочем листе.
-Так как у нас мало времени, планом нашей работы станет кроссенс, по которому вы проведете свое исследование. |
Ученики делятся на группы. Получают задания. Ставят задачи: 1.Проанализировать представленный исторический материал ; 2.Найти ответы на вопросы задания в тексте учебника; 3.Сделать выводы, как данные мероприятия (реформы) помогли Петру 1 в войне со шведами. 4.Какую роль сыграл сам Петр 1 в данном вопросе.
|
Обращаются к учебнику и к заданиям, которые есть у каждой группы
На слайде появляется кроссенс. |
Групповая |
Письменные ответы |
Уметь определять ключевые даты, причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать роль и значение деятельности Петра. |
Коммуникативные: уметь слушать мнение других, излагать свое в диалоге, аргументировать ,подтверждая текстом. Регулятивные: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Познавательные: находить информацию, владеть смысловым чтением: вычитывать фактуальную информацию в тексте, представлять информацию в разных формах. Личностные: воспитывать патриотическое отношение, осознавать целостность мира и многообразия взглядов, формировать духовно-нравственное отношение к людям. |
Самостоятельное усвоение новых знаний и создание проекта. |
Каждой группе розданы задания, можно использовать учебник, интернет ресурсы, для ответов на вопросы и составления небольшого сообщения для класса. Учитель смотрит, как проходит работа в группах, отвечает на отдельные вопросы ребят, если они появляются Задание для группы №1. В чем заключались военные реформы Петра1? Выпишите основные мероприятия. Объясните значение этих реформ. Приготовьте сообщение для класса (С.26-27) Задание для группы №2. Как проводилась работа по созданию флота? (С.27, 42) Материал с информацией по созданию флота. Задание для группы №3. Какие мероприятия проводились для создание военной экономики? Объясните значение этих реформ. Приготовьте сообщение для класса (С.27, 43) Задание для группы №4. Какие изменения произошли в управлении при Петре1 Объясните значение этих реформ. Приготовьте сообщение для класса (С.35-36) Задание для группы №5. Какие изменения произошли в налогообложении Петре1 Объясните значение этих реформ. Приготовьте сообщение для класса (С.35-36) Задание для группы №6. Кто такие «Птенцы гнезда Петрова» Их вклад в историю петровской эпохи |
Ученики обсуждают в группах поставленные задания, находят в тексте учебника и в интернете ответы. Вписывают в маршрутном листе Смотрят презентацию, анализируют ситуацию
|
На слайде кроссенс
|
Групповая
|
Письменные ответы |
Уметь охарактеризовать событие, правильно подбирать признаки, характеризующие данное мероприятие, видеть историческую значимость данного мероприятия, видеть историческую роль русского царя, владеть историческими терминами. |
Коммуникативные: организовывать работу в группе, вырабатывать с ней решения, излагать свое мнение в диалоге, понимать позицию как участников, так и автора, преодолевать конфликты, различать в речи другого мнения. Познавательные: находить информацию, владеть смысловым чтением, определять понятия, представлять информацию в разных формах. Регулятивные: определять проблему, выдвигать версии, работать по плану, сверяясь с целью. Личностные: аргументированно оценивать поступки исторического лица, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности, учиться осмысливать чужие поступки, патриотически относиться к истории своей страны. |
Физкультминутка
|
Пришло время провести нашу традиционную физкультминутку.
|
Ученики выполняют гимнастику для глаз.
|
Слайд с упражнениями для глаз. |
Групповая
. |
Устные ответы, движения учащихся |
|
Коммуникативные: умение использовать икт для достижения своих целей, использовать речевые средства. Познавательные: логически мыслить, находить пути решения. Личностные: стремление к здоровому образу жизни. |
Защита проектов. |
Организует работу по подведению итогов работы в группах, отмечает наиболее активных учащихся. Заслушивает выводы об исторической роли Петра |
Ученики отвечают на поставленные вопросы, делают выводы значимости тех реформ которые проводились Петром 1. Указывают историческую роль самого Петра 1 .
Остальные группы вписывают информацию в рабочие тетради, создают кластер.
|
Работа с маршрутным листом и с текстом учебника |
Групповая и индивидуальная |
Определение группы, которая наиболее полно справилась с заданием |
Умение применять теоретические знания на практике. |
Коммуникативные: умение комментировать свои записи, использовать речевые средства в зависимости от поставленной задачи. Познавательные: устанавливать причинно- следственные связи, делать выводы. Регулятивные: осуществлять контроль; редактирование, оценивание качества и уровня усвоения поставленной цели. Личностные: стремление к трудолюбию, взаимопомощи. |
Закрепление нового материала |
Почему мы сегодня начали урок с поражения при Нарве? Какие цели и задачи в ходе Северной войны были у Петра1 и как он с ними справился? Вспомним, какую цель мы сегодня с вами поставили. Удалось достичь цели? Остались ли у вас вопросы?
|
Ученики отвечают на вопросы, повторяют и закрепляют пройденный материал
|
Обращаемся к слайду с Кроссенсом
|
Фронтальная
|
Устные ответы |
Умение видеть причинно-следственные связи, помнить основные исторические даты, термины, реформы |
Познавательные: вычитывать подтекстовую и концептуальную информацию. Коммуникативные: умение вести диалог с учителем. Личностные: стремление к соблюдению норм литературного языка, формирование уважительного отношения к религиозной символике. |
Подведение итогов |
Организует работу по подведению итогов, отмечает наиболее активных учащихся.
|
Анализируют, подводят итоги, вспоминают, какое новое знание открыли на уроке. |
|
Фронтальная |
Устные ответы |
|
Коммуникативные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения мыслей. Познавательные: анализ, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
|
Рефлексия |
А как вы думаете, какими чертами характера должен обладать этот человек, чтобы провести данные реформы в стране? Подумайте и предложите качества, которыми обладал Петр 1 и объясните почему вы так решили, приведите пример. (Создаем синквейн ) - Оцените работу каждого в группе.
|
Ученики составляют синквейн о деятельности Петра 1.
Обсуждение и заполнение листов самооценки. |
Представляются синквейны
Листы самооценки. |
Индивидуальная |
Устные ответы
Листы обратной связи |
|
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: оценивание качества и уровня усвоения. Личностные: аргументированная оценка своей деятельности.
|
Домашнее задание |
Объясняет, как необходимо выполнить домашнее задание.
|
Слушают объяснение учителя. |
Базовый уровень. 1.Базовый уровень. Прочитать П.4 Ответить на вопросы. 2 Повышенный уровень. Подготовить дополнительный материал об исторических деятелях эпохи Петра 1, военных сражений Северной войны. |
|
|
|
|
Раздаточный материал.
Маршрутный лист
«Кроссенс» по теме Северная война. Источники победы.
|
||
|
||
Задания маршрутного листа
№ |
Вопрос |
Ответ ученика |
Самооценка + +/ - +/ - |
1 |
О ком говорится в данном отрывке стихотворения? |
|
|
2 |
Как этот отрывок связан с историческими событиями XVIII века? |
|
|
3 |
В какое путешествие отправился русский царь в 1697-1698 годах?
|
|
|
4 |
Какие цели преследовал? Осуществились ли его поставленные цели и почему? |
|
|
5 |
В чем заключалась историческая роль данного исторического деятеля?
|
|
|
Условные обозначения.
Оцениваю сам себя |
++ у меня всё получилось -+ были затруднения, но я справился - у меня не получилось |
Маршрутный лист.
Ф. И. ________________________________________________________________________
ТЕМА УРОКА (Впишите, когда тема будет определена): ____________________________
ЦЕЛЬ УРОКА (Впишите, когда тема будет определена): ____________________________
Этап |
Учебная деятельность |
Моё участие на данном этапе (Отметьте верные для вас утверждения галочкой) |
Начало урока |
Настрой на урок |
включился с желанием узнать новое включился с интересом включился, так как надо |
1 шаг |
Повторение пройденного материала |
получил правильный результат, работая индивидуально передал инициативу партнеру |
2 шаг |
Постановка проблемы. Формулировка темы и цели урока |
быстро справился с поставленными задачами попробовал выполнить задание, но допустил ошибки попробовал выполнить задание, но встретился с затруднением не смог выполнить задание |
3-4 шаг |
Самостоятельное усвоение новых знаний и создание проекта. |
принял активное участие в работе участвовал в работе по мере своих возможностей созерцал происходящее на данном этапе быстро |
5 шаг |
Защита проектов |
принял активное участие в работе участвовал в работе по мере своих возможностей созерцал происходящее на данном этапе быстро |
6 шаг |
Самостоятельная работа заполнение маршрутных листов, создание кластера. |
выполнил самостоятельно задание без ошибок выполнил самостоятельно задание с ошибками, понял их и исправил не смог выполнить задание, так как не успел |
7 шаг |
Применение нового материала в системе знаний |
выполнил самостоятельно задание без ошибок выполнил самостоятельно задание с ошибками, понял их и исправил не смог выполнить задание, так как не успел |
8 - 9 шаги |
Инструктаж по домашнему заданию и итог урока |
мне всё понятно по теме урока, я успешно выполню домашнее задание мне в целом понятна тема, я внимательно буду делать домашнее задание мне понятна большая часть темы, перед выполнением домашнего задания проконсультируюсь у учителя или одноклассника. |
Лист самооценки и взаимооценки в работе над проектом
Критерий (за каждый критерий – от 0 до 5 баллов) |
Моя оценка |
Оценка группы |
Комментарий учителя |
Я внес (-ла) большой вклад в работу группы |
|
|
|
Я умею выслушивать мнения других ребят, принимать другую точку зрения |
|
|
|
Я умею объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждать |
|
|
|
Я готов(а) принимать новые и неожиданные идеи, отличающиеся от моего первоначального мнения
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.