Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 3 классе на тему «Творительный падеж»
Оценка 4.9

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 3 классе на тему «Творительный падеж»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
10.10.2021
Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 3 классе на тему «Творительный падеж»
Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 3 классе на тему «Творительный падеж». Познакомит учащихся с этимологией названия падежей и алгоритмом определения падежа имени существительного.
Перевалова С.Н. Урок. Русский язык 3класс.docx

Перевалова Светлана Николаевна

учитель начальных классов

высшая квалификационная категория

МБОУ «Гимназия №1»

г. Ноябрьск, ЯНАО

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 3 классе на тему «Творительный падеж»

Тип урока

Комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Авторы УМК

Перспектива  Климанова Л.Ф. Бабушкина Т.В. Русский язык.3 класс

Цель урока:

Закрепление изученных ранее орфограмм. Этимология названий падежей. Алгоритм определения падежа имени существительного.

Планируемые образовательные результаты:

 

 

 

 

Личностные:

проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу;

принимать участие в учебном сотрудничестве.

Предметные:

принимать и сохранять учебную задачу;

проводить сравнение и классификацию изученных объектов, применяя имеющиеся орфографические умения.

Метапредметные:

принимать участие в работе паре, используя речевые и другие коммуникативные средства, строить монологические высказывания;

ориентироваться на понимание предложений и оценок одноклассников, на самоанализ и самоконтроль результата;

контролировать действия партнера по паре.

Оборудование

Интерактивная доска, Русский язык. 3 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. - М.: Просвещение, 2020, 159с.

Ход урока

Этап урока

 

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Мотивация к учебной деятельности.

 

 

 

Орфографическая минутка.

- Садитесь. Я рада видеть ваши заинтересованные глаза. Надеюсь, урок принесет новые знания и открытия.

- Объясните смысл этого высказывания:

Красота человека в красоте его письма.

- Приготовьте тетради к работе.

- Поработайте с транскрипцией  предложения, переведите его в буквенную запись и запишите в тетрадь, орфографически правильно и каллиграфично верно.

[п¢ишы да н¢и сп¢ ишы]

- Какие орфограммы встретились при написании?

 

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Вы совершенно правы, на письме не нужно спешить. Ведь кто поспешит, тот людей …

- Оцените свою работу. Заполните листы самооценки (Приложение 1). В конце они помогут нам подвести итог работы на уроке.

 

знаю

умею

1.                  Определять место орфограммы и называть её

 

 

2.                  Проверять написание и подбирать проверочные слова

 

 

3.                  Алгоритм определения падежа

 

 

4.                  Падежные вопросы и слова подсказки

 

 

5.                  Предлоги и умею соотнести их с определенным падежом

 

 

 

Готовят рабочее место.

 

 

Объясняют высказывание.

Записывают число, классная работа, выделяют орфограммы.

Записывают, проверяют в паре работу.

Пиши, да не спеши.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментируют орфограммы.

 

Объясняют смысл пословицы.

Заканчивают пословицу – насмешит.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заполняют листы самооценки.

Регулятивные:

- умеют соотнести свои действия с поставленной целью, прогнозировать результат своей деятельности, оценивать себя, соотнося свой ответ с эталоном;

Личностные:

- создают положительный эмоциональный настрой;

Познавательные:

- умеют строить простые рассуждения на основе подводящей информации;

 

Актуализация знаний

- Какой должна быть письменная речь?

- Найдите ошибки в написанном предложении и запишите его орфографически правильно:

У дома галодные вараби литают вокруг кармушка.

-  Что пришлось изменить, чтобы появился смысл в предложении?

- Как называется изменение окончаний существительных по вопросам?

- Что вы знаете про падежи?

(после ответов учащихся, учитель открывает нужный столбик, один за другим)

-  Сформулируйте тему урока.

- Верно, мы продолжим работу по определению падежей у имён существительных.

- Какие задачи мы можем поставить на сегодняшний урок?

 

Записывают и выделяют орфограммы:

У дома голодные воробьи летают у кормушки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают, что изменение окончаний существительных называется склонением: изменением по падежам.

 

 

Называют известные им категории существительных, падежи и вопросы к ним, вспомогательные слова.

 

 

 

 

 

Формулируют тему урока.

Падежи имен существительных

Формулируют задачи:

Научиться задавать вопросы к существительным.

Определять падеж, используя слова-подсказки, предлоги.

Личностные:

- осуществляют саморефлексию, структурируют свои знания;

Регулятивные:

- умеют оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценивания;

Практический этап

-  Прочитайте слова, найдите среди них лишнее слово:

Корова, соловей, лиса, заяц, ворона, собака.

-  Молодцы, всё верно, лишее слово лиса.

- Выпишите однокоренные слова к слову лиса, разберите их по составу:

Лиса, лисья, лисёнок, с лисой, лисий, лисонька, к лисе, волколис, от  лисы, про лису.

 

- Выпишите формы слова лиса и определите падеж  у этих существительных.

-  Напомните алгоритм определения падежа у имени существительного?

 

- Что вам помогло правильно определить падеж у существительных?

-  Верно, очень важно правильно задать вопрос, но и не забывать про падежные вопросы.

- Заполните листы самооценки, которые помогут вам оценить свои знания и спланировать повторение дома.

Гимнастика для глаз (проводит учитель)

- Я произношу существительные, если услышите существительное женского рода, моргните один раз, если – мужского рода, два раза, а если – среднего рода, выполните глазами ленивую восьмёрку (зима, улица, час, минута, дерево, город, дочь, окно, воробей, перо, вилка, дом, синица, дятел).

Называют лишнее слово «лиса», в нём орфограмма «Безударный гласный в корне слова, в других словах орфограмма «Непроверяемый гласный в корне слова».

 

 

 

 

 

 

 

Записывают, проверяют работу в паре.

Лиса, лисья, лисёнок, лисонька, волколис

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся отвечают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают, определяет падеж, проверяют в паре:

Лиса (И.п.), с лисой (Т.п.), к лисе (Д.п.), от лисы (Р.п.), про лису (В.п.).

 

 

 

 

 

 

Заполняют листы самооценки.

 

 

Выполняют физкультминутку

 

 

 

 

Регулятивные:

- умеют сохранять учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи;

-умеют планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

- умеют оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки;

Познавательные:

- умеют подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их обобщение;

-умеют использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов;

-умеют соотносить информационные ресурсы образовательной среды с предметным содержанием;

Коммуникативные:

-умеют ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от своей собственной;

- умеют договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности

Закрепление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментированное письмо

- Вставьте в слова пропущенные буквы и подумайте, на какие группы их можно разделить?

За гри_ками, на тр_пинку, над з_млёй, по дру_кам, с кни_кой, в сн_жки, к в_де, через п_ляну, по л_сочку. (Приложение 2)

- Все верно на две группы: слова с безударной проверяемой гласной в корне слова, и слова с проверяемым парным согласным в корне слова.

- Молодцы, а сейчас выпишите слова по падежам: 1 ряд – существительные в В.п., 2 ряд – в Р.п., 3 ряд – в Д.п.

- Заполните листы самооценки, которые помогут вам оценить свои знания и спланировать повторение дома.

- Что вы уже знаете про Т.п имени существительного?

- Запишите словосочетания с существительными, задав нужный вопрос:

                                                    стол

прошла между…                      тропа

остановился перед …               гнездо

повстречался с …                     вода

присмотреть за …                     друг

пролетели над …                      сестра

пробежал под …                       мост

спустился с…                            река

   - Где могут  пригодиться знание падежей?                                                          

Работают в паре, аргументируют деление на группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают слова по рядам, при проверке и объяснении других рядов, записываю слова остальных падежей.

 

Называют падежные вопросы, слово-подсказку, предлоги.

 

 

 

 

 

 

Заполняют листы самооценки.

 

 

 

 

 

Записывают, проверяют в паре: Присмотреть (за кем?) за сестрой, остановиться (перед чем?) перед рекой, повстречаться (с кем?) с другом, прошла (между чем?) между сестрой и столом, пролетели (над чем?) над гнездом, пробежал (под чем?) под мостом.

Учащиеся отвечают.

 

Регулятивные:

-умеют осознавать способы действий, приводящих к результату;

- умеют сохранять учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи.

Познавательные:

-умеют соотносить информационные ресурсы образовательной среды с предметным содержанием;

- умеют строить простые рассуждения на основе подводящей информации;

- умеют перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные:

- умеют вести учебное сотрудничество в паре.

Рефлексивно-оценочный этап

- Проанализируйте свои листы самооценки с результатом работы на уроке и заполните колонку «умею». По какому показателю, вы с уверенностью можете сказать: «Знаю-умею и на практике всё выполнил верно?»

- Сформулируйте для себя домашнее задание:

с.22, правило учить

Учебник 35 упр.64

Портал Учи.ру (задание 18)

Повторить словарные слова

Выполняют задание и формулируют задачу (прогноз), над чем им предстоит работать.

Осуществляют самооценку и формулируют вывод о конечных результатах своей работы на уроке, определяя границы знания и незнания.

Регулятивные:

-осуществляют  самооценку по результату;

- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Познавательные:

-структурируют знания, осознанно строят речевые высказывания по результатам выполненной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

знаю

умею

1.                  Определять место орфограммы и называть её

 

 

2.                  Проверять написание и подбирать проверочные слова

 

 

3.                  Алгоритм определения падежа

 

 

4.                  Падежные вопросы и слова-подсказки

 

 

5.                  Предлоги и умею соотнести их с определенным падежом

 

 

 

знаю

умею

1.                Определять место орфограммы и называть её

 

 

2.                  Проверять написание и подбирать проверочные слова

 

 

3.                  Алгоритм определения падежа

 

 

4.                  Падежные вопросы и слова-подсказки

 

 

5.                  Предлоги и умею соотнести их с определенным падежом

 

 

 

знаю

умею

1.                    Определять место орфограммы и называть её

 

 

2.                  Проверять написание и подбирать проверочные слова

 

 

3.                  Алгоритм определения падежа

 

 

4.                  Падежные вопросы и слова-подсказки

 

 

5.                  Предлоги и умею соотнести их с определенным падежом

 

 

 

знаю

умею

1.                  Определять место орфограммы и называть её

 

 

2.                  Проверять написание и подбирать проверочные слова

 

 

3.                  Алгоритм определения падежа

 

 

4.                  Падежные вопросы и слова-подсказки

 

 

5.                  Предлоги и умею соотнести их с определенным падежом

 

 

 

знаю

умею

1.                Определять место орфограммы и называть её

 

 

2.                  Проверять написание и подбирать проверочные слова

 

 

3.                  Алгоритм определения падежа

 

 

4.                  Падежные вопросы и слова-подсказки

 

 

5.                  Предлоги и умею соотнести их с определенным падежом

 

 

 

знаю

умею

1.                  Определять место орфограммы и называть её

 

 

2.                  Проверять написание и подбирать проверочные слова

 

 

3.                  Алгоритм определения падежа

 

 

4.                  Падежные вопросы и слова-подсказки

 

 

5.                  Предлоги и умею соотнести их с определенным падежом

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

За гри_ками, на тр_пинку, над з_млёй, по дру_кам, с кни_кой, в сн_жки, к в_де, через п_ляну, по л_сочку.

 

За гри_ками, на тр_пинку, над з_млёй, по дру_кам, с кни_кой, в сн_жки, к в_де, через п_ляну, по л_сочку.

 

За гри_ками, на тр_пинку, над з_млёй, по дру_кам, с кни_кой, в сн_жки, к в_де, через п_ляну, по л_сочку.

 

За гри_ками, на тр_пинку, над з_млёй, по дру_кам, с кни_кой, в сн_жки, к в_де, через п_ляну, по л_сочку.

 

За гри_ками, на тр_пинку, над з_млёй, по дру_кам, с кни_кой, в сн_жки, к в_де, через п_ляну, по л_сочку.

 

За гри_ками, на тр_пинку, над з_млёй, по дру_кам, с кни_кой, в сн_жки, к в_де, через п_ляну, по л_сочку.

 

За гри_ками, на тр_пинку, над з_млёй, по дру_кам, с кни_кой, в сн_жки, к в_де, через п_ляну, по л_сочку.

 

За гри_ками, на тр_пинку, над з_млёй, по дру_кам, с кни_кой, в сн_жки, к в_де, через п_ляну, по л_сочку.

 

За гри_ками, на тр_пинку, над з_млёй, по дру_кам, с кни_кой, в сн_жки, к в_де, через п_ляну, по л_сочку.

 

За гри_ками, на тр_пинку, над з_млёй, по дру_кам, с кни_кой, в сн_жки, к в_де, через п_ляну, по л_сочку.

 


 

Перевалова Светлана Николаевна учитель начальных классов высшая квалификационная категория

Перевалова Светлана Николаевна учитель начальных классов высшая квалификационная категория

Орфографическая минутка. - Садитесь

Орфографическая минутка. - Садитесь

Определять место орфограммы и называть её 2

Определять место орфограммы и называть её 2

Что вы знаете про падежи? (после ответов учащихся, учитель открывает нужный столбик, один за другим) -

Что вы знаете про падежи? (после ответов учащихся, учитель открывает нужный столбик, один за другим) -

Лиса, лисья, лисёнок, с лисой, лисий, лисонька, к лисе, волколис, от лисы, про лису

Лиса, лисья, лисёнок, с лисой, лисий, лисонька, к лисе, волколис, от лисы, про лису

Что вам помогло правильно определить падеж у существительных? -

Что вам помогло правильно определить падеж у существительных? -

Комментированное письмо - Вставьте в слова пропущенные буквы и подумайте, на какие группы их можно разделить?

Комментированное письмо - Вставьте в слова пропущенные буквы и подумайте, на какие группы их можно разделить?

Закрепление

Закрепление

Приложение 1 знаю умею 1

Приложение 1 знаю умею 1

Приложение 2 За гри_ками, на тр_пинку, над з_млёй, по дру_кам, с кни_кой, в сн_жки, к в_де, через п_ляну, по л_сочку

Приложение 2 За гри_ками, на тр_пинку, над з_млёй, по дру_кам, с кни_кой, в сн_жки, к в_де, через п_ляну, по л_сочку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.10.2021