Технологическая карта урока "Получение металлов"
Оценка 4.9

Технологическая карта урока "Получение металлов"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
химия
9 кл
23.11.2022
Технологическая карта урока "Получение металлов"
Получение металлов
урок 1.doc

Технологическая карта урока «Получение металлов» 9 класс

 

Учитель

Немно Е.В.                     

Тип урока

Урок открытия нового знания          

Дата

16.04.2021г.

Цель

Формирование понятий о сущности процессов металлургии.

Образовательные ресурсы

Учебник О. С. Габриеляна, И.Г. Остроумов, С.А. Сладков «Химия» 9 класс; раздаточный материал для работы в группах; коллекция «Руды железа»

Основные понятия

Самородные металлы. Минералы. Руды. Металлургия. Пирометаллургия. Гидрометаллургия. Электрометаллургия

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: составлять уравнения реакций,  подбирать коэффициенты методом электронного баланса для уравнений,

характеризующих способы получения металлов

Получат возможность: научиться характеризовать основные способы получения металлов в промышленности

Регулятивные: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты, выполнять задания в соответствии с изученными алгоритмами действий, сверять полученные знания с эталоном

Познавательные: создавать обобщения, делать выводы, структурировать  и преобразовывать информацию из одной формы в другую, рефлексия деятельности

Коммуникативные: постановка вопросов, умение выражать свои мысли, умение организовывать учебное сотрудничество

Формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, понимание значимости естественно-научных знаний для решения практических задач, формирование умения грамотного обращения с веществами в химической лаборатории

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся по достижению планируемых результатов

1. Организационный

этап.(1 мин)

Приветствует учеников, организует рабочую обстановку

Прежде чем перейти к нашему занятию, заполните, пожалуйста, карточки «Ваше самочувствие» в колонке «до урока» приложение 1

Приветствуют учителя. Выполняют самооценку готовности к уроку

2. Мотивация

3. Целеполагание

(3 мин)

Послушайте стихотворение и определите о чем пойдет речь на уроке

Не сразу в дом пришёл металл,

Не сразу ложкой, вилкой стал.

Не сразу стал он кружкой

И заводской игрушкой.

 

Был путь металла долог:

Сперва пришёл геолог.

Нашёл он гору - в ней руда.

И горняки пришли туда.

 

И машинист даёт гудок -

К печам руду доставит в срок.

И металлический ручей

Течёт из огненных печей.

 

Ещё работе не конец:

Придут и токарь, и кузнец,

Слесарь и штамповщик,

Сварщик, фрезеровщик.

И каждый вложит труд в металл,

Чтобы металл трудиться стал.

Он в проводах несёт нам свет,

Металл - коньки, велосипед,

Метро, трамвай, будильник,

Утюг и холодильник.

                                   Е. Ефимовский

-О чём идёт речь в стихотворении?

-Что вы знаете о получении металлов?

- Скажите, какие металлы встреча­ются в самородном виде и почему? (подсказка ряд активности металлов, рисунок в учебнике)

Как можно выделить металлы из руд и металлосодержащих продуктов?

- Попробуйте сформулировать тему и цель урока.

-Как (с помощью чего) мы будем достигать этих целей?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выдвигают предположения, вместе с учителем формулируют тему

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Включаются в беседу, высказывают свои предположения

Формулируют цель: изучить (познакомиться) со способами получения металлов

Учебник, выполнение лабораторной работы

4. Актуализация знаний. (5 мин)

 

Для того, чтобы познакомиться со способами получения металлов, нам необходимо повторить химические свойства металлов.

Актуализация знаний обучающихся о химической активности металлов в зависимости от положения в электрохимическом ряду напряжений металлов. Приложение 2

Какие два правила связаны с рядом напряжений металлов?

Выполняют задания, осуществляют самопроверку по образцу

 

 

 

Вспоминают правила.

5. Освоение новых знаний (15 мин)

Организует самостоятельную работу в парах с учебником по ознакомлению со способами получения металлов (учебник стр.75-80) Приложение 3

 

Работают в парах

включаются в беседу

 

Физкультминутка (1-2 мин)

1. Упражнение для улучшения мозгового кровообращения. Исходное положение – сидя, руки на поясе.

1–2. Поворот головы направо. Исходное положение.

3–4. Поворот головы налево. Исходное положение.

5–6. Плавно наклонить голову назад.

Исходное положение. Голову наклонить вперед.

Повторить 4–6 раз. Темп медленный.

 

6. Первичная проверка понимания(5 мин)

Организует фронтальную беседу по итогам выполнения упражнения

- как называется наука о методах и способах получения металлов?

Какие существуют способы получения металлов?

На чем они основаны?

Какой метод получения меди – с помощью серной кислоты или бактериальный – экологически более безопасен?

Почему щелочные и щелочноземельные металлы нельзя получить гидрометаллургическим способом?

Назовите вид металлургии для следующих процессов

Знаете ли вы что…

ü  Люди каждые 45 минут извлекают из земных недр столько железа, сколько им удалось добыть золота за все время своего существования.

ü  В Японии добывают золото нетрадиционным способом: металл извлекают из пепла. Ученые попросту сжигают канализационные отходы предприятий промышленности, которые в производстве используют золото и соединения драгоценных металлов.

отвечают на вопросы учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

1)      Пирометаллургия

 

2)      Электрометаллургия, гидрометаллургия

3)      Электрометаллургия

 

 

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин)

Напишите уравнения реакций обжига сульфидных минералов:

А) киновари HgS__________________________________

Б) пирита FeS2__________________________________

С методами металлургии мы разобрались. Теперь решим несколько заданий с использованием уравнений получения чистых металлов.

Расставьте коэффициенты методом электронного баланса:

 

РЬО + Н2 = Pb + Н2О

WO3 + Н2 = W + ЗН2О

TiCl4 + Mg = Ti + MgCl2

 

А) HgS + O2  Hg + SO2

Б) 4FeS2 + 11O2 ↔ 8SO2 + 2Fe2O3

 

 

 

 

 

РЬО + Н2 = Pb + Н2О

WO3 + ЗН2 = W + ЗН2О

TiCl4 + 2Mg = Ti + 2MgCl2

 

7.Домашнее задание (1 мин)

П.9, №1,4

По желанию:

Определить способ получения металла.                                                                                                                               Свинец известен человечеству с глубокой древности, и его получение считается одним из первых металлургических процессов. Минерал галенит (PbS) подвергали обжигу, образующийся оксид свинца (II) восстанавливали углеродом.                                                                                   Составьте уравнения реакци

 

8. Рефлексия (2 мин)

Вернемся к карточке «Ваше самочувствие».  Заполните графу – после урока.

Поднимите руки те, у кого состояние после урока приподнятое и позитивное.

 

Спасибо всем за работу!

Молодцы!

 

 

 

 


Приложение 1

1.    Самочувствие до урока

хорошее/плохое

2. На уроке я работал

активно / пассивно

3. Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

4. Урок для меня показался

коротким / длинным

5. За урок я

не устал / устал

6. Мое настроение

стало лучше / стало хуже

7. Материал урока мне был

понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным

8. Домашнее задание мне кажется

интересно / не интересно

Приложение 2

Для самопроверки:

А) реакция не идет, т.к. медь стоит после водорода в электрохимическом ряду напряжений металлов

Б) Mg + H2SO4 ® MgSO4 + H2

В) Zn + CuCl2 ® ZnCl2 + Cu

Г) реакция не идет, т.к. ртуть стоит после водорода в электрохимическом ряду напряжений металлов

 

Приложение 3

 


Технологическая карта урока «Получение металлов» 9 класс

Технологическая карта урока «Получение металлов» 9 класс

Мотивация 3. Целеполагание (3 мин)

Мотивация 3. Целеполагание (3 мин)

Актуализация знаний. (5 мин)

Актуализация знаний. (5 мин)

Первичная проверка понимания(5 мин)

Первичная проверка понимания(5 мин)

Приложение 1 1.

Приложение 1 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.11.2022