Технологическая карта урока "Правописание безударных гласных в словах»

  • docx
  • 12.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Технологическая карта урока_ Пискунова А В.docx

Автор: Пискунова Алина Вячеславовна

учитель начальных классов

МОУ «СОШ №64 им. Б. Ручьева»

г. Магнитогорска, Челябинской области

Технологическая карта урока

Предмет: Русский язык

Тема урока: Правописание безударных гласных в словах.

Место и роль урока в изучаемой теме: 1 урок Изучение новой темы «Правописание безударных гласных в словах»

Цели урока: Знакомство с орфограммой безударные гласные в слове, формирование умения самостоятельно проверять безударную гласную в слове, подбирать проверочные слова и применять новое знание.

Этап урока

Цель

Содержание учебного

материала

Методы и приёмы работы

УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

Установить эмоционально доверительный контакт.

 Создать благоприятную психологическую атмосферу.

 

 

Словесный метод

 

Личностные УУД:

настрой на урок и на получение новых знаний

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Приветствуют учителя.

Готовятся к началу урока.

 

Актуализация знаний

Сформировать тему и учебную задачу на основе создания проблемного вопроса

 

Словарная работа.

Учебник, тетрадь, топор, картина, петух, коньки, пальто.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гр..за, гр..чи, р..ка, л..цо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Частично-поисковый

Познавательные УУД:

Развиваем умения: ориентироваться в своей системе знаний

Открываем свои тетради, записываем число и Классная работа.

На следующей строчке пишем словарь.

Я вам показываю картинку с предметом, вы записываете через запятую в строчку название этих предметов, выделяете  орфограмму.

 

Отлично, закончили.

Скажите, пожалуйста, как называются эти слова?

- Почему они так называются?

 

-Хорошо. Написание этих слов нужно запомнить. И когда мы их пишем, у нас не возникает вопроса как их писать, верно?

 

- Посмотрите, пожалуйста, на доску, что вы видите?

 -Сейчас вам нужно будет направить эти кораблики на нужные им острова.

Но для того, чтобы это сделать, выполните задание: вставьте пропущенные буквы в словах.

Первое слово : г…ра.

Что напишем?

 

 

-У нас с вами разные мнения!

-Понаблюдайте и скажите, падает ли ударение на пропущенную букву? Значит они какие?

 

Кто может попробовать сформулировать тему урока или чем мы будем сегодня заниматься?

 

-Тема нашего урока «Правописание безударных гласных в словах». Мы будем разгадывать секрет написания этих гласных. А когда разгадаем, то направим наши кораблики на нужные острова.

Деи записывают число и классная работа.

Выполняют словарную работу, выделяют орфограмму.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Словарные слова

 

 

- Их написание нужно запомнить.

 

 

 

 

 

 

 

 

-Кораблики и острова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Некоторые дети говорят, что О, другие – А.

 

 

 

-ударение на пропущенную букву не падает.

 

Безударные

 

Высказывают предположения

Открытие нового знания

Поиск решения учебной задачи

Шкаф – шкафы

Нос – н…сы

Море –м…ря

Лис – л…са

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шкаф – шкафы

Нос – носы

Море – моря

Лис – лиса

 

Проверить

Безударные гласные

Изменить слово

Под ударением

 

 

Для проверки безударного гласного звука надо изменить слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным.

 

 

 

Алгоритм написания безударного гласного звука:

1.      Читаем слово.

2.      Ставим ударение

3.      Определяем безударную гласную.

4.      Изменяем слово так, чтобы гласный был под ударением.

5.      Записываем слово.

6.      Выделяем орфограмму.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Познавательные и коммуникативные УУД: Ученики вступают в диалог с учителем, структурируют полученные знания.

 

- Перед вами на слайде пары слов.

Прочитайте их, проанализируйте и скажите мне, пожалуйста, какие это слова?

-Верно. Обратите внимание на первую пару, на ударение и на то, где может возникнуть трудность при написании, а где её не возникнет?

-Что различает эти слова, почему в первом слове четко слышно гласную, а во втором нет?

Отлично!

-То есть. Мы можем сделать вывод, что когда ударение падает на гласный звук, то у нас не возникает затруднений при написании, мы его четко слышим. А когда ударение не падает на этот гласный звук, то тут мы уже подумаем, какую гласную нам писать…

- И обратим внимание, что в этих словах гласная буква пишется одна и та же, но звуки мы слышим разные..

 

-Какая гласная буква будет писаться в других парах?

Проверим!

 

-Может ли кто-то сформулировать правило, опираясь на опорные слова и на то, что мы уже проговорили?

 

-Теперь откроем учебники и прочитаем слова Профессора.

 

 

 

-У меня на слайде вот такое правило. Им мы и будем пользоваться.

 

А теперь для более легкого запоминания этого правила, давайте составим алгоритм.

Что сначала мы делаем со словом?

 

-Что дальше нужно поставить?

 

-Затем мы определяем безударную гласную.

 

- Каким будет 4 шаг?

 

 

 

 

- Далее мы записываем слово. И выделяем орфограмму. Это у нас будут 5 и 6 шаг.

Учитель поэтапно вывешивает карточки с шагами.

 

-А чтобы вам было еще проще запомнить это правило, я вам представлю модель.

 

Давайте вместе подберем слова, к этому правилу.

 

 

 

 

- родственные

 

 

- В первом слове не возникнет затруднений. А во втором может возникнуть.  

 

 

-Под ударением мы четко слышим, какую гласную писать и тд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Дети  по очереди называют гласные буквы.

 

 

- Пробуют сформулировать правило.

 

 

 

 

- Читают правило.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Читаем

 

 

-Ударение

 

 

 

 

 

- Изменяем слово так, чтобы гласный звук был под ударением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети переписывают алгоритм и модель к себе в справочники.

 

 

 

Называют слова к соответствующему правилу

Физминутка

Обеспечить небольшой отдых организму в процессе учебной деятельности

 

Наглядный метод

Личностное УУД: ценностное отношение к здоровому образу жизни

- Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали, ручками похлопали.

Покрутились. Повертелись и за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем, дружно до 5-ти считаем.

Открываем, поморгаем и работать продолжаем.

Выполняют упражнения в соответствии со стихотворением.

Первичное закрепление знаний

Закрепление усвоенных новых знаний и способов действий на уровне применения их

Лес – л…са, след -  сл…ды, стены – ст…на, море – м…ря

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вставь пропущенные буквы. Выбери из предложенных слов проверочные слова. Запиши.

 

В…лна

в..сна

д..мишко

л..сной

с..сновый

в..дичка

Волнистый, волноваться, волны;

весенний, вешние (дни), веснянка;

бездомный, домище,  домовой, дом;

лесок, лес, подлесок;

сосны, сосенка, сосёнки, сосняк;

вода, водный, наводнение, подводный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гроза - грозы, грачи - грач, река - реки, лицо - лица.

 

 

 

 

 

Практический метод

Познавательные и коммуникативные УУД: учащиеся структурируют полученные знания.

 

Первое задание, которые мы с вами выполним письменно сейчас представлено на слайде.

Вам нужно прочитать пары слов, подумать, какую букву для обозначения гласного звука нужно написать, определить проверочное слово, расставить ударение.

Итак, что вам помогло чтобы правильно выполнить это упражнение? Какое правило, давайте проговорим.

 

На слайде для вас представлено задание.

 

Прочитайте его.

Маша выходи к доске, опираясь на наш алгоритм, выполни задание. Все остальные работают в тетрадях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по упражнению:

-Все ли предложенные слова могут являться  проверочными? Почему?

 

 

 

А помните наше первое задание?

В чем оно заключалось?

 

 

 

 

 

 

Верно, мы с вами разгадали тайну написания безударных гласных. Отработали наши навыки. Теперь давайте выполним это задание устно.

Письменно выполняют задание, по очереди комментируя его

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на заданный вопрос.

 

 

 

 

 

 

Читают задание.

Один человек у доски выполняет задание, комментируя свои действия.

Выписываем слово, ставим ударение, определяем безуд.гл., находим из предложенных проверочное слово, объясняет почему и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

-Нет. В проверочном слове ударение должно падать на гласный, который мы проверяем.

 

- Да

 

Надо вставить пропущенные буквы в слова и направить кораблики на нужные острова!

 

По желанию устно дети вставляют пропущенные буквы, называя проверочные слова.

Самостоятельное применение знаний

Организация самостоятельного выполнения каждым учащимся заданий на новый способ действий.

Вставь  нужную  букву  и рядом  запиши проверочное  слово.

к...рмушка  -  (  о,а)   -   д...ревья -  (е,и) -

м...рской -  (о,а)  -  

д...лёкий –(о,а)

кр...кливый -(е,и)

Практический метод

Личностные УУД: развитие навыков самоконтроля, интереса к теме урока; Развивающие УУД: развитие познавательных способностей.

-Теперь вы поработаете самостоятельно. Задание по карточкам.

 

Выполняют самостоятельно на карточках.

Итог урока

Рефлексия

Фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности

Наглядный метод

Воспитательные УУД: Развитие внимания; повышение интереса к предмету

- О чем сегодня мы с вами говорили?

- Как звучит орфограмма, которую мы сегодня изучали?

-Как правильно написать безударную гласную?

- Перечислите все шаги алгоритма для правильного написания безударной гласной.

- Сейчас оцените свою работу и поднимите соответствующий смайл

Радостный – я доволен своей работой на уроке;

Расстроенный – на уроке я работал, но не все получилось;

Грустный – на уроке мне было трудно.

Отвечают на поставленный вопрос

 

 

 

 

 

 

Поднимают соответствующий смайл.

Домашнее задание

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

 

Словесный метод

Регулятивные УУД. Ученики записывают задание, планируя действия по его выполнению.

Открываем свои дневники и записываем домашнее задание.

Упр. 141, стр. 93

Открывают дневники, записывают домашнее задание

 

 


Гр..заhttp://razukraska.ru/wp-content/gallery/lodka/lodka11.gifГр…чиhttp://razukraska.ru/wp-content/gallery/lodka/lodka11.gifР…каhttp://razukraska.ru/wp-content/gallery/lodka/lodka11.gifЛ…цоhttp://razukraska.ru/wp-content/gallery/lodka/lodka11.gif


Аhttp://vse-raskraski.ru/assets/images/resources/869/raskraska-palma36.jpgОhttp://vse-raskraski.ru/assets/images/resources/869/raskraska-palma36.jpgЕhttp://vse-raskraski.ru/assets/images/resources/869/raskraska-palma36.jpgИhttp://vse-raskraski.ru/assets/images/resources/869/raskraska-palma36.jpg