Технологическая карта урока "Причины победы большевиков в гражданской войне". Урок - лауреат конкурса "Петербургский урок"
Оценка 4.8

Технологическая карта урока "Причины победы большевиков в гражданской войне". Урок - лауреат конкурса "Петербургский урок"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
история
11 кл
16.01.2020
Технологическая карта урока "Причины победы большевиков в гражданской войне". Урок - лауреат конкурса "Петербургский урок"
Урок с использованием кейс-технологии
Урок Причины победы большевиков в гражд.войне.docx

Методическая разработка участника конкурса  «Петербургский урок»

Технологическая карта урока

                                                                                                                                          

                                                                                                                                                                          Выполнила:   В.В. Копланова,

                                                                                                                                                                           учитель истории и обществознания

    гимназии №  402 Колпинского района

Тема: Причины победы большевиков в гражданской войне.

Цели: Подвести учащихся к пониманию причин исхода  гражданской войны

Задачи:

Организовать работу с различными видами источников

Выявить цели и тактику различных сил в гражданской войне

Оценить шансы на победу каждой из сторон

Выявить причины победы большевиков

Дать нравственную оценку событий гражданской войны.

Планируемые результаты

Предметные:

§  систематизировать знания учащихся по различным точкам зрения на начало, периодизацию и ход гражданской войны.

§  обеспечить усвоение учащимися целей, политической и экономической программы белого движения, причин его поражения.

§   выяснить причины победы большевиков;

§  оценить роль третьей силы в гражданской войне

 

 

Метапредметные:

§ развитие познавательной активности;

§ создание условий для  формирования способности сознательно организовывать и регулировать свою деятельность;

§ формирование навыков  работы с учебной информацией (объяснение  смысла новых терминов и понятий; осуществление поиска необходимой информации в источнике; анализ, сравнение, обобщение материала, подведение итогов)установление причинно- следственных  связей  между явлениями.

§  развитие  коммуникативных умений учащихся в ходе групповой работы.

§  развитие умения распределения обязанностей при работе в группе

§  формирование навыков работы в кейс-технологии и в технологии «перевёрнутый урок»

§  формирование навыков работы в режиме регламентированной дискуссии

Личностные:

§  уважать мнение других;

§  уважать историю и традиции народа

§  сознавать важность принятия решения в ситуации выбора

§  уметь  оценивать результаты собственной деятельности и деятельности товарищей

§  оценивать свои  возможности при выборе вида деятельности в группе

§  осознавать глубину трагедии российских народов, ввергнутых в братоубийственную войну.

§  давать оценку нравственной стороны в деятельности различных политических сил

Межпредметные связи: литература, обществознание, ИКСПб, МХК

Ресурсы урока: фрагменты документов, выданные группам учащихся для ознакомления заранее  мультимедийная презентация, видеофрагменты, музыкальные фрагменты

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Используемый ресурс урока

Мотивация познавательной деятельности

Предлагает познакомиться с фрагментом фильма «Зеленый фургон» (Пролог к фильму)

Какой исторический период отражен в фильме?

Какую ситуацию описывают авторы фильма?

Предлагает вспомнить содержание понятия «гражданская война», охарактеризовать отличия гражданской войны от прочих

Знакомятся с фрагментом

Называют период – революционный процесс 1917 года, гражданская война, иностранная интервенция

Дают определение понятию.

 

Видеофрагмент

Мультимедийная презентация, слайд «определения понятия»

 

Актуализация необходимых знаний

Организует  актуализацию знаний  о расстановке сил в гражданской войне и о победителях в ней.

Подводит учеников к формулировке темы урока

Вместе с учителем называют три силы в гражданской войне, говорят о победе большевиков

Формулируют тему урока, определяют цель и задачи  работы на уроке.

 

Мультимедийная презентация, слайд  «Три силы в войне»

Презентация в рабочем режиме заполняется совместно с учениками

На слайде появляется цель:  Выявить причины победы большевиков в гражданской войне.

Задачи: выявить цели и задачи противоборствующих сторон, их стратегию и тактику

Организация познавательной деятельности

Учитель раздает группам необходимые материалы, знакомит с правилами работы. Организует работу в группах по темам:

1.      Анализ хода военных действий

2.      Анализ деятельности белых

3.      «Анализ  деятельности красных

4.      Анализ деятельности «зеленых».

Знакомит с алгоритмом работы в группе.

Работают в группах с пакетом документов  по предложенному вопросу.

Самостоятельно- познавательная деятельность учащихся, работа с кейсами.

1) организационная часть- 2-3 мин. Учитель раздает группам необходимые материалы, знакомит с правилами работы. Учащиеся еще раз просматривают полученные материалов и распределяют обязанности в группе.


§  Пакеты документов[1],

§  Инструкция «Алгоритм работы в группе» [2]

§  Карта «Гражданская война и интервенция» [3]

§  Схема «Три силы в гражданской войне» [4]

 

Учитель консультирует учащихся, оказывает помощь при распределении ролей.

 

Организует отчеты групп. Выступает в роли тайм-кипера и модератора

 

Учитель оценивает наиболее удачные ответы отдельных учеников.

 

 

Выполнение учащимися  заданий

Выступает каждая группа.

Формат выступления:

Аргументированное резюме по материалам

Ответы на вопросы учащихся других групп и учителя

Кинофрагменты, предваряющие или завершающие выступления групп [5]

1.      Отрывок из фильма «Новые приключения неуловимых».  Сцена «Драка в ресторане»

2.      Отрывок из фильма «Государственная граница», сцена прощания Владимира с матерью.

3.      Отрывок из фильма «Чапаев», сцена с крестьянином

4.      Отрывок из фильма «Интервенция», сцена бегства.

Подведение итогов работы групп

Учитель организует совместное  подведение итогов  работы групп.

Записи в тетради:

Просчеты противников большевиков

Что необходимо было предпринять белому движению, что избежать поражения?

Какова роль третьей силы в гражданской войне?

Дополнительные вопросы для итоговой беседы

1) Существовала ли реальная возможность для победы белых в сложившейся ситуации?

2) Какие уроки из Гражданской войны могли извлечь для себя красные и белые?

Составляют совместно резюме, возможно оформление в виде таблицы[2],

 (просчет – рекомендация)

Презентация в рабочем режиме, на слайде выводятся сформулированные тезисы резюме.

Оценивание работы групп

Учитель организует оценивание работы учащихся по итогам урока.

 

Группы выявляют учащихся, которые внесли вклад в успешную работу группы

Группы оценивают свою работу

Слайд:

Критерии эффективности работы группы[5]:

полнота и глубина проработки информации;

оригинальность представления;

участие каждого в подготовке и представлении результатов.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Учитель организует рефлексию:

Кто может поделиться своим открытием, сделанным сегодня на уроке?
Что мы выяснили с вами сегодня на уроке совместно?

Какие ваши вопросы остались без ответа?

 Какова  общая оценка итогов гражданской войны?

Учащиеся беседуют по предложенным вопросам

 

Музыкальный финал. Создание эмоционального настроя для выполнения д/з.  Два фрагмента песни «Слушай, товарищ!  - «белый»  и «красный»

Домашнее задание. Написать сочинение - рассуждение на одну из предложенных тем:

§  «Идеи не побеждают приемами физического насилия» (А.М.Горький)

§  «Идея класса убила в России идею человека» (Н.Бердяев)

§  Отражение  гражданской войны в  искусстве и литературе.

§  Гражданская война в кинематографе.

§  В борьбе красных и белых всегда побеждают серые.

§  Гражданская война. Победа «красных»  или поражение «белых»?

§  Итоги и уроки гражданской войны.

§  Герои гражданской войны. Кто они?

Примерное содержание записей в тетрадях:

Просчеты противников большевиков

1. Не сумели договориться о единой программе и организовать согласованные военные действия.

2. Не смогли предложить альтернативную большевикам аграрную программу, удовлетворяющую интересам крестьянства; выступали за отмену Декрета о земле и возвращение земли прежним владельцам, восстановив тем самым против себя огромные массы крестьянства.

3. Их национальная политика, проводимая под лозунгом «единой и неделимой России» не соответствовала политическому моменту.

4. Нежелание лидеров Белого движения сотрудничать с либералами и умеренными социалистами сузило их социально-политическую базу.

5. Карательные экспедиции, погромы, массовые репрессии и расстрелы вызвали недовольство населения вплоть до вооруженного сопротивления

6. Сотрудничество с западными странами, стремившимися расчленить Россию, рассматривалось народом как предательство национальных интересов.

Что необходимо было предпринять белому движению, что избежать поражения?

1.      Попытаться объединить силы для борьбы с большевизмом; сплотить вокруг себя все антибольшевистские силы, в том числе и социалистов.

2.      Предложить народу более радикальный проект решения аграрного вопроса, уделив при этом внимание земельному голоду крестьян.

3.      Отказаться от таких средств борьбы, как массовый террор, направленный против сторонников большевизма и крестьянства.

4.      Пересмотреть национальную программу.

 

Использованные источники

1.                  Деникин А.И. Очерки русской смуты. — Париж, 1921.

2.                  2. Лукьянов М.Н. Россия. 1917-1941. Документы. Материалы. Комментарии. Книга для тех, кто изучает историю Отечества. Пермь, ПГУ, 1993.

3.                  Страницы истории гражданской войны. М., Просвещение. 1992 г.

4.                  Хрестоматия по истории СССР 1917- 1975 г. М.. 1991 г.

5.                   Хрестоматия по истории СССР, 1900 – конец 1930 – х гг.: Пособие для учителя. Сост. С.И. Матруненков; Под ред. Ю.Д.Кораблева. М., 1988

Интернет-ресурсы:

1.                  http://kildushkin.ucoz.ru/load/klassnye_chasy/dokument_reshenie_agrarnogo_voprosa_v_proektakh_belykh/4-1-0-21

2.                   http://militera.lib.ru/memo/russian/denikin_ai2/index.html

3.                  http://www.krimoved-library.ru/books/krim-pri-vrangele2.html

https://muzofond.com/search/смело%20мы%20бой%20пойдем

https://www.youtube.com/watch?v=3juOnTiVpnQ

http://ru.savefrom.net/#url=http://youtube.com/watch?v=u68pDB5UksM&utm_source=youtube.com&utm_medium=short_domains&utm_campaign=www.ssyoutube.com

Автор: неизвестен - http://3d-filmy.ru/comedii_ne_3d/1761-zelenyy-furgon-1983-dvdrip.html, Добросовестное использование, https://ru.wikipedia.org/w/index.php?curid=2920861

Технологическая карта урока "Причины победы большевиков в гражданской войне". Урок - лауреат конкурса "Петербургский урок"

Технологическая карта урока "Причины победы большевиков в гражданской войне". Урок - лауреат конкурса "Петербургский урок"

Технологическая карта урока "Причины победы большевиков в гражданской войне". Урок - лауреат конкурса "Петербургский урок"

Технологическая карта урока "Причины победы большевиков в гражданской войне". Урок - лауреат конкурса "Петербургский урок"

Технологическая карта урока "Причины победы большевиков в гражданской войне". Урок - лауреат конкурса "Петербургский урок"

Технологическая карта урока "Причины победы большевиков в гражданской войне". Урок - лауреат конкурса "Петербургский урок"

Технологическая карта урока "Причины победы большевиков в гражданской войне". Урок - лауреат конкурса "Петербургский урок"

Технологическая карта урока "Причины победы большевиков в гражданской войне". Урок - лауреат конкурса "Петербургский урок"

Технологическая карта урока "Причины победы большевиков в гражданской войне". Урок - лауреат конкурса "Петербургский урок"

Технологическая карта урока "Причины победы большевиков в гражданской войне". Урок - лауреат конкурса "Петербургский урок"

Технологическая карта урока "Причины победы большевиков в гражданской войне". Урок - лауреат конкурса "Петербургский урок"

Технологическая карта урока "Причины победы большевиков в гражданской войне". Урок - лауреат конкурса "Петербургский урок"

Технологическая карта урока "Причины победы большевиков в гражданской войне". Урок - лауреат конкурса "Петербургский урок"

Технологическая карта урока "Причины победы большевиков в гражданской войне". Урок - лауреат конкурса "Петербургский урок"

Технологическая карта урока "Причины победы большевиков в гражданской войне". Урок - лауреат конкурса "Петербургский урок"

Технологическая карта урока "Причины победы большевиков в гражданской войне". Урок - лауреат конкурса "Петербургский урок"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2020