Технологическая карта урока русского языка в 5 –м классе по теме: «Прямое и переносное значение слова»
Предмет |
Русский язык |
Класс |
5 класс |
УМК |
учебник « Русский язык. 5 класс» для ОУ под ред. А.Д.Шмелёва, Э.А. Флоренская. |
Тема |
Прямое и переносное значении е слова |
Цель деятельности учителя |
создать условия для совместной познавательной деятельности в процессе изучения материала по теме «Прямое и переносное значение слова», в которых обучающиеся смогут решать следующие задачи - повторить и обобщить знания о лексике, лексическом значении слова; -- при выполнении заданий, доказать, что слова могут иметь как прямое, так и переносное значение ; - закрепить правописание; - познакомиться с понятиями «эпитет», «олицетворение», «метафора» - развивать умение правильно строить устный ответ; - формировать и воспитать аккуратность, внимание и взаимопомощь
|
Тип урока |
Изучение нового материала |
Планируемые образовательные результаты |
личностные УУД: 1. - осознание практической важности умения определять прямое или переносное значение слова; 2. - ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу; 3. - осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока. 4. сотрудничество со сверстниками в процессе образовательной деятельности; 5. освоить правила поведения при работе в малых группах; 6. способность вести диалог, достигать взаимопонимания
регулятивные УУД: 1. формировать свое мнение с учетом высказывания других членов группы; 2. понимать и принимать возможность различных позиций других людей; 3. ориентироваться на позицию партнера; 4. владеть элементами коммуникативной рефлексии
коммуникативные УУД: 1. планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; 2. давать адекватную оценку выполненного действия; 3. слушать в соответствии с целевой установкой;
познавательные УУД: 1. уметь формулировать тему урока; 2. устанавливать причинно- следственные связи; осознанно строить устный ответ; 3. доказывать, аргументировать свою точку зрения, сравнивать полученные результаты.
|
Оборудование |
ноутбук, аудиоприложение к учебнику |
Основные понятия |
Прямое и переносное значении е слова. |
Структура и ход урока |
||||||||||||
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. |
|
||||||||
Ι. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
|
Психологический настрой детей на урок. -Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю. |
Приветствие учащихся. |
личностные: внимание, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: саморегуляция Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
|
||||||||
Ι Ι
Актуализация знаний
ΙΙΙ 1 Постановка учебной цели
|
Терминологический диктант. Наука, изучающая словарный состав языка, называется…(лексикология) Словарный состав языка называется …(лексика) То, что обозначает слово, называется…(лексическое значение) Слово, имеющее одно лексическое значение, называется…(однозначное) Слово, имеющее два и более значений, называется…(многозначное) Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется…(толковый словарь)
1.Послушайте стихотворение
У мамы сердце золотое И золотая голова, И руки мамы золотые, И спорятся ее дела. И папа маму называет: - Ты человек наш золотой! Сестричка только вот вздыхает: - Ведь золото – металл такой, Колечко, правда, есть на пальце, Но руки вовсе не блестят, А на лице у глаз морщинки, Не золотые – штучек пять… И нет на сердце золотого, А сердце… так оно внутри, Оно в груди у мамы бьется, Попробуй, пробу разгляди!
- Какое слово встречается в этом стихотворении чаще всего?
- Сколько раз встречается слово «золотой» в тексте? (6.)
Как вы уже знаете, при изучении лексики нашими верными помощниками являются Толковые словари. Обратимся к одному из них 2.Словарно-орфографическая работа (слово «золотой») Это слово многозначное имеет прямое и переносное значение -Вы знакомы с этими понятиями?
Какие задачи поставим на сегодняшнем уроке?
Таким образом, какова тема нашего урока? О чем мы сегодня будем говорить? Сформулируйте цель урока (узнаем понятие «прямое и переносное значение слов»).
Запись темы «Прямое и переносное значение слова».
|
Пишут терминологическийй диктант
Проверяют записанные термины
Слушают стихотворение, отвечают на вопрос
формулируют тему урока. Запись темы урока
Формулируют цель урока
Нет
Узнать что такое прямое и переносное значение слова.
Прямое и переносное значение слова. |
личностные: осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
коммуникативные: слушать в соответствии с целевой установкой; давать адекватную оценку выполненного действия; познавательные: устанавливать причинно- следственные связи; осознанно строить устный ответ.
(Личностные) Планирование учебного сотрудничества. способность вести диалог, достигать взаимопонимания
сотрудничество со сверстниками в процессе образовательной деятельности;
(Коммуникативные) Коллективное добывание знаний ; формулирование темы; Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; Регулятивные: Решение проблемной ситуации. Познавательные:
устанавливать причинно- следственные связи; осознанно строить устный ответ.
|
|
||||||||
2.Первичное усвоение новых знаний.
|
- Как вы думаете, какое значение слова будет называться прямым? Назовите прямое значение слова «золотой». - А почему другие значения являются переносными? Почему они называются переносными? - Заглянем в учебник и познакомимся с теоретическим материалом на стр 242-243 - На основе чего произошел перенос значения слова в словосочетании «золотая мама», т.е. почему мы такое определение даем маме? ( на основе высокого качества металла – золота. Золотая мама – ценная, дорогая.) Вывод: Таким образом, многозначные слова могут иметь прямые и переносные значения.
Заполнение схемы
Значение слова ззначение сл
|
Отвечают на вопрос
Работают с материалами учебника
Заполняют схему
|
Познавательные: добывание знаний в ходе чтения теоретического материала
Коммуникативные: развивать умения применять новые знания; Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения
Регулятивные Решение проблемной ситуации
Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения
|
|
||||||||
3.Первичная проверка понимания.
4.Первичное закрепление
|
Работа в парах 1.Найдите в толковом еще два-три слова, имеющие переносные значения. Один называет слово в прямом – другой называет в переносном, затем называется в переносном, другой называет прямое. Затем меняются
2.Упр 24,25.
3. Работа с литературоведческими терминами Слово учителя. На основе переноса значения по сходству рождаются выразительные средства языка – боевой арсенал поэта, писателя, литературоведа, лингвиста и наш боевой арсенал, который поможет научиться красиво писать и говорить на русском языке, грамотно проанализировать любое литературное произведени
Прочтем стихотворения о маме и выпишите из данных стихотворных строк встретившиеся эпитеты, метафоры и олицетворения.
Мама! глянь-ка из окошка - Не колючий, светло-синий
Мама
Мама,
мама - милая девчушка Синие
глаза волшебной лаской Я
сплету венок из всех цветов (Татьяна Снежина)
Упр. 26,27,29
|
Работают со словарем Распределяют слова
Осмысление теоретического материала
Работают с изобразительно-выразительными средствами
Выполняют задание
Выполняют задания |
УУД: познавательные устанавливают причинно- следственные связи; осознанно строят устный ответ; доказывают, аргументируют свою точку зрения, сравнивают полученные результаты.
Коммуникативные: формирование навыка работы в парах
Личностные: Формирование адекватной оценки, самооценки адекватного восприятия чужой оценки Регулятивные: понимать и принимать возможность различных позиций других людей; формировать свое мнение с учетом высказывания других членов группы;
Познавательные:Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера
Познавательные Осмысление полученных сведений.
Коммуникативные Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений
Познавательные Осмысление полученных сведений. Доказывать, аргументировать свою точку зрения, сравнивать полученные результаты. Коммуникативные:
давать адекватную оценку выполненного действия;
|
|
||||||||
ν Рефлексия
|
Подведение итогов работы. Продолжите фразу: Слово имеет …… и …. значение Перенос названия происходит, если…. Заполните анкеты, продолжив фразу: · Сегодня я узнал(а), … · Я задумался(ась) о том, что … · У меня особенно получилось… · Я не понял(а), почему… Оцените свою работу, продолжив фразу: • На уроке работал…..(хорошо, отлично, удовлетворительно) • Я думаю, что мог бы работать …. • За работу на уроке я ставлю себе оценку ….. - Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. Выставление оценок. |
Продолжают фразу.
Подведение итогов в ходе заполнения анкеты
Оценивают свою работу
|
УУД: познавательные, регулятивные ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) Формирование адекватной положительной самооценки. |
|
||||||||
νΙ Домашнее задание.
|
1. Сделать рисунок, на котором можно было бы увидеть переносное значение слова, подписать предложение с этим словом. Можно использовать иллюстрации из детских книг2. Упр 30-31 по выбору |
Запись учащимися задания дневники. |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.