Технологическая карта урока "Прямое и переносное значение слов" 6 класс
Оценка 4.7

Технологическая карта урока "Прямое и переносное значение слов" 6 класс

Оценка 4.7
Документация
docx
русский язык
6 кл
24.03.2020
Технологическая карта урока "Прямое и переносное значение слов" 6 класс
Технологическая карта урока по русскому языку 6 класс. "Прямое и переносное значение слов"
Прямое и переносное значение слов.docx

Технологическая карта урока русского языка в 5 –м классе по теме: «Прямое и переносное значение слова»

Предмет

Русский язык

Класс

5 класс

УМК

учебник « Русский язык. 5 класс» для ОУ под ред. А.Д.Шмелёва, Э.А. Флоренская.

Тема

Прямое и переносное значении е слова

Цель деятельности учителя

создать условия для совместной познавательной деятельности в процессе изучения  материала по теме «Прямое и переносное значение слова», в которых обучающиеся смогут решать следующие задачи

- повторить и обобщить знания о лексике, лексическом значении слова;

-- при выполнении заданий, доказать, что слова могут иметь как прямое, так и переносное значение ;

- закрепить  правописание;

- познакомиться с понятиями «эпитет», «олицетворение», «метафора»

- развивать умение правильно строить устный ответ;

- формировать и воспитать  аккуратность, внимание и взаимопомощь

 

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые образовательные результаты

личностные УУД:

1.     - осознание практической важности умения определять прямое или переносное значение слова;

2.     - ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;

3.     - осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

4.     сотрудничество со сверстниками в процессе образовательной деятельности;

5.     освоить правила поведения при работе в малых группах;

6.     способность вести диалог, достигать взаимопонимания

 

регулятивные УУД:

1.     формировать свое мнение  с учетом высказывания других членов группы;

2.     понимать и принимать возможность различных позиций других людей;

3.     ориентироваться на позицию партнера;

4.     владеть элементами коммуникативной рефлексии

 

коммуникативные УУД:

1.     планировать учебное  сотрудничество с учителем и сверстниками;

2.     давать адекватную оценку выполненного  действия;

3.     слушать в соответствии с целевой установкой;

 

 познавательные УУД:

1.     уметь формулировать тему урока;

2.     устанавливать причинно- следственные связи; осознанно строить устный ответ;

3.     доказывать, аргументировать свою точку зрения,  сравнивать полученные результаты.

 

Оборудование

ноутбук, аудиоприложение к учебнику

Основные понятия

Прямое и переносное значении е слова.

 

Структура и ход урока

 

Этап урока

 

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

 

Ι. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

 

  Психологический настрой детей на урок.

-Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю.

 

Приветствие учащихся.

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

 

Ι Ι

 

Актуализация

знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ΙΙΙ

1 Постановка учебной цели

 

Терминологический диктант.

Наука, изучающая словарный состав языка, называется…(лексикология)

Словарный состав языка называется …(лексика)

То, что обозначает слово, называется…(лексическое значение)

Слово, имеющее одно лексическое значение, называется…(однозначное)

Слово, имеющее два и более значений, называется…(многозначное)

Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется…(толковый словарь)

 

 

 

 

 

 

1.Послушайте стихотворение 

 

У мамы сердце золотое

И золотая голова,

И руки мамы золотые,

И спорятся ее дела.

И папа маму называет:

-         Ты человек наш золотой!

Сестричка только вот вздыхает:

-         Ведь золото – металл такой,

Колечко, правда, есть на пальце,

Но руки вовсе не блестят,

А на лице у глаз морщинки,

Не золотые – штучек пять…

И нет на сердце золотого,

А сердце… так оно внутри,

Оно в груди у мамы бьется,

Попробуй, пробу разгляди!

 

- Какое слово встречается в этом стихотворении чаще всего?

 

-         Сколько раз встречается слово «золотой» в тексте? (6.)

 

 

 

Как вы уже знаете, при изучении лексики нашими верными помощниками являются  Толковые словари. Обратимся к одному из них

2.Словарно-орфографическая работа  (слово «золотой»)

Это слово многозначное имеет прямое и переносное значение

-Вы знакомы с этими понятиями?

 

Какие задачи поставим на сегодняшнем уроке?

 

 

 

Таким образом, какова тема нашего урока? О чем мы сегодня будем говорить? Сформулируйте цель урока  (узнаем понятие «прямое и переносное значение слов»).

 

Запись темы «Прямое и переносное значение слова».

 

 

 

Пишут терминологическийй диктант

 

 

 

 

 

 

Проверяют записанные термины

 

 

Слушают стихотворение, отвечают на вопрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

формулируют тему урока.

Запись  темы урока

 

Формулируют цель урока

 

 

 

 

 

 

 

Нет

 

Узнать что такое прямое и переносное значение слова.

 

Прямое и переносное значение слова.

личностные:

 осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

 

коммуникативные:

слушать в соответствии с целевой установкой;

давать адекватную оценку выполненного  действия;

познавательные:

устанавливать причинно- следственные связи; осознанно строить устный ответ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 (Личностные)

Планирование учебного сотрудничества.

способность вести диалог, достигать взаимопонимания

 

сотрудничество со сверстниками в процессе образовательной деятельности;

 

(Коммуникативные)

Коллективное добывание знаний  ;

формулирование темы;

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения;

Регулятивные: Решение проблемной ситуации.

Познавательные:

 

устанавливать причинно- следственные связи; осознанно строить устный ответ.

 

 

2.Первичное усвоение новых знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-         Как вы думаете, какое значение слова будет называться прямым? Назовите прямое значение слова «золотой».

-         А почему другие значения являются переносными? Почему они называются переносными?

-         Заглянем в учебник и познакомимся с теоретическим материалом на стр 242-243

-         На основе чего произошел перенос значения слова в словосочетании «золотая мама», т.е. почему мы такое определение даем маме?

( на основе высокого качества металла – золота. Золотая мама – ценная, дорогая.)

Вывод: Таким образом, многозначные слова могут иметь прямые и переносные значения.

 

Заполнение схемы

 

Значение слова

ззначение сл

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Отвечают на вопрос

 

 

 

Работают с материалами учебника

 

 

 

 

 

 

 

Заполняют схему

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

добывание знаний в ходе чтения теоретического материала

 

Коммуникативные:

развивать умения   применять новые знания;

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения

 

Регулятивные Решение проблемной ситуации

 

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие;

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения;

саморегуляция в ситуации затруднения

 

 

 

3.Первичная проверка понимания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Первичное закрепление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах  

1.Найдите в толковом еще два-три слова, имеющие переносные значения. Один называет слово в прямом – другой называет в переносном, затем называется в переносном, другой называет прямое. Затем меняются

 

 

 

2.Упр 24,25.

 

3. Работа с литературоведческими терминами

Слово учителя.

 На основе переноса значения по сходству рождаются выразительные средства языка – боевой арсенал поэта, писателя, литературоведа, лингвиста и наш боевой арсенал, который поможет научиться красиво писать и говорить на русском языке, грамотно проанализировать любое литературное произведени

 

Прочтем стихотворения о маме и выпишите из данных стихотворных строк встретившиеся эпитеты, метафоры и олицетворения.

 

Мама! глянь-ка из окошка -
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело -
Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий
По ветвям развешен иней -
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.

 

 Мама

 

Мама, мама - милая девчушка
С шелковистой, длинною косой.
Мама, мама - бабушка-старушка,
Добрый ангел, сложный и простой.

Синие глаза волшебной лаской
Гладят внуков, спящих на заре.
И твоя любовь прекрасной сказкой
Долго будет сниться детворе.

Я сплету венок из всех цветов
Для моей единственной, родной.
Я сотку узор из теплых слов,
Пусть всегда он кружит над тобой.

                                 (Татьяна Снежина)

 

 

 

 

 

 

Упр. 26,27,29

 

 

 

 

 

Работают со словарем Распределяют слова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осмысление теоретического материала

 

 

Работают с изобразительно-выразительными средствами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задания

УУД: познавательные

устанавливают причинно- следственные связи; осознанно строят устный ответ;

доказывают, аргументируют свою точку зрения,  сравнивают полученные результаты.

 

Коммуникативные: формирование навыка работы в парах

 

Личностные:

Формирование адекватной оценки, самооценки адекватного восприятия чужой оценки

Регулятивные: понимать и принимать возможность различных позиций других людей;

формировать свое мнение  с учетом высказывания других членов группы;

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:Поиск и выделение информации;

синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера

 

Познавательные Осмысление полученных сведений.

 

Коммуникативные

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные

Осмысление полученных сведений. Доказывать, аргументировать свою точку зрения,  сравнивать полученные результаты.

Коммуникативные:

 

давать адекватную оценку выполненного  действия;

 

 

 

 

 

 

ν  Рефлексия

 

 

Подведение итогов работы.

Продолжите фразу:

Слово имеет …… и …. значение

 Перенос названия происходит, если….

Заполните анкеты, продолжив фразу:

·        Сегодня я узнал(а), …

·        Я задумался(ась) о том, что …

·        У меня особенно получилось…

·        Я не понял(а), почему…

Оцените свою работу, продолжив фразу:

      На уроке работал…..(хорошо, отлично, удовлетворительно)

      Я думаю, что мог бы работать ….

      За работу на уроке я ставлю себе оценку …..

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. 

Выставление оценок.

 

Продолжают фразу.

 

Подведение итогов в ходе заполнения анкеты

 

 

 

 

 

Оценивают свою работу

 

 

 

УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

 Формирование адекватной положительной самооценки.

 

νΙ  Домашнее задание.

 

1.     Сделать рисунок, на котором можно было бы увидеть переносное значение слова, подписать предложение с этим словом. Можно использовать иллюстрации из детских книг

2.     Упр 30-31 по выбору

Запись учащимися задания  дневники.

 

 

 


 

Технологическая карта урока русского языка в 5 –м классе по теме: «Прямое и переносное значение слова»

Технологическая карта урока русского языка в 5 –м классе по теме: «Прямое и переносное значение слова»

УУД: 1. планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; 2

УУД: 1. планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; 2

Актуализация знаний ΙΙΙ 1

Актуализация знаний ΙΙΙ 1

Постановка учебной цели Терминологический диктант

Постановка учебной цели Терминологический диктант

Таким образом, какова тема нашего урока?

Таким образом, какова тема нашего урока?

Как вы думаете, какое значение слова будет называться прямым?

Как вы думаете, какое значение слова будет называться прямым?

Первичное закрепление

Первичное закрепление

Первичное закрепление

Первичное закрепление

Работа в парах 1.Найдите в толковом еще два-три слова, имеющие переносные значения

Работа в парах 1.Найдите в толковом еще два-три слова, имеющие переносные значения

Формирование адекватной положительной самооценки

Формирование адекватной положительной самооценки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2020