Технологическая карта урока. Разработка урока русского (родного) языка с элементами дистанционных технологий. Каша-кормилица наша.
Оценка 4.6

Технологическая карта урока. Разработка урока русского (родного) языка с элементами дистанционных технологий. Каша-кормилица наша.

Оценка 4.6
docx
09.01.2021
Технологическая карта урока. Разработка урока русского (родного) языка с элементами дистанционных технологий. Каша-кормилица наша.
Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Может быть использована с применением дистанционных технологий.
Технологическая карта урока 1.docx

Урок  русского (родного) языка на конкурс методических материалов

 «Образование и воспитание: вызовы времени» Номинация: «Лучшее занятие (урок)

с применением элементов дистанционного обучения»

 

Технологическая карта урока

1. Ф.И.О. учителя: Воропаева Надежда Владимировна

2. Класс: 2  Предмет: русский родной язык 

 3.Тема урока: «Каша- кормилица наша»

4. Цель урока:

Цель урока: 

Расширение представления о  каше: понятие, история появления на Руси,  виды каш,  польза каши.

Задачи:

- узнать, как в речи употребляется многозначное слово «каша»;

- выяснить, что значила каша для наших предков;

- узнать, как правильно варить кашу, какие существуют виды каш;

- формировать представление о пользе каши;

- сделать подборку пословиц, поговорок и литературных произведений о каше;

- воспитывать интерес и уважение к культуре, быту, прошлому   русского народа, к народным традициям;

- воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

 

Универсальные учебные действия.                                                                                                                                                                                                         - -личностные результаты: проявлять познавательные мотивы к новому учебному материалу; стремиться к приобретению новых знаний и  умений; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности, приобретать  практический опыт исследовательской работы по русскому языку, воспитывать самостоятельность в приобретении знаний.

- метапредметные результаты:

а) Познавательные УУД:

формулировать проблему с помощью учителя; выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя; строить речевое   высказывание в устной форме; обогащать словарный запас и грамматический строй речи

б) Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию; развивать умение  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; контролировать действия партнёра, развивать умение обсуждать и доказывать, слушать других и оценивать их действия, умение задавать вопросы по тексту.

в) Регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

     - предметные результаты:  выяснить, что значила каша для наших предков. Узнать, что называют кашей и какие виды каш бывают. Узнать, как правильно варить кашу. Сделать подборку пословиц, поговорок и литературных произведений о каше.

Тип урока: комбинированный 

 

 

 

 

 

 

Характеристика этапов урока

Этап урока

Цель этапа

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Организовать и мотивировать учащихся на работу

Здравствуйте, ребята!

Какое у вас сегодня настроение? 

Пусть этот урок будет для вас полезным и интересным!

Проверяет готовность  и настрой учащихся на урок.

Приветствуют  учителя  

Записывают  число и классную работу.

2.Актуализация знаний

Повторить материал, необходимый для усвоения нового.

На доске слова

 Овёс, пшеница, рис, каша, ячмень, просо, кукуруза.

Ребята, найдите «лишнее слово». (Каша)

Почему?

– Как можно назвать одним словом остальные слова? (Злаковые растения)

–Злаковые растения относятся к дикорастущим растениям или к культурным? (Культурные)

– Почему? (Возделывает человек)

Варим мы её из манки,
Гречки, риса и овсянки,
Основная пища наша,
А зовётся просто -… (каша)

Какая тема урока сегодня?

 

Организует подготовку к  повторению пройденных тем

Отвечают на вопросы учителя

3. Постановка целей и задач урока

Планирование урока, постановка целей и задач

- Тема нашего урока «Каша- кормилица наша»

- Что означает эта поговорка? Что вы знаете о каше? Что хотите узнать? Чему научиться?

- Какие цели поставим на уроке?

(Узнать, как появилась каша, какие бывают каши, из чего их варят, как приготовить кашу, чем полезны каши)

Подводит к формулированию детьми  темы и цели урока.

Размышляют над темой урока и учебной деятельностью

4. Открытие новых знаний

Умения решать учебно-познавательные задачи.

 

Каша была известна с глубокой древности всем народам. Археологи в Любече нашли под слоем золы горшок, в котором, оказалась каша. И этой каше было более тысячи лет. На Руси всегда с почтением относились к каше. Еще в глубокой древности, когда было язычество каша преподносилась Матери Земле, Богам земледелия и плодородия, чтобы попросить хорошего урожая на следующий год.

Слово "каша" происходит от санскритского "каш", что означает "дробить, тереть".

1.В толковом словаре Д.Н. Ушакова даётся толкование слова каша: Кушанье из крупы, вареной в воде или молоке.

2.В толковом словаре Даля. Каша – это густоватая пища, крупа вареная на воде или на молоке.

3.В толковом словаре Ожегова каша - это кушанье из сваренной или запаренной крупы.

Каша - традиционное блюдо русской кухни. Часто можно услышать выражение русская каша.

-Как вы думаете другие народы варили кашу? Конечно варили. Но на Руси каша – это не только кушанье. Это целая философия жизни. Об этом мы и поговорим.

  - Каша – исконно русское блюдо. Специальные каши варились в честь любого знаменательного события. Так, жених и невеста, обязательно должны были при гостях сварить кашу, а затем её съесть. Так проверялась прочность их чувств. При рождении ребёнка готовилась «бабина каша» - крутая, пересолённая, которую должен съесть молодой отец.

- Что вы сейчас  узнали о каше?

  В русском языке есть много пословиц и устойчивых выражений, в которых упоминается каша. Ребята приготовили небольшие сообщения.

1)«Мало каши ел». О слабом взрослом или ребенке говорят.

2)«Заваривать кашу» - это значит затевать хлопотное или сложное дело.

3)«Расхлебывать кашу»- распутывать хлопотное неприятное дело.

4)«С ним каши не сваришь»- так говорят о человеке, с которым трудно договориться, сложно работать вместе.

5)Если у человека невнятное произношение, говорят, что у него «каша во рту».

6)Если у него нет ясности в понимании чего-то, говорят, что у него «каша в голове».

7)«Сапоги каши просят» - это шутливое выражение, означающее, что обувь износилась до дыр.

8.) Пословица «Кашу маслом не испортишь» говорит о том, что что-то необходимое, полезное не может помешать делу, испортить что-либо.

9) А ещё есть «берёзовая каша», что означает порку розгами.

Какие выражения вам были знакомы? А какие вы услышали впервые? Напишите в тетрадь любые 2 устойчивых  выражения.

- Ребята, послушайте сообщения одноклассников,  найдите пословицу и объясните ее.

(Шукшина Женя)

1.В древности существовал обычай братчины, когда пиршество готовили коллективно. Каждый человек должен был принести свою долю продуктов. Если человек не хотел участвовать в общем деле, о нём говорили, что с ним каши не сваришь. Сейчас мы говорим так о человеке, с которым трудно договориться.

(Гордеева Маргарита)

2. Каша была обязательным угощением на свадьбе. В прошлом о свадебном пире так и говорили: чинить кашу. Так, Новгородская летопись рассказывает, что Александр Невский дважды кашу чинил, то есть устраивал свадьбу в двух городах: и в Торопце, и в Новгороде. Свадьба рассматривалась как дело хлопотное, отсюда и значение выражения заварить кашу – «затевать хлопотное, сложное дело».

- Так что означали выражения « С ним каши не сваришь», «Затевать кашу»?

Разнообразию каш нет границ: манная, кукурузная, пшенная, геркулесовая, овсяная, рисовая, гречневая, перловая, пшенная. Я предлагаю вам поиграть.

Игра «Знаешь ли ты названия растений, из зёрен которых готовятся каши.

Работа в тетрадях. (Учитель на слайде показывает растения)

  1. Пшенная каша готовится из зёрен проса.
  2. Овсяная каша готовится из зёрен овса.
  3. Манная каша готовится из зерен пшеницы, превращённых в очень мелкую крупу.
  4. Рисовая каша готовится из зёрен риса.
  5. Гречневая каша готовится из зерен гречихи.
  6. Перловая каша готовится из зерен ячменя.

Запишите в тетрадь слова парами по образцу:

Овес – овсяная,   гречиха – гречневая, ячмень – ячневая, горох – гороховая, НО будьте внимательны: просо – пшенная, пшеница- манная!!!

- Чему сейчас учились на этом этапе урока? (Образовывать из слов – названий зёрен слова –названия каш, встретились со словами, которые образуют пару не однокоренных слов)

 

 

Организует подготовку к  изучению тем

Слушают слово учителя, сообщения подготовленных ребят, выполняют предложенные задания

5.Физминутка

Снятие физического и эмоционального напряжения.

 

Показывает упражнения, читает стихотворение

 

Выполняют физические упражнения

6.Встраивание в систему знаний

 

Из чего варили кашу, о которой упоминается в «Сказке о попе и работнике его Балде» А. С. Пушкина ?

На Руси была популярна полбенная каша,  которую варили из зерен полбы.

Полба. Эта злаковая культура была неприхотлива и росла фактически как сорная трава. Те, кто ел полбу, отличались крепким здоровьем. Единственный недостаток этого зерна – его трудно молотить.  Зерно полбы вымолачивается из ломкого колоса не чистым, а вместе с цветковыми и колосковыми чешуями, приросшими к нему. Размолоть его в муку довольно сложно. Полбяная каша. Каша из полбы имеет приятный ореховый аромат и невероятно полезна!

 

Организует беседу. Дает комментарий к заданию  

Контролирует выполнение работы.

 

Ученики выполняют задания Высказывают свои предположения

7.Рефлексия Подведение итогов занятия

Подведение итогов урока, планирование дальнейшей деятельности.

 Подведём итог нашей работе.

- Что изучали на уроке?

- Что повторили?

- Что нового узнали?

- Что полезного вынесли для себя, что пригодится в жизни?

Надеюсь, что с этого дня вы с удовольствием будете есть кашу дома и в школе.

Ведь каша очень полезна для и здоровья, придаст сил   и энергии!

 Пусть напутствием вам станут следующие слова.

Чтобы стать весёлым, смелым,
Сильным, ловким и умелым
И с утра чтоб не лениться,
Нужно кашей подкрепиться.
Кашу вкусную с утра
Кушай вволю детвора.

– Если урок понравился, прикрепите на рисунок тарелки с кашей всё то, что делает её вкусной: ягодки, орешки, фрукты. (Рисунки с кашами висят на доске.)

Спасибо за работу на уроке!

 

 

Подводит обучающихся к выводу  

Подводят итог урока Отвечают на вопросы Оценивают свои достижения 

8.Инструктаж по домашнему заданию.

Проверка умения самостоятельно работать с заданием.

Теперь вам осталось только сварить кашу и сделать её вкусной, то есть добавить в нее  ягоды  и фрукты!
Процесс приготовления каши заснять на видео или фото  и прислать в сообщении!

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Урок русского (родного) языка на конкурс методических материалов «Образование и воспитание: вызовы времени»

Урок русского (родного) языка на конкурс методических материалов «Образование и воспитание: вызовы времени»

Познавательные УУД: формулировать проблему с помощью учителя; выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя; строить речевое высказывание в устной форме; обогащать словарный запас и…

Познавательные УУД: формулировать проблему с помощью учителя; выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя; строить речевое высказывание в устной форме; обогащать словарный запас и…

Характеристика этапов урока

Характеристика этапов урока

Постановка целей и задач урока

Постановка целей и задач урока

В толковом словаре Даля. Каша – это густоватая пища, крупа вареная на воде или на молоке

В толковом словаре Даля. Каша – это густоватая пища, крупа вареная на воде или на молоке

В русском языке есть много пословиц и устойчивых выражений, в которых упоминается каша

В русском языке есть много пословиц и устойчивых выражений, в которых упоминается каша

А ещё есть «берёзовая каша», что означает порку розгами

А ещё есть «берёзовая каша», что означает порку розгами

Александр Невский дважды кашу чинил, то есть устраивал свадьбу в двух городах: и в

Александр Невский дважды кашу чинил, то есть устраивал свадьбу в двух городах: и в

Рисовая каша готовится из зёрен риса

Рисовая каша готовится из зёрен риса

На Руси была популярна полбенная каша , которую варили из зерен полбы

На Руси была популярна полбенная каша , которую варили из зерен полбы

Ведь каша очень полезна для и здоровья, придаст сил и энергии!

Ведь каша очень полезна для и здоровья, придаст сил и энергии!

Процесс приготовления каши заснять на видео или фото и прислать в сообщении!

Процесс приготовления каши заснять на видео или фото и прислать в сообщении!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.01.2021