Урок русского (родного) языка на конкурс методических материалов
«Образование и воспитание: вызовы времени» Номинация: «Лучшее занятие (урок)
с применением элементов дистанционного обучения»
Технологическая карта урока
1. Ф.И.О. учителя: Воропаева Надежда Владимировна
2. Класс: 2 Предмет: русский родной язык
3.Тема урока: «Каша- кормилица наша»
4. Цель урока:
Цель урока:
Расширение представления о каше: понятие, история появления на Руси, виды каш, польза каши.
Задачи:
- узнать, как в речи употребляется многозначное слово «каша»;
- выяснить, что значила каша для наших предков;
- узнать, как правильно варить кашу, какие существуют виды каш;
- формировать представление о пользе каши;
- сделать подборку пословиц, поговорок и литературных произведений о каше;
- воспитывать интерес и уважение к культуре, быту, прошлому русского народа, к народным традициям;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Универсальные учебные действия. - -личностные результаты: проявлять познавательные мотивы к новому учебному материалу; стремиться к приобретению новых знаний и умений; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности, приобретать практический опыт исследовательской работы по русскому языку, воспитывать самостоятельность в приобретении знаний.
- метапредметные результаты:
а) Познавательные УУД:
формулировать проблему с помощью учителя; выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя; строить речевое высказывание в устной форме; обогащать словарный запас и грамматический строй речи
б) Коммуникативные УУД:
формулировать собственное мнение и позицию; развивать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; контролировать действия партнёра, развивать умение обсуждать и доказывать, слушать других и оценивать их действия, умение задавать вопросы по тексту.
в) Регулятивные УУД:
принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- предметные результаты: выяснить, что значила каша для наших предков. Узнать, что называют кашей и какие виды каш бывают. Узнать, как правильно варить кашу. Сделать подборку пословиц, поговорок и литературных произведений о каше.
Тип урока: комбинированный
Характеристика этапов урока
Этап урока |
Цель этапа |
Содержание урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1.Организационный момент |
Организовать и мотивировать учащихся на работу |
Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение? Пусть этот урок будет для вас полезным и интересным! |
Проверяет готовность и настрой учащихся на урок. |
Приветствуют учителя Записывают число и классную работу. |
2.Актуализация знаний |
Повторить материал, необходимый для усвоения нового. |
На доске слова Овёс, пшеница, рис, каша, ячмень, просо, кукуруза. Ребята, найдите «лишнее слово». (Каша) Почему? – Как можно назвать одним словом остальные слова? (Злаковые растения) –Злаковые растения относятся к дикорастущим растениям или к культурным? (Культурные) – Почему? (Возделывает человек) Варим
мы её из манки, Какая тема урока сегодня?
|
Организует подготовку к повторению пройденных тем |
Отвечают на вопросы учителя |
3. Постановка целей и задач урока |
Планирование урока, постановка целей и задач |
- Тема нашего урока «Каша- кормилица наша» - Что означает эта поговорка? Что вы знаете о каше? Что хотите узнать? Чему научиться? - Какие цели поставим на уроке? (Узнать, как появилась каша, какие бывают каши, из чего их варят, как приготовить кашу, чем полезны каши) |
Подводит к формулированию детьми темы и цели урока. |
Размышляют над темой урока и учебной деятельностью |
4. Открытие новых знаний |
Умения решать учебно-познавательные задачи.
|
Каша была известна с глубокой древности всем народам. Археологи в Любече нашли под слоем золы горшок, в котором, оказалась каша. И этой каше было более тысячи лет. На Руси всегда с почтением относились к каше. Еще в глубокой древности, когда было язычество каша преподносилась Матери Земле, Богам земледелия и плодородия, чтобы попросить хорошего урожая на следующий год. Слово "каша" происходит от санскритского "каш", что означает "дробить, тереть". 1.В толковом словаре Д.Н. Ушакова даётся толкование слова каша: Кушанье из крупы, вареной в воде или молоке. 2.В толковом словаре Даля. Каша – это густоватая пища, крупа вареная на воде или на молоке. 3.В толковом словаре Ожегова каша - это кушанье из сваренной или запаренной крупы. Каша - традиционное блюдо русской кухни. Часто можно услышать выражение русская каша. -Как вы думаете другие народы варили кашу? Конечно варили. Но на Руси каша – это не только кушанье. Это целая философия жизни. Об этом мы и поговорим. - Каша – исконно русское блюдо. Специальные каши варились в честь любого знаменательного события. Так, жених и невеста, обязательно должны были при гостях сварить кашу, а затем её съесть. Так проверялась прочность их чувств. При рождении ребёнка готовилась «бабина каша» - крутая, пересолённая, которую должен съесть молодой отец. - Что вы сейчас узнали о каше? В русском языке есть много пословиц и устойчивых выражений, в которых упоминается каша. Ребята приготовили небольшие сообщения. 1)«Мало каши ел». О слабом взрослом или ребенке говорят. 2)«Заваривать кашу» - это значит затевать хлопотное или сложное дело. 3)«Расхлебывать кашу»- распутывать хлопотное неприятное дело. 4)«С ним каши не сваришь»- так говорят о человеке, с которым трудно договориться, сложно работать вместе. 5)Если у человека невнятное произношение, говорят, что у него «каша во рту». 6)Если у него нет ясности в понимании чего-то, говорят, что у него «каша в голове». 7)«Сапоги каши просят» - это шутливое выражение, означающее, что обувь износилась до дыр. 8.) Пословица «Кашу маслом не испортишь» говорит о том, что что-то необходимое, полезное не может помешать делу, испортить что-либо. 9) А ещё есть «берёзовая каша», что означает порку розгами. Какие выражения вам были знакомы? А какие вы услышали впервые? Напишите в тетрадь любые 2 устойчивых выражения. - Ребята, послушайте сообщения одноклассников, найдите пословицу и объясните ее. (Шукшина Женя) 1.В древности существовал обычай братчины, когда пиршество готовили коллективно. Каждый человек должен был принести свою долю продуктов. Если человек не хотел участвовать в общем деле, о нём говорили, что с ним каши не сваришь. Сейчас мы говорим так о человеке, с которым трудно договориться. (Гордеева Маргарита) 2. Каша была обязательным угощением на свадьбе. В прошлом о свадебном пире так и говорили: чинить кашу. Так, Новгородская летопись рассказывает, что Александр Невский дважды кашу чинил, то есть устраивал свадьбу в двух городах: и в Торопце, и в Новгороде. Свадьба рассматривалась как дело хлопотное, отсюда и значение выражения заварить кашу – «затевать хлопотное, сложное дело». - Так что означали выражения « С ним каши не сваришь», «Затевать кашу»? Разнообразию каш нет границ: манная, кукурузная, пшенная, геркулесовая, овсяная, рисовая, гречневая, перловая, пшенная. Я предлагаю вам поиграть. Игра «Знаешь ли ты названия растений, из зёрен которых готовятся каши. Работа в тетрадях. (Учитель на слайде показывает растения)
Запишите в тетрадь слова парами по образцу: Овес – овсяная, гречиха – гречневая, ячмень – ячневая, горох – гороховая, НО будьте внимательны: просо – пшенная, пшеница- манная!!! - Чему сейчас учились на этом этапе урока? (Образовывать из слов – названий зёрен слова –названия каш, встретились со словами, которые образуют пару не однокоренных слов)
|
Организует подготовку к изучению тем |
Слушают слово учителя, сообщения подготовленных ребят, выполняют предложенные задания |
5.Физминутка |
Снятие физического и эмоционального напряжения. |
|
Показывает упражнения, читает стихотворение
|
Выполняют физические упражнения |
6.Встраивание в систему знаний |
|
Из чего варили кашу, о которой упоминается в «Сказке о попе и работнике его Балде» А. С. Пушкина ? На Руси была популярна полбенная каша, которую варили из зерен полбы. Полба. Эта злаковая культура была неприхотлива и росла фактически как сорная трава. Те, кто ел полбу, отличались крепким здоровьем. Единственный недостаток этого зерна – его трудно молотить. Зерно полбы вымолачивается из ломкого колоса не чистым, а вместе с цветковыми и колосковыми чешуями, приросшими к нему. Размолоть его в муку довольно сложно. Полбяная каша. Каша из полбы имеет приятный ореховый аромат и невероятно полезна!
|
Организует беседу. Дает комментарий к заданию Контролирует выполнение работы.
|
Ученики выполняют задания Высказывают свои предположения |
7.Рефлексия Подведение итогов занятия |
Подведение итогов урока, планирование дальнейшей деятельности. |
Подведём итог нашей работе. - Что изучали на уроке? - Что повторили? - Что нового узнали? - Что полезного вынесли для себя, что пригодится в жизни? Надеюсь, что с этого дня вы с удовольствием будете есть кашу дома и в школе. Ведь каша очень полезна для и здоровья, придаст сил и энергии! Пусть напутствием вам станут следующие слова. Чтобы стать весёлым, смелым, – Если урок понравился, прикрепите на рисунок тарелки с кашей всё то, что делает её вкусной: ягодки, орешки, фрукты. (Рисунки с кашами висят на доске.) Спасибо за работу на уроке!
|
Подводит обучающихся к выводу |
Подводят итог урока Отвечают на вопросы Оценивают свои достижения |
8.Инструктаж по домашнему заданию. |
Проверка умения самостоятельно работать с заданием. |
Теперь
вам осталось только сварить кашу и сделать её вкусной, то есть добавить в
нее ягоды и фрукты!
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.