Конспект классного часа на тему "Правда - воздух, без которого дышать нельзя"
Оценка 4.8

Конспект классного часа на тему "Правда - воздух, без которого дышать нельзя"

Оценка 4.8
docx
08.01.2021
Конспект классного часа на тему "Правда - воздух, без которого дышать нельзя"
Pravda-vozdukh_bez_kotorogo_dyshat_nelzya (1).docx

 

Министерство образования, науки и молодежной политики РК

ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

Технологическая карта

классного часа

 

 

«Правда-воздух, без которого дышать нельзя»

 

 

 

 

Составили студенты 321 группы

Зубакова Татьяна, Гаас Илья

Дата проведения занятия:  27.02.2019

Смена  1 Номер урока 4

Начало урока  10:50 ч

ФИО учителя школы:

Оптовко Валентина Николаевна

ФИО преподавателя-консультанта:

Тютюнник Валентина Николаевна

Допущены к проведению классного часа:

____________________, дата ________

                                                                                                                 (Подпись преподавателя)

                                                                   _____________________ дата _______

                                                                                                                      (Подпись учителя)                                                                                                                                      

Цели классного часа:

Сформировать представление детей о честности, развивать умение рассуждать и высказывать свою точку зрения

 

Задачи

Личностные:

- продолжить работу над формированием нравственных качеств;

 

Предметные:

Метапредметные: формировать умения признавать возможность существования различных точек зрения.

 

Регулятивные: развитие этических качеств личности: честности, доброжелательности, дружбы.

 

Познавательные: расширить знания о значимости правды в жизни людей

 

Коммуникативные: продолжать развивать умение работать в коллективе

 

 

 

Ход классного часа:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Вступление

-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами проведем наше занятие в необычной обстановке. Давайте представим, что мы с вами собрались за одним большим столом в приятной дружеской компании для того, чтобы хорошо провести время и побеседовать друг с другом. А тема нашей беседы звучит так: «Правда – воздух, без которого дышать нельзя».

 

Дети сидят в кругу.

 

 

 

 

 

Основная часть

-Как вы уже догадались, говорить мы будем о правде. А какие синонимы можно подобрать к слову «правда»? Давайте каждый по очереди, не повторяясь,  назовет по одному синониму или словосочетанию.

 

 

 

-Молодцы! А что же все эти слова обозначают? В толковом словаре С.И.Ожегова дано такое понятие слову «правда». Правда – это то, что существует в действительности, соответствует реальному положению вещей.

 

 

Сейчас я прочитаю вам рассказ, а  вы внимательно его послушайте.

«Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой – боятся: попадёт нам дома!

Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

Я скажу, - говорит первый, - будто на меня волк напал в лесу. Испугается отец и не будет ругаться.

-Я скажу,- говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мама и не будет ругаться.

А я правду скажу,- говорит третий. –Правду всегда легче говорить, потому что она правда и придумывать ничего не надо.

Вот разошлись все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка – глядь, лесной сторож идёт. Нет,- говорит, - в этих местах волка. Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь вдвое.

Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут – в гости идёт. Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь вдвое.

А третий мальчик как пришёл, так с порога  во всём и признался. Поворчала на него тётка да и простила.

 

-Почему же первые два мальчика решили скрыть правду от родителей?

 

-Правильно ли поступили мальчики?

 

- Ребята, а как вы думаете, что такое обман?

 Обман- это лживые, нечестные слова или поступки человека, который хочет, чтобы создалось неправильное мнение.

-А вы обманывали когда-нибудь?

 

-А почему вы так поступали? Что вы испытывали при этом? Боитесь ли вы, что обман раскроется? Долгое ли время вы скрываете правду?

 

-Слышали ли вы фразеологизм «Вывести на чистую воду»? Что оно означает?

 

 

- Теперь давайте немного отдохнем, и поиграем в игру «Круг честности»:

Вам необходимо разделиться на 2 команды. Одна команда встает в круг, на расстоянии вытянутой руки друг от друга, берется за руки и поднимает их вверх. Вторая команда встает в цепочку друг за другом и под веселую музыку вбегает и выбегает из круга честности. Когда музыка останавливается, дети, образующие круг честности, опускают руки и никого не выпускают. Те кто остались в кругу, по очереди рассказывают о каких-либо честных поступках. Затем команды меняются местами.

 

- Хорошо ребята, все молодцы, очень хорошо поиграли. Теперь давайте продолжим наше занятие.

 

-В Древней Руси существовал довольно жестокий обычай определять честность и ложь. Человека, заподозренного в плохом поступке, испытывали водой. Вода считалась стихией чистой, священной, потому и суд её считали справедливым. Для этого обвиняемого вели к реке и бросали в воду. Если несчастный начинал тонуть, то признавалось, что его напрасно обвинили, и он не виноват. Если же всплывал, то считалось, что вода не принимает подозреваемого, он виновен. Так появилось выражение «Вывести на чистую воду».

 

 

-Скажите, какие вы знаете выражения со словом «честность»?

 

 

 

-Существует выражение «Честно исполнять свой долг». Как вы понимаете значение этого выражения? А что же такое долг?

 

-Выражение означает «всегда добросовестно выполнять свои обязанности».

-А как вы понимаете выражение «Он честно принял смерть»?

 

-Честная смерть – благородная, доблестная смерть. Т.е. человек погиб, исполняя свой долг.

-Ребята, употребляете ли вы выражение «Даю честное слово»? Когда вы так говорите?

-А знаете, как появилось такое высказывание? В 18-19 вв. купцы, заключая договоры, не составляли письменных документов и не ставили печатей. Их честное слово было надёжней любого документа с печатью. Считалось, что нарушить слово, поступить нечестно – значит навсегда испортить свою репутацию, утратить хорошее мнение и добрую славу о себе. Человеку с испорченной репутацией никто и никогда больше не поверит.

 

-Теперь давайте немного поиграем. Сейчас каждый из вас получит часть пословицы. У кого-то будет начало пословицы, а кому-то попадется концовка пословицы. Вам необходимо собрать из этих частей целую пословицу. После каждая пара попытается объяснит смысл пословицы. Давайте начинаем.

 

·         Добрый конь не без седока, а честный человек не без друга.

·         Лучше быть честным бедняком, чем богатым подлецом.

·         Честный спит крепче.

·         Дай вору хоть золотую гору — воровать не перестанет, а честного хоть засыпь золотом, не тронет.

·         Честные глаза вбок не глядят.

·         Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный.

·         Некрасив собою, зато честен душою.

·         Честных почитай, а гордых презирай.

·         Лучше малые крохи с честностью, чем большие куски с лихостью.

·          Как бы не пряталась ложь, правда её отыщет.

·          Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.

·          Ложь до добра не доведёт.

·          Маленькая ложь   за собой большую ведёт.

·          Ложь дружбу губит.

·          Лучше печальная радость, чем радостная ложь.

 

 

 

 

 

Подбирают синонимы к слову «правда» (справедливый поступок, правдивый рассказ, правота, факт, истина, честность и т.п.)

 

Дают объяснение понятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.(Они боялись, что их будут ругать)

 

Отвечают «нет».

Отвечают на вопрос: «что такое обман?»

 

Отвечают «да» или «нет».

 

Отвечают на вопросы.

Объясняют выражение «Вывести на чистую воду».

 

 

 

 

Дети играют в игру

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если знают выражения, говорят их и объясняют значение.

 

Высказывают своё мнение.

 

 

Высказывают своё мнение.

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают пословицы и объясняют их смысл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

- Наше занятие подходит к концу. И нам бы хотелось узнать, что вы сегодня узнали для себя или, может быть, усвоили какой-нибудь урок, какой вывод вы для себя сделали. Давайте каждый из вас поделится своим мнением или выводом.

 

Хотелось бы закончить занятие стихотворением Андрей Ковтуна:

Вкус у неё совсем не сладкий,

Скорее горький, будто дым,

Но честность не растёт не грядке,

Чтоб пожинать её плоды.

Не обещая мзды за верность,

Она нам приговор несёт:

Не оскверняться там, где скверна,

И не сгибаться там, где гнёт.

 

Она всегда неприручима,

Её колючие углы

Не чтут не имени, ни чина

И разрывают все чехлы.

 

Она из тех лишь измерений,

Где только «да» и только «нет»,

И слов не ищут безразмерных

На промежуточный ответ.

 

-Надеемся, что наша беседа прошла не зря. И вы всегда будете помнить о том, что «ложь до добра не доведет». Спасибо вам за вашу активность. Нам было очень приятно с вами «посидеть за столом в такой дружной компании».

Дети по очереди высказываются.

 

 


 

Министерство образования, науки и молодежной политики

Министерство образования, науки и молодежной политики

Ход классного часа: Этапы

Ход классного часа: Этапы

Почему же первые два мальчика решили скрыть правду от родителей? -Правильно ли поступили мальчики? -

Почему же первые два мальчика решили скрыть правду от родителей? -Правильно ли поступили мальчики? -

Скажите, какие вы знаете выражения со словом «честность»? -Существует выражение «Честно исполнять свой долг»

Скажите, какие вы знаете выражения со словом «честность»? -Существует выражение «Честно исполнять свой долг»

Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят

Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят

Заключение - Наше занятие подходит к концу

Заключение - Наше занятие подходит к концу
Скачать файл