Технологическая карта урока (русский язык 3 класс) "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова"
Оценка 4.9

Технологическая карта урока (русский язык 3 класс) "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
13.01.2024
Технологическая карта урока (русский язык 3 класс) "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова"
Урок 55. ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ.docx

Урок 55
ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ

Педагогические
цели

Создать условия для ознакомления с правилом написания слов с непроизносимым согласным в корне, форми-рования умения проверять изучаемые орфограммы

Тип урока

Урок постановки и решения учебных задач

Планируемые
результаты
(предметные)

Овладевают основами грамотного письма, применяют знания фонетического материала при использовании
правил правописания, подбирают однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки
изучаемых орфограмм в слове, применяют правила орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменной работы

Личностные
результаты

Проявляют интерес к языковой деятельности, познанию русского языка

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: самостоятельно находят в учебнике необходимую информацию и используют ее для выпол-нения учебных заданий; составляют простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи.

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; овладевают способом
решения учебной задачи, планируют свои действия для решения задачи.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи

Основное содержание темы, понятия
и термины

Орфограмма и орфографическое правило «Непроизносимые согласные в корне слова»; морфема, проверочное слово; орфографический словарь

Образовательные
ресурсы

1. Учебник, рабочая тетрадь.

2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Сравни написание и произношение. URL: school-collection.edu.ru

 

организационная структура (сценарий) урока

 

Этапы урока

Формы,
методы
методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы
контроля

осуществляемые
действия

формируемые умения

1

2

3

4

5

6

I. Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)

Фронтальный. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся.

Нас сегодня ждет дорога,

И узнать нам надо много.

Так возьмемся, ребята,

Скорей за работу!

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей
на столе

Л – проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

 

II. Чистописание

Фронтальная, индивидуальная. Практиче-ский. Письмо

– Выполните письмо по образцу:

Мм ммм Мм Мо Мр ма ум.

Мороз, метель

Выполняют письмо по образцу

Пр. – вырабатывают
каллиграфический почерк

Правильное напи-
сание

III. Проверка
домашнего
задания

Фронтальная. Устный опрос. Монологические ответы

– Прочитайте предложения.
Назовите слова с пропущенными буквами, объясните свой выбор написания

Читают предложения из домашнего упражнения. Объяс-няют орфограммы.

Также может быть проведена выборочная проверка домашней работы

Р – контролируют процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносят необходимые коррективы

Правильно выполненное домашнее задание

IV. Актуализация знаний.

Фронтальная. Практический.

– Отгадайте загадки, отгадки
запишите в тетрадь.

Слушают загадки,
записывают отгадки,

Пр. – применяют изученные ранее правила право-

Фронтальный (отве-


 Создание
проблемной
ситуации

Письмо.

Индивидуальная работа

Из карманов у Аркашки

Вечно сыплются … (бумажки).

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

                                   (Хлеб.)

Капризные сандалии

Однажды мне сказали:

Боимся мы щекотки

Сапожной строгой … (щетки).

День и ночь стучит оно,

Словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг

Прекратится этот стук.

                                   (Сердце.)

Шубка – иголки,

Свернется он – колкий,

Рукой не возьмешь.

Кто это? (Ёж.)

– Нет ли среди этих слов лишнего? (Сердце.) Почему это слово лишнее? (В нем нет изученных
ранее орфорамм.)

– Какая орфограмма в слове
«сердце»?

находят в словах-отгадках орфограммы, обозначают их
и объясняют условия выбора.

На обратной стороне доски задание выполняет один ученик. После завершения
работы он открывает доску и объясняет орфограммы. Дети сверяют свои записи с записями на доске.

 

 

 

 

 

 

 

Решают проблемную ситуацию.

 

 

Понимают недостаточность имеющихся знаний.

писания.

П – осознают познавательную задачу, решают ее самостоятельно.

Р – контролируют процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносят необходимые коррективы.

К – строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи

ты на во-просы); индивидуальный
(грамотное письмо)


 

 

– Сколько звуков и сколько букв
в этом слове?

– Почему звуков меньше чем
букв? (Один звук не произно-
сится.)

– Звук, который не произносится, называется непроизносимым. Именно о словах с таким звуком
(словах с непроизносимым согласным) мы с вами будем сегодня говорить

 

 

 

 

 

Выясняют значение термина «непроизносимые согласные»

Читают тему урока

 

 

V. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный.

Сообщение
учителя, беседа

– Тему урока вы уже знаете.
Теперь попробуйте сформулировать, чему вы должны научиться на уроке

Слушают учителя, предлагают свои
формулировки цели деятельности
на уроке

Р – принимают учебную задачу, сформулированную учителем

Фронтальный. Устные ответы

VI. Усвоение
новых знаний
и способов действий.

Наблюдение
над произношением и написанием слов с не-произносимым согласным

Фронтальная. Словесный. Чтение.

Наблюдение
за лингвистическим мате-
риалом.

Чтение теоре-тической информации

– Прочитайте слова с непроизносимыми согласными в корне
(учебник, упр. 223).

– Что вы слышите на месте выделенных сочетаний букв?

– Какие звуки не произносятся?

– Ознакомьтесь с теоретическим
материалом о непроизносимом согласном.

Выполняют упр. 223 учебника, производят устный частичный фонетический разбор слова; знакомятся с теоретическим материалом
учебника, извлекают необходимую информацию и, опираясь

Пр. – применяют знание
фонетического материала при использовании правил правописания.

П – воспринимают смысл читаемых текстов, выделяют существенную информацию из текстов; анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их

Фронтальный. Устные ответы
на вопросы учителя
по новой
теме


 (учебник,
упр. 223).

Чтение сведений о непроиз-носимом согласном (с. 117)

в учебнике. Устные моно-логические ответы

– Когда в корне может быть
непроизносимый согласный?

Почему он назван непроизно-
симым?

на нее, отвечают
на вопросы учителя

существенных и несущественных признаков; строят несложные рассуждения,
делают выводы, формули-руют их.

Р – выполняют действия по намеченному плану,
а также по инструкциям,
содержащимся в учебнике.

К – строят монологическое высказывание с учетом
поставленной коммуникативной задачи

 

Физкультминутка

Коллективная. Практический

А теперь, ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело!

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни

Правильное выполнение движений

VII. Закрепление знаний
и способов действий.

1. Работа
по учебнику
(упр. 224)

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практи-ческий. Чтение, беседа, письмо

– Спишите предложение, вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор. В каком слове есть непроизносимый согласный?

Читают предложенный материал, вставляют пропущенные буквы, объясняют
выбор написания

Пр. – владеют орфографической зоркостью; применяют знание фонетического материала при использовании правил правописания.

Р – овладевают способами решения учебной задачи; выполняют учебные

Фронтальный. Правильное
выполнение упражнения
(устный ответ,


 

 

 

 

действия в материализо-
ванной, громкоречевой
и умственной форме

грамотное
письмо)

2. Наблюдение над особенностями произношения непроизносимого согласного в проверяемом и проверочных словах
(учебник,
упр. 225). Работа с правилом
в учебнике

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практи-ческий. Беседа, письмо

– Внимательно прочитайте
задание упражнения. Ответьте
на вопросы.

– Спишите в тетрадь пары слов, обозначьте новую орфограмму.

– Попробуйте сформулировать правило написания непроизно-
симого согласного.

– Прочитайте правило на с. 118 учебника.

– В какой значимой части слова находится изучаемая орфограмма? Какое слово может быть прове-рочным?

Читают задание упражнения, отвечают на вопросы.

Письменно выполняют задание в тетради. Делают попытки сформулировать
правило написания непроизносимого
согласного. Сверяют свои формулировки с правилом в учеб-
нике

Пр. – владеют орфографической зоркостью; находят в словах непроизносимые согласные и умеют применять орфографическое
правило.

П – составляют простейшие инструкции при решении лингвистической
задачи.

Р – учитывают правило
(алгоритм) в планировании и контроле способа
решения

Фронтальный. Правильное
выполнение упражнения
(устный ответ,
грамотное письмо)

3. Формирование умения
соотносить букву, обозначающую непроизносимый согласный, в прове-
ряемом и проверочном словах

Фронтальная, индивидуальная. Практи-
ческий. Письменное выполнение упраж-нения

– Выполните упр. 226 (подберите
к каждому слову слово с непроизносимым согласным). Обозначьте орфограмму

Письменно выполняют задание в тетради

П – ориентируются
на возможность решения отдельных лингвистических задач.

Р – учитывают правило
(алгоритм) в планировании и контроле способа
решения; оценивают свои достижения, осознают

Фронтальный.
Письменное выполнение упражне-ния


 (учебник,
упр. 226)

 

 

 

способы преодоления
трудностей

 

VIII. Рефлексия учебной
деятельности
на уроке (итог)

Фронтальная. Словесный.

Беседа

– Закончите предложения:

•  Урок помог мне…

•  Для меня было сложным…

•  Мне понравилось…

Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления
от урока

Р – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа
по вопросам. Само-регуляция

Домашнее
задание
(рабочая тетрадь,
упр. 154)

Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие
записи

Р – принимают учебное
задание в соответствии
с уровнем своего развития

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок 55 ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С

Урок 55 ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С

Деятельность учителяДеятельность учащихсяПриемы контроля осуществляемые действияформируемые умения

Деятельность учителяДеятельность учащихсяПриемы контроля осуществляемые действияформируемые умения

Однажды мне сказали: Боимся мы щекотки

Однажды мне сказали: Боимся мы щекотки

Тему урока вы уже знаете. Теперь попробуйте сформулировать, чему вы должны научиться на урокеСлушают учителя, предлагают свои формулировки цели деятельности на уроке

Тему урока вы уже знаете. Теперь попробуйте сформулировать, чему вы должны научиться на урокеСлушают учителя, предлагают свои формулировки цели деятельности на уроке

Работа по учебнику (упр. 224)Фронтальная, индивидуальная

Работа по учебнику (упр. 224)Фронтальная, индивидуальная

Формирование умения соотносить букву, обозначающую непроизносимый согласный, в прове- ряемом и проверочном словах

Формирование умения соотносить букву, обозначающую непроизносимый согласный, в прове- ряемом и проверочном словах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2024