Урок 55
ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ
Педагогические |
Создать условия для ознакомления с правилом написания слов с непроизносимым согласным в корне, форми-рования умения проверять изучаемые орфограммы |
Тип урока |
Урок постановки и решения учебных задач |
Планируемые |
Овладевают основами грамотного письма, применяют
знания фонетического материала при использовании |
Личностные |
Проявляют интерес к языковой деятельности, познанию русского языка |
Универсальные
учебные действия |
Познавательные: самостоятельно находят в учебнике необходимую информацию и используют ее для выпол-нения учебных заданий; составляют простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи. Регулятивные: принимают учебную задачу,
сформулированную вместе с учителем; овладевают способом Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи |
Основное
содержание темы, понятия |
Орфограмма и орфографическое правило «Непроизносимые согласные в корне слова»; морфема, проверочное слово; орфографический словарь |
Образовательные |
1. Учебник, рабочая тетрадь. 2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Сравни написание и произношение. URL: school-collection.edu.ru |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока |
Формы, |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Приемы |
||
осуществляемые |
формируемые умения |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
I. Мотивирование к учебной |
Фронтальный. Словесный. Слово учителя |
Приветствует учащихся. Нас сегодня ждет дорога, И узнать нам надо много. Так возьмемся, ребята, Скорей за работу! – Проверим готовность к уроку |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место,
проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей |
Л – проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
|
|
II. Чистописание |
Фронтальная, индивидуальная. Практиче-ский. Письмо |
– Выполните письмо по образцу: Мм ммм Мм Мо Мр ма ум. Мороз, метель |
Выполняют письмо по образцу |
Пр.
– вырабатывают |
Правильное напи- |
|
III. Проверка |
Фронтальная. Устный опрос. Монологические ответы |
– Прочитайте предложения. |
Читают предложения из домашнего упражнения. Объяс-няют орфограммы. Также может быть проведена выборочная проверка домашней работы |
Р – контролируют процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносят необходимые коррективы |
Правильно выполненное домашнее задание |
|
IV. Актуализация знаний. |
Фронтальная. Практический. |
– Отгадайте загадки, отгадки |
Слушают загадки, |
Пр. – применяют изученные ранее правила право- |
Фронтальный (отве- |
|
Создание |
Письмо. Индивидуальная работа |
Из карманов у Аркашки Вечно сыплются … (бумажки). Отгадать легко и быстро: Мягкий, пышный и душистый, Он и черный, он и белый, А бывает подгорелый. (Хлеб.) Капризные сандалии Однажды мне сказали: Боимся мы щекотки Сапожной строгой … (щетки). День и ночь стучит оно, Словно бы заведено. Будет плохо, если вдруг Прекратится этот стук. (Сердце.) Шубка – иголки, Свернется он – колкий, Рукой не возьмешь. Кто это? (Ёж.) – Нет ли среди этих слов лишнего? (Сердце.) Почему
это слово лишнее? (В нем нет изученных – Какая орфограмма в слове |
находят в словах-отгадках орфограммы, обозначают их На обратной стороне доски задание выполняет один
ученик. После завершения
Решают проблемную ситуацию.
Понимают недостаточность имеющихся знаний. |
писания. П – осознают познавательную задачу, решают ее самостоятельно. Р – контролируют процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносят необходимые коррективы. К – строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи |
ты на во-просы); индивидуальный |
|
|
|
– Сколько звуков и сколько букв – Почему звуков меньше чем – Звук, который не произносится, называется
непроизносимым. Именно о словах с таким звуком |
Выясняют значение термина «непроизносимые согласные» Читают тему урока |
|
|
|
V. Постановка учебной задачи |
Фронтальная. Словесный. Сообщение |
– Тему урока вы уже знаете. |
Слушают учителя, предлагают свои |
Р – принимают учебную задачу, сформулированную учителем |
Фронтальный. Устные ответы |
|
VI. Усвоение Наблюдение |
Фронтальная. Словесный. Чтение. Наблюдение Чтение теоре-тической информации |
– Прочитайте слова с непроизносимыми согласными в
корне – Что вы слышите на месте выделенных сочетаний букв? – Какие звуки не произносятся? – Ознакомьтесь с теоретическим |
Выполняют упр. 223 учебника, производят устный
частичный фонетический разбор слова; знакомятся с теоретическим материалом |
Пр.
– применяют знание П – воспринимают смысл читаемых текстов, выделяют существенную информацию из текстов; анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их |
Фронтальный. Устные ответы |
|
(учебник, Чтение сведений о непроиз-носимом согласном (с. 117) |
в учебнике. Устные моно-логические ответы |
– Когда в корне может быть Почему он назван непроизно- |
на нее, отвечают |
существенных и несущественных признаков; строят
несложные рассуждения, Р
– выполняют действия по намеченному плану, К
– строят монологическое высказывание с учетом |
|
|
Физкультминутка |
Коллективная. Практический |
А теперь, ребята, встали! Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад, Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело! |
Выполняют движения по тексту под руководством учителя |
Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни |
Правильное выполнение движений |
|
VII. Закрепление знаний 1. Работа |
Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практи-ческий. Чтение, беседа, письмо |
– Спишите предложение, вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор. В каком слове есть непроизносимый согласный? |
Читают предложенный материал, вставляют пропущенные
буквы, объясняют |
Пр. – владеют орфографической зоркостью; применяют знание фонетического материала при использовании правил правописания. Р – овладевают способами решения учебной задачи; выполняют учебные |
Фронтальный. Правильное |
|
|
|
|
|
действия
в материализо- |
грамотное |
|
2. Наблюдение над особенностями произношения
непроизносимого согласного в проверяемом и проверочных словах |
Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практи-ческий. Беседа, письмо |
– Внимательно прочитайте – Спишите в тетрадь пары слов, обозначьте новую орфограмму. – Попробуйте сформулировать правило написания
непроизно- – Прочитайте правило на с. 118 учебника. – В какой значимой части слова находится изучаемая орфограмма? Какое слово может быть прове-рочным? |
Читают задание упражнения, отвечают на вопросы. Письменно выполняют задание в тетради. Делают
попытки сформулировать |
Пр.
– владеют орфографической зоркостью; находят в словах непроизносимые
согласные и умеют применять орфографическое П
– составляют простейшие инструкции при решении лингвистической Р
– учитывают правило |
Фронтальный. Правильное |
|
3. Формирование умения |
Фронтальная, индивидуальная. Практи- |
– Выполните упр. 226 (подберите |
Письменно выполняют задание в тетради |
П
– ориентируются Р
– учитывают правило |
Фронтальный. |
|
(учебник, |
|
|
|
способы преодоления |
|
|
VIII. Рефлексия учебной |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
– Закончите предложения: • Урок помог мне… • Для меня было сложным… • Мне понравилось… |
Заканчивают предложения в зависимости от своего
состояния, впечатления |
Р – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке |
Беседа |
|
Домашнее |
Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя |
Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи |
Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие |
Р
– принимают учебное |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.