Технологическая карта урока русского языка (4 класс) "Синтаксический разбор предложения""

  • Документация
  • docx
  • 16.06.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала русский язык.docx

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. Сосенко Маргарита Романовна

Предмет: русский язык.

УМК: «Начальная школа 21 века».

Класс: 4 «Г».

Тема урока: «Синтаксический разбор предложения».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: обобщение и систематизация знаний при синтаксическом разборе предложения.

Планируемые результаты

Задачи урока:

Предметные:

1. Учащиеся повторят алгоритм синтаксического разбора предложения.

 

2. Учащиеся научатся различать главные и второстепенные члены предложения.

Учащиеся получат возможность научиться: графически обозначать члены предложения и правильно расставлять знаки препинания.

Дидактические:

Формировать представление об алгоритме синтаксического разбора предложения.

Формировать умения: различать главные и второстепенные члены предложения, графически обозначать их, правильно расставлять знаки препинания.

Метапредметные

Познавательные:

- Учащиеся научатся: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

- Учащиеся получат возможность научиться: проводить классификацию, строить логические рассуждения, осуществлять обобщение изученного, анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков

Коммуникативные:

- Учащиеся научатся: владеть диалогической речью, слушать и понимать речь других.

 Регулятивные:

- Учащиеся научатся: учитывать выделенные учителем ориентиры действия, принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять волевую саморегуляцию.

- Учащиеся получат возможность научиться: планировать свою деятельность, осуществлять самооценку, контроль, коррекцию деятельности.

 Развивающие

1. Формировать умения: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; проводить классификацию, строить логические рассуждения, осуществлять обобщение изученного, анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков.

 

 

 

2. Формировать умения: владеть диалогической формой речи, слушать и понимать речь других.

 

3. Формировать умения: учитывать выделенные учителем ориентиры действия, принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять волевую саморегуляцию, планировать свои действия; осуществлять самооценку, контроль, коррекцию деятельности.

Личностные:

- познавательный интерес в изучении русского языка активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в его познании;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Воспитательные:

-формировать познавательный интерес в изучении русского языка активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в его познании;

-вырабатывать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Дидактические средства: лист контроля, презентация. Интерактивное оборудование: проектор, экран, компьютер.


ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этапы урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

П

М

(Р, П, К)

Л

1. Мотивация учебной деятельности

Словесный (беседа)

 

Частично-поисковый (анализ пословицы)

Приветствие, проверка готовности.

Организует мотивацию к учебной деятельности.

Работа над высказыванием А.И. Куприна «Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.»

- Как вы понимаете это высказывание? Что значит певуч, гибок, вместителен?

 

 

-К чему мы будем стремиться на уроках русского языка?

Приветствие, проверка готовности.

 

Анализ высказывания.

Желающий читает вслух высказывание.

 

 

 

 

 

-То, что языком нужно правильно владеть, чтобы он мог быть красивым.

-Певуч, то есть благозвучен, гибок и вместителен обозначает уровень владения им.

 

- К познанию.

 

Р: осуществлять волевую саморегуляцию.

 

 

 

К: владеть диалогической речью.

 

- познавательный интерес в изучении русского языка активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в его познании;

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

 

 

 

 

 

Словесный (инструкция)

 

 

Практический (упражнение)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словесный (беседа)

 

 

 

 

Практический (упражнение)

Оформление тетради для письменной работы.

-Запишите дату и «Классную работу» в тетради.

Организация словарной работы.

Обратите внимание на слайд. Эти слова (вагон, аппарат, экскурсия, автомобиль, семена, кастрюля, электрический) вам нужно правильно записать в тетради, обозначив орфограммы и поставив ударение.

Проверка – слайд. Поставьте плюс, если правильно написано слово, минус – неправильно. Оцените своего соседа по парте.

Дает указания: запишите предложение «Ветер н..сет опавшие листья по тр..пинкам и доро..кам».

Беседа по опорным знаниям обучающихся.

Задает вопросы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Что вы можете сказать об этом предложении? Каким оно будет по цели высказывания?

-Какие еще бывают?

-Каким оно будет по эмоциональной окраске?

-Сколько грамматических основ будет?

-Каким будет по наличию второстепенных членов предложения?

-чем осложнено предложение?

 

-Чем отличаются главные члены предложений от второстепенных?

 

 

Оформление тетради для работы.

 

 

 

Выполняют словарную работу.

 

 

 

 

Осуществляют взаимопроверку по эталону.

 

 

 

 

Записывают предложение «Ветер несет опавшие листья по тропинкам и дорожкам».

 

 

 

 

Работают по схеме-памятке.

Picture background

-Повествовательным.

 

 

 

 

-Невоскл

 

-1, значит простое.

 

-распространенное.

- не осложненно.

 

 

 

 

 

 

 

Главные члены предложения составляют грамматическую основу, без которой предложения бы не было.

1. Учащиеся повторят алгоритм синтаксического разбора предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Учащиеся научатся различать главные и второстепенные члены предложения.

Учащиеся получат возможность научиться: графически обозначать члены предложения.

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

 

 

 

 

Р: осуществлять контроль, коррекцию деятельности.

 

П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

строить логические рассуждения, , анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков

К:

владеть диалогической речью, слушать и понимать речь других.

Р:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия, принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять волевую саморегуляцию.

планировать свою деятельность, осуществлять самооценку, контроль, коррекцию деятельности.

- познавательный интерес в изучении русского языка активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в его познании;

познавательный интерес в изучении русского языка активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в его познании;

 

 

 

 

 

 

познавательный интерес в изучении русского языка активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в его познании;

3. Выявление места и причины затруднения

Словесный (беседа)

Организация беседы, подводящей к теме урока.

Задает вопросы:

-Что мы сделали с этим предложением?

-Как называется разбор предложения, в котором дается характеристика?

 

-Самостоятельно сформулируйте тему урока.

 

 

Отвечают:

 

-Мы дали характеристику предложения.

 

-Синтаксический.

 

Формулируют тему урока. «Синтаксический разбор предложения».

 

К: владеть диалогической речью.

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: устанавливать причинно-следственные связи.

 

4. Построение проекта выхода из затруднения

 

Составление плана урока.

-Кто-то поменял в предложениях слова местами. Кто прочитает правильно?

 

 

 

 

-Может ли это быть нашим планом на урок?

 

Разгадывание шифра.

-Вспомнить алгоритм синтаксического разбора.

-Научится различать главные и второстепенные члены предложения.

-Научиться правильно расставлять знаки препинания.

 

-Да.

 

Р: планировать свою деятельность.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

5. Реализация построенного проекта

Словесный (беседа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практический (упражнение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практический (упражнение)

Организация работы по учебнику и памятке.

Раннее мы с вами создавали памятку по алгоритму синтаксического разбора предложения, сегодня на уроке мы будем ей пользоваться. Пожалуйста, расскажите алгоритм действий.

 

Организует физ минутку.

 

Составление плана выполнения упражнения.

-Кто прочитает задание?

 

-Что нам нужно сделать?

 

 

 

 

 

 

Организует устную работу.

Выдает инструкции: отвечая по цепочке нам с вами нужно найти это предложения, тогда найдем во всех предложения грамматическую основу и определим какое предложение нам нужно для разбора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как будет выглядеть схема к этому предложению?

 

Оцените правильность выполненной работы.

 

 

 

Какой пункт плана мы выполнили?

 

 

 

Рассказывают алгоритм действий при выполнении синтаксического разбора предложения.

 

 

 

 

 

Составление плана выполнения упражнения.

 

1 человек читает задание.

2 человек. Нужно прочитать текст и найти в нем предложение с однородными членами предложения и выписать его, после чего выполнить синтаксический разбор предложения.

 

3 человек читает текст. Остальные слушают и читают про себя.

 

 

 

 

 

Устно по цепочке отвечают, находят грамматические основы предложений:

Уже давно птицы перестали летать над просторами городского неба. Холод настиг грустный город. Никакие приятные события не радовали его жителей. Только темное небо смеялось над ними, а Солнце пряталось за тучами. Мир как будто стал серым. Серые дома, серые деревья, серые облака, серые лица окружили мое окно. Наверное, его нужно уже протереть.

 

 

Выписывают последнее предложение.

 

 

У доски ученик выполняет синтаксический разбор предложения, графически обозначая члены предложения.

 

Характеристика

По цели высказывания: повествовательное

По интонации: невосклицательное

Простое

По наличию главных членов: двусоставное

По наличию второстепенных членов: распространённое

Осложнено однородными членами

 

 

Остальные работают в тетрадях.

 

Серые дома, серые деревья, серые облака, серые лица окружили мое окно. (Повеств., невоскл.. простое, распр., осложнено однородными членами предложения.)

 

[o, о, о, о =]

 

 

Оценивают себя.

 

Делают вывод по выполненному упражнению.

 

Выполнен 1 и 2 пункт плана.

 

 

 

 

 

 

 

1. Учащиеся повторят алгоритм синтаксического разбора предложения.

 

2. Учащиеся научатся различать главные и второстепенные члены предложения.

Учащиеся получат возможность научиться: графически обозначать члены предложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Учащиеся повторят алгоритм синтаксического разбора предложения.

 

2. Учащиеся научатся различать главные и второстепенные члены предложения.

Учащиеся получат возможность научиться: графически обозначать члены предложения и правильно расставлять знаки препинания.

 

 

1. Учащиеся повторят алгоритм синтаксического разбора предложения.

 

2. Учащиеся научатся различать главные и второстепенные члены предложения.

Учащиеся получат возможность научиться: графически обозначать члены предложения и правильно расставлять знаки препинания.

 

 

К: владеть диалогической речью, слушать и понимать речь других.

 

 

 

П: осуществлять анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков.

 

 

 

 

 

 

 

К: слушать и понимать речь других.

 

 

 

 

П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

строить логические рассуждения, , анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков

К:

владеть диалогической речью, слушать и понимать речь других.

Р:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия, принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять волевую саморегуляцию.

планировать свою деятельность, осуществлять самооценку, контроль, коррекцию деятельности.

познавательный интерес в изучении русского языка активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в его познании;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

познавательный интерес в изучении русского языка активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в его познании;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

познавательный интерес в изучении русского языка активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в его познании;

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Словесный (беседа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практический (упражнение)

Организация работы по учебнику.

Выполним следующее предложение.

Составление плана выполнения упражнения.

-Кто прочтет?

-Что нужно сделать?

 

Найдите границы предложений. Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Будьте внимательны: в тексте есть предложения с однородными членами.

Пришла в…сна со…нце свет…т ярко с крыш ч…стая капель пада…т на земле разлились огромные лужи а что это за шум доносится из сквера да это вороб…и расселись по веткам крылышки топорщат наскакивают друг на друга чирикают

 

Организует работу у доски и в тетрадях, проверяет выполнение.

 

Организация беседы на выявление ошибок.

 

-Давайте вместе проверим работы у доски. Все ли здесь правильно? Что неверно?

 

Подытоживание, выполненной работы.

-Какой пункт плана выполнен?

 

 

 

 

 

Составление плана выполнения упражнения.

1 ученик читает.

2 ученик. «Нужно списать предложения, подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения и расставить знаки препинания».

 

 

 

 

 

 

 

 

Пришла весна. Солнце светит ярко. С крыш чистая капель падает на землю. Разлились огромные лужи. А что это за шум доносится из сквера? Да это воробьи расселись по веткам, крылышки топорщат, наскакивают друг на друга, чирикают.

Выделяют главные и второстепенные члены предложений.

 

Анализируют работу для выявления ошибок.

 

Подытоживание, выполненной работы.

 

 

 

Третий.

 

1. Учащиеся повторят алгоритм синтаксического разбора предложения.

 

2. Учащиеся научатся различать главные и второстепенные члены предложения.

Учащиеся получат возможность научиться: графически обозначать члены предложения и правильно расставлять знаки препинания.

 

2. Учащиеся научатся различать главные и второстепенные члены предложения.

Учащиеся получат возможность научиться: графически обозначать члены предложения и правильно расставлять знаки препинания.

К: владеть диалогической речью.

 

 

 

П: осуществлять анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков, проводить сравнение.

 

 

К: слушать и понимать речь других.

 

 

П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

 

 

 

 

 

 

Р: осуществлять контроль, коррекцию действия.

познавательный интерес в изучении русского языка активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в его познании;

 

 

 

 

 

познавательный интерес в изучении русского языка активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в его познании;

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

 

Словесный (инструкция)

 

 

 

 

Практический (упражнение)

Организация самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

 

Что нужно сделать?

 

1 вариант. Разберите предложение по членам и частям речи, выпишите словосочетания.

Редкая гостья ловко объедает с ветки ягоды.

 

2 вариант. Разберите предложение по членам и частям речи, выпишите словосочетания.

Вдруг у кормушки появилась рыжая белка.

 

 

 

Свою готовность показываем, поднимая руку.

Проверяем себя по слайду.

 

 

 

 

Выполнить синтаксический разбор предложения.

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют самостоятельную работу с самопроверкой по эталону.

 

 

 

 

 

Анализ собственной работы; самопроверка по эталону.

1. Учащиеся повторят алгоритм синтаксического разбора предложения.

 

2. Учащиеся научатся различать главные и второстепенные члены предложения.

Учащиеся получат возможность научиться: графически обозначать члены предложения и правильно расставлять знаки препинания.

П: осуществлять анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков.

 

Р: осуществлять контроль, коррекцию действия.

познавательный интерес в изучении русского языка активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в его познании;

 

Способность к самооценке на основе критериев успешности

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Словесный (беседа)

Организация беседы по изученному материалу.

Задает вопросы:

- Какая тема было?

-Что нового для себя вы узнали?

-Где нам пригодятся эти знания?

-Все пункты плана выполнены?

-Какие части речи относятся к главным?

Сообщение домашнего задания.

 

 

Отвечают:

 

 

Ответы детей.

 

 

Глагол, ИС.

Учащиеся научатся различать главные и второстепенные члены предложения.

 

П: осуществлять обобщение изученного.

 

 

 

 

 

К: владеть диалогической речью.

Способность к самооценке на основе критериев успешности

9. Рефлексия учебной деятельности

Словесный (беседа)

Обсуждение уровня достижения цели урока.

Задает вопросы:

-Все ли получилось у вас на уроке? С какими трудностями столкнулись?

-Чтобы оценить себя, предлагаю вам заполнить мишени успеха.

Прием «Мишени успеха».

Обсуждение уровня достижения цели урока.

Отвечают:

 

 

 

Оценивают себя и свою работу на уроке.

 

Р: осуществлять самооценку деятельности.

 

Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.