ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Ф.И.О. Сосенко Маргарита Романовна
Предмет: русский язык.
УМК: «Начальная школа 21 века».
Класс: 4 «Г».
Тема урока: «Синтаксический разбор предложения».
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель урока: обобщение и систематизация знаний при синтаксическом разборе предложения.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая. Дидактические средства: лист контроля, презентация. Интерактивное оборудование: проектор, экран, компьютер. |
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этапы урока |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Планируемые результаты |
||
П |
М (Р, П, К) |
Л |
||||
1. Мотивация учебной деятельности |
Словесный (беседа)
Частично-поисковый (анализ пословицы) |
Приветствие, проверка готовности. Организует мотивацию к учебной деятельности. Работа над высказыванием А.И. Куприна «Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.» - Как вы понимаете это высказывание? Что значит певуч, гибок, вместителен?
-К чему мы будем стремиться на уроках русского языка? |
Приветствие, проверка готовности.
Анализ высказывания. Желающий читает вслух высказывание.
-То, что языком нужно правильно владеть, чтобы он мог быть красивым. -Певуч, то есть благозвучен, гибок и вместителен обозначает уровень владения им.
- К познанию. |
|
Р: осуществлять волевую саморегуляцию.
К: владеть диалогической речью.
|
- познавательный интерес в изучении русского языка активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в его познании; |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии |
Словесный (инструкция)
Практический (упражнение)
Словесный (беседа)
Практический (упражнение) |
Оформление тетради для письменной работы. -Запишите дату и «Классную работу» в тетради. Организация словарной работы. Обратите внимание на слайд. Эти слова (вагон, аппарат, экскурсия, автомобиль, семена, кастрюля, электрический) вам нужно правильно записать в тетради, обозначив орфограммы и поставив ударение. Проверка – слайд. Поставьте плюс, если правильно написано слово, минус – неправильно. Оцените своего соседа по парте. Дает указания: запишите предложение «Ветер н..сет опавшие листья по тр..пинкам и доро..кам». Беседа по опорным знаниям обучающихся. Задает вопросы:
-Что вы можете сказать об этом предложении? Каким оно будет по цели высказывания? -Какие еще бывают? -Каким оно будет по эмоциональной окраске? -Сколько грамматических основ будет? -Каким будет по наличию второстепенных членов предложения? -чем осложнено предложение?
-Чем отличаются главные члены предложений от второстепенных? |
Оформление тетради для работы.
Выполняют словарную работу.
Осуществляют взаимопроверку по эталону.
Записывают предложение «Ветер несет опавшие листья по тропинкам и дорожкам».
Работают по схеме-памятке.
-Повествовательным.
-Невоскл
-1, значит простое.
-распространенное. - не осложненно.
Главные члены предложения составляют грамматическую основу, без которой предложения бы не было. |
1. Учащиеся повторят алгоритм синтаксического разбора предложения.
2. Учащиеся научатся различать главные и второстепенные члены предложения. Учащиеся получат возможность научиться: графически обозначать члены предложения. |
Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.
Р: осуществлять контроль, коррекцию деятельности.
П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить логические рассуждения, , анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков К: владеть диалогической речью, слушать и понимать речь других. Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия, принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять волевую саморегуляцию. планировать свою деятельность, осуществлять самооценку, контроль, коррекцию деятельности. |
- познавательный интерес в изучении русского языка активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в его познании; познавательный интерес в изучении русского языка активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в его познании;
познавательный интерес в изучении русского языка активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в его познании; |
3. Выявление места и причины затруднения |
Словесный (беседа) |
Организация беседы, подводящей к теме урока. Задает вопросы: -Что мы сделали с этим предложением? -Как называется разбор предложения, в котором дается характеристика?
-Самостоятельно сформулируйте тему урока. |
Отвечают:
-Мы дали характеристику предложения.
-Синтаксический.
Формулируют тему урока. «Синтаксический разбор предложения». |
|
К: владеть диалогической речью. Р: принимать и сохранять учебную задачу. П: устанавливать причинно-следственные связи. |
|
4. Построение проекта выхода из затруднения |
|
Составление плана урока. -Кто-то поменял в предложениях слова местами. Кто прочитает правильно?
-Может ли это быть нашим планом на урок? |
Разгадывание шифра. -Вспомнить алгоритм синтаксического разбора. -Научится различать главные и второстепенные члены предложения. -Научиться правильно расставлять знаки препинания.
-Да. |
|
Р: планировать свою деятельность. |
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
5. Реализация построенного проекта |
Словесный (беседа)
Практический (упражнение
Практический (упражнение) |
Организация работы по учебнику и памятке. Раннее мы с вами создавали памятку по алгоритму синтаксического разбора предложения, сегодня на уроке мы будем ей пользоваться. Пожалуйста, расскажите алгоритм действий.
Организует физ минутку.
Составление плана выполнения упражнения. -Кто прочитает задание?
-Что нам нужно сделать?
Организует устную работу. Выдает инструкции: отвечая по цепочке нам с вами нужно найти это предложения, тогда найдем во всех предложения грамматическую основу и определим какое предложение нам нужно для разбора.
Как будет выглядеть схема к этому предложению?
Оцените правильность выполненной работы.
Какой пункт плана мы выполнили? |
Рассказывают алгоритм действий при выполнении синтаксического разбора предложения.
Составление плана выполнения упражнения.
1 человек читает задание. 2 человек. Нужно прочитать текст и найти в нем предложение с однородными членами предложения и выписать его, после чего выполнить синтаксический разбор предложения.
3 человек читает текст. Остальные слушают и читают про себя.
Устно по цепочке отвечают, находят грамматические основы предложений: Уже давно птицы перестали летать над просторами городского неба. Холод настиг грустный город. Никакие приятные события не радовали его жителей. Только темное небо смеялось над ними, а Солнце пряталось за тучами. Мир как будто стал серым. Серые дома, серые деревья, серые облака, серые лица окружили мое окно. Наверное, его нужно уже протереть.
Выписывают последнее предложение.
У доски ученик выполняет синтаксический разбор предложения, графически обозначая члены предложения.
Характеристика По цели высказывания: повествовательное По интонации: невосклицательное Простое По наличию главных членов: двусоставное По наличию второстепенных членов: распространённое Осложнено однородными членами
Остальные работают в тетрадях.
Серые дома, серые деревья, серые облака, серые лица окружили мое окно. (Повеств., невоскл.. простое, распр., осложнено однородными членами предложения.)
[o, о, о, о =]
Оценивают себя.
Делают вывод по выполненному упражнению.
Выполнен 1 и 2 пункт плана. |
1. Учащиеся повторят алгоритм синтаксического разбора предложения.
2. Учащиеся научатся различать главные и второстепенные члены предложения. Учащиеся получат возможность научиться: графически обозначать члены предложения
1. Учащиеся повторят алгоритм синтаксического разбора предложения.
2. Учащиеся научатся различать главные и второстепенные члены предложения. Учащиеся получат возможность научиться: графически обозначать члены предложения и правильно расставлять знаки препинания.
1. Учащиеся повторят алгоритм синтаксического разбора предложения.
2. Учащиеся научатся различать главные и второстепенные члены предложения. Учащиеся получат возможность научиться: графически обозначать члены предложения и правильно расставлять знаки препинания. |
К: владеть диалогической речью, слушать и понимать речь других.
П: осуществлять анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков.
К: слушать и понимать речь других.
П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить логические рассуждения, , анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков К: владеть диалогической речью, слушать и понимать речь других. Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия, принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять волевую саморегуляцию. планировать свою деятельность, осуществлять самооценку, контроль, коррекцию деятельности. |
познавательный интерес в изучении русского языка активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в его познании;
познавательный интерес в изучении русского языка активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в его познании;
познавательный интерес в изучении русского языка активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в его познании; |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
Словесный (беседа)
Практический (упражнение) |
Организация работы по учебнику. Выполним следующее предложение. Составление плана выполнения упражнения. -Кто прочтет? -Что нужно сделать?
Найдите границы предложений. Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Будьте внимательны: в тексте есть предложения с однородными членами. Пришла в…сна со…нце свет…т ярко с крыш ч…стая капель пада…т на земле разлились огромные лужи а что это за шум доносится из сквера да это вороб…и расселись по веткам крылышки топорщат наскакивают друг на друга чирикают
Организует работу у доски и в тетрадях, проверяет выполнение.
Организация беседы на выявление ошибок.
-Давайте вместе проверим работы у доски. Все ли здесь правильно? Что неверно?
Подытоживание, выполненной работы. -Какой пункт плана выполнен?
|
Составление плана выполнения упражнения. 1 ученик читает. 2 ученик. «Нужно списать предложения, подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения и расставить знаки препинания».
Пришла весна. Солнце светит ярко. С крыш чистая капель падает на землю. Разлились огромные лужи. А что это за шум доносится из сквера? Да это воробьи расселись по веткам, крылышки топорщат, наскакивают друг на друга, чирикают. Выделяют главные и второстепенные члены предложений.
Анализируют работу для выявления ошибок.
Подытоживание, выполненной работы.
Третий.
|
1. Учащиеся повторят алгоритм синтаксического разбора предложения.
2. Учащиеся научатся различать главные и второстепенные члены предложения. Учащиеся получат возможность научиться: графически обозначать члены предложения и правильно расставлять знаки препинания.
2. Учащиеся научатся различать главные и второстепенные члены предложения. Учащиеся получат возможность научиться: графически обозначать члены предложения и правильно расставлять знаки препинания. |
К: владеть диалогической речью.
П: осуществлять анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков, проводить сравнение.
К: слушать и понимать речь других.
П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
Р: осуществлять контроль, коррекцию действия. |
познавательный интерес в изучении русского языка активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в его познании;
познавательный интерес в изучении русского языка активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в его познании; |
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону |
Словесный (инструкция)
Практический (упражнение) |
Организация самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Что нужно сделать?
1 вариант. Разберите предложение по членам и частям речи, выпишите словосочетания. Редкая гостья ловко объедает с ветки ягоды.
2 вариант. Разберите предложение по членам и частям речи, выпишите словосочетания. Вдруг у кормушки появилась рыжая белка.
Свою готовность показываем, поднимая руку. Проверяем себя по слайду. |
Выполнить синтаксический разбор предложения.
Выполняют самостоятельную работу с самопроверкой по эталону.
Анализ собственной работы; самопроверка по эталону. |
1. Учащиеся повторят алгоритм синтаксического разбора предложения.
2. Учащиеся научатся различать главные и второстепенные члены предложения. Учащиеся получат возможность научиться: графически обозначать члены предложения и правильно расставлять знаки препинания. |
П: осуществлять анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков.
Р: осуществлять контроль, коррекцию действия. |
познавательный интерес в изучении русского языка активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в его познании;
Способность к самооценке на основе критериев успешности |
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение |
Словесный (беседа) |
Организация беседы по изученному материалу. Задает вопросы: - Какая тема было? -Что нового для себя вы узнали? -Где нам пригодятся эти знания? -Все пункты плана выполнены? -Какие части речи относятся к главным? Сообщение домашнего задания. |
Отвечают:
Ответы детей.
Глагол, ИС. |
Учащиеся научатся различать главные и второстепенные члены предложения.
|
П: осуществлять обобщение изученного.
К: владеть диалогической речью. |
Способность к самооценке на основе критериев успешности |
9. Рефлексия учебной деятельности |
Словесный (беседа) |
Обсуждение уровня достижения цели урока. Задает вопросы: -Все ли получилось у вас на уроке? С какими трудностями столкнулись? -Чтобы оценить себя, предлагаю вам заполнить мишени успеха. Прием «Мишени успеха». |
Обсуждение уровня достижения цели урока. Отвечают:
Оценивают себя и свою работу на уроке. |
|
Р: осуществлять самооценку деятельности.
|
Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.