Технологическая карта урока русского языка (4 класс) "Синтаксический разбор предложения""
Оценка 5

Технологическая карта урока русского языка (4 класс) "Синтаксический разбор предложения""

Оценка 5
Документация
docx
русский язык
4 кл
16.06.2024
Технологическая карта урока русского языка (4 класс) "Синтаксический разбор предложения""
русский язык.docx

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. Сосенко Маргарита Романовна

Предмет: русский язык.

УМК: «Начальная школа 21 века».

Класс: 4 «Г».

Тема урока: «Синтаксический разбор предложения».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: обобщение и систематизация знаний при синтаксическом разборе предложения.

Планируемые результаты

Задачи урока:

Предметные:

1. Учащиеся повторят алгоритм синтаксического разбора предложения.

 

2. Учащиеся научатся различать главные и второстепенные члены предложения.

Учащиеся получат возможность научиться: графически обозначать члены предложения и правильно расставлять знаки препинания.

Дидактические:

Формировать представление об алгоритме синтаксического разбора предложения.

Формировать умения: различать главные и второстепенные члены предложения, графически обозначать их, правильно расставлять знаки препинания.

Метапредметные

Познавательные:

- Учащиеся научатся: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

- Учащиеся получат возможность научиться: проводить классификацию, строить логические рассуждения, осуществлять обобщение изученного, анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков

Коммуникативные:

- Учащиеся научатся: владеть диалогической речью, слушать и понимать речь других.

 Регулятивные:

- Учащиеся научатся: учитывать выделенные учителем ориентиры действия, принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять волевую саморегуляцию.

- Учащиеся получат возможность научиться: планировать свою деятельность, осуществлять самооценку, контроль, коррекцию деятельности.

 Развивающие

1. Формировать умения: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; проводить классификацию, строить логические рассуждения, осуществлять обобщение изученного, анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков.

 

 

 

2. Формировать умения: владеть диалогической формой речи, слушать и понимать речь других.

 

3. Формировать умения: учитывать выделенные учителем ориентиры действия, принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять волевую саморегуляцию, планировать свои действия; осуществлять самооценку, контроль, коррекцию деятельности.

Личностные:

- познавательный интерес в изучении русского языка активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в его познании;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Воспитательные:

-формировать познавательный интерес в изучении русского языка активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в его познании;

-вырабатывать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Дидактические средства: лист контроля, презентация. Интерактивное оборудование: проектор, экран, компьютер.


ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этапы урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

П

М

(Р, П, К)

Л

1. Мотивация учебной деятельности

Словесный (беседа)

 

Частично-поисковый (анализ пословицы)

Приветствие, проверка готовности.

Организует мотивацию к учебной деятельности.

Работа над высказыванием А.И. Куприна «Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.»

- Как вы понимаете это высказывание? Что значит певуч, гибок, вместителен?

 

 

-К чему мы будем стремиться на уроках русского языка?

Приветствие, проверка готовности.

 

Анализ высказывания.

Желающий читает вслух высказывание.

 

 

 

 

 

-То, что языком нужно правильно владеть, чтобы он мог быть красивым.

-Певуч, то есть благозвучен, гибок и вместителен обозначает уровень владения им.

 

- К познанию.

 

Р: осуществлять волевую саморегуляцию.

 

 

 

К: владеть диалогической речью.

 

- познавательный интерес в изучении русского языка активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в его познании;

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

 

 

 

 

 

Словесный (инструкция)

 

 

Практический (упражнение)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словесный (беседа)

 

 

 

 

Практический (упражнение)

Оформление тетради для письменной работы.

-Запишите дату и «Классную работу» в тетради.

Организация словарной работы.

Обратите внимание на слайд. Эти слова (вагон, аппарат, экскурсия, автомобиль, семена, кастрюля, электрический) вам нужно правильно записать в тетради, обозначив орфограммы и поставив ударение.

Проверка – слайд. Поставьте плюс, если правильно написано слово, минус – неправильно. Оцените своего соседа по парте.

Дает указания: запишите предложение «Ветер н..сет опавшие листья по тр..пинкам и доро..кам».

Беседа по опорным знаниям обучающихся.

Задает вопросы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Что вы можете сказать об этом предложении? Каким оно будет по цели высказывания?

-Какие еще бывают?

-Каким оно будет по эмоциональной окраске?

-Сколько грамматических основ будет?

-Каким будет по наличию второстепенных членов предложения?

-чем осложнено предложение?

 

-Чем отличаются главные члены предложений от второстепенных?

 

 

Оформление тетради для работы.

 

 

 

Выполняют словарную работу.

 

 

 

 

Осуществляют взаимопроверку по эталону.

 

 

 

 

Записывают предложение «Ветер несет опавшие листья по тропинкам и дорожкам».

 

 

 

 

Работают по схеме-памятке.

Picture background

-Повествовательным.

 

 

 

 

-Невоскл

 

-1, значит простое.

 

-распространенное.

- не осложненно.

 

 

 

 

 

 

 

Главные члены предложения составляют грамматическую основу, без которой предложения бы не было.

1. Учащиеся повторят алгоритм синтаксического разбора предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Учащиеся научатся различать главные и второстепенные члены предложения.

Учащиеся получат возможность научиться: графически обозначать члены предложения.

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

 

 

 

 

Р: осуществлять контроль, коррекцию деятельности.

 

П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

строить логические рассуждения, , анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков

К:

владеть диалогической речью, слушать и понимать речь других.

Р:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия, принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять волевую саморегуляцию.

планировать свою деятельность, осуществлять самооценку, контроль, коррекцию деятельности.

- познавательный интерес в изучении русского языка активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в его познании;

познавательный интерес в изучении русского языка активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в его познании;

 

 

 

 

 

 

познавательный интерес в изучении русского языка активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в его познании;

3. Выявление места и причины затруднения

Словесный (беседа)

Организация беседы, подводящей к теме урока.

Задает вопросы:

-Что мы сделали с этим предложением?

-Как называется разбор предложения, в котором дается характеристика?

 

-Самостоятельно сформулируйте тему урока.

 

 

Отвечают:

 

-Мы дали характеристику предложения.

 

-Синтаксический.

 

Формулируют тему урока. «Синтаксический разбор предложения».

 

К: владеть диалогической речью.

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: устанавливать причинно-следственные связи.

 

4. Построение проекта выхода из затруднения

 

Составление плана урока.

-Кто-то поменял в предложениях слова местами. Кто прочитает правильно?

 

 

 

 

-Может ли это быть нашим планом на урок?

 

Разгадывание шифра.

-Вспомнить алгоритм синтаксического разбора.

-Научится различать главные и второстепенные члены предложения.

-Научиться правильно расставлять знаки препинания.

 

-Да.

 

Р: планировать свою деятельность.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

5. Реализация построенного проекта

Словесный (беседа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практический (упражнение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практический (упражнение)

Организация работы по учебнику и памятке.

Раннее мы с вами создавали памятку по алгоритму синтаксического разбора предложения, сегодня на уроке мы будем ей пользоваться. Пожалуйста, расскажите алгоритм действий.

 

Организует физ минутку.

 

Составление плана выполнения упражнения.

-Кто прочитает задание?

 

-Что нам нужно сделать?

 

 

 

 

 

 

Организует устную работу.

Выдает инструкции: отвечая по цепочке нам с вами нужно найти это предложения, тогда найдем во всех предложения грамматическую основу и определим какое предложение нам нужно для разбора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как будет выглядеть схема к этому предложению?

 

Оцените правильность выполненной работы.

 

 

 

Какой пункт плана мы выполнили?

 

 

 

Рассказывают алгоритм действий при выполнении синтаксического разбора предложения.

 

 

 

 

 

Составление плана выполнения упражнения.

 

1 человек читает задание.

2 человек. Нужно прочитать текст и найти в нем предложение с однородными членами предложения и выписать его, после чего выполнить синтаксический разбор предложения.

 

3 человек читает текст. Остальные слушают и читают про себя.

 

 

 

 

 

Устно по цепочке отвечают, находят грамматические основы предложений:

Уже давно птицы перестали летать над просторами городского неба. Холод настиг грустный город. Никакие приятные события не радовали его жителей. Только темное небо смеялось над ними, а Солнце пряталось за тучами. Мир как будто стал серым. Серые дома, серые деревья, серые облака, серые лица окружили мое окно. Наверное, его нужно уже протереть.

 

 

Выписывают последнее предложение.

 

 

У доски ученик выполняет синтаксический разбор предложения, графически обозначая члены предложения.

 

Характеристика

По цели высказывания: повествовательное

По интонации: невосклицательное

Простое

По наличию главных членов: двусоставное

По наличию второстепенных членов: распространённое

Осложнено однородными членами

 

 

Остальные работают в тетрадях.

 

Серые дома, серые деревья, серые облака, серые лица окружили мое окно. (Повеств., невоскл.. простое, распр., осложнено однородными членами предложения.)

 

[o, о, о, о =]

 

 

Оценивают себя.

 

Делают вывод по выполненному упражнению.

 

Выполнен 1 и 2 пункт плана.

 

 

 

 

 

 

 

1. Учащиеся повторят алгоритм синтаксического разбора предложения.

 

2. Учащиеся научатся различать главные и второстепенные члены предложения.

Учащиеся получат возможность научиться: графически обозначать члены предложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Учащиеся повторят алгоритм синтаксического разбора предложения.

 

2. Учащиеся научатся различать главные и второстепенные члены предложения.

Учащиеся получат возможность научиться: графически обозначать члены предложения и правильно расставлять знаки препинания.

 

 

1. Учащиеся повторят алгоритм синтаксического разбора предложения.

 

2. Учащиеся научатся различать главные и второстепенные члены предложения.

Учащиеся получат возможность научиться: графически обозначать члены предложения и правильно расставлять знаки препинания.

 

 

К: владеть диалогической речью, слушать и понимать речь других.

 

 

 

П: осуществлять анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков.

 

 

 

 

 

 

 

К: слушать и понимать речь других.

 

 

 

 

П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

строить логические рассуждения, , анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков

К:

владеть диалогической речью, слушать и понимать речь других.

Р:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия, принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять волевую саморегуляцию.

планировать свою деятельность, осуществлять самооценку, контроль, коррекцию деятельности.

познавательный интерес в изучении русского языка активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в его познании;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

познавательный интерес в изучении русского языка активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в его познании;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

познавательный интерес в изучении русского языка активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в его познании;

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Словесный (беседа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практический (упражнение)

Организация работы по учебнику.

Выполним следующее предложение.

Составление плана выполнения упражнения.

-Кто прочтет?

-Что нужно сделать?

 

Найдите границы предложений. Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Будьте внимательны: в тексте есть предложения с однородными членами.

Пришла в…сна со…нце свет…т ярко с крыш ч…стая капель пада…т на земле разлились огромные лужи а что это за шум доносится из сквера да это вороб…и расселись по веткам крылышки топорщат наскакивают друг на друга чирикают

 

Организует работу у доски и в тетрадях, проверяет выполнение.

 

Организация беседы на выявление ошибок.

 

-Давайте вместе проверим работы у доски. Все ли здесь правильно? Что неверно?

 

Подытоживание, выполненной работы.

-Какой пункт плана выполнен?

 

 

 

 

 

Составление плана выполнения упражнения.

1 ученик читает.

2 ученик. «Нужно списать предложения, подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения и расставить знаки препинания».

 

 

 

 

 

 

 

 

Пришла весна. Солнце светит ярко. С крыш чистая капель падает на землю. Разлились огромные лужи. А что это за шум доносится из сквера? Да это воробьи расселись по веткам, крылышки топорщат, наскакивают друг на друга, чирикают.

Выделяют главные и второстепенные члены предложений.

 

Анализируют работу для выявления ошибок.

 

Подытоживание, выполненной работы.

 

 

 

Третий.

 

1. Учащиеся повторят алгоритм синтаксического разбора предложения.

 

2. Учащиеся научатся различать главные и второстепенные члены предложения.

Учащиеся получат возможность научиться: графически обозначать члены предложения и правильно расставлять знаки препинания.

 

2. Учащиеся научатся различать главные и второстепенные члены предложения.

Учащиеся получат возможность научиться: графически обозначать члены предложения и правильно расставлять знаки препинания.

К: владеть диалогической речью.

 

 

 

П: осуществлять анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков, проводить сравнение.

 

 

К: слушать и понимать речь других.

 

 

П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

 

 

 

 

 

 

Р: осуществлять контроль, коррекцию действия.

познавательный интерес в изучении русского языка активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в его познании;

 

 

 

 

 

познавательный интерес в изучении русского языка активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в его познании;

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

 

Словесный (инструкция)

 

 

 

 

Практический (упражнение)

Организация самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

 

Что нужно сделать?

 

1 вариант. Разберите предложение по членам и частям речи, выпишите словосочетания.

Редкая гостья ловко объедает с ветки ягоды.

 

2 вариант. Разберите предложение по членам и частям речи, выпишите словосочетания.

Вдруг у кормушки появилась рыжая белка.

 

 

 

Свою готовность показываем, поднимая руку.

Проверяем себя по слайду.

 

 

 

 

Выполнить синтаксический разбор предложения.

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют самостоятельную работу с самопроверкой по эталону.

 

 

 

 

 

Анализ собственной работы; самопроверка по эталону.

1. Учащиеся повторят алгоритм синтаксического разбора предложения.

 

2. Учащиеся научатся различать главные и второстепенные члены предложения.

Учащиеся получат возможность научиться: графически обозначать члены предложения и правильно расставлять знаки препинания.

П: осуществлять анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков.

 

Р: осуществлять контроль, коррекцию действия.

познавательный интерес в изучении русского языка активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в его познании;

 

Способность к самооценке на основе критериев успешности

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Словесный (беседа)

Организация беседы по изученному материалу.

Задает вопросы:

- Какая тема было?

-Что нового для себя вы узнали?

-Где нам пригодятся эти знания?

-Все пункты плана выполнены?

-Какие части речи относятся к главным?

Сообщение домашнего задания.

 

 

Отвечают:

 

 

Ответы детей.

 

 

Глагол, ИС.

Учащиеся научатся различать главные и второстепенные члены предложения.

 

П: осуществлять обобщение изученного.

 

 

 

 

 

К: владеть диалогической речью.

Способность к самооценке на основе критериев успешности

9. Рефлексия учебной деятельности

Словесный (беседа)

Обсуждение уровня достижения цели урока.

Задает вопросы:

-Все ли получилось у вас на уроке? С какими трудностями столкнулись?

-Чтобы оценить себя, предлагаю вам заполнить мишени успеха.

Прием «Мишени успеха».

Обсуждение уровня достижения цели урока.

Отвечают:

 

 

 

Оценивают себя и свою работу на уроке.

 

Р: осуществлять самооценку деятельности.

 

Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

 


 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Ф

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Ф

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Словесный (беседа) Практический (упражнение)

Словесный (беседа) Практический (упражнение)

Чем отличаются главные члены предложений от второстепенных?

Чем отличаются главные члены предложений от второстепенных?

Практический (упражнение

Практический (упражнение

Практический (упражнение) Организация работы по учебнику и памятке

Практический (упражнение) Организация работы по учебнику и памятке

Практический (упражнение)

Практический (упражнение)

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Рефлексия учебной деятельности

Рефлексия учебной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.06.2024