ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им А. П. Раменского»
Технологическая карта урока
Русского языка
по теме
«Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных»
Соликамск, 2021
Тема |
«Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных» |
Цели деятельности педагога |
Дать представление об отличительных особенностях именительного, родительного и винительного падежей одушевленных существительных, развивать умение сопоставлять родительный и винительный падежи; учиться различать родительный и винительный падежи по предлогам и окончанию путем замены существительных мужского рода существительными женского рода. |
УМК |
Школа России |
Планируемые образовательные результаты
|
Личностные: - учебно-познавательный интерес к изучению нового учебного материала. Метапредметные: Регулятивные: - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. Познавательные: - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. Предметные: -научиться задавать вопросы к словам в предложении, строить схемы. |
Методы и формы обучения |
Методы: словесный, наглядный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная, парная. |
Наглядно- демонстрационный материал |
Презентация, наглядный материал, раздаточный материал, учебник.
|
Оборудование |
АРМ педагога |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации совзаимодействия |
Универсальные учебные действия |
Промежу- точный контроль |
Орг. момент |
Здравствуйте, дети! Меня зовут Виктория Денисовна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Давайте проверим вашу готовность к уроку. На краю стола у вас должны быть: пенал с принадлежностями, учебники, рабочие тетради, и раздаточный материал. |
Слушают учителя
Проверяют готовность к уроку. |
Фронтальная |
Коммуникативные: приветствие учителя Регулятивные: готовность рабочего места |
Зрительный контакт |
Минутка чистописания
|
- Перед тем как мы начнём урок, давайте проведём минутку чистописания, чтобы на протяжении всего урока писать правильно и красиво. - Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число: Девятое декабря. Классная работа. Предупреждение ошибок: Обратите свое внимание на орфографию: в слове «классная» пишется удвоенная «сс», слово «работа» пишется через гласную «а», в слове «девятое» пишется гласная безударная буква «е» в начале слова. Правила посадки: - Напоминаю, что сидим мы прямо, ноги под партой стоят ровно, колени вместе, расстояние между вашим телом и партой должно равняться «кулачку», тетрадь лежит под наклоном. - Ручки держим правильно: обхватываем тремя пальцами (средним, указательным и накрываем сверху большим пальцем). - Сейчас мы с вами пропишем слог «ле» безотрывно с элементом, чередуя их. Показ учителем на доске. - Посмотрите внимательно на доску. - Я показываю – вы смотрите, никто ничего вместе со мной не пишет! - Я пишу «ле» с гласной е, затем пишу элемент, затем снова слог «ле». Акцент на сложное написание соединения: - Обратите внимание на безотрывность письма слияния буквы с элементом. Письмо буквосочетания детьми в тетрадях. - От слов «Классная работа», вы пишите в следующей строке ниже. Пропишите данный слог с элементом в следующей строчке. Напоминаю, что пишем безотрывно. Пропишите до конца строки. Рефлексия: - Посмотрите, как красиво получилось у (Имя учащегося). Остальным нужно еще немного постараться, и тогда у вас все получится! Работа со словами: - Отгадайте загадку: С давних времён, у кого не спроси, Пашет и сеет мужик на Руси, И с плодородных полей после проб Кто уберёт урожай? ... - Прочитайте слово про себя. Вслух нам его прочитает, (имя ребенка). Слово хлебороб является словарным словом, потому гласная «о» остается непроверяемой. - Выделите орфограммы в этом слове. Теперь запишем слово в тетради. Взяли в руки ручки, приготовились писать слово. Слово запишите в следующей строке с маленькой буквы, безотрывно. - Подберите однокоренные слова к слову «яблоко». - Выделите ударение в однокоренных словах. - Запишите однокоренные слова в следующую строку, пишем через запятую, первое слово пишем с заглавной буквы. Первое слово вслух комментирует, (имя ребенка), второе слово комментирует, (имя ребенка). - Сколько слогов в слове «хлебороб». Почему? Давайте проверим. - Разделите слово для переноса. Запишите вариант переноса к себе в тетрадь с комментированием. Вывод: Мы закончили разбирать слово хлебороб. Теперь мы знаем, что оно словарное, сколько в нем слогов и как его переносить. Работа с предложениями: Составьте распространенное предложение со словом «Хлебороб». А я составила вот какое предложение: (запись на доске) Хлебород был рад урожаю. - А сейчас мы пропишем с вами предложение: Хлебород радуется урожаю. - Как мы будем записывать предложение? - Предложение записано на слайде. Запишем предложение в тетрадь. Записываем с комментированием. Прокомментирует предложение… Подчеркнем главные члены предложения, используя линейку и простой карандаш. Где подлежащее в предложении? Докажите. Где сказуемое? Докажите. Вывод: Мы с вами размяли наши руки, потренировались писать слогослияния, узнали, как пишется слово «хлебороб» и потренировались писать предложение каллиграфическим безотрывным почерком. |
Оформляют тетрадь. Прописывают число и название месяца прописью, и записывают «Классную работу». Слушают учителя, смотрят на слова, где учитель указал орфограммы и записывают в тетради, слова, учитывая все предупреждения. Садятся ровно, соблюдая правила посадки.
Слушают учителя, смотрят за тем, как учитель пишет на доске слияние слога «ле» с элементом.
Слушают учителя – письмо должно быть безотрывным. После рекомендаций учителя, начинают писать буквослияния, стараясь выполнить задание каллиграфическим почерком и безотрывно.
Смотрят на аккуратно выполненную работу одноклассника.
Хлебороб
Хлеб, хлебница
Хле – бо - роб, потому что в слове три гласные буквы. Хле - бороб, хлебо - роб.
Первое слово с заглавной буквы, в конце ставим точку.
(кто?) хлебороб - подлежащее, хлебороб (что делает?) радуется – сказуемое. |
Фронтальная
|
|
Зрительный контакт
Правильность ответов
|
СТИЦ |
- Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, откройте страницу 111. Прочитайте тему про себя. Кто нам прочитает вслух? - Верно, сегодня мы будем учиться различать и правильно определять именительный, родительный, винительный падежи одушевленных имен существительных. - Если вы готовы к изучению, поднимите руку вверх. |
|
|
|
|
Объяснение нового материала
|
Перейдем к изучению темы. Предложение на доске: Сегодня офицера вызвали на работу. - Как определить падеж выделенного имени существительного? - Определите падеж. - Ребята, вы согласны? (Учитель организует дискуссию) - Почему возникает затруднение определить падеж этого имени существительного?
- Чтобы научиться их различать, рассмотрим именительный, родительный и винительный падеж в упражнении 201-ом. Прочитайте про себя, вслух нам прочитает (имя ребенка). - Ребята, а что значит изменить имена существительные по падежам? - Вспомним определение склонения имен существительных. Кто помнит определение? - Значит, что мы сейчас сделаем?
- Какие склонения вы знаете?
- Какие существительные относятся:
К 1 склонению?
Ко 2?
К 3?
- Теперь, когда мы повторили склонение имен существительных, мы можем просклонять имена существительные в указанных падежах. Вспомним вспомогательные слова и падежные вопросы этих падежей. На доске таблица.
И.п. (есть) кто? что?
Р.п. (нет) кого? чего?
В.п. (вижу) кого? что?
Прочитаем вслух вполголоса. Посмотрите на тему урока, с какими именами существительными мы будем работать? Прочитайте падеж и падежный вопрос, который относится к одушевленным именам. И.п. (есть) кто? В каких падежах совпадает падежный вопрос? Прочитает имена существительные, которые нам даны, Настя, в упр. 201 на стр.111 - Сейчас я вам раздам карточки, в которых вы будете работать. В пустые строки вы будете записывать имена существительные – лиса, осёл, конь, мышь, их необходимо просклонять. Кому не понятно, как вести записи? Определим склонение этих имен существительных. - Кто уже определил склонение существительного лиса? - Кто согласен? Подпишите над словом лиса «1 скл.» Выделяем окончание у слова «лиса». - Кто проговорит полным ответом, какого склонения существительное осёл? - Выделяем окончание у слова «осёл». Молодец, все согласны. Запишите склонение над словом «осёл». - Кто хочет определить склонение следующего существительного? Проговори полным ответом. Выделяем окончание у слова «конь». Молодец, все согласны. - Кто проговорит полным ответом, какого склонения существительное мышь? Выделяем окончание у слова «мышь». -Какую работу мы сейчас выполняли? Что мы сделали с существительными?
- Какие из данных имен существительных и в каких падежах имеют одинаковое окончание? + выделить окончание. - Как мы с вами определяем падеж имён существительных? Как определить падеж имен существительных 2скл, если в р.п. и в.п. совпадают падежные вопросы? Чему мы с вами будем учиться на уроке? Цель: учиться различать одушевленные имена существительные родительного и винительного падежей 2 склонения. |
По падежному вопросу, по вспомогательному слову.
Не знаем, как различить Р.П и В.П
Склонение - это изменение существительных по числам и падежам. Просклоняем существительные. Первое, второе, третье склонение.
(ж.р. и м.р. с окончаниями А, Я) (м.р. ср.р. с нулевым окончанием, О, Е, Ё) (ж.р. с нулевым окончанием)
С одушевленными
В Р.п и В.п. Лиса, осёл, конь, мышь.
Существительное лиса женского рода, имеет окончание а и относится к 1 склонению. Осел – м.р., нулевое окончание, значит относится ко 2 склонению.
Существительное конь – м.р, нулевое окончание, значит относится ко 2 склонению. Существительное мышь – ж.р, нулевое окончание, значит относится к 3 склонению. Мы определили склонение в указанных падежах Существительные осел и конь в р.п. и в.п. По падежному вопросу |
|
|
|
Физ. минутка
|
Время отдохнуть. Видеофрагмент. |
|
|
|
|
Закрепление |
Для того чтобы решить проблему – как определить падеж имён существительных 2 скл, вернемся к предложению на доске, с которым возникло затруднение. Сегодня офицера вызвали на работу. - Как определить падеж выделенного имени существительного? Определи падеж. - Ребята, вы согласны? (Учитель организует дискуссию) - Почему возникает затруднение определить падеж этого имени существительного?
Поставьте сущ. «офицера» в нач. форму. Определите, какого склонения имя существительное «офицер» Пишу на доске над сущ. «офицер» – 2 скл. - Ребята, мы уже с вами определили затруднение в различении В.П и Р.П – окончания в 2 скл. Этих существительных одинаковые и падежные вопросы тоже одинаковые. Рассмотрим слово «лиса» 1 склонения. Окончания одинаковые или разные в В.П и Р.П 1 склонения? - Мы можем определить падеж у существительного 1 склонения по окончанию? Чтобы определить падеж этого существительного, нам поможет 1 склонение. Посмотрите на таблицу, которую мы с вами заполнили. - Какие окончания у им. сущ «лиса» 1 склонения родительного и винительного падежей? Воспользуемся существительным «лиса». Подставьте вместо существительного «офицер» существительного 1 склонения «лиса» в предложении. Прочитайте полученное предложение. (Сегодня лису вызвали на работу.) Пишу на доске над сущ. «лису» – 1 скл. Я запишу на доске предложение. Выделяю окончание у существительного «лису». Какое окончание? Подумайте, от какого слова будем задавать вопрос. Найдите главное слово. Поднимите руку, кто нашёл главное слово? Какой вопрос зададим от главного слова «вызвали»? - Мы с вами можем определить падеж существительного 1 скл по окончанию? Какое у нас окончание? Найдём 1 скл. и посмотрим, к какому падежу относится. Пишу на доске над сущ «лису». – 1 скл. В.П. - Ребята, если одуш. им.сущ «лису» 1 скл В.П, то сущ «офицер» 2 скл тоже будет В.П?
- Верно, такой же падеж будет у сущ. 2 скл «офицера». Какой падеж у сущ. «офицера» в предложении? Мы с вами смогли определить падеж имёни существительного «офицера» 2 скл? - А как мы это сделали? Чтобы понять, как определяли падёж существительного 2 скл, будем пользоваться алгоритмом. - Ребята, если мы в предложении видим, что одушевлённое существительное 2 скл и мы не можем определить падеж по падежному вопросу или окончанию, что нам сначала нужно сделать? Что мы делали с существительным «офицер» в предложении? Это будет первый пункт алгоритма.
Заменить одушевлённое имя существительное 2 склонения на одушевлённое имя существительное 1 склонения. Договоримся, что будем заменять всегда им. сущ. «лиса». - Заменили именем существительным 1 склонения, что дальше будем делать? Это будет второй пункт алгоритма. 2.Выделить окончание имени существительного 1 склонения. - После того, как мы выделили окончание у сущ. 1 склонения, что мы можем определить? Это будет третий пункт алгоритма. 3.Определить падеж по окончанию и вопросу. Если мы определили падеж у сущ. 1 склонения, то падеж у сущ. 2 склонения будет такой же?
Верно, у сущ. 2 скл будет такой же падеж, как и у сущ. 1 скл. Это будет четвертый пункт алгоритма. 4.Пишем такой же падеж у существительного 2 склонения. Алгоритм на доске. 1.Заменить одушевлённое имя существительное 2 склонения на одушевлённое имя существительное 1 склонения. 2. Выделить окончание имени существительного 1 склонения. 3. Определить падеж по окончанию и вопросу. 4. Пишем такой же падеж у существительного 2 склонения. - Мы сейчас определили, как нам нужно рассуждать, если мы определяем падеж у им. сущ. 2 скл в предложении. Первичное закрепление Кто уже понял, как мы рассуждаем, чтобы определить падеж у сущ. 2 скл? Кто хочет пойти к доске и полно по алгоритму проговорить? Выходи, ……. Прочитает предложение …. Не забываем выделять окончание в словах. Ученик работает у доски, все остальные записывают предложение в тетради.
АНАЛОГИЧНАЯ РАБОТА СО СЛЕДУЮЩИМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ: 3). Мы не заметили жука. Мы не заметили жука – Мы не заметили лису. 4). Незнайка нарисовал Пончика. Незнайка нарисовал Пончика – Незнайка нарисовал лису. |
По падежному вопросу, по вспомогательному слову. Не знаем, как различить Р.П и В.П.
Офицер– м.р окончание нулевое, значит сущ. 2 склонения).
Разные. Можем.
(Ы и У)
Окончание У
Вызвали, вызвали кого? — лису. Можем, окончание У. Вызвали ЛИСУ — окончание У, значит В.П
В.П, Да.
Заменить одуш. существительным 1 склонения.
Выделим окончание.
Можем определить падеж по окончанию и вопросу.
Да.
Вначале поставим сущ. «коршуна» в нач. форму. (коршун)
Определю, какого склонения сущ. «коршун» . (сущ «коршун» — м.р, нулевое окончание, значит 2 склонение).
Найду главное слово, от которого буду задавать вопрос? (от слова «клюёт».) (клюёт – кого? коршуна)
Проводим стрелку от главного слова к сущ. Можем определить падеж? (нет) Мы увидели, что у нас сущ 2 скл, не можем определить падеж. то будем делать? Следуем по алгоритму. Заменю слово «коршун» на сущ. 1 склонения «лиса» . Коршуна клюёт. – Лису клюёт. Пишу склонение над сущ. «лису». Выделю окончание у сущ. 1 склонения. Окончание У. Найду главное слово, от которого буду задавать вопрос? (от слова «клюёт».) (клюёт – кого? лису) Проведи стрелку от главного слова к сущ. Мы теперь можем определить падеж у сущ. «лису» по окончанию и вопросу? (да) Определяю падеж. (Клюёт – кого? — лису, окончание У, значит В.П) «лису» падеж. Значит, какой будет падеж у сущ. «коршуна» 2 скл? (В.П) Надпиши падеж над сущ. «коршуна». Коршуна клюёт. – Лису клюёт.
|
|
|
|
Итог Рефлексия |
- Мы с вами потренировались определять падеж у сущ. 2 скл. Давайте вспомним, почему мы не можем определить падеж у сущ. 2 скл?
- Что мы делаем сначала, если встречаем в предл. сущ. 2 скл? Что делаем затем?
Верно, не забываем, что такой же падеж будет у сущ. 2 скл.
- Откроем дневники, запишем домашнее задание. Дома выполните упражнение 206. Найдите его. Выполните по заданию, вам уже дана подсказка, что все существительные будут либо р.п. либо в.п., ваша задача придумать одушевленные имена существительные 2 склонения и записать словосочетания. Затем устно подставить существительное лиса 1 склонения и не записывать полученное предложение.
- У меня на доске записаны фразы, прочитайте и закончите их:
Сегодня я узнал….
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я выполнял (ла) задания…
Выполнили мы задачи, поставленные на уроке? - Спасибо за урок! |
Потому что окончания одинаковые и падежный вопрос одинаковый.
Заменяем на сущ 1 скл. Выделяем окончание и по окончанию и вопросу определяем падеж. |
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.