Приложение 35.2
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе на тему
«Родительный и винительный падеж одушевлённых имён существительных мужского рода»
на основе принципов системно - деятельностного подхода
Составила: Демьянко Ирина Владимировна учитель начальных классов МАОУ гимназия № 4 г. Хабаровск |
Цель урока: создать условия для формулирования вывода, как отличать данные падежи.
Планируемые предметные результаты: знают отличия Р.п. и В.п., умеют определять и отличать данные падежи.
Планируемые личностные результаты: уважительно относятся к иному мнению
Планируемые метапредметные результаты: познавательные – анализируют объекты с целью выделения существенных признаков, строят логическую цепь рассуждения, восполняют недостающие знания; регулятивные - определяют и формулируют цель деятельности, контролируют собственную деятельность и деятельность других учащихся при выполнении заданий, оценивают собственную деятельность и деятельность других учащихся; коммуникативные - отстаивают свою точку зрения, аргументируя ее.
Место и роль темы в курсе.
В разделе «Изменение имен существительных по падежам» предусмотрено 10 уроков, данный урок № 6 в теме. Уровень изучения и усвоения материала – урок открытия новых знаний (ОНЗ).
Планирование темы и количество часов, отводимое на её изучение:
На изучение данной темы отводится 1 час, с закреплением на последующих уроках.
Ресурсы:
- книгопечатная продукция - учебник «Русский язык» 4 класс, часть 1, под редакцией Бунеева Р.Н, Бунеевой Е.В., Прониной О.В.;
-дидактический материал к уроку в виде распечатанных таблиц и заданий для самостоятельной работы в первичном закреплении;
- компьютер, мультимедийный проектор, презентации или слайды к уроку.
N п/п |
Этап урока и вид деятельности |
Ресурсы |
Деятельность Обучающихся |
Форма организации учебной деятельности |
Содержание материала |
Формируемые УУД |
1. |
Этап мотивации |
- |
Настраиваются на продуктивную работу на предстоящем уроке |
коллективная |
-Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке русского языка мы продолжим работу по изучению нашего родного языка. Мы с вами начали изучать новый раздел, очень сложный, поэтому всем интересный. Напомните, какой раздел мы сейчас изучаем? |
ЛУУД - Создаём условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность |
2. |
Этап актуализации и фиксирования затруднения в пробном действии |
Кадры презентации |
Настраивают своё внимание, активизируют мыслительные процессы.
Коллеграфически прописывают цепочки букв.
Активизируют мыслительные процессы
|
Коллективная
Фронтальная
|
1.Чистописание На доске: слово лиса - Сегодня на минутке чистописания мы пропишем две буквы: Первая – окончание слова лиса в родительном падеже. Вторая - окончание слова лиса в винительном падеже. -Какие это буквы? ы, у - Определите закономерность следования букв. В тетради: ыыыыу ыыыуу ыыууу ыуууу 2. Повторение вопросов падежей, фиксирование затруднения Игра «Узнай падеж» Карточки с вопросами: кто? что? кого? что? кого? кого? чего? кем? чем? кому? чему? о ком? о чём? - С чем мы столкнулись? Значит, какая трудность у нас может возникнуть? Значит, есть, что открывать? |
РУУД -контролируют собственную деятельность и деятельность других учащихся при выполнении заданий |
3. |
Этап выявления места и причины затруднения |
Кадры презентации |
Формулируют своими словами тему и основную проблему урока.
|
коллективная
|
1. Фиксация затруднения. - Понаблюдаем, когда эта трудность у нас будет возникать. - Запишите окончания антонима к слову враг в данных падежах На доске и в тетради: Р.п. нет друга (окончание а) В.п. вижу друга (окончание а) -Будет возникать трудность? (Да) -Что это за существительное? (одушевлённое, м.р.) - А теперь поставьте в данные падежи слово лиса. На доске и в тетради: Р.п. нет лисы (окончание ы) В.п. вижу лису (окончание у) -Здесь будет трудность в определении падежа? (Нет) - Что просто необходимо? (Запомнить окончания) 3. Формулирование темы урока, цели. Сформулируйте тему урока, если она связана с возникшей трудностью. На доске: Родительный и винительный падеж одушевлённых имён существительных мужского рода. |
РУУД Прогнозировать предстоящую работу. КУУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
|
4. |
Этап построения проекта выхода из затруднения. |
Кадры презентации |
Отвечают на вопросы.
Высказывают свое предположение о правильном ответе на вопрос.
Наблюдают
Делают вывод |
Коллективная
|
1. Выбор способа построения нового знания - Что же сможет нам помочь? Наблюдаем. - Что мы видим? Форма употребляется с предлогами и без них. - Приглашу-ка я «палочку-выручалочку». Какая странная палочка – лиса. - Подумайте, как она нам может помочь? (Подставим её вместо слова слон) -А как это нам поможет? (Окончание ы – Р.п., окончание у – В.п.) На доске и в тетради: В зоопарк привезли слона. (В.п.) Для слона есть корм у меня. (Р.п.) - Сформулируйте вывод, как решить родительный или винительный падеж одушевлённого существительного мужского рода. Вывод: Чтобы определить Р.п. или В.п. одушевлённых имён существительных мужского рода нужно подставить слово лиса. |
ПУУД Развиваем умения анализировать объекты с целью выделения существенных признаков, строить логическую цепь рассуждения, восполнять недостающие знания КУУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
|
5. |
Этап реализации построения проекта |
Кадры презентации |
Составляют алгоритм
|
Коллективная
|
1.Составление алгоритма действий по определению падежа.
|
РУУД Строить логическую цепь рассуждения Контролировать собственную деятельность и деятельность других учащихся при выполнении заданий |
6. |
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи |
Учебник |
Действие по алгоритму |
|
Действие по алгоритму (коллективная работа). Со слона буду пыль я сдувать. (Р.п.) Под слона буду я пролезать. (В.п.) Целый день у слона проведу, (Р.п.) От слона никуда не уйду. ( Р.п.) Я вокруг слона обойду, (Р.п.) Про слона я песню спою. (В.п.) |
РУУД Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Контролировать собственную деятельность и деятельность других учащихся при выполнении заданий. Оценивать собственную деятельность и деятельность других учащихся. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. КУУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. |
7. |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
|
Карточки для парной работы |
Действие по алгоритму
Защита научного открытия. |
Парная работа
Исследовательская работа. Работа над научной речью.
|
1.Работа с карточкой и заполнение сравнительной таблицы падежей Укажи падежи выделенных имён существительных. Заполни пропуски в таблице. Поработай над научной речью.
Без друга тяжело прожить. У друга не замечаешь недостатков. Для друга ничего не жалко. От друга можно услышать только правду. Около друга тепло. Правильно говорят: «Нет друга – ищи, а нашёл – береги». - Когда можно не подставлять при определении данных падежей слово лиса? Почему?
- Заполните сравнительную таблицу. 2.Защита проекта. Составление научного текста о данных падежах с примерами из текста. |
РУУД Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Контролировать собственную деятельность и деятельность других учащихся при выполнении заданий, Оценивать собственную деятельность и деятельность других учащихся. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. КУУД Развиваем умение слушать и понимать других. Владеть научной речью. |
8. |
Этап включения нового знания в систему знаний и повторения |
Тест на персональном компьютере |
Выполнение заданий теста
Анализ работ. Сравнение с эталоном. |
Работа в парах |
Работа на компьютерах в парах. Теория: 1. Какой одинаковый вопрос в родительном и винительных падежах? Что? Кого? Чего? 2. Какого падежа данные предлоги: про, за, через, на, под, в? Р.п. В.п. 3. Какого падежа данные предлоги: из, до, с, без, для, около, вокруг, у, от? Р.п. В.п. 4. Определи падеж существительного Для брата Р.п. В.п. 5. Определи падеж существительного За брата Р.п. В.п. 6. Определи падеж существительного Про сына Р.п. В.п. 7. Через сына Р.п. В.п. 8. Истина или ложь. Мы увидели в зоопарке слона (В.п.). Истина Ложь 9. Истина или ложь. У слона (В.п.) был скучный вид. Истина Ложь 10. Истина или ложь. Без брата (Р.п.) очень скучно. Истина Ложь |
РУУД Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Контролировать собственную деятельность и деятельность других учащихся при выполнении заданий, Оценивать собственную деятельность и деятельность других учащихся. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
|
9. |
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке |
Кадр из презентации |
Ответы на вопросы учителя
Выбор задания по уровню |
Коллективная,
индивидуальная |
Итог урока. -Какую цель ставили? -Научились отличать данные падежи? - Выберите лисёнка с эмоцией, которая соответствует вашему настроению,оцените свою работу на уроке. - А почему именно лиса у нас на доске?
Домашнее задание: устный рассказ о данных падежах, повышенный уровень – свои примеры. ЦОР - родительный и винительный падежи. |
РУУД Оценивать собственную деятельность
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.