Технологическая карта урока русского языка в 8 классе по теме "Дополнение и его виды"
Оценка 4.6

Технологическая карта урока русского языка в 8 классе по теме "Дополнение и его виды"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
22.04.2023
Технологическая карта урока русского языка в 8 классе по теме "Дополнение и его виды"
Технологическая карта урока русского языка в 8 классе к учебнику Л. Рыбченковой
32..docx

Дата: 23.11.2022.

Класс: 8

Предмет: русский язык

Тема: Дополнение и его виды

Цели урока:

1) углублять знания о второстепенных членах предложения; дать понятие о прямом и косвенном дополнении;

2) формировать умение определять способы выражения дополнений;

3) воспитывать бережное отношение к языку.

Учебные задачи:

1) расширять представление о дополнении;

2) развивать умение различать прямые и косвенные определения;

3)  формировать читательские навыки.

Тип урока: комбинированный

Планируемые результаты:  

Предметные: 

Знать: способы выражения дополнений, виды дополнений.

Уметь: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; отличать прямое дополнение от косвенного, предупреждать речевые ошибки, объяснять языковые явления.

Метапредметные:

Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознаёт себя как индивидуальность и одновременно как член общества. Регулятивные: контролирует процесс и результаты своей деятельности; умение оценивать собственную д – ть и д – ть партнёра; умеет действовать по плану. Познавательные: выполняет учебно – познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно – следственные связи, делает обобщения и выводы. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно - познавательных задач.

Используемые методы и приёмы обучения:

1. Словесные (фронтальная работа с классом, работа с учебником, беседа).

2. Наглядные (демонстрация презентации, дидактический материал, объяснительно - иллюстративный).

3. Частично - поисковый (проблемный метод и исследовательский: групповая работа, самостоятельная умственная активность учащихся).

4. Индуктивный (обобщение).

5. Репродуктивный.

Формы организации деятельности учащихся на уроке: фронтальная, парная, самостоятельная.

Оборудование: технологическая карта урока, мультимедийная презентация, проектор, экран, ноутбук, раздаточный материал, наглядный материал для доски.

План урока:

1. Самоопределение к деятельности (1 мин).

2. Актуализация знаний (8 мин).

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (4 мин).

4. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) (12 мин).

5. Первичное закрепление (10 мин).

6. Рефлексия (подведение итогов занятия) (2 мин).

7. Итог урока (2 мин).

8. Информация о д/з, инструктаж по его выполнению (1 мин).

 

Технологическая карта урока

Этапы урока

Д – ть учителя

Д –ть ученика

Самоопределение к д – ти (1 мин).

Приветствует учеников.

Приветствуют учителя

Актуализация знаний (8 мин).

 

 

1. Орфографический диктант.

Вставьте пропущенные буквы, сделайте синтаксический разбор трех словосочетаний с разными типами связи.

Сильные ожоги, робкий шорох, мельничный жернов, летающие пчелы, чугунная решетка, тонкая бечевка, плитка шоколада, рыболовный крючок, испуганный галчонок, маленькая ручонка, опытный ретушор, дешевые товары, жженый кофе, накрыться плащом, ударить вожжой, отпереть ключом, осветить лучом, бороться с саранчой.

Обменяйтесь с соседом по парте работами. Проверьте по образцу. Выставьте отметку.

 

2. Проверка теоретического материла п. 16.

- На прошлых уроках мы с вами начали изучать второстепенные члены предложения. Какую роль они играют в предложении?

 

- какие вы знаете второстепенные члены предложения?

 

- какой второстепенный член предложения изучили на прошлом уроке?

- давайте составим устный конспект по опорным словам, т.е. восстановим текст.

Определениевторостепенный член предложения, который обозначает качества, свойства и признаки лица, предмета или явления.

Определение отвечает на вопросы какой? чей? который? и служит для распространения и пояснения другого члена предложения (главного или второстепенного).

По характеру связи с определяемым словом различают определения согласованные и несогласованные.

Согласованными называются определения, связанные с определяемым словом посредством согласования.

Несогласованными называются определения, связанные с определяемым словом посредством управления или примыкания.

Оцените свой ответ.

Выполняют задание.

Проверяют.

 

 

 

 

 

Проверяют, выставляют отметку.

Отвечают на вопросы.

Они распространяют предложение, делают его подробнее, насыщеннее.

Дополнение, определение, обстоятельство.

Определение.

Составление устного конспекта по опорным словам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивают ответ.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (4 мин).

Постановка темы урока, целей и задач.

- ответьте на вопрос и определите о каком второстепенном члене предложения мы сегодня будем говорить. Какой второстепенный член предложения отвечает на вопрос косвенных падежей?

- что вы знаете о дополнении?

 

 

 

 

- как вы думатете, все ли вы знаете о дополнении?

- определим цели нашего урока. Какие вопросы поставим перед собой?

 

 

 

 

- в настоящее время очень популярно быть блогером. Практически каждый подросток ведет свой блог: кто – то рассказывает о школьной жизни, кто – то открывается перед зрителем как творческая личность, другие выставляют на всеобщее обозрение свою жизнь, а вот совсем небольшая группа блогеров создает и продвигает образовательный контент. Вот и сегодня мы с вами побудем блогерами, т.е. составим план нашего поста, наполним его содержанием. А к концу урока мы разберемся: 1) с темой «Дополнение», 2) легко ли быть блогером, который несет людям качественный контент.

Ставят цели на урок.

 

 

 

Дополнение – второстепенный член предложения, отвечает на вопросы косвенных падежей, поясняет сказуемое или другой член предложения.

Нет.

1. Какими частями речи может быть выражено  дополнение?

2. Какие бывают дополнения?

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) (12 мин).

 

Развитие умений анализировать языковой материал, делать выводы на основе сделанных наблюдений (работа в парах).

Подчеркните дополнения, укажите, чем они выражены.

Группа 1.

1. Никто не встретил меня (мест.).

2. Я вспомнил свой поединок (сущ.).

3. Оба тогда мы болтали пустое (прил.).

4. Я прошу вас (мест.) говорить (инф.) тише.

Группа 2.

5. Нас с Савельичем (словосочет.) проводили до ворот.

6. Не откладывай на завтра (нар.).

7. К первому (числ.) присоединился второй башкирец.

8. Он стал для нас яблоком раздора (фразеологизм).

- какими частями речи в наших примерах было выражено дополнение?

 

 

 

- какой вывод можем сделать?

 

 

 

 

 

Оцените себя.

- теперь найдите ответ на вопрос: какие бывают дополнения.

Теоретический материал изучаемого параграфа группа 1 с. – 72, группа 2 – с. 73.

- какой вывод можете сделать?

Прямые дополнения выражаются формой вин.п. сущ. без предлога. Прямые дополнения могут выражаться формой родительного падежа при глаголе с отрицанием и для обозначения части целого.

Косвенные дополнения – это дополнения, выраженные всеми другими формами косвенных падежей без предлогов и с предлогами, в т.ч. вин.п. с предлогом.

Оцените себя.

 

 

Находят дополнения, определяют, чем они выражены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чаще всего – существительным и местоимением, но и другими частями речи в значении существительного.

Дополнение может выражаться любой частью речи: чаще существительным и местоимением, реже - инфинитивом, прилагательным, числительным.

Оценивают.

Читают, делают вывод.

Составляют схему.

 

 

 

 

 

 

Оценивают.

Первичное закрепление (10 мин).

Развитие умений различать прямое и косвенное дополнение.

Подчеркните дополнения, укажите прямое или косвенное.

1. Моя бабушка любит собирать лекарственные растения (прямое). 2. Моя искренность поразила Пугачева (прямое). 3. Дай мне, пожалуйста, молока (прямое). 4. Я не позволю себя (прямое) обманывать. 5. Из старых журналов (косвенное) я узнавал много интересного (прямое). 6. Без музыки и песен (косвеннное) не проходит ни один праздник.

Оцените себя.

Выполнение теста открытого типа.

Найдите и подчеркните дополнения, определите их вид.

А. Осенью белочка делает большие запасы (прямое).

Б. Приплыла к нему рыбка (косвенное).

В. Рання весна одела город (прямое) в нежную зелень (косвенное).

2 группа.

А. Спорить с ними я не мог (косвенное).

Б. Луг зарос душистыми от зноя (косвенное) травами (косвенное).

В. Я взял ручку (прямое) и начал писать сочинение (прямое).

Проверка.

- кто ошибся? Поднимите руку.

- какие предложения вызвали затруднение?

- каким правилом вы должны были воспользоваться?

Оцените себя.

Работают с упр.

 

 

 

 

 

Оценивают.

Выполняют тест.

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализируют.

 

 

 

 

Оценивают.

Рефлексия (2 мин).

 

Какую цель ставили перед собой?

Удалось ли достичь поставленной цели?

Легко ли быть блогером?

Что на уроке показалось сложным?

Заполните таблицу самооценки деятельности на уроке.

Отвечают на вопросы.

Информация о д/з, инструктаж по его выполнению (1 мин).

П. 17, написать пост, скинуть ссылку; упр. 119 (а) или 119 (б).

Записывают д/з.

Итог урока (2 мин).

Что обозначает дополнение?

 

На какие вопросы отвечает дополнение?

С чем обычно дополнение связано в предложении?

Как подчеркивается дополнение?

Какие виды дополнений вы знаете?

Второстепенный член предложения.

Косвенных падежей.

Со сказуемым.

Пунктиром.

Прямое и косвенное.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. В вин. п. (что) без предлога. 
Завесила тропинку
,2. В род. п. (кого? чего?) при глаголе с от-рицанием. 
Не увидите прелести
,3. В род. п. (кого? чего?) для обозначения части целого.
Налил капель
,1. Дополнения, выраженные всеми другими формами косвенных падежей без предлогов и с предлогами.
Предчувствие лета
,2. В вин. п. (что) с предлогом. 
Забудь про тревогу

,3. Дополнение выражено инфинитивом.
Повелел ослепить

,4. Дополнение выражено неделимым слово-сочетанием.
Девочка любовалась анютиными глазками.
1. В вин. п. (что) без предлога. 
Завесила тропинку
,2. В род. п. (кого? чего?) при глаголе с от-рицанием. 
Не увидите прелести
,3. В род. п. (кого? чего?) для обозначения части целого.
Налил капель
,1. Дополнения, выраженные всеми другими формами косвенных падежей без предлогов и с предлогами.
Предчувствие лета
,2. В вин. п. (что) с предлогом. 
Забудь про тревогу

,3. Дополнение выражено инфинитивом.
Повелел ослепить

,4. Дополнение выражено неделимым слово-сочетанием.
Девочка любовалась анютиными глазками.
2. В род. п. (кого? чего?) при глаголе с отриц. 
Не увидите прелести
,3. В род. п. (кого? чего?) для обозначения части це-лого.
Налил капель
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


Дата: 23.11.2022. Класс: 8

Дата: 23.11.2022. Класс: 8

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) (12 мин)

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) (12 мин)

Оцените свой ответ. Выполняют задание

Оцените свой ответ. Выполняют задание

Оцените себя. - теперь найдите ответ на вопрос: какие бывают дополнения

Оцените себя. - теперь найдите ответ на вопрос: какие бывают дополнения

Первичное закрепление (10 мин)

Первичное закрепление (10 мин)

Технологическая карта урока русского языка в 8 классе по теме "Дополнение и его виды"

Технологическая карта урока русского языка в 8 классе по теме "Дополнение и его виды"

Технологическая карта урока русского языка в 8 классе по теме "Дополнение и его виды"

Технологическая карта урока русского языка в 8 классе по теме "Дополнение и его виды"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2023