Технологическая карта урока русского языка в 8 классе по теме "Синтаксис как раздел грамматики. Виды и средства синтаксической связи"
Оценка 4.9

Технологическая карта урока русского языка в 8 классе по теме "Синтаксис как раздел грамматики. Виды и средства синтаксической связи"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
8 кл
21.04.2023
Технологическая карта урока русского языка в 8 классе по теме "Синтаксис как раздел грамматики. Виды и средства синтаксической связи"
Технологическая карта урока русского языка в 8 классе по учебнику Л. Рыбченковой
15,16..docx

Синтаксис как раздел грамматики. Виды и средства синтаксической связи (1)

Цель урока: углубление знаний о взаимосвязи разделов грамматики (морфологии и синтаксиса).

Задачи урока:

1) формировать представление о роли синтаксиса в формировании и выражении мысли речи и языка; повторение темы «Служебные части речи»;

2) развивать читательские навыки, орфографическую и пунктуационную зоркость;

3) воспитывать бережное отношение к родному языку.

Планируемые результаты:

Предметные: 

Знать: о взаимосвязи разделов грамматики.

Уметь: определять основные виды синтаксической связи.

Метапредметные:

Личностные УУД. Мотивационная основа учебной деятельности. Познавательные УУД. Синтез знаний. Извлечение информации из учебного пособия и сообщений учителя. Выделение общих признаков предметов и явлений. Коммуникативные УУД. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Ход урока

Этапы урока

Д – ть учителя

Д –ть ученика

Организационный этап.

Приветствует учеников.

Приветствуют учителя

Актуализация знаний.

1. Словарный диктант.

Бето́н, бечёвка, делега́т винегре́т, каблу́к, палиса́дник, снеги́рь, интеллиге́нция, тротуа́р, обая́ние, юбиле́й, обоня́ние, артилле́рия, фразеоло́гия, чёрный, шофёр.

2. Синтаксическая пятиминутка.

Я тихо гладил ладонью лицо свое, обоженное горячей пылью. (Повест., невоскл., простое, полное, двусост., распр.,осл. обособл. опред., выраж. прич. об.)

Записывают слова под диктовку.

 

 

Записывают под диктовку предложение, делают полный синтаксический разбор.

Постановка учебной задачи.

Актуализация знаний учащихся о синтаксисе как разделе грамматики

- Какие функции в письменной речи выполняют знаки препинания? (завершают предложение; разделяют однородные члены и простые предложения в составе сложного, прямую речь и слова автора, обобщающие слова и однородные члены предложения; выделяют придаточные предложения, причастный и деепричастный оборот, обращение...)

- Как при чтении вслух письменного текста мы выражаем пунктуационные знаки? (интонационно, при помощи пауз, восклицательной и вопросительной интонацией).

- Каким образом мы осуществляем обратную связь, как мы понимаем, слушая текст, прочитанный выразительно, с интонацией, какие именно знаки препинания необходимо поставить в предложении, как пунктуационно грамотно его оформить? (по интонации, по смыслу, грамматически).

- Давайте вспомним, что изучает раздел русского языка «синтаксис». (словосочетание, предложение, текст).

- Какие признаки текста вы знаете? (тема, заголовок; предложения в тексте связаны по смыслу, расположены в определенной последовательности).

- Из каких единиц синтаксиса состоит текст? Из чего состоит предложение?

- А из чего состоят словосочетания?

Отвечают на вопросы.

«Открытие нового
знания».

1. Лингвистический эксперимент (упражнение 42) позволяет сделать вывод о грамматически равноправных и грамматически неравноправных компонентах в сочетаниях слов.

2. Углубление знаний о видах и средствах синтаксической связи.

Теоретический материал учебника.

Работают с текстом упр.

Закрепление изученного.

Упражнение 43.

Задание: выписать служебные части речи из 1-го абзаца.

Предлоги: в жизни, в основном, благодаря телевидению, в поиске, в произведении.

Союзы: телевидению и газетам, информации и сведений, но (на границе ССП), составить или вообразить.

Частицы: не может, ни один, даже лучший, не позволяет.

Читают, обобщают.

Рефлексия.

Продолжите предложение:

Сегодня на уроке я узнал…

- Что на уроке показалось сложным?

Продолжают предложения.

Отвечают на вопрос.

Домашнее задание

1. п. 5 с. 31 – 32.

2. Упр. 44.

Записывают д/з.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Синтаксис как раздел грамматики. Виды и средства синтаксической связи (2)

Цель урока: углубление знаний о взаимосвязи разделов грамматики (морфологии и синтаксиса).

Задачи урока:

1) формировать представление о роли синтаксиса в формировании и выражении мысли речи и языка; повторение темы «Служебные части речи»;

2) развивать читательские навыки, орфографическую и пунктуационную зоркость;

3) воспитывать бережное отношение к родному языку.

Планируемые результаты:

Предметные: 

Знать: о взаимосвязи разделов грамматики.

Уметь: определять основные виды синтаксической связи.

Метапредметные:

Личностные УУД. Мотивационная основа учебной деятельности. Познавательные УУД. Синтез знаний. Извлечение информации из учебного пособия и сообщений учителя. Выделение общих признаков предметов и явлений. Коммуникативные УУД. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Ход урока

Этапы урока

Д – ть учителя

Д –ть ученика

Организационный этап.

Приветствует учеников.

Приветствуют учителя

Актуализация знаний.

1. Словарный диктант.

Панцирь, циркуль, трущоба, крыжовник, цинга, демонстрация, жёлудь, решётка, на цыпочка, сестрицын, шорты, капюшон, с улицы, куцый, шёлк, дешёвый, специалист.

2. Синтаксическая пятиминутка.

Кот швырнул свой браунинг и плеснул вниз бензином (Повест., невоскл., простое, двусост. полное,, распр., осл. однород. чл.)

Записывают слова под диктовку.

 

 

Записывают под диктовку предложение, делают полный синтаксический разбор.

Постановка учебной задачи.

Фронтальный опрос по теоретическому материалу.

Отвечают на вопросы.

«Открытие нового
знания».

1. Лингвистический эксперимент (упражнение 45).

2. Теоретический материал учебника.

Работают с текстом упр.

Закрепление изученного.

Работа с учебником.

Упражнение 46, 47.

Читают, обобщают.

Рефлексия.

Продолжите предложение:

Сегодня на уроке я узнал…

- Что на уроке показалось сложным?

Продолжают предложения.

Отвечают на вопрос.

Домашнее задание

1. п. 5 с. 33 – 35.

2. Упр. 48.

Записывают д/з.

 


 

Синтаксис как раздел грамматики

Синтаксис как раздел грамматики

Постановка учебной задачи.

Постановка учебной задачи.

Синтаксис как раздел грамматики

Синтаксис как раздел грамматики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2023