Синтаксис как раздел грамматики. Виды и средства синтаксической связи (1)
Цель урока: углубление знаний о взаимосвязи разделов грамматики (морфологии и синтаксиса).
Задачи урока:
1) формировать представление о роли синтаксиса в формировании и выражении мысли речи и языка; повторение темы «Служебные части речи»;
2) развивать читательские навыки, орфографическую и пунктуационную зоркость;
3) воспитывать бережное отношение к родному языку.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать: о взаимосвязи разделов грамматики.
Уметь: определять основные виды синтаксической связи.
Метапредметные:
Личностные УУД. Мотивационная основа учебной деятельности. Познавательные УУД. Синтез знаний. Извлечение информации из учебного пособия и сообщений учителя. Выделение общих признаков предметов и явлений. Коммуникативные УУД. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Ход урока
Этапы урока |
Д – ть учителя |
Д –ть ученика |
Организационный этап. |
Приветствует учеников. |
Приветствуют учителя |
Актуализация знаний. |
1. Словарный диктант. Бето́н, бечёвка, делега́т винегре́т, каблу́к, палиса́дник, снеги́рь, интеллиге́нция, тротуа́р, обая́ние, юбиле́й, обоня́ние, артилле́рия, фразеоло́гия, чёрный, шофёр. 2. Синтаксическая пятиминутка. Я тихо гладил ладонью лицо свое, обоженное горячей пылью. (Повест., невоскл., простое, полное, двусост., распр.,осл. обособл. опред., выраж. прич. об.) |
Записывают слова под диктовку.
Записывают под диктовку предложение, делают полный синтаксический разбор. |
Постановка учебной задачи. |
Актуализация знаний учащихся о синтаксисе как разделе грамматики - Какие функции в письменной речи выполняют знаки препинания? (завершают предложение; разделяют однородные члены и простые предложения в составе сложного, прямую речь и слова автора, обобщающие слова и однородные члены предложения; выделяют придаточные предложения, причастный и деепричастный оборот, обращение...) - Как при чтении вслух письменного текста мы выражаем пунктуационные знаки? (интонационно, при помощи пауз, восклицательной и вопросительной интонацией). - Каким образом мы осуществляем обратную связь, как мы понимаем, слушая текст, прочитанный выразительно, с интонацией, какие именно знаки препинания необходимо поставить в предложении, как пунктуационно грамотно его оформить? (по интонации, по смыслу, грамматически). - Давайте вспомним, что изучает раздел русского языка «синтаксис». (словосочетание, предложение, текст). - Какие признаки текста вы знаете? (тема, заголовок; предложения в тексте связаны по смыслу, расположены в определенной последовательности). - Из каких единиц синтаксиса состоит текст? Из чего состоит предложение? - А из чего состоят словосочетания? |
Отвечают на вопросы. |
«Открытие нового |
1. Лингвистический эксперимент (упражнение 42) позволяет сделать вывод о грамматически равноправных и грамматически неравноправных компонентах в сочетаниях слов. 2. Углубление знаний о видах и средствах синтаксической связи. Теоретический материал учебника. |
Работают с текстом упр. |
Закрепление изученного. |
Упражнение 43. Задание: выписать служебные части речи из 1-го абзаца. Предлоги: в жизни, в основном, благодаря телевидению, в поиске, в произведении. Союзы: телевидению и газетам, информации и сведений, но (на границе ССП), составить или вообразить. Частицы: не может, ни один, даже лучший, не позволяет. |
Читают, обобщают. |
Рефлексия. |
Продолжите предложение: Сегодня на уроке я узнал… - Что на уроке показалось сложным? |
Продолжают предложения. Отвечают на вопрос. |
Домашнее задание |
1. п. 5 с. 31 – 32. 2. Упр. 44. |
Записывают д/з. |
Синтаксис как раздел грамматики. Виды и средства синтаксической связи (2)
Цель урока: углубление знаний о взаимосвязи разделов грамматики (морфологии и синтаксиса).
Задачи урока:
1) формировать представление о роли синтаксиса в формировании и выражении мысли речи и языка; повторение темы «Служебные части речи»;
2) развивать читательские навыки, орфографическую и пунктуационную зоркость;
3) воспитывать бережное отношение к родному языку.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать: о взаимосвязи разделов грамматики.
Уметь: определять основные виды синтаксической связи.
Метапредметные:
Личностные УУД. Мотивационная основа учебной деятельности. Познавательные УУД. Синтез знаний. Извлечение информации из учебного пособия и сообщений учителя. Выделение общих признаков предметов и явлений. Коммуникативные УУД. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Ход урока
Этапы урока |
Д – ть учителя |
Д –ть ученика |
Организационный этап. |
Приветствует учеников. |
Приветствуют учителя |
Актуализация знаний. |
1. Словарный диктант. Панцирь, циркуль, трущоба, крыжовник, цинга, демонстрация, жёлудь, решётка, на цыпочка, сестрицын, шорты, капюшон, с улицы, куцый, шёлк, дешёвый, специалист. 2. Синтаксическая пятиминутка. Кот швырнул свой браунинг и плеснул вниз бензином (Повест., невоскл., простое, двусост. полное,, распр., осл. однород. чл.) |
Записывают слова под диктовку.
Записывают под диктовку предложение, делают полный синтаксический разбор. |
Постановка учебной задачи. |
Фронтальный опрос по теоретическому материалу. |
Отвечают на вопросы. |
«Открытие нового |
1. Лингвистический эксперимент (упражнение 45). 2. Теоретический материал учебника. |
Работают с текстом упр. |
Закрепление изученного. |
Работа с учебником. Упражнение 46, 47. |
Читают, обобщают. |
Рефлексия. |
Продолжите предложение: Сегодня на уроке я узнал… - Что на уроке показалось сложным? |
Продолжают предложения. Отвечают на вопрос. |
Домашнее задание |
1. п. 5 с. 33 – 35. 2. Упр. 48. |
Записывают д/з. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.