Составное глагольное сказуемое
Цели урока:
1) дать понятие о составном именном сказуемом и способах его выражения;
2) формировать умения различать простое глагольное сказуемое быть и глагол – связку быть в составном именном сказуемом;
3) воспитывать бережное отношение к языку.
Задачи урока:
1) расширять представления о сказуемом, его признаках;
2) учить различать СГС и СИС;
3) способствовать развитию познавательных процессов.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать: способы выражения сказуемого.
Уметь: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, применять алгоритм определения вида сказуемого, различать простое глагольное сказуемое и СИС.
Метапредметные:
Личностные УУД. Проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию;. Познавательные УУД. Синтез знаний. Извлечение информации из учебного пособия и сообщений учителя. Коммуникативные УУД. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Ход урока
Этапы урока |
Д – ть учителя |
Д –ть ученика |
Организационный этап. |
Приветствует учеников. |
Приветствуют учителя |
Актуализация знаний. |
1. Самостоятельная работа по карточкам (приложение). 2. Фронтальный опрос. - каковы признаки простого глагольного сказуемого? - чем может быть выражено простое глагольное сказуемое? (Формами любого из наклонений, фразеологическими оборотами книжной и разговорной речи, глагольными междометиями) - из каких частей состоит составное глагольное сказуемое? - какая из частей выражает грамматическое значение сказуемого? - в какой части заключено основное лексическое значение? - какие глаголы чаще всего употребляются в качестве вспомогательных? 3. Постановка темы урока, целей и задач. |
Выполняют задание. Отвечают на вопросы.
Ставят цели на урок. |
Изучение нового материала. |
1. Опережающее задание. - попробуйте самостоятельно предположить, что такое составное именное сказуемое. Название подсказывает, что в его состав входит именная часть. Придумайте предложения, в которых сказуемое выражалось бы именной частью речи. 2. Развитие умений анализировать языковой материал, делать выводы на основе сделанных наблюдений. Материал для наблюдений – упражнение 87, теоретический материал изучаемого параграфа. - в какой части составного именного сказуемого выражается основное лексическое значение? - в какой части заключается его грамматическое значение (наклонение, время)? Учащиеся делают вывод, что грамматическое значение в составном именном сказуемом выражается глаголом – связкой, а лексическое – именной частью (существительным, прилагательным, наречием и др.). Запись формулы СИС (на доске и в тетрадях) СИС=глагол – связка + именная часть
|
Выполняют задание.
Изучают теорет. материал.
Отвечают на вопросы. |
Первичное закрепление. |
Развитие умений определять виды сказуемого и способы его выражения. Упражнения 88. |
Работают с упр. |
Проблемное задание. |
Тестирование |
Работают самостоятельно. |
Рефлексия. |
Продолжите предложение: Сегодня на уроке я узнал… - Что на уроке показалось сложным? |
Продолжают предложения.
Отвечают на вопросы. |
Д/з |
П. 13, упр. 89. |
Записывают д/з. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.