Конспект урока – технологическая карта по обучению грамоте.
Тема: Звуки [р] — [р`]. Чтение текста.
Цели:
Образовательные:
- научить детей находить в словах звуки [р], [р’] и уметь их различать;
- познакомить с буквами Р,р и формировать умение обозначать звуки [р], [р’] буквой р.
- формировать умение читать слова с изученными буквами.
Воспитывающие:
- воспитывать любовь и интерес к природе;
- воспитывать уважительное отношение детей к взглядам и мнениям друг друга;
- воспитывать чувство взаимопомощи и взаимоподдержки;
Развивающие:
- развивать читательский интерес;
- развивать познавательный интерес и активность учащихся;
- развивать устную речь и фонематический слух;
- развивать мышление, память, внимание.
Задачи:
- формировать умение давать характеристику звукам;
- устанавливать количество и последовательность звуков в слове, т. е. производить звуко - буквенный анализ слов;
- выделять звук в слове и обозначать его соответствующей буквой;
- читать прямые и обратные слоги;
УУД:
Предметные УУД: выделять звук из слова; давать характеристику звукам, анализировать слово, предложение, воспринятые на слух, соотносить их со схемами.
Личностные УУД: демонстрировать осознание роли речи в общении людей; понимать богатство и разнообразие языковых средств для выражения мыслей и чувств.
Регулятивные УУД: выполнять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении
Познавательные УУД: отвечать на простые вопросы учителя; сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формирование УУД |
1. Орг.момент. Мотивация.
2.Актуализация знаний.
3. Подведение к теме. Постановка учебной проблемы.
4.Построение плана работы |
-Ребята, а знаете, что произошло сегодня утром? Я шла в школу и собирала улыбки. Вы удивлены? -Я по улице шагала и улыбки собирала: Вот улыбка малыша, до чего же хороша! Вот улыбка почтальона-гордость нашего района, Вот улыбка продавщицы – очень редкая вещица, Вот весёлый смех ребят - для меня он просто клад. Всем в ответ я улыбалась – получается –менялась! -А у вас хорошее настроение?
Ребята! Какую букву мы проходили на прошлом уроке и читали с ней слова? Какие звуки она может обозначать? Дайте нам характеристику этих звуков. Молодцы! Артикуляционная гимнастика Упражнение «Чищу зубы» Дыхательная гимнастика « Топорик» Работа над скороговоркой Трое трубачей трубили в трубы - А сейчас мы будем отгадывать загадки. Работа с загадками. Выделение звуков [р], [р’] из слов – отгадок. Учитель читает загадки. 1. Красивое коромысло Над лесом повисло. (Радуга) (слайд) Сколько цветов в радуге? Назовите их. Чтобы появилась радуга, необходим источник света и повышенная влажность. Цветные полосы видны на небе после дождя и в подсвеченных солнечными лучами капельках тумана. Разглядеть радугу можно и возле водопадов, а также в солнечную погоду на берегах водоёмов. 2. Течёт, течёт — не вытечет Бежит, бежит — не выбежит. (Река) ❖ Чем отличается река от других пресных водоёмов? Река — водный поток созданный природой, который питается за счет подземных вод. Размеры реки приличные и вода может течь от истока с большой или маленькой скоростью. Наиболее быстрыми считаются горные реки. Вода в них пресная.
Произнесём хором слова – радуга, река Разделим на слоги, поставим ударение. - Что общего в этих словах? - Какой звук стоит в начале этих слов?
А кто знает, какой буквой мы обозначаем звуки [р], [р’], когда мы их пишем или читаем? Как называется эта буква? Я вам открою секрет. Она называется - буква эр. - А сейчас скажите мне, как вы думаете? Какая у нас сегодня будет тема урока? Тема урока: Звуки [р], [р’], буквыР,р. Сегодня на уроке: Нам нужно будет дать характеристику этим звукам, то есть рассказать, какие они. Нужно научиться находить эти звуки в словах и различать эти звуки. Познакомиться с новой буквой, которая обозначает эти звуки. Научиться читать слоги и слова с этими буквами. Что мы для этого будем делать? Составляем план работы на уроке.(слайд) 1. Составим характеристику звуков. 2. Будем работать со схемами слов. 3. Будем составлять схемы слов 4. Будем читать слоги. 5. Будем читать слова и предложения. Каждый пункт плана обозначаем знаком – символом и вывешиваем на доску. -Ребята. А для чего мы всё это будем делать? |
Дети слушают.
Дети отвечают:
Дети отвечают.
Дети называют слова – отгадки.
Радуга
река
Дети отвечают.
Дети высказывают свои мнения.
Дети пытаются сформулировать тему урока.
Дети видят знаки – символы и сами могут называть этапы урока. Дети отвечают. |
Личностные: Формирование положительной мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные: Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные: Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).
Познавательные: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Регулятивные: Формирование способности принимать учебную цель и задачу.
Познавательные: Формирование умения использовать в учебной деятельности знаково-символические средства. Формирование умения планировать предстоящую работу (составлять план и последовательность своих действий). Личностные: Формирование положительной мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
5.Открытие новых знаний
6. Закрепление. Первичное применение знаний на практике.
7. Введение в систему знаний.
8. Итог урока.
|
1. Объяснение. Итак, мы уже сказали, что звуки р], [р’] можно обозначить буквой – эр Посмотрите, как они выглядят печатные буквы: заглавная и маленькая. На что они похожи? Это письменные буквы. А звуки обозначаются вот так. Показ на интерактивной доске. 2. Характеристика звуков. Мы сказали, что в словах радуга и река первый звук - ? Теперь, давайте дадим характеристику звуку [р]. Какой он? Гласный или согласный? Мягкий или твёрдый? Звонкий или глухой? (схема на доске) ИГРА КАМЕНЬ_ВАТА Чем отличаются эти звуки? Чем они похожи? 3. Игра «Найди звук».(диск) А теперь найдём эти звуки в словах. На доске картинки. Дети находят в словах звуки. Говорят, где они стоят и какие они. Учитель даёт образец ответа.
4. Работа в парах. – Сейчас вам нужно будет составить схемы слов: радуга (составляют на парте и на доске), река (составляют на парте и на доске). Сравнить по образцу и оценить свою работу. «Светофор» Схемы остаются перед глазами. А сейчас давайте составим предложения о радуге или реке. Молодцы!
Давайте нарисуем схему своих предложений на листочке. Проверьте работу друг друга
5.Физминутка. Учитель проводит физминутку.
1. Чтение слогов.(Слайд) В каком слоге звук р ] мягкий? Почему? 2. Чтение предложений.(диск) Что вы видите? Что мы сейчас будем читать? Почему вы решили, что это предложения?
3. Работа по учебнику.стр.92
Перед нами текст «туристы» Давайте прочитаем текст и потом вы должны будете назвать слова с буквой р. В каких словах буква р обозначает твёрдый звук [р]? Назовите эти слова. Почему? В каких словах буква р обозначает мягкий звук [р] ? Назовите эти слова. Ответы на вопросы: -Кто искал грибы в лесу? Что ребята увидели у куста? Кто жил в этой норке?
- Что мы делали сегодня на уроке? Ребята, давайте сделаем вывод. Звуки [р] и [р’]. одинаковые или разные? А какой буквой их можно обозначить? Значит чему нам еще надо научиться на следующем уроке? |
Дети отвечают на вопросы, произносят звуки и выполняют звуковой анализ.
Один мягкий, другой – твёрдый. Они согласные, они звонкие.
Дети отвечают по алгоритму.
Работа в парах. Дети составляют схемы слов. Потом сравнивают и оценивают свою работу.
Взаимопроверка: ( знаки + или - )
Дети отвечают на вопросы.
Читают хором. Читают индивидуально.
Беседа.
Чтение текста хорошо читающими учениками. Называют все слова. Называют слова с твёрдым звуком. Называют слова с мягким звуком.
Дети отвечают на вопрос и делают вывод. |
Познавательные: Формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций и текстов.
Познавательные: Формирование умения на основе анализа объекта делать выводы. Коммуникативные: Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные: Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).
Регулятивные: Формирование умения выполнять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: Формировать умение слушать друг друга и вступать в диалог. Регулятивные: Формирование умение сверять свои действия с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий.
Познавательные: Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных). Познавательные: Формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций и текстов. Регулятивные: Формирование умения оценивать действия других с целью обнаружения отклонений и отличий.
Коммуникативные: Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме
Коммуникативные: Формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, высказывать своё мнение. Познавательные: Смысловое чтение как осмысление цели чтения. Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).
Познавательные: Формирование умения делать выводы.
|
9. Рефлексия. |
-Что было трудно? Что легко? -Что больше всего понравилось? Если на уроке вам было интересно, всё понятно, то покажите зеленый карандаш. Если вам было неинтересно и многое вы не поняли, то покажите знак красный карандаш А я вас благодарю за урок. Молодцы! |
Дети отвечают на вопросы и показывают знаки. |
Регулятивные: Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию; умение оценивать процессы и результаты своей деятельности. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.