Урок русского языка во 2 классе
Тема урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Место и роль урока в образовательной системе: 6 урок в разделе имя существительное.
Цель урока: формирование представления учащихся об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных.
Задачи:
- Формировать представление об одушевлённых существительных и неодушевлённых существительных.
- Формировать умение ставить вопрос к слову и различать по вопросу одушевлённые существительные и неодушевлённые имена существительные, находить одушевлённые и неодушевлённые имена существительные в тексте.
- обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.
Урок направлен на достижение обучащимися следующих результатов:
Предметные – определять одушевленные и неодушевлённые имена существительные, задавать вопрос к словам.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:умение определять и формулировать тему, цель, задачи на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, с помощью учителя добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других,оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль,адекватновзаимодействовать с партнёром
Личностные УУД:
- воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах.
Формы организации деятельности детей:фронтальный опрос, работа в парах, индивидуальная, самостоятельная работа учащихся, работа с материалом учебника(чтение определения, выполнение тренировочных упражнений)
Применяемые методы:технология проблемного обучения (с использованием элементов игровой технологии), технологии сотрудничества, здоровьесберегающих, развивающих, ИКТ.
Оборудование: компьютер;мультимедийное приложение к уроку (презентация).
Ход урока
I. Организационный момент
СЛАЙД 1
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
Нам пригодятся:
хорошее настроение,
знания и умения,
верные друзья.
Ответы полные давайте
и на уроке не зевайте
СЛАЙД 2– Девизом нашего урока будет русская народная пословица
“Грамоте учиться всегда, пригодиться” (написано на доске).
– Как вы её понимаете? (ответы детей).
Гимнастика для пальчиков «Лягушки»(Две лягушки песни пели – Ква, Ква…)
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо – не согнусь.
За работу я возьмусь.
- Запишем в тетрадях 20 февраля, классная работа.(на доске)
2. Словарно-орфографическая работа.
- Сейчас мы с вами выполним задание, которое поможет нам определит
тему урока. Для этого вам нужно отгадать загадки. Запишите отгадки в тетрадь
через запятую.
Лежит на грядке, зелёный и сладкий.
СЛАЙД (Огурец)
Красна - девица сидит в темнице,
А коса на улице.
СЛАЙД( Морковь)
Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я ……СЛАЙД(капуста)
Дом зелёный тесноват: Узкий длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят Круглые ребятки.
Осенью пришла беда - Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда Круглые ребятки.
СЛАЙД(Горох)
Неказиста, шишковата,
А придёт на стол она,
Скажут весело ребята:
"Ну, рассыпчата, вкусна!"
СЛАЙД(Картофель)
Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны
СЛАЙД(Медведь)
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы -
Уши больше головы.
СЛАЙД(Заяц)
- Поставьте в словах ударение, подчеркните орфограммы.
- Поменяйтесь тетрадями. Проверьте.
- Поставьте оценку своему товарищу карандашом.
3. Самоопределение к деятельности. Постановка темы и учебной задачи.
- Что общего у этих слов? (Чем похожи?)
Это имена существительные.
- Почему вы так решили?
(Отвечают на вопросы и обозначают ….)
- Ребята приготовили для нас стихотворение об имени существительном.
Существительных в природе
При любой найдёшь погоде.
Всё так просто и понятно,
Увлекательно, занятно.
На вопросы Кто? и Что?
Отвечать оно должно.
Кто? и Что? – вопрос задай
И спокойно отвечай.
Это кукла, это книжка,
Это кошка, это мышка.
До чего же все слова изумительные!
Не забудьте, все они – СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.
СЛАЙД
- Мне пришло письмо помогите его прочитать (на доске написано письмо)
ЗДРАВСТВУЙТЕ!
Я часть речи.
Я отвечаю на вопросы кто? и что?
Я могу обозначать явление природы, людей животных, события, чувства, предметы.
Я могу быть _________________
- Ребята, какая часть речи прислала это письмо? ( Именя существительное)
- Пока письмо шло к нам, к сожалению, потерялись два слова. Вы знаете, какие это слова? (нет)
- Значит, что на уроке мы постараемся узнать?
(какими могут быть имена существительные)
- Для того, чтобы это узнать, скажите, как разделить существительные, записанные вами в тетради на 2 группы?
(на вопрос КТО? И ЧТО)
- Как называются имена существительные, отвечающие на вопрос КТО?
- ЧТО?
………………………
СЛАЙД (Одушевл и неодуш …)
Я могу быть одушевлённым и неодушевленным
СЛАЙД
─ Какая тема нашего сегодняшнего урока? (Одушевлённые и неодушевленные имена сущ.)
СЛАЙД
Поставим задачи к нашему уроку
- научиться различать….. (одушевлённые и неодушевлённые имена существительные)
- узнать больше об …… (одушевлённых и неодушевлённых именах существительных)
- работать ……… (активно, дружно и быстро)
4. Работа по теме урока. Закрепление.
- Так какие же существительные мы называем одушевлёнными?
- Неодушевлёнными?
─Обратимся к правилам, которые приготовила нам Мудрая Сова
стр. 48 Прочитаем правило. (учебник)
- На какой вопрос отвечают одушевлённые имена существительные?
Кто?
- Что они обозначают?
- Людей и животных.
Правило с. 51.
- На какой вопрос отвечают неодушевлённые имена существительные?
- Что? Они не обозначают людей и животных.
Работа по учебнику с. 49
- Ребята выполним упражнение 81 в учебнике.
-Прочитаем задание. (Читает ребёнок)
- Что нужно сделать? (Придумать 2 слова к каждой строчке.)
- 1 ряд записывает 1 строчку, 2 ряд 2 строчку., 3 ряд 3 строчку
- Кто не понял, как выполнять?
-Проверяем. Какие слова дописали ребята 1 ряда, прочитайте.
- 2 ряд. Прочитайте.
-3 ряд, прочитайте.
-Какие строки мы не записали? Сделаем устно. Подберите примеры домашних животных. Диких животных.
- Какие здесь все имена существительные? (одушевлённые)
- Молодцы!!!
Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А
Работа на доске. Игра «Третий лишний».
-Зачеркнуть в каждой строке лишнее слово, используя полученные вами знания на уроке об одушевлённых и неодушевлённых существительных.
(написать на доске, закрыть)
1. Яблоня, котёнок, берёза
2. Дедушка, стол, отец
3. Шкаф, соловей, мальчик
4. Пенал, бабочка, ведро
5. Ученик, товарищ, дорога.
6. Дежурный, обезьяна, капуста.
Работа парами в тетрадях на печатной основес 26 у 54
- Ребята, я очень люблю разгадывать ребусы, шарады. Поднимите руки вверх, кто любит ребусы. Хорошо.
- Чтобы выполнить следующее задание, вам нужно разгадать ребусы. П
СЛАЙД Синонимы и антонимы
- Какие слова мы называем синонимы? (слова с похожим значением, пишутся неодинаково)
- Что такое антонимы? (Слова с противоположным значением)
- Откройте тетради на печатной основе с 26 у 54.
- Какие слова записаны? (синонимы и антонимы)
- Прочитаем задание.
- Будете работать в парах с соседом по парте. Вставьте пропущенные буквы. Соедините стрелками слева синонимы, справа антонимы. Подчеркните неодушевлённые имена существительные.
- Проверяем на слайде.
-Кто допустил ошибки, вставляя буквы поднимите руки. Объясни орфограммы.
- Поднимите руки кто не допустил ошибок, соединяя синонимы линиями.
-Прочитайте, какие неодушевлённыесуществительные вы подчеркнули?
- У кого так же?
Самостоятельная работа по карточкам.
А сейчас ребята поработайте самостоятельно. Возьмите карточки на столе. Прочитайте текст. Подчеркните одушевлённые имена существительные.
Фамилия Имя ______________________________
-Подчеркни одушевлённые имена существительные.
Зимние постельки.
Летом каждый кустик ночевать пустит. А где спят звери зимой? На улице мороз трещит. Каждый спит в своей спаленке. Лисица улеглась в тёплой постельке в своей норке. Белочка в моховом гнёздышке уснула. Медведь в берлоге лежит. Бобр спит в хате из брёвен. Синичка устроилась на ночлег под кустиком.
VI. Итог урока. Рефлексия.
Составьте свое предложение по уроку:
- Я научился…
- Я запомнил…
- Я умею…
- Ребята, возьмите смайлики. Оцените свою работу на уроке. Дорисуйте улыбку, спокойное выражение лица или грустное. Покажите мне. Вложите смайлики в тетрадь.
Домашнее задание: стр. 49. упр. 82, выучить правила. (Дает комментарий к домашнему заданию.)
СЛАЙД ЛИСИЧКИ
Работа с предложениями.
Посмотрите на предложения.
В нашем зоопарке живут лисички. (кто?)
В нашем парке растут лисички. (что?)
- О ком идёт речь в 1 предложении? (о животных)
- Какой вопрос поставим к сущ. лисички? А во втором?
Спишите любое предложение. Подчеркните главные члены.
СМАЙЛИКИ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.