Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей № 7
г. Томска
Методическая разработка
Автор: Шпанич Ольга Николаевна,
учитель начальных классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тема урока |
«Что такое имя существительное?» |
Класс |
2 |
Автор учебника (УМК) |
Учебник: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык», 2 класс – «Просвещение», 2019, 143 с., УМК «Школа России». |
Особенность выбора дистанционного ресурса UCHI.RU состоит в том, что использование интерактивной онлайн - платформы повышает эффективность учебной деятельности и формирование положительной мотивации на уроках. Процесс обучения с UCHI.RU легкий и увлекательный для детей, ведь сервис имеет яркий дизайн. Интересные задания, а цветовая гамма не напрягает глаза и не вызывает усталость у школьников.
Технологическая карта разработана Шпанич Ольгой Николаевной. В личном кабинете UCHI.RU «Мои задания из карточек» по теме «Имя существительное» для домашнего задания. Приложение 2
Шпанич Ольга Николаевна разработала технологическую карту в соответствии с требованиями ФГОС. В своей практике использует план урока, который представлен в Приложении 1.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ЧТО ТАКОЕ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ?»
Тип урока |
Открытие новых знаний. |
Технология построения урока |
Системно – деятельностный подход в обучении. |
Тема |
«Что такое имя существительное?». |
Цель |
Формировать понятие об имени существительном. Создание условий для формирования изученной учебной информации и УУД обучающихся. |
Планируемые результаты |
Предметные: - обучающиеся научатся различать слова-названия предметов; - использовать специальную терминологию при определении части речи; - распределять имена существительные в тематические группы предметов; - развивать умения работать самостоятельно и проводить рефлексию. Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом; - устанавливать связь между целью деятельности и её результатом. Регулятивные УУД: -определять и формулировать цель деятельности на уроке; - высказывать своё предположение на основе учебного материала; -отличать верно выполненное задание от неверного; Познавательные УУД: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); -проводить классификацию, по заданным критериям; - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - уметь полно и точно выражать свои мысли; - контролировать действия партнёра; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. |
Формы работы |
Фронтальная, индивидуальная, работа в группах. |
Образовательные ресурсы |
Учебник: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык», 2 класс – «Просвещение», 2019, 143 с., дистанционный образовательный ресурс UCHI.RU |
Время проведения урока |
40 мин. |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|||||||||||||
I. Мотивация к учебной деятельности |
Какие качества нам пригодятся для работы на уроке?
|
Активность, внимательность, хорошее настроение. |
|||||||||||||
II. Актуализация знаний
|
Рассмотреть схему «Части речи». (уч. с. 41) - Расскажи по схеме о каждой части речи. (На доске представлен план урока) Приложение 1 - - Откройте тетрадь, запишите число, классная работа - - Посмотрите на план урока, что у нас первое по плану? - - Что мы пропишем на минутке чистописания? - - Пропишите сочетание до конца строки и под самым красивым написанием поставьте зелёную точку. - - Чему учились, выполняя данное задание? - - Следующее по плану, что у нас? - Сейчас я произнесу лексическое значение слова, а вам нужно догадаться, о чём или о ком идёт речь? (Мужчина-родитель по отношению к своим детям.) - - Записываем данное слово с новой строки, а кто-то из детей комментирует написание данного слова. - - - Чему учились, выполняя данное здание?
- - - Что у нас следующее по плану? - - Какой звук будет обозначать буква Т в слове отец? - - - Чему учились, выполняя данное здание? - - - Что у нас следующее по плану? - - - Что нужно будет сделать? - На доске есть вопросы, по которым нужно составить предложение.
- Составленное предложение записываем в тетрадь. - - В данном предложении нужно найти главные члены предложения. кто-то из детей комментирует с объяснением.
- - Чему учились, выполняя данное здание?
|
Анализировать ответы обучающихся.
- Открывают тетради и зписывают. - Минутка чистописания. - Пропишем сочетание от. - - Обучающиеся прописывают.
- - Прописывали сочетание от. - - Работа над словарным словом. - - - - Это слово отец. - Отец (ударение падает на второй слог -тец, подчёркиваем непроверяемый безударный гласный О). - Выполняя данное задание, работали над словарным словом, узнали лексическое значение слова отец. - - Речевая разминка. - - Буква Т обознает звук[т,]. Задание выполняют устно. [т,] – согл., мяг., глух., пар. - - Выполняя данное задание, давали характеристику звуку [т,]. - - Следующее по плану работа над предложением. - - Нужно составить предложение по вопросам с новым словарным словом. Дети составляют предложение. - - Отец рассказал интересную историю.
- Один обучающийся записывает предложение у доски с комментированием. - В предложении говорится об отце (кто? отец - это подлежащее подчёркиваем одной чертой). Задаем вопрос от слова отец (что делал? рассказал – это сказуемое подчёркиваем двумя чертами). - Выполняя данное задание, учились составлять предложение по вопросам с новым словарным словом, находили главные члены предложения. |
|||||||||||||
III. Самоопределение к деятельности
|
Учитель показывает слова с пропусками орфограмм, а обучающиеся карточку с ответом (карточки есть у каждого обучающегося). Затем учитель прикрепляет слово на доску.
- - - Чему учились, выполняя данное здание? - - Ребята, посмотрите на слова. Какое слово может быть лишнее и почему? - - А что объединяет оставшиеся слова? - - А на какие вопросы отвечают эти слова? - - Предположите, о чём пойдёт на уроке? Давайте определим тему нашего урока. На доске появляется карточка темы урока
- Определите, задачи урока. |
Все дети показывают карточку с ответом, кто-то один из учеников комментирует пропущенную букву (объясняет орфограмму) - В слове зелёный орфограмма безударный гласный Е, потому что проверочное слово зелень. - В слове метель орфограмма непроверяемый безударный гласный Е. - В слове сугроб орфограмма парный согласный Б, потому что проверочное слово сугробы. - В слове письмо орфограмма безударный гласный И, потому что проверочное слово письма и орфограмма мягкий знак, как показатель мягкости. - В слове девочка орфограмма ЧК пишется без мягкого знака. - Выполняя данное задание, повторили орфограммы. - Слово зелёный лишнее, так как обозначает признак предмета. - Это слова-названия предметов. - Отвечают на вопросы кто? и что? - Речь пойдем об именах существительных.
- Узнаем понятие имени существительного. - Будем учиться, различать слова-названия предметов. |
|||||||||||||
IV. Организация восприятия и осмысления новой информации, усвоение исходных знаний
|
Работа по учебнику с. 45 - Посмотрите на план урока. Какая работа, следующая по плану? - - Откройте учебник на с. 45. Прочитаем сведения совы. Кто-то из обучающихся, читает сведения. После прочтения учитель задает вопросы.
- Как называются слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? и что? - Почему солнце, кот, девочка, земляника, осина, заяц – это имена существительные? |
- - Работа по теме урока.
- Ученик читает сведения. Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос кто? или что?, называются именами существительными. Слова солнце, кот, девочка, земляника, осина, заяц – это имена существительные. имя существительное – это часть речи. - Эти слова называются именами существительными. - Потому что к этим слова мы можем задать вопрос кто? или что? и обозначают название предметов. |
|||||||||||||
V. Первичная проверка понимания.
|
Работа по учебнику с. 45 упр. 75 (Приложение 3) -Сейчас поработаем над упр. 75 с. 45. Что нужно сделать. - Дети по цепочке объясняют каждое слово (учитель, школьник, верблюд, земляника, платье, пчела, ромашка, пальто, ребята, окунь, костюм, врач, шляпа, осина).
- Что обозначают все эти слова? - На какие вопросы отвечают эти слова? - Какой частью речи являются данные слова? - Что нужно сделать с имена существительными?
- Какая первая группа слов по лексическому значению? - Какой вопрос будем задавать к данной группе? - Какое первое слово относится к этой группе? - Какие изученные орфограммы есть в этом слове? Кто-то из обучающихся, записывает это слово у доски с комментированием и объяснением. - 2 группа «Животные» выполняет 1 вариант. - 3 группа «Растения» выполняет 2 вариант. - После того как задание будет выполнено, проверяем устно. - Чему учились, выполняя данное задание?
-Встанем, отдохнём. |
- Прочитайте. Что обозначает каждое слово? Поставьте к нему вопрос кто? или что? - К слову учитель задаем вопрос кто?, потому что это одушевлённый предмет. Это слово обозначает предмет. - Объясняют все слова. - Эти все слова обозначают слова-названия предметов. - Слова отвечают на вопрос кто? или что? - Это имена существительные. - Нужно сгруппировать имена существительные по их лексическому значению. Записать группы слов. Подчеркнуть в словах орфограммы. - Первая группа люди. - Вопрос кто? - Учитель, это человек, задаем вопрос кто?. - Непроверяемый безударный гласный, мягкий знак как показатель мягкости. (Учитель, школьник, ребята, врач) - Обучающиеся выполняют.
- Обучающиеся, с места устно объясняют.
- Учились группировать имена существительные по их лексическому значению. |
|||||||||||||
VI. Физ. минутка |
«Гимнастика для глаз». |
Обучающиеся, выполняют упражнение стоя. |
|||||||||||||
VII. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении |
- Сейчас поработаем парами. - У обучающихся на столах лежит карточка белого цвета. Возьмите карточку. Выполняют задание.
- Проверяем выполненную работу. - Каждая пара называем слово и доказывает, что это имя существительное.
- Оцените свою работу.
- - Чему учились, выполняя данное здание? - - Что Вам помогло определить, что это имена существительные? |
- Выполняют задание в парах.
(Девочка – отвечает на вопрос кто? и обозначает предмет, завод - отвечает на вопрос что? и обозначает предмет, ракета - отвечает на вопрос что? и обозначает предмет, работа - отвечает на вопрос что? и обозначает предмет, слово - отвечает на вопрос что? и обозначает предмет, письмо - отвечает на вопрос что? и обозначает предмет, месяц - отвечает на вопрос что? и обозначает предмет). - Оценивают работа с помощью оценочных кругов. - Выполняя данное задание учились различать слова-названия предметов. - Вопросы.
|
|||||||||||||
VIII. Домашнее задание |
Домашнее задание в личном кабинете дистанционного образовательного ресурса UCHI.RU (выполнить карточку № 1). Приложение 2 |
- Задание выполняют детьми в личном кабинете. |
|||||||||||||
IX. Рефлексия деятельности
|
- Какую часть речи Вы научились распознавать? - Что обозначает имя существительное? - На какие вопросы отвечает имя существительное?
|
- Имя существительное. - Обозначает слова-названия предметов. Имя существительное отвечает на вопросы кто? и что? |
Приложение 1
План урока: минутка чистописания; работа со словарным словом; речевая разминка; работа над предложением; работа по теме урока; домашнее задание; рефлексия своей деятельности.
Приложение 2
Приложение 3
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.