Скутина Л.А. учитель химии МАОУ СОШ №13
г. Тобольска Тюменской области
Тема урока: Сера, ее свойства
(По программе О.С. Габриеляна)
ТДЦ:
1. Познавательная: используя проблемный подход, раскрыть взаимосвязь строения атома, свойств серы и ее применения в жизнедеятельности человека, химические свойства серы рассмотреть в свете окислительно-восстановительных реакций;
расширить знания о значении химических элементов в формировании здорового организма.
Общедидактическая цель: создать условия для осознания уже изученного материала о химических элементах и их соединениях и получения новой учебной информации о строении атома серы и ее свойствах как простого вещества; способствовать осмыслению связей нового материала и ранее изученного.
Тип урока: изучение нового материала
Методы: проблемный
Формы: групповая работа, индивидуальная.
Средства обучения: компьютер, проектор, презентация, инструктивные карты и информационный материал, тесты, лабораторное оборудование, рабочая карта урока, шаростержневая модель восьмиатомной молекулы серы.
Оборудование: набор минералов, химические стаканчики на 100 мл с водой, образцы серы, шпатель, спиртовка, спички, пробирки, держатель, палочки для перемешивания, штатив, порошок железа.
Ключевые понятия: аллотропия серы, демеркуризация, свойства серы, применение серы.
Подготовка учащихся к уроку.
Технологическая карта урока
Этапы |
Дидактические задачи |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
Урока |
Технологии |
|||
1.Организация начала занятия.
1 мин. |
|
Подготовка учащихся к работе на занятии |
Приветствует учащихся, создает доброжелательную, рабочую атмосферу, проверяет готовность учащихся к работе, гигиенические условия в кабинете. Добрый день! Я рада видеть вас на сегодняшнем уроке. Мы продолжаем изучение отдельных элементов Периодической системы Д.И.Менделеева и я думаю, что вас ждут сегодня новые открытия |
Приветствуют учителя, настраиваются на работу, проверяют готовность своего рабочего места. |
2.Подготовка к основному этапу занятия.
7 мин.
|
Прием «Я уже знаю»
Прием «Составление кластера»
|
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. |
Урок посвящен одному из самых интересных элементов, соединения которого известны с глубокой древности. В 942 г. под стенами Царьграда «греческим огнем» был уничтожен флот киевского князя Игоря. Строки летописи в переводе на современный язык звучат так: «Словно молнию, которая в небе, греки имеют у себя и пускают ее, сжигая нас, поэтому мы не одолели их». В состав «греческого огня» входили битум или нефть, а также неметалл Э. Этот неметалл на воздухе горит красивым сине-голубым пламенем, выделяя удушливый и едкий газ. Что это за элемент? Слайд 1 Уточняет тему урока, сообщает цель, задачи: Должны мы на уроке истину установить, Слайд №2,3. Демонстрирую образец серы. Задаю вопрос: Что мы знаем про серу? Задание 1. Подумайте и запишите в тетрадь как можно больше слов или выражений, связанных с понятием «сера». Задание 2. Обсудите в парах результаты своей работы и дополните записи. Назовите, пожалуйста, поочередно, не повторяясь, свои идеи, характеризующие серу и ее свойства. Начинает составлять кластер на доске |
Прослушав отрывок из повести – дают ответы на поставленный учителем вопрос. Называют тему урока.
Записывают в тетрадь словосочетания, термины, ассоциации связанные с понятием «Сера» Обмениваются информацией по записям в тетради со своим партнером.
Поочередно сообщают тезисы идей и начинают составлять кластер. |
Учитель обобщает высказывания детей и направляет на формулирование общих целей.
|
Обучающиеся под руководством учителя обобщают все высказывания и формулируют цель урока: раскрыть взаимосвязь особенностей строения атома и простого вещества, свойств серы и ее применением.
|
|||
3.Усвоение новых знаний и способов действий
20 мин. |
Постановка проблемы и создание проблемной ситуации |
Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения
Физкультминутка
«Добавление кластера»
|
Читает отрывок: Немало
сера знаменита, Слайд 4 С серой человечество знакомо с глубокой древности. Сера – «начало начал» древнейших философов и алхимиков, элемент, окутанный мистикой и тайнами. Задает вопрос: Чем же сера может быть знаменита? В чем ее «начало начал» с глубокой древности? Может ли современный человек обойтись без серы? Итак, какую же проблему мы сегодня должны решить к концу урока? |
Слушают стихотворение.
Обучающиеся в ходе фронтальной беседы формулируют проблему: В чем причина широкого применения серы? |
Обсуждение проблемы и ее теоретический анализ |
Учитель в ходе фронтальной беседы направляет деятельность учащихся на обсуждение проблемы. |
Учащиеся высказывают собственное мнение о наличии каких-то особенностей серы, о том, что произойдет если сера исчезнет на Земле. |
||
Выдвижение гипотезы |
Учитель обобщает высказывания учащихся и способствует формулированию гипотезы: особенности строения и свойства серы определяют ее важное значение в жизнедеятельности человека. |
Выдвигают гипотезу: « Если человек не может существовать без серы, значит, сера выполняет важную роль в жизни человека» |
||
Поиск методов доказательства или опровержения гипотезы |
Учитель предлагает работу в группах с целью выполнения заданий для поиска доказательства или опровержения сформулированной гипотезы. |
Учащиеся работают в группах по инструктивным карточкам (приложение№1): 1. Строение и свойства атома 2.Сера как простое вещество. 3. Сера в природе. 4. Сера жизненно важный химический элемент 5.Химические свойства серы. |
||
Работа в группах, получение продукта от группы |
Координирует, стимулирует работу групп, контролирует соблюдение техники безопасности.
Учитель включает спокойную музыку. |
Учащиеся выполняют задания и оформляют результат своей работы (кратко) в тетрадь. Обсуждают и вырабатывают коллективный вариант ответа.
Выполняют 3-4 физических упражнения, массажируя активные точки. |
||
Подведения итогов работы в группах, создание общего продукта
|
Учитель координирует, стимулирует и обобщает, оценивает результаты работы групп. |
Представители каждой группы рассказывают всему классу результаты своей работы, на доске продолжают заполнять кластер. Обучающиеся работают в тетрадях, обобщают задания в кластер, дополняя его по ходу выступления каждой группы. Проводят итоги работы всех групп.
|
||
Вывод: 1)полученный продукт подтверждает или опровергает гипотезу; 2) поставленная проблема решена или нет. |
Учитель предлагает группам высказать мнение о подтверждении или опровержении гипотезы. |
Обучающиеся высказывают свои мнения о подтверждении гипотезы: Свойства серы зависят от ее строения. Сера способна образовывать аллотропные видоизменения. В природе встречается не только в виде сульфидов и сульфатов, но и в самородном состоянии. Сера проявляет двойственную биологическую роль в организме человека, нашла широкое применение в хозяйственной деятельности с давних времен. И в наши дни сера не теряет, а все более увеличивает свое значение в жизни человека. Значит, поставленная проблема решена. |
||
3.Первичная проверка понимания.
3 мин. |
|
Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. |
Учитель предлагает сравнить полученные результаты с содержанием слайда (слайд №5) Конкретизирует некоторые моменты через ответы на вопросы и комментирование |
Делают сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Устанавливают причинно-следственные связи Обучающиеся комментируют содержание слайдов, отвечают на предложенные вопросы по изученному материалу |
5.Закрепление знаний и способов действий.
5 мин. |
Выполнение теста |
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. |
Задания (тест) на столах.
Показываю ответы на слайде № 7
|
Решают тест, выбирая вариант правильного ответа. Взаимопроверка работ. Производят сличение результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
|
6. Подведение итогов занятия
2 мин. |
|
Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. |
Подводит итоги работы: Д. Хевелси говорил: «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удается связать воедино разрозненные факты им наблюдаемые». Сегодня мы вместе решили поставленную проблему, связав воедино разные факты. Сера – жизненно важный элемент. Она известна человеку с древнейших времен. И в наши дни сера не теряет, а все более увеличивает свое значение в жизни человека. Значит современный человек без нее не обойдется. Слайд 8 |
Обучающиеся в беседе делают вывод о решении поставленной проблемы. Действительно особенности строения атома и физические и химические свойства серы сделали ее необходимой в жизни современного человека и его хозяйственной деятельности. |
7. Рефлексия.
5 мин. |
Составление синквейна |
Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. |
Учитель предлагает составить по изученной теме синквейн и напоминает правила написания синквейна . Слайд № 9 |
Обучающиеся составляют синквейны читают свои синквейны всему классу. |
8. Информация о домашнем задании. 2 мин. |
|
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. |
Повторить
информацию о сере и ее свойствах по кластеру, выполнить в тетради упражнение
№2 на стр.134. |
Записывают в дневники домашнее задание. |
Приложения
Приложение 1.
Инструктивная карта
Задание группе 1
Строение и свойства атома
1. Прочитайте учебник на стр.130 , «Строение и свойства атомов».
2.Дайте характеристику элементу, вставив пропущенные слова:
· Сера - элемент … группы, …. подгруппы.
· Заряд ядра атома серы равен ….
· В ядре атома серы … протонов.
· В ядре атома серы … нейтронов.
· В атоме серы … электронов.
· Атом алюминия имеет … энергетических уровня.
· Электронная оболочка имеет строение
· На внешнем уровне в атоме … электронов.
· Степень окисления атома в соединениях равна ….
Проблемный вопрос: «Может ли атом серы проявлять другие степени окисления?»
Задание группе 2
Сера, как простое вещество
1. Рассмотрите образцы ромбической и моноклинной серы. Почему это возможно?
2. Прочитайте учебник на странице130-131 до слов «При обычных условиях сера…».
Исследуйте физические свойства кристаллической серы. Для этого выполните Лабораторный опыт.
Рассмотрите образец серы, определите:
Какие аллотропные видоизменения образует сера?
Задание группе 3
Сера в природе.
1. Прочитать стр. 132 со слов «В природе сера встречается…», делая пометки на полях:
V - новое, + - знакомая информация.
2.Проанализируйте таблицу №8 на стр. 132 в учебнике.
3. Выполните Лабораторный опыт.
Задание группе 4
Сера жизненно важный химический элемент.
1. Прочитайте дополнительную информацию в информационных листах и учебник на стр. 132-133 со слов «Сера жизненно важный химический элемент…»
2. Составьте схему «Биологическая роль серы»
3.Приготовьте объяснение: В чем проявляется двойственное влияние серы на организм человека?
4. Постарайтесь объяснить ситуацию: «На прием к врачу пришел больной, который жаловался на хрупкость и ломкость костей, выпадение волос, заболевания кожи. В чем может быть причина такого состояния пациента? Что бы Вы посоветовали такому больному?»
Задание группе 5
Химические свойства серы
1.Выполните Лабораторный опыт .
Соблюдайте технику безопасности!
В пробирку положите 1-2г порошка железа и добавьте 1-2г порошка серы. Закрепите пробирку в держатель и нагрейте над спиртовкой. Запишите уравнение реакции в молекулярном виде. Определите тип реакции. Составьте электронный баланс. Объясните свои результаты и сделайте вывод.
2.Изучите и проанализируйте материал «Химические свойства серы» на странице 131 учебника.
3.Поясните, в соединениях, с какими элементами проявляет сера окислительные и восстановительные свойства? Докажите уравнением реакции.
Приложение 2
Тест
Вариант I.
1.Количество электронов в атоме определяется
1) числом протонов 2) числом нейтронов 3) числом энергетических уровней
4) величиной относительной атомной массы
2 . Последовательность цифр 2 – 8 – 6 соответствует распределению электронов по энергетическим уровням атома:
1) кислорода 2) серы
3) селена 4) теллура
3. В каком виде не встречается сера в природе:
1) HgS 3) Na2SO4 • 10H2O
2) AuS 4) CaSO4 • 2H2O
4. Степень окисления серы увеличивается в ряду:
1) K2S, SO2, H2SO3 2) SO3, S, SO2
3) S, SO2, H2SO4 4) Na2SO3, SO2, S
5.Какое вещество проявляет только восстановительные свойства
1) сера 2) серная кислота
3) сернистый газ 4) сероводород
6. Степени окисления серы изменяются с +6, -2, 0 в группе веществ
1) S, SO2, SO3 2) H2SO4, SO2, H2S
3) Na2SO4, K2S, S 4) SO3, K2SO3, S
7. Соль сероводородной кислоты называется:
1) сульфид 2) сульфат 3) сульфит
8. Водородное соединение серы в степени окисления -2 называется:
1) сероводородная кислота 2) серная кислота 3) сернистая кислота
9. Киноварь имеет формулу:
1) H2S 2) ZnS 3)HgS
10. При недостатке серы в организме наблюдается:
1) выпадение зубов 2) ухудшение зрения 3) хрупкость костей
Вариант II.
1.Распределение электронов по энергетическим уровням в атоме серы
1) 2, 6 2) 2, 8, 8 3) 2, 8, 6 4) 2, 8, 8, 6
2. Сера не проявляет степень окисления:
1) +6 2) +2 3) -2
3. Степень окисления серы одинакова в ряду:
1) Н2S, SO2, K2SO3 2) SO2, K2SO3, SCl4
3) K2S, H2S, H2SO4 4) SO3, K2SO3, SO2
4. В цепочке химических превращений FeS2 → X → SO3 → H2SO4
вещество Х – это:
1) H2SO4 3) S
2) SO2 4) H2SO3
5. Сумма коэффициентов в уравнении диссоциации сульфата натрия равна:
1) 4 2) 2 3) 3 4) 6
6.Сера в воде:
1) растворяется 2) не растворяется 3) плохо растворяется
7. У атома серы число электронов на внешнем энергетическом уровне и заряд ядра равны соответственно
1)4 и + 16 2)6 и + 32 3)6 и + 16 4)4 и + 32
8.Сера имеет цвет:
1) белый 2) красный 3) желтый
9.Процесс нейтрализации ртути серой называется:
1) дертутьизация 2) демеркуризация 3) обезораживание
10.Пирит имеет формулу:
1) H2S 2) FeS2 3) PbS
Ответы: I вариант – 1223431133; II вариант - 3222123322
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.