Технологическая карта урока "Сера, ее свойства"
Оценка 4.8

Технологическая карта урока "Сера, ее свойства"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
химия
9 кл—11 кл
20.02.2020
Технологическая карта урока "Сера, ее свойства"
Урок химии для 9 класса "Сера, ее свойства" разработан с использованием проблемного подхода . Форма работы - групповая и индивидуальная. В приложении есть задания для групп учащихся и тестовая проверка материала урока.
Технологическая карта урока. Сера, ее свойства.doc

                                                                                                                    Скутина Л.А. учитель химии МАОУ СОШ №13

                                                                                            г. Тобольска Тюменской области

Тема  урока: Сера, ее свойства

(По программе О.С. Габриеляна)

ТДЦ:

1.      Познавательная: используя проблемный подход,  раскрыть взаимосвязь строения атома, свойств серы и ее применения  в  жизнедеятельности человека, химические свойства  серы  рассмотреть в свете окислительно-восстановительных реакций;

расширить знания о значении химических элементов  в формировании здорового организма.

  1. Развивающая: развивать логическое мышление, умение исследовать,  способность эмоционально откликаться на полученную информацию.
  2.  Воспитательная:  создавать условия для сотрудничества, сотворчества, сопереживания обучающихся, развития собственных интеллектуальных умений

Общедидактическая цель: создать условия для осознания уже изученного материала о химических элементах и их соединениях и получения новой учебной информации о строении атома серы и ее свойствах как простого вещества; способствовать осмыслению связей нового материала и ранее изученного.

Тип урока: изучение нового материала

Методы: проблемный

Формы: групповая работа, индивидуальная.

Средства обучения: компьютер, проектор, презентация,  инструктивные карты и информационный материал, тесты, лабораторное оборудование, рабочая карта урока, шаростержневая модель восьмиатомной молекулы серы.

Оборудованиенабор минералов, химические стаканчики на 100 мл с водой, образцы серы, шпатель, спиртовка, спички, пробирки, держатель, палочки для перемешивания, штатив, порошок железа.

 

Ключевые понятия:  аллотропия серы, демеркуризация, свойства серы, применение серы.

Подготовка учащихся к уроку.

  1. Деление класса на группы по 5 человек (в каждой группе есть учащийся с прочными и глубокими знаниями).
  2. Группа получает инструктивную карту, оборудование и реактивы для проведения эксперимента в группах.

Технологическая карта урока

Этапы

Дидактические

задачи

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Урока

Технологии

1.Организация начала занятия.

 

1 мин.

 

Подготовка учащихся к работе на занятии

Приветствует учащихся, создает доброжелательную, рабочую атмосферу, проверяет готовность учащихся к работе, гигиенические условия в кабинете. Добрый день! Я рада видеть вас на сегодняшнем уроке. Мы продолжаем изучение отдельных элементов Периодической системы Д.И.Менделеева и я думаю, что вас ждут сегодня  новые открытия

Приветствуют учителя, настраиваются на работу, проверяют готовность своего рабочего места.

2.Подготовка к основному этапу занятия.

 

7 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прием «Я уже знаю»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прием «Составление кластера»

 

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

Урок посвящен одному из самых интересных элементов, соединения которого известны с глубокой древности.

 В 942 г. под стенами Царьграда «греческим огнем» был уничтожен флот киевского князя Игоря. Строки летописи в переводе на современный язык звучат так: «Словно молнию, которая в небе, греки имеют у себя и пускают ее, сжигая нас, поэтому мы не одолели их». В состав «греческого огня» входили битум или нефть, а также неметалл Э. Этот неметалл на воздухе горит красивым сине-голубым пламенем, выделяя удушливый и едкий газ.      Что это за элемент?  

Слайд 1            

Уточняет тему урока, сообщает цель, задачи:

  Должны мы на уроке истину установить,
При этом формулы, законы не забыть.
Лабораторный опыт проведем,
Подумаем, помыслим и теорию учтем.
Дерзая, споря, новое откроем, 
И постепенно нужное усвоим.

Слайд №2,3.

Демонстрирую образец серы. Задаю вопрос: Что мы знаем про серу?

Задание 1.   Подумайте и запишите в тетрадь как можно больше слов или выражений, связанных  с понятием  «сера». 

Задание 2. Обсудите в парах  результаты своей работы и дополните записи.

Назовите, пожалуйста, поочередно, не повторяясь, свои  идеи, характеризующие серу и ее свойства.

Начинает составлять кластер на доске

 

Прослушав отрывок из повести – дают ответы на поставленный учителем вопрос. Называют тему урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают в тетрадь словосочетания, термины, ассоциации связанные с понятием «Сера»

Обмениваются информацией по записям в тетради со своим партнером.

 

Поочередно сообщают тезисы идей и начинают составлять кластер.

Учитель обобщает высказывания детей и направляет на формулирование общих целей.

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся под руководством учителя обобщают все высказывания и формулируют цель урока: раскрыть  взаимосвязь особенностей строения атома и простого вещества, свойств серы и ее применением.

 

3.Усвоение новых знаний и способов действий

 

20 мин.

Постановка проблемы и создание проблемной ситуации

Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка

 

 

 

 

 

«Добавление кластера»

 

 

 

 

 

 

Читает отрывок:

Немало сера знаменита,
И в древности ее Гомер воспел,
С ней много тысяч лет прожито, 
И человек в ней пользу разглядел

Слайд 4

С серой человечество знакомо с глубокой древности. Сера – «начало начал» древнейших философов и алхимиков, элемент, окутанный мистикой и тайнами

Задает вопрос:

 Чем же сера может быть знаменита?  В чем ее «начало начал» с глубокой древности? Может ли современный человек обойтись без серы?  

Итак, какую же проблему мы сегодня должны решить к концу урока?

Слушают стихотворение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся в ходе фронтальной беседы формулируют проблему: В чем причина широкого применения серы?

Обсуждение проблемы и ее теоретический анализ

Учитель в ходе фронтальной беседы направляет деятельность учащихся на обсуждение проблемы.

Учащиеся высказывают собственное мнение о наличии каких-то особенностей серы, о том, что произойдет если сера исчезнет на Земле.

Выдвижение гипотезы

Учитель обобщает высказывания учащихся и способствует формулированию гипотезы: особенности строения и свойства серы определяют ее важное  значение в жизнедеятельности человека.

Выдвигают гипотезу: « Если человек не может существовать без серы, значит, сера  выполняет важную роль в жизни человека»

Поиск методов доказательства или опровержения гипотезы

Учитель предлагает работу в группах с целью   выполнения заданий для поиска доказательства или опровержения сформулированной гипотезы.

Учащиеся работают в группах по инструктивным карточкам (приложение№1):

1. Строение и свойства атома

2.Сера как простое вещество.

3.  Сера в природе.

4. Сера жизненно важный химический элемент

5.Химические свойства серы.

Работа в группах, получение продукта от группы

Координирует, стимулирует работу групп, контролирует соблюдение техники безопасности.

 

 

 

 

Учитель включает спокойную музыку.

Учащиеся выполняют задания и оформляют результат своей работы (кратко) в тетрадь.  Обсуждают и вырабатывают коллективный вариант ответа.

 

Выполняют 3-4 физических упражнения, массажируя активные точки.

Подведения итогов работы в группах, создание общего продукта

 

 

Учитель координирует, стимулирует и обобщает, оценивает результаты работы групп.

Представители каждой группы рассказывают всему классу результаты своей работы, на доске продолжают заполнять кластер.

Обучающиеся работают в тетрадях, обобщают задания в кластер, дополняя его по ходу выступления каждой группы.

Проводят итоги работы всех групп.

 

Вывод:

1)полученный продукт подтверждает или опровергает гипотезу;

2) поставленная проблема решена или нет.

Учитель предлагает группам высказать мнение о подтверждении или опровержении гипотезы.

Обучающиеся высказывают свои мнения о подтверждении гипотезы: Свойства серы зависят от ее строения. Сера способна образовывать аллотропные видоизменения. В природе встречается не только в виде сульфидов и сульфатов, но и в самородном состоянии. Сера проявляет двойственную биологическую роль в организме человека, нашла широкое применение в хозяйственной деятельности с давних времен. И в наши дни сера не теряет, а все более увеличивает свое значение в жизни человека.  Значит, поставленная проблема решена.

3.Первичная проверка понимания.

 

3 мин.

 

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне.

Учитель предлагает сравнить полученные результаты с содержанием слайда (слайд №5) Конкретизирует  некоторые моменты через ответы на вопросы и комментирование

Делают сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Устанавливают причинно-следственные связи

Обучающиеся  комментируют содержание слайдов,  отвечают на предложенные вопросы по изученному материалу

5.Закрепление знаний и способов действий.

 

5 мин.

Выполнение теста

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Задания (тест) на столах.

 

 

Показываю ответы на  слайде № 7

 

Решают тест, выбирая вариант правильного ответа. Взаимопроверка работ.

Производят сличение   результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

 

6. Подведение итогов занятия

 

2 мин.

 

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Подводит итоги работы:  Д. Хевелси говорил: «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удается связать воедино разрозненные факты им наблюдаемые». Сегодня мы вместе решили поставленную проблему, связав воедино разные факты.  Сера – жизненно важный элемент.  Она известна человеку с древнейших времен. И в наши дни сера  не теряет, а все более увеличивает свое значение в жизни человека. Значит современный человек без нее не обойдется. Слайд 8

Обучающиеся в беседе делают вывод о решении поставленной  проблемы. Действительно особенности строения атома и физические и химические свойства серы сделали ее необходимой в жизни современного человека и его хозяйственной деятельности.

7. Рефлексия.

 

5 мин.

Составление синквейна

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

Учитель предлагает составить по изученной  теме синквейн и напоминает правила написания синквейна . Слайд № 9

Обучающиеся составляют синквейны читают свои синквейны всему классу.

8. Информация о домашнем задании.

2 мин.

 

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.

 Повторить информацию о сере и ее свойствах по кластеру, выполнить в тетради упражнение №2 на стр.134.
Подумать и привести примеры о неизвестном еще применении серы, пусть это даже будет из области фантастики.

Записывают в дневники  домашнее задание.

 

Приложения

                                                                                                                                                                                                                  Приложение 1.

Инструктивная карта

Задание  группе 1

Строение и свойства атома

1. Прочитайте учебник на стр.130 , «Строение и свойства атомов».

2.Дайте характеристику элементу, вставив пропущенные слова:

·         Сера -  элемент  … группы,  ….  подгруппы.

·         Заряд ядра атома серы  равен ….

·         В ядре атома серы …  протонов.

·         В ядре атома серы …  нейтронов.

·         В атоме серы … электронов.

·         Атом алюминия имеет …   энергетических уровня.

·         Электронная оболочка имеет строение

·         На внешнем уровне в атоме …  электронов.

·         Степень окисления атома в соединениях равна ….

Проблемный вопрос: «Может ли атом серы проявлять другие степени окисления?»

 

Задание  группе 2

Сера, как простое вещество

1.       Рассмотрите образцы ромбической и моноклинной серы. Почему это возможно?

2.       Прочитайте учебник на странице130-131 до слов «При обычных условиях сера…».

             Исследуйте физические свойства кристаллической серы. Для этого выполните Лабораторный опыт.

Рассмотрите образец серы, определите:

  • агрегатное состояние при н.у.
  • цвет
  • запах
  • растворимость в воде.
  • плавкость (медленно нагрейте серу в пробирке)
  • Сделайте вывод: Сера – это…  вещество, … цвета, … в воде,  … ,  …  запах   

            Какие аллотропные видоизменения образует сера?

  Задание  группе 3

Сера в природе.

1. Прочитать стр. 132 со слов «В природе сера встречается…», делая пометки на полях:

 V - новое,   + - знакомая информация.

2.Проанализируйте  таблицу №8 на стр. 132 в учебнике.

3. Выполните Лабораторный опыт.

  • Рассмотрите образцы минералов, содержащих серу.
  • Найдите черты сходства.
  • Запишите названия и формулы предложенных  минералов в тетрадь.

Задание группе 4

Сера жизненно важный химический элемент.

1. Прочитайте дополнительную информацию в информационных листах и  учебник на стр. 132-133 со слов «Сера жизненно важный химический элемент…»

2. Составьте схему «Биологическая роль серы»

3.Приготовьте объяснение: В чем проявляется двойственное влияние серы на организм человека?

4. Постарайтесь объяснить ситуацию: «На прием к врачу пришел больной, который жаловался на хрупкость  и ломкость костей, выпадение волос, заболевания кожи. В чем может быть причина такого состояния пациента? Что бы Вы посоветовали такому больному?»

Задание группе 5

Химические свойства серы

1.Выполните Лабораторный опыт .                

    Соблюдайте технику безопасности!

 В пробирку положите 1-2г порошка железа и добавьте 1-2г порошка серы. Закрепите пробирку в держатель и нагрейте над спиртовкой. Запишите уравнение реакции в молекулярном  виде. Определите тип реакции. Составьте электронный баланс. Объясните свои результаты и сделайте вывод.

2.Изучите и проанализируйте материал «Химические свойства серы» на странице 131 учебника.

3.Поясните, в соединениях, с какими элементами  проявляет сера окислительные и восстановительные свойства? Докажите уравнением реакции.

 

 

                                                                                                                                                                                                                      Приложение 2

Тест

Вариант I.

1.Количество электронов в атоме определяется

 

1) числом протонов      2) числом нейтронов   3) числом энергетических уровней

            4) величиной относительной атомной массы

 

2 . Последовательность цифр 2 – 8 – 6 соответствует распределению электронов по энергетическим уровням атома:

                        1)  кислорода                      2)  серы

3)  селена                             4)  теллура

3. В каком виде не встречается сера в природе:

            1) HgS                                 3) Na2SO4 • 10H2O

            2) AuS                                 4)  CaSO4 • 2H2O

4. Степень окисления серы увеличивается в ряду:

1) K2S, SO2, H2SO3                    2) SO3, S, SO2

3) S, SO2, H2SO4                           4) Na2SO3, SO2, S

5.Какое вещество проявляет только восстановительные свойства

1) сера                                       2) серная кислота

3) сернистый газ                     4) сероводород

6.         Степени окисления серы изменяются с +6, -2, 0 в группе веществ

1)         S, SO2, SO3                        2) H2SO4, SO2, H2S 

  3) Na2SO4, K2S, S                           4) SO3, K2SO3, S

7.         Соль сероводородной кислоты называется:

1) сульфид  2) сульфат   3) сульфит

8.         Водородное соединение серы в степени окисления -2 называется:

1) сероводородная кислота  2) серная кислота   3) сернистая кислота

 

9.         Киноварь имеет формулу:

1) H2S  2) ZnS    3)HgS

 

10.       При недостатке серы в организме наблюдается:

1) выпадение зубов   2) ухудшение зрения   3) хрупкость костей

 

Вариант II.

1.Распределение электронов по энергетическим уровням в атоме серы

1)         2, 6      2) 2, 8, 8      3) 2, 8, 6      4) 2, 8, 8, 6

2. Сера не проявляет степень окисления:

1) +6    2) +2   3) -2

3. Степень окисления серы одинакова в ряду:

1) Н2S, SO2, K2SO3                        2) SO2, K2SO3, SCl4

3) K2S, H2S, H2SO4                        4) SO3, K2SO3, SO2

4. В цепочке химических превращений  FeS2 → X → SO3 → H2SO4

вещество Хэто:

1) H2SO4                   3) S

2) SO2            4) H2SO3

5. Сумма коэффициентов в уравнении диссоциации   сульфата натрия равна:

1)  4                2)  2                            3) 3                 4)         6

6.Сера в воде:

1) растворяется  2) не растворяется   3) плохо растворяется

7.  У атома серы число электронов на внешнем энергетическом уровне и заряд ядра равны соответственно

 

1)4 и + 16           2)6 и + 32          3)6 и + 16         4)4 и + 32

8.Сера имеет цвет:

1) белый   2) красный   3) желтый

 

9.Процесс нейтрализации ртути серой называется:

1) дертутьизация   2) демеркуризация   3) обезораживание

10.Пирит имеет формулу:

1) H2S   2) FeS2   3) PbS

Ответы:  I  вариант – 1223431133; II  вариант - 3222123322


Скачано с www.znanio.ru

Скутина Л.А. учитель химии МАОУ

Скутина Л.А. учитель химии МАОУ

Ключевые понятия: аллотропия серы, демеркуризация, свойства серы, применение серы

Ключевые понятия: аллотропия серы, демеркуризация, свойства серы, применение серы

Прием « Я уже знаю»

Прием « Я уже знаю»

Прием « Я уже знаю»

Прием « Я уже знаю»

Усвоение новых знаний и способов действий 20 мин

Усвоение новых знаний и способов действий 20 мин

Физкультминутка « Добавление кластера»

Физкультминутка « Добавление кластера»

Читает отрывок : Немало сера знаменита,

Читает отрывок : Немало сера знаменита,

Учитель предлагает сравнить полученные результаты с содержанием слайда ( слайд №5)

Учитель предлагает сравнить полученные результаты с содержанием слайда ( слайд №5)

Информация о домашнем задании. 2 мин

Информация о домашнем задании. 2 мин

Степень окисления атома в соединениях равна …

Степень окисления атома в соединениях равна …

Выполните Лабораторный опыт.

Выполните Лабораторный опыт.

Поясните, в соединениях, с какими элементами проявляет сера окислительные и восстановительные свойства?

Поясните, в соединениях, с какими элементами проявляет сера окислительные и восстановительные свойства?

H2S 2) ZnS 3)HgS 10

H2S 2) ZnS 3)HgS 10
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2020