«Практическая методика преподавания русского языка». Выполнила Галичанина Лариса Игоревна.
Разработка урока по русскому языку
Класс: 5 |
Дата: 12.12.2019 |
Предмет: русский язык |
Тема урока: «Слово и его лексическое значение»
Тип урока: открытие нового знания
Вид урока: проблемный урок
Цели урока:
- сформировать представление о способах определения лексического значения слова;
- сформировать способность определять лексическое значение слова;
- развивать умение работать с толковым словарём.
Оборудование:
Учебник «Русский язык: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.] –2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 191 с., ил.».
Толковые словари. Наборы оценочных смайликов. Раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы.
Ход урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне |
- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. - Как много улыбок засветилось. Спасибо! - У каждого на столе лежит лист. Прошу вас в течение урока оценить себя по каждому заданию. - А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! |
Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение. |
II. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося |
На доске предложение: «С малой удачи начинается большой успех» - Распределите слова высказывания по группам - Оцените работу соседа по парте - По каким признакам распределяли слова? (На доске: малый – большой; удача – успех) - Какие признаки важны для понимания смысла высказывания? - Запишите смысл высказывания в виде схемы - Обсудите результат в группе по 4 человека - Сделайте вывод. Что для нашего урока это высказывание? - Как думаете, какова тема урока? (Если детям сложно, можно помочь вопросами: Что объединяет слова, записанные на доске? Какой термин есть для определения смысла этих слов?) - Какова главная цель урока? - Какова задача урока? |
Распределяют слова и осуществляют самопроверку Дают ответ
Выделяют признак
Составляют схему Работают в группе по заданию Рефлексия, вывод (девиз, эпиграф)
Формулируют тему урока (Слово и его лексическое значение)
Формулируют цель (понять, что такое лексическое значение слова) Научиться определять лексическое значение слова |
III. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое ЛЗ слова и алгоритм его определения |
- С чего же начать «открытие нового знания»? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю разгадать кроссворд. - Какое слово получилось? - Что такое лексика? - Сколько слов в русском языке? - А конкретнее? - Почему же?
- Например - Какие ещё термины связаны с темой урока?
Дайте их толкование или лексическое значение?
- Что такое лексическое значение слова? - Объясните разными способами лексическое значение слова, указанного на карточке. - Обменяйтесь и проанализируйте работу другой группы - Верните работу своей группы и дополните её, если надо, сделайте вывод Предоставляет слово каждой группе - Какими же способами можно объяснить лексическое значение слова? - Оцените свою работу? - Дайте лексическое значение слов вестибюль, интерьер, фестиваль? - Какие трудности возникли? - Что нужно сделать, чтобы добиться успеха? (Что даёт лексическое значение многих слов языка?) Обращается к выставке толковых словарей Чтение стихотворения И.Токмаковой - Сделайте вывод (Удалось ли мальчику придумать новое слово и почему?) |
Дети в группе по 4 человека работают с кроссвордом.
Лексика Словарный состав языка Много Нельзя сказать Какие-то слова появляются, какие-то исчезают Приводят примеры слов Лексикология, лексикон, лексикография Проговаривают лексическое значение терминов То, что обозначает слово Работа в группах по 4 человека
Анализ работ и вывод внутри группы
Наглядно (рисунком); путём подбора синонимов, антонимов; описательно Оценивают при помощи смайликов Индивидуальная работа
Не знаю значение слова… Обратиться к толковому словарю
Слушают Нет: слово обязательно должно иметь смысл (лексическое значение) |
IV. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию |
- Прочитайте лексическое значение слов. Запишите слова, которые соответствуют этим значениям. (1 группа)-объяснить слово с помощью словаря (2 группа) -объяснить с помощью картинки 3 группа – объяснить с помощью синонимов 4 группа – объяснить с помощью подбора однокоренных слов
Игра «Угадай-ка» -Дайте толкование какого-либо слова, понятия, а мы будем отгадывать и записывать. Кому трудно составить лексическое значение слова самим, обратитесь к толковому словарю. Но постарайтесь сначала составить самостоятельно.
- Озаглавьте текст и составьте план. Упр.327.
- Расскажите по словарным статьям о каждом из этих слов. Упр. 328. |
Выполняют задание в группах.
Проверяют и оценивают
Краткий ответ Работают индивидуально с проговариванием в громкой речи Оценивают свою работу Работают со словарями
Читают вслух Записывают: Упражнение 327. В русском языке великое множество слов. План: 1. Слов больше, чем видимых звезд на небе. 2. В толковых словарях помещаются не все слова. Проверяют и оценивают
Выполняют задание в группах. Упр. 328. Используют по желанию и возможности Толковые словари. Оценивают свою работу |
V.Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса |
- Исследование какой темы вели на уроке? - Какие понятия разобрали? - Удалось решить поставленную задачу? - Каким способом? - Какие получили результаты? - Что нужно сделать ещё? - Где можно применить новые знания? - Оцените свою работу на уроке. Работу класса - Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему? - Дома выпишите из толкового словаря лексическое значение слов компания и кампания, или проанализируйте структуру словарной статьи из толкового словаря, или объясните разными способами лексическое значение слов кукла и искусственный (задание на выбор учащихся) Спасибо всем за работу! Наш урок окончен. |
Дают ответы на вопросы
Не забыть о девизе урока и толковом словаре
Анализируют работу на уроке через самооценку Записывают домашнее задание
|
Список литературы
1. Егорова Н.В. "Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. ФГОС" Вако 2016
2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М., 2010 г.
3. Панов Б. Т. Типы и структура уроков русского языка : пособие для учителя – М. : Просвещение, 2010.
4. Методика преподавания русского языка /М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов [ и др.]; под ред. М.Т. Баранова – М., 2000
5. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2013.)
6. СЛОВАРИ.РУ. http://www.slovari.ru/start
Приложение к уроку
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) I этап урока
«Покажи своё лицо»
II. Проблемное объяснение нового знания III этап урока
Ведётся лист самооценки. Учащиеся фиксируют самооценку по каждому записанному в нём заданию смайликами.
Кроссворд
1) |
л |
е |
к |
с |
и |
к |
о |
л |
о |
г |
и |
я |
||
2) |
ф |
о |
н |
е |
т |
и |
к |
а |
||||||
3) |
г |
р |
а |
ф |
и |
к |
а |
|||||||
4) |
л |
е |
к |
с |
и |
к |
о |
н |
||||||
5) |
о |
р |
ф |
о |
г |
р |
а |
ф |
и |
я |
||||
6) |
с |
и |
н |
т |
а |
к |
с |
и |
с |
|
||||
7) |
л |
е |
к |
с |
и |
к |
о |
г |
р |
а |
ф |
и |
я |
|
1) Лексикология - раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка (лексику).
2) Фонетика - раздел науки о языке, изучающий звуковую сторону языка (звуки речи).
3) Графика - раздел науки о языке, изучающий буквы, соотношения между буквами и звуками.
4) Лексикон - запас слов какого-то одного человека.
5) Орфография - раздел науки о языке, в котором излагается система правил написания слов.
6) Синтаксис - раздел грамматики, изучающий словосочетания, предложения, текст.
7) Лексикография - раздел науки о языке, занимающийся вопросами составления словарей и их изучения.
Стихотворение И.Токмаковой
Ложка – это ложка. А я придумал слово.
Ложкой суп едят. Смешное слово - плим.
Кошка – это кошка. Я повторяю снова -
У кошки семь котят. Плим, плим, плим…
Тряпка – это тряпка. Вот прыгает и скачет -
Тряпкой вытру стол. Плим, плим, плим…
Шапка – это шапка И ничего не значит -
Оделся и пошел. Плим, плим, плим…
IV этап урока
(1 группа) Задание: Объясните слово с помощью толкового словаря. Дайте группой толкование одного какого-либо слова (своим способом), а все будут отгадывать и записывать. |
(2 группа) Задание: объяснить с помощью картинки, нарисуйте или найдите Дайте группой толкование одного какого-либо слова (своим способом), а все будут отгадывать и записывать. |
3 группа Задание: Объяснить слово с помощью синонимов (подберите) Дайте группой толкование одного какого-либо слова (своим способом), а все будут отгадывать и записывать.
|
4 группа Задание: объяснить слово с помощью подбора однокоренных слов (подберите) Дайте группой толкование одного какого-либо слова (своим способом), а все будут отгадывать и записывать. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.