Технологическая карта урока "Слово и его лексическое значение"
Оценка 4.8

Технологическая карта урока "Слово и его лексическое значение"

Оценка 4.8
Работа в классе
docx
русский язык
24.04.2020
Технологическая карта урока "Слово и его лексическое значение"
Технологическая карта урока по русскому языку для 5 класса
Технологическая карта по теме Слово и его лексическое значение . 5 класс.docx

«Практическая методика преподавания русского языка».                      Выполнила Галичанина Лариса Игоревна.

Разработка урока по русскому языку

Класс: 5

Дата:  12.12.2019

Предмет:   русский язык

Тема урока:  «Слово и его лексическое значение»

Тип урока: открытие нового знания

Вид урока:  проблемный урок

Цели урока:

- сформировать представление о способах определения лексического значения  слова;

-  сформировать способность определять лексическое значение  слова;

- развивать умение работать с толковым словарём.

Оборудование:

 Учебник «Русский язык: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов,  Л.А. Тростенцова и др.] –2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 191 с., ил.».

Толковые  словари. Наборы оценочных смайликов. Раздаточный материал для групповой  и индивидуальной работы.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- У каждого на столе лежит лист. Прошу вас в течение урока оценить себя по каждому заданию.

- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

На доске предложение: «С малой удачи начинается большой успех»

- Распределите слова высказывания по группам

- Оцените работу соседа по парте

- По каким признакам распределяли слова? (На доске: малый – большой; удача – успех)

- Какие признаки важны для понимания смысла высказывания?

- Запишите смысл высказывания в виде схемы

- Обсудите результат в группе по 4 человека

- Сделайте вывод. Что для нашего урока это высказывание?

- Как думаете, какова тема урока? (Если детям сложно, можно помочь вопросами: Что объединяет слова, записанные на доске? Какой термин есть для определения смысла этих слов?)

- Какова главная цель урока?

- Какова задача урока?

 

 

Распределяют слова и осуществляют самопроверку

Дают ответ

 

Выделяют признак

 

Составляют схему

Работают в группе по заданию

Рефлексия, вывод (девиз, эпиграф)

 

Формулируют тему урока (Слово   и его лексическое значение)

 

 

Формулируют цель (понять, что такое лексическое значение слова)

Научиться определять лексическое значение слова

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое ЛЗ слова и алгоритм его определения

- С чего же начать «открытие нового знания»? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю разгадать кроссворд.

- Какое слово получилось?

- Что такое лексика?

- Сколько слов в русском языке?

- А конкретнее?

- Почему же?

 

- Например

- Какие ещё термины связаны с темой урока?

 

Дайте их толкование или лексическое значение?

 

- Что такое лексическое значение слова?

- Объясните разными способами лексическое значение слова, указанного на карточке.

- Обменяйтесь и проанализируйте работу другой группы

- Верните работу своей группы и дополните её, если надо, сделайте вывод

Предоставляет слово каждой группе

- Какими же способами можно объяснить лексическое значение слова?

- Оцените свою работу?

- Дайте лексическое значение слов вестибюль, интерьер, фестиваль?

- Какие трудности возникли?

- Что нужно сделать, чтобы добиться успеха? (Что даёт лексическое значение многих слов языка?)

Обращается к выставке толковых словарей

Чтение стихотворения И.Токмаковой

- Сделайте вывод (Удалось ли мальчику придумать новое слово и почему?)

Дети в группе по 4 человека работают с кроссвордом.

 

Лексика

Словарный состав языка

Много

Нельзя сказать

Какие-то слова появляются, какие-то исчезают

Приводят примеры слов

Лексикология, лексикон, лексикография

Проговаривают лексическое значение терминов

То, что обозначает слово

Работа в группах по 4 человека

 

Анализ работ и вывод внутри группы

 

 

 

 

Наглядно (рисунком); путём подбора синонимов, антонимов; описательно

Оценивают при помощи смайликов

Индивидуальная работа

 

Не знаю значение слова…

Обратиться к толковому словарю

 

 

Слушают

Нет: слово обязательно должно иметь смысл (лексическое значение)

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию

- Прочитайте лексическое значение слов. Запишите слова, которые соответствуют этим значениям.

(1 группа)-объяснить слово с помощью словаря

(2 группа)  -объяснить с помощью картинки

3 группа – объяснить с помощью синонимов

4 группа – объяснить с помощью подбора однокоренных слов

 

Игра «Угадай-ка»

-Дайте толкование какого-либо слова, понятия, а мы будем отгадывать и записывать. Кому трудно составить лексическое значение слова самим, обратитесь к толковому словарю. Но постарайтесь сначала составить самостоятельно.

 

- Озаглавьте текст и составьте план. Упр.327.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Расскажите по словарным статьям о каждом из этих слов.

Упр. 328.

Выполняют задание в группах.

 

 

 

Проверяют и оценивают

 

 

 

 

Краткий ответ

Работают индивидуально с проговариванием в громкой речи

Оценивают свою работу

Работают со словарями

 

 

Читают вслух

Записывают: Упражнение 327.

       В русском языке великое множество слов.     

                            План:

1. Слов больше, чем видимых звезд на небе.

2. В толковых словарях помещаются не все слова.

Проверяют и оценивают

 

Выполняют задание в группах.

Упр. 328. Используют по желанию и возможности Толковые словари. Оценивают свою работу

V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

- Исследование  какой темы вели на уроке?

- Какие понятия разобрали?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новые знания?

- Оцените свою работу на уроке. Работу класса

- Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?

- Дома  выпишите из толкового словаря лексическое значение  слов компания и кампания, или проанализируйте структуру словарной статьи из толкового словаря, или объясните разными способами лексическое значение  слов кукла и искусственный (задание на выбор учащихся)

Спасибо всем за работу! Наш урок окончен.

Дают ответы на вопросы

 

 

 

 

Не забыть о девизе урока и толковом словаре

 

Анализируют работу на уроке через самооценку

Записывают домашнее задание

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.     Егорова Н.В.  "Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. ФГОС" Вако 2016

2.     Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М., 2010 г.

3.     Панов  Б. Т. Типы и структура уроков русского языка : пособие для учителя  – М. : Просвещение, 2010.

4.     Методика преподавания русского языка /М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов [ и др.]; под ред. М.Т. Баранова – М., 2000

5.     Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2013.)

6.     СЛОВАРИ.РУ.  http://www.slovari.ru/start

 

Приложение к уроку

I.                   Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)       I этап урока

       «Покажи своё лицо»

II.                 Проблемное объяснение нового знания                                             III этап урока

Ведётся лист самооценки. Учащиеся фиксируют самооценку по каждому записанному в нём заданию смайликами.

Кроссворд

1)

л

е

к

с

и

к

о

л

о

г

и

я

2)

ф

о

н

е

т

и

к

а

3)

г

р

а

ф

и

к

а

4)

л

е

к

с

и

к

о

н

5)

о

р

ф

о

г

р

а

ф

и

я

6)

с

и

н

т

а

к

с

и

с

 

7)

л

е

к

с

и

к

о

г

р

а

ф

и

я

 

 

1) Лексикология - раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка (лексику).

2) Фонетика - раздел науки о языке, изучающий звуковую сторону языка (звуки речи).

3) Графика - раздел науки о языке, изучающий буквы, соотношения между буквами и звуками.

4) Лексикон - запас слов какого-то одного человека.

5) Орфография - раздел науки о языке, в котором излагается система правил написания слов.

6) Синтаксис - раздел грамматики, изучающий словосочетания, предложения, текст.

7) Лексикография - раздел науки о языке, занимающийся вопросами составления словарей и их изучения.

 

Стихотворение И.Токмаковой

Ложка – это ложка.                                   А я придумал слово.

Ложкой суп едят.                                      Смешное слово - плим.

Кошка – это кошка.                                  Я повторяю снова -

У кошки семь котят.                                 Плим, плим, плим…

Тряпка – это тряпка.                                 Вот прыгает и скачет -

Тряпкой вытру стол.                                Плим, плим, плим…

Шапка – это шапка                                   И ничего не значит -

Оделся и пошел.                                       Плим, плим, плим…

                                                                                                                                     IV этап урока

 

(1 группа)

Задание: Объясните  слово с помощью  толкового словаря.

Дайте группой толкование одного какого-либо слова (своим способом), а все будут  отгадывать и записывать.

(2 группа)

Задание:    объяснить с помощью картинки, нарисуйте или найдите

Дайте группой толкование одного какого-либо слова (своим способом), а все будут  отгадывать и записывать.

3 группа

Задание:

Объяснить слово  с помощью синонимов (подберите)

Дайте группой толкование одного какого-либо слова (своим способом), а все будут  отгадывать и записывать.

 

 

4 группа

Задание:  объяснить слово  с помощью подбора однокоренных слов  (подберите)

Дайте группой толкование одного какого-либо слова (своим способом), а все будут  отгадывать и записывать.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Практическая методика преподавания русского языка»

Практическая методика преподавания русского языка»

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне -

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне -

Как думаете, какова тема урока? (Если детям сложно, можно помочь вопросами:

Как думаете, какова тема урока? (Если детям сложно, можно помочь вопросами:

С чего же начать «открытие нового знания»?

С чего же начать «открытие нового знания»?

Дайте лексическое значение слов вестибюль, интерьер, фестиваль ? -

Дайте лексическое значение слов вестибюль, интерьер, фестиваль ? -

Прочитайте лексическое значение слов

Прочитайте лексическое значение слов

Расскажите по словарным статьям о каждом из этих слов

Расскажите по словарным статьям о каждом из этих слов

V .Итог урока (рефлексия деятельности)

V .Итог урока (рефлексия деятельности)

Приложение к уроку I.

Приложение к уроку I.

Приложение к уроку I.

Приложение к уроку I.

Тряпка – это тряпка.

Тряпка – это тряпка.

Задание: объяснить слово с помощью подбора однокоренных слов (подберите)

Задание: объяснить слово с помощью подбора однокоренных слов (подберите)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2020