Разработка урока "Повелительное наклонение" (7 класс, русский язык)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 23.08.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный материал применён при проведении открытого урока. На уроке в комплексе отрабатывались навыки чтения, письма, говорения и слушания. В начале урока для создания комфортной обстановки начала урока, благоприятного психо-эмоционального настроя на активную совместную работу и создания коллаборативной среды были проведены тренинг «Мы вместе!» и деление на группы методом «Выбор лидера». В ходе урока применялись методы проблемного обучения,уровневой дифференциации,"Формула ПОПС", виды формативного оценивания: «Словесная оценка», «Похвальный бутерброд», «Большой палец», рефлексивное самооценивание «Незаконченное предложение», использовались формы групповой, индивидуальной и парной работы. Полагаю, что данная разработка урока эффективна для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке русского языка.Данный материал применён при проведении открытого урока. На уроке в комплексе отрабатывались навыки чтения, письма, говорения и слушания. В начале урока для создания комфортной обстановки начала урока, благоприятного психо-эмоционального настроя на активную совместную работу и создания коллаборативной среды были проведены тренинг «Мы вместе!» и деление на группы методом «Выбор лидера». В ходе урока применялись методы проблемного обучения,уровневой дифференциации,"Формула ПОПС", виды формативного оценивания: «Словесная оценка», «Похвальный бутерброд», «Большой палец», рефлексивное самооценивание «Незаконченное предложение», использовались формы групповой, индивидуальной и парной работы. Полагаю, что данная разработка урока эффективна для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке русского языка.
Иконка файла материала ПЛАН Турарбекова С - копия.docx
Тема урока: §64  Школа КГУ «Средняя школа №5», г.Текели Повелительное наклонение КЛАСС 7 Цели обучения, которые  необходимо  достичь на  данном уроке   (ссылка на  учебную  программу)   Цели урока Критерии  оценивания  Уровневая  дифференциац ия ФИО учителяТурарбекова С.Е. Количество присутствующих Количество отсутствующих 7.С2.­ понимать значение слов учебно­образовательной тематики. 7.Г4.   ­   создавать   аргументированное   высказывание   (рассуждение   с   элементами описания и/или повествования) на основе личных впечатлений и наблюдений; 7.Ч6.   Анализировать   содержание   художественных   произведений   (поэтических, прозаических),   определяя   жанровые   особенности   и   художественно­изобразительные средства   понимать  термины  по данной теме; определять, образовывать, правильно писать и использовать  в речи  глаголы повелительного наклонения 1КО: понимает значения слов учебно­образовательной тематики. 2КО: аргументированно высказывается  на основе личных впечатлений и наблюдений. 3КО:   анализирует   содержание   художественных   произведений   с   определением жанровых особенностей и художественно­изобразительных средств. А: анализирует, аргументирует, убедительно высказывает свою точку зрения с  использованием материалов по данной теме урока. В:образует глаголы повелительного наклонения, отличает их от других типов  наклонения и форм глагола; выражает свою точку зрения; С:понимает смысл необходимой терминологии по данной теме,определяет  повелительное наклонение; выстраивает правильную монологическую речь по  теме  урока.  Языковая цель ­ Ключевые слова и фразы:   повелительное наклонение,          Вылитый Кощей – разг.сл.перен.знач. ­ исхудалый, тощий и высокий человек как шёлковые – фраз., знач.«полностью выполняющий распоряжения кого­либо, очень послушный»  чёрный ход – здесь: вход, выход или проход, предназначенный для каких­либо  служебных или бытовых нужд. привитие навыков коллективной и групповой работы, уважение чужого мнения,  терпимость, умение уважать; сотрудничество, творчество. Взаимосвязь с предметами: казахский язык.английский язык Межпредметн ые связи Предыдущее  обучение ПланПланируемые сроки Начало урока     3 мин. 2 мин       3 мин.                   3 мин.        1 мин.         Планируемые действия  Ресурсы I. Организационный момент. 1  .Психологический настрой  Учитель   приветствует   учащихся   на   трех   языках:   казахском, русском, английском.    Активити Тренинг «Мы вместе!». Создание коллаборативной среды. Учитель проводит тренинг для создания комфортной обстановки  начала урока, благоприятного психо­эмоционального настроя на  активную совместную работу. Деление на группы методом «Выбор лидера». Спасибо, ребята,  садитесь. Проверьте готовность к уроку. II. Актуализация знаний. Слово учителя. ­Сегодня мы с вами на уроке продолжаем  наше необычное  путешествие по пригласительному билету на экскурсию с обратным  адресом: Республика Грамматика, Познавательная область, страна  Глаголия, город Наклонений. В городе наклонений, как мы узнали,  всего 3 улицы. Но они длинные и имеют свои преграды и остановки.  На каких улицах этого города мы с Вами побывали  на прошлых  уроках? (на улицах Изъявительного и Условного наклонений). Да,  ребята, поэтому и группы мы назвали именем жителей этих улиц, то  есть 1 группа­ «Изъявители», 2 группа ­«Мечтатели», 3 группа ­  «Повелители» Сегодня нам нужно попасть на третью улицу, но здесь нас ждёт  преграда. Чтобы попасть на эту улицу, мы должны её преодолеть. Не пропустят нас с вами на эту улицу, пока не выполним  следующее задание:    ­ Попробуем определить, что обозначают (действия, к которым  побуждают человека) глаголы в данных предложениях?   Обратите внимание, на какие вопросы они отвечают и что  выражают?  И  выражают глаголы в данных предложениях.  Учитесь с улыбкой, Шутите, учась! (пожелание) Давайте встанем в круг (просьба, требование) Читайте книги, они учат нас жизни. (совет)  Смотри вперёд,не оглядывайся! (приказ) ФО «Словесное поощрение» учителя Сделайте вывод, что могут выражать глаголы? (Предположительные  ответы: Данные глаголы выражают пожелание, просьбу, приказ,  совет) Прогнозирование темы урока. ­ Итак, ребята, как бы вы сформулировали тему урока?    Презентация                   слайд    слайд3 мин.                                             1 мин    Середина  урока         2 мин.                  Слайд    слайд Толковый  словарь Ожегова      учебник     слайд ­ Напишите, пожалуйста, в тетради число, тему урока. Целеполагание.  ­ Ребята, что бы вы хотели сегодня узнать по данной теме, чему бы вы хотели научиться? (Предположительные ответы:  Цели   урока:  понимать  термины  по   данной   теме;   определять, образовывать,   правильно   писать   и  использовать     в   речи     глаголы повелительного наклонения) Мотивация. Создание проблемной ситуации.  Исходя из цели урока, попробуем решить следующий  проблемный вопрос: В чём особенности глаголов повелительного наклонения? ­Хорошо, ребята, мы с вами определили цели и проблемный вопрос  нашего урока (учитель пишет цели и проблемный вопрос урока на  доске). В конце урока мы должны будем вернуться к ним, чтобы    определить, насколько мы смогли решить данную проблему и  достигнуть цели урока).  Сначала давайте уясним, что же означает  слово«повелевать»?   Чтобы найти значение данного слова, мы обратимся к  толковому словарю Ожегова:  повелевать­ иметь власть над кем­нибудь (устар.), приказывать,  указывать).  ­ В каждой улице есть свои правила дорожного движения. Они   имеются и на нашей улице. Сейчас у нас горит красный свет, и чтобы пройти через улицу, мы должны ознакомиться с теоретическим  материалом, данным в учебнике на стр.208 и 277. Обратимся к теории.  Беглое чтение: находим информацию    «Глаголы в повелительном наклонении» (стр.277)  «Образование форм повелительного наклонения» , «Употребление Ь  в глаголах повелительного наклонения» (стр.208).  «Школа Вежливости»   ­Продолжим наше путешествие. И перед нами Школа Вежливости.  Здесь глаголы учатся быть культурными, воспитанными. И ученики  здесь разные, как и вы: одни уступчивые и мягкие (глаголы  изъявительного наклонения), другие спокойные и рассудительные  (глаголы сослагательного наклонения), а третьи ­решительные и  требовательные (глаголы повелительного наклонения). Ох, и трудно  приходится с последними! Не любят они подчиняться, трудный у  них характер! Вот с некоторыми из них мы сейчас лично  познакомимся. Будьте очень внимательны! Эти слова требуют к себе повышенного внимания!  ЛЕЧЬ (ЛЯГ, ЛЯГТЕ) КЛАСТЬ (КЛАДИ, КЛАДИТЕ) ПОЛОЖИТЬ (ПОЛОЖИ, ПОЛОЖИТЕ)2 мин.           Всего ­10 мин.   (3 мин­чтение)    (3 мин­    выполнение  заданий)    (4 мин­   оценивание)   Ребята, можно ли приказ превратить в просьбу? Составьте  предложения с этими словами, используя слово  "ПОЖАЛУЙСТА". Напишите по одному предложению. А как  выделяется это слово на письме? (запятыми)  «Остановка Образования и Правописания» К. Упражнение 401  Образуйте от данных глаголов формы  повелительного наклонения ед. и мн. числа.  (2 примера написать, остальное ­ устно)   ФО «Словесная оценка»     Упражнение 403 Объясните правописание глаголов ( устно) ФО  учителя«Похвальный бутерброд»  1­й «слой»­ похвала­комплимент; 2­й   «слой»   ­   маленькое   замечание   и   рекомендация   по   его устранению; 3­й «слой» ­ пожелание автору.   ­  Идем с вами дальше и тут встречаем на своём пути мальчика, который захотел нам рассказать об одном произошедшем с ним  случае. А кто же этот мальчик? ­ Автор рассказа ­ Виктор Юзефович Драгунский – знаменитый  детский писатель. Годы жизни: 1913 – 1972гг.   1959г. ­ «Денискины рассказы» .  Прототип главного героя  «Денискиных рассказов» ­ сын самого писателя Дениска, то есть этот мальчик и есть сын самого писателя. Итак, давайте  прочитаем, о чём же он хочет нам рассказать? Работа по тексту «Если бы я был взрослым» В.Ю.Драгунского. (стр.209) Словарная работа: Вылитый Кощей – разг.сл.перен.знач. ­ исхудалый, тощий и высокий человек как шёлковые – фраз., знач.«полностью выполняющий распоряжения кого­либо, очень послушный»  чёрный ход – здесь: вход, выход или проход, предназначенный для  каких­либо служебных или бытовых нужд. Чтение текста по ролям. ФО учителя «Словесная похвала». Г.П.И.  Дифференциация:   А. Выпишите 4 глагола  соответственно своему типу наклонения ,  определите способы их образования.  В. Определите основную мысль текста по формуле ПОПС  С.Определите стиль и тип текста по формуле ПОПС: П – позиция: Мы считаем, что … О – обоснование: Потому что… (Так как…)    Учебник, слайд   слайд    Раздаточные  материалыП – пример: Например, … (К примеру…) С – следствие: Таким образом, … Оценочный лист Критерии  оценивания №  задания Дескриптор Понимает  термины по данной  теме, анализируе т  содержание текста, создают  аргументир ованные  высказыван ия по  содержани ю текста     1     2     3     4     5     6  Оценивание: Обучающийся Верно определяет глаголы нужной  формы Правильно  определяет  способы  образования  глаголов  Раскрывает  основную мысль  текста Определяет тип  текста Определяет стиль текста Обоснует свои  ответы Конец урока              2 мин.       А. (группу оценивает лидер)     В. (группу оценивает учитель)  С. (группу оценивает учитель) Молодцы, ребята! Вижу я, что не случайно мы были с вами  приглашены в город Наклонений: много мы знаем про жителей этого  города, хорошо их изучили. Интересная и познавательная  получилась наша экскурсия.   «Праздничный салют» Давайте отблагодарим жителей чудесного города своеобразным  праздничным салютом. Я буду читать предложения, а вы поднимаете цветные сигнальные стикеры: красный стикер ­ повелительное  наклонение, желтый­сослагательное, зеленый­ изъявительное. Предложения: 1. В гостях веди(пов.накл..) себя культурно, сдержанно. 2.  Воспитанный гость обязательно спросит (изъяв. накл..), куда ему  сесть. 3.Мальчики сначала усаживают (изъяв.накл.) девочек.4.Было  бы (сослаг.накл.) неприлично выходить из­за стола во время еды.  5.Сиди (повел.накл.) за столом спокойно.6 Не размахивай  (повел.накл.)руками. 7.Хороший гость, уходя, обязательно  поблагодарит (изъяв.накл.) хозяев за гостеприимство и радушный    стикеры1 мин.        1 мин.                                2 мин.        1 мин.        3 мин. прием.   ФО учителя «Большой палец»   ­Вот и прощальный разноцветный салют мы с вами устроили  жителям города Наклонений. Думаю, они остались довольны нами,  ведь мы очень много знаем о них, уважаем их и ценим. А чтобы и вы  запомнили это путешествие, выполните, пожалуйста, дома  следующее задание:  Дифференцированное домашнее задание: А: Найдите и запишите 5 русских пословиц, имеющих в своём соста­ ве глаголы в повелительном наклонении. Подберите к ним схожие по смыслу казахские пословицы.   В: Составьте рецепт «Вкусняшка» (совет о приготовлении своего  любимого блюда) С: Напишите сочинение сказочного содержания на тему: "Жители  улицы Наклонений" Обсуждение результатов взаимооценивания  группами за весь  урок (выступления лидеров). ­ Ребята, как вы думаете, насколько мы смогли решить  проблему, поставленную нами в начале урока  и достигли ли мы  своей цели?     ­ А теперь нам пора возвращаться домой. Но приключения не  закончились! У вас еще столько интересных встреч с жителями  большой страны под названием ЛИНГВИСТИКА!  Рефлексивное самооценивание  «Незаконченное предложение».   Я сегодня узнал…                   понял…                   научился… Дополнительная информация Дифференциация Оценивание Межпредметные связи Как вы планируете  поддерживать  учащихся Как вы планируете  увидеть приобретенные  знания учащихся Соблюдение СанПиН ИКТ компетентность Связи с ценностями Физкультурная минутка.