Урок русского языка по теме: « Спряжение глаголов».
|
Цель деятельности учителя. |
Систематизировать ранее изученное о спряжении глагола; признаках безударных личных окончаний глаголов; способах определения спряжения глагола; отработка умения правильно писать безударные личные окончания глаголов в соответствии со спряжением глагола. |
|
Тип урока. |
Нестандартный урок. Урок по технологии критического мышления. Урок- исследование. |
|
Планируемые образовательные результаты. |
Предметные: знать определение спряжения глагола; личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения; уметь определять спряжение глагола; изменять глаголы по лицам и числам. Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников. Личностные : осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. |
|
Методы и формы обучения. |
Проблемный метод, наблюдение над языком, групповая работа, фронтальная, мозговой штурм, поиск ответов на проблемный вопрос, составление таблицы, кластера, алгоритма |
|
Образовательные ресурсы. |
Учебник Ладыженской Т.А., Баранова М.Т., и др. « Русский язык 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений ( в двух частях), с. 121-128. |
|
Оборудование. |
Экран, компьютер, мультимедийный проектор, цветной мел, опорные слова- карточки. |
|
Наглядно-демонстрационный материал. |
Цветной мел, опорные слова- карточки, презентация по теме урока. |
|
Основные понятия. |
Инфинитив, спряжение. |
Организационная структура урока.
|
Стадии урока |
Функции |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Формы взаимодействия |
Формируемые УУД |
Промежуточный контроль |
|
Вызов |
Мотивационная ( Стимулирование интереса к новой теме, побуждение к работе с новой информацией); Информационная ( вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме) Коммуникационная ( бесконфликтный обмен мнениями) |
-Здравствуйте, ребята!(Приветствие учащихся) Колокольчик наш звенит И урок начать велит. Слышишь звонкий голосок? - Нам пора начать урок. - На уроке сегодня у нас много гостей. Повернитесь и поприветствуйте улыбкой. - А кто же будет самым главным гостем на нашем уроке, отгадайте: Интересная часть речи В русском языке живет. Кто что делает расскажет, Чертит, пишет иль поет. Вышивает или пашет, Или забивает гол. Варит, жарит, моет, чистит – Все расскажет нам … (глагол.)
Постановка проблемы: - Проверяя домашнее упражнение в р.т., я увидела, что вы по – разному написали один глагол КОЛЫШАТСЯ – КОЛЫШУТСЯ. ( Помещаю на доску) Часть из вас считают, что надо писать КОЛЫШАТСЯ, а часть КОЛЫШУТСЯ. Кто же прав? Давайте разберёмся.
- Почему возникло затруднение? Поставьте ударение. - Какой вывод? ( окончание безударное, гласная в слабой позиции, значит нужно правило)
- В какой форме стоит глагол? ( 3 л., мн.ч. что делают?)
- Как называется изменение глаголов по лицам и числам? ( СПРЯЖЕНИЕ) - Сделайте вывод, что нам необходимо знать, чтобы правильно написать данный глагол? ( СПРЯЖЕНИЕ) - Сформулируйте тему урока. ( СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ) - Оформим тетради. - Давайте поставим цели. Что нам нужно выяснить? ( Как же правильно писать данный глагол. А значит, как правильно пишутся глаголы с безударными личными окончаниями и как нам в этом поможет спряжение.) - Спланируем достижение нашей цели: - повторим, что такое спряжение; - вспомним два типа спряжения глаголов в русском языке; - Повторим типовые окончания глаголов. - Выведем алгоритм определения правильности написания безударных окончаний глаголов. |
Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку, приветствуют гостей улыбкой.
Отвечают на вопрос.
Слушают учителя и обдумывают проблемный вопрос. Формулируют собственные мысли, высказывают своё мнение, обнаруживают затруднение из-за недостатка знаний.
В сотрудничестве с учителем и одноклассниками подходят к выводу о необходимости знаний о спряжении глаголов. Формулируют тему урока.
Оформляют тетради. Ставят цели в зависимости от проблемного вопроса. Совместно с учителем планируют достижение целей через решение учебных задач. |
фронтальная |
Познавательные: понимают познавательную задачу. Выполняют учебно- познавательные действия , осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, причинно- следственных связей, устанавливают проблему. Регулятивные: планируют в сотрудничестве с одноклассниками и учителем или самостоятельно необходимые действия , операции. Осознают недостаточность своих знаний, планируют работу и действуют по плану. Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на поставленные учителем вопросы, высказывают свою точку зрения
Личностные: Понимают значение знаний для человека, развивают желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе, вырабатывают настойчивость и упорство в достижении поставленных целей. |
Устные ответы
Устные ответы
|
|
Осмысление содержания |
Информационно- аналитическая ( получение новой информации по теме, анализ результатов ) Систематизационная ( классификация полученной информации) Мотивационная (сохранение интереса к изучаемой теме) |
Фронтальный опрос: 1. Что такое спряжение? 2. Глаголы в каком времени изменяются по лицам и числам? 3. как изменяются глаголы в прошедшем времени? Работа в группах: 1 гр. : проспрягать глаголы ПЕТЬ, ДОЖИТЬ. 2 гр.: проспрягать глаголы СМЕШИТЬ, УЛЕТЕТЬ 3 гр.: распределить окончания по типам спряжения, сверяясь с учебником. - Выполнить задание и представить результаты на доске. Сделать выводы.
Представление выполненных заданий . - Легко ли вам было спрягать данные глаголы? Почему? ( Да. Окончания ударные. ) - Как же нам быть, если окончания безударные? Вернёмся к нашему глаголу. - Мы знаем два типа спряжения глаголов. Знаем типовые окончания глаголов. Что надо определить у нашего проблемного глагола? ( СПРЯЖЕНИЕ) Как определить? Мы докопались до корня нашей проблемы. Ваши предположения? (Предположение: по начальной форме- инфинитиву.) ( Либо указать на карточку, либо на упражнение в р.т учебник с. 122 . орф. 25.) Делаем вывод: поставить глагол в неоп.ф. -инфинитив. Определить спряжение по ИНФИНИТИВУ.
- Вспомним, как определить спряжение по инфинитиву. Какие глаголы относятся ко 2 спряжению?
- Так кто же прав? Как правильно нужно написать было глагол? Докажите. Обсудите в группах( Ставим в н.ф. КОЛЫХАТЬСЯ. Определяем тип спряжения – 1 спр. Определяем форму глагола – 3л.мн. ч. В этой форме окончания – ут, -ют. Значит- КОЛЫШУТСЯ. Посмотрите , у кого неверно было. Исправьте. Упр. 138 с. 71. - Разрешили мы нашу проблему? - - Что нам помогло ? Какие знания нам потребовались? ФИЗКУЛЬМИНУТКА Это легкая забава –
|
Отвечают на поставленные вопросы, вспоминая уже полученные знания . Распределяются по группам. Назначают командира. Принимают и выполняют задание для своей группы. Организуют работу в группе, сотрудничают, анализируют и обобщают материал, придумывают форму представления материала, готовятся к презентации своего задания и выводов. Представляют своё задание другим одноклассникам по очереди . Остальные группы слушают , анализируют и усваивают данный материал, обсуждают ответы товарищей. Отвечают на вопросы учителя фронтально.
В сотрудничестве с учителем обнаруживают ключ к решению проблемного вопроса. Опираясь на орфограмму № 25, выясняют и доказывают правильность написания глагола.
Самостоятельно находят правильный вариант ответа на проблемный вопрос и доказывают , используя полученные знания о спряжении глаголов.
Обобщают знания, отвечая на вопросы учителя.
Выполняют упражнения, отдыхают. |
Групповая
фронтальная
Групповая
индивидуальная |
Познавательные: Извлекают необходимую информацию из учебника, систематизируют собственные знания, делают обобщения и выводы, приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Выдвигают предположения, гипотезы. Регулятивные: Осознают свои трудности, ищут их причины и пути преодоления, контролируют учебные действия, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: Осуществляют совместную деятельность в группах, применяют правила сотрудничества. Формируют собственные мысли, высказывают своё мнение доказательно и аргументировано. Личностные: Участвуют в исследовательском процессе, творчески представляя результаты. Осознают свои возможности в учении, причины своего успеха и неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями , старательностью, трудолюбием |
Устные ответы
Творческая работа в группах, письменная работа на доске.
Устные ответы
Устные ответы
|
|
Рефлексия |
Коммуникационная ( обмен мнениями по новой информации) Информационная ( приобретение нового знания) Мотивационная ( побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) Оценочная ( соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса) |
Составление алгоритма. Алгоритм определения спряжения: окончание ударное? * да ( определяем по нему) * нет ,. глагол оканчивается на –ить? * да ( 1 спр. Кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ) * нет , глагол- исключение? * да ( 2 спр.) * нет ( 1 спр.)
Выводы- упражнение В первом спряжении Пишат, поют, Пашат поля и железо куют, А во втором никогда не грустют, Мчатся в музеи, учиться хочут. (В первом спряжении Пишут, поют, Пашут поля и железо куют, А во втором никогда не грустят, Мчатся в музеи, учиться хотят.) - Исправьте ошибки, используя алгоритм определения спряжения. - Проверим. Итоги обсуждаемой темы: - Задайте друг другу вопросы по теме спряжение, этим мы подведём итог урока. - Что такое спряжение? - Сколько типов спряжения существует? - Как определить спряжение глаголов, если окончание ударное? - Как определить спряжение глаголов, если окончание безударное? - Для чего нужно знать типовые окончания глаголов? - Какая гласная доминирует в окончаниях глаголов 1 спр.? А 2 спр.? - Назовите окончания глаголов 3л.мн..ч. 1 спр.? 2 спр.? Самооценка: - Командиры групп оцените работу каждого в группе. - Оцените насколько вы разобрались в сегодняшней теме урока. Оцените себя. Домашнее задание: - Правило с. 121. Упр.668. |
Обдумывают составление алгоритма, высказывают свои мысли, находят очерёдность этапов алгоритма в диалоге с учителем и одноклассниками. Записывают алгоритм в тетрадях.
Выполняют упражнение, пользуясь алгоритмом. Проверяют совместно с учителем, комментируют, объясняют, доказывают.
Придумывают друг другу вопросы по теме : « СПРЯЖЕНИЕ». Задают друг другу по очереди , выслушивают , оценивают правильность ответов.
Командиры оценивают работу каждого одноклассника в группе, объясняют и анализируют . Проводят самооценку, используя жетоны.
Записывают домашнее задание в дневники. |
Фронтальная
Групповая
Групповая
индивидуальная |
Познавательные: Систематизируют полученные знания и приобретают умения составлять алгоритмы по учебным вопросам. Приобретают умения использовать полученные знания на практике. Коммуникативные: Отвечают на вопросы, составляют и задают вопросы по теме для одноклассников.
Регулятивные: Оценивают свою работу, работу одноклассников, исправляют ошибки.
Личностные: Понимают , в чём значение знаний для человека. |
Письменная работа
Письменная работа на листочках.
Устные ответы |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.