Технологическая карта урока в 5 классе по теме " Спряжение глаголов"

  • docx
  • 08.05.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Технологическая карта урока по русскому языку, 5 класс Спряжение глаголов.docx

Урок русского языка по теме: « Спряжение глаголов».

Цель деятельности учителя.

Систематизировать ранее изученное о спряжении глагола; признаках безударных личных окончаний глаголов; способах определения спряжения глагола; отработка умения правильно писать безударные личные окончания глаголов в соответствии со спряжением глагола.

Тип урока.

Нестандартный урок. Урок по технологии критического мышления. Урок- исследование.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные: знать определение спряжения глагола; личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения; уметь определять спряжение глагола; изменять глаголы по лицам и числам.

Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников.

Личностные : осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения.

Проблемный метод, наблюдение над языком, групповая работа, фронтальная, мозговой штурм, поиск ответов на  проблемный вопрос,  составление таблицы, кластера,  алгоритма

Образовательные ресурсы.

Учебник Ладыженской Т.А., Баранова М.Т., и др. « Русский язык 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений ( в двух частях), с. 121-128.

Оборудование.

Экран, компьютер, мультимедийный проектор, цветной мел, опорные слова- карточки.

Наглядно-демонстрационный материал.

Цветной мел, опорные слова- карточки, презентация по теме урока.

Основные понятия.

Инфинитив, спряжение.

 

 

Организационная структура урока.

Стадии урока

Функции

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формы взаимодействия

 Формируемые

УУД

Промежуточный контроль

Вызов

Мотивационная         ( Стимулирование интереса к новой теме, побуждение к работе с новой информацией);

Информационная     ( вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме)

Коммуникационная  ( бесконфликтный обмен мнениями)

-Здравствуйте, ребята!(Приветствие учащихся)

Колокольчик  наш  звенит

И урок  начать  велит.

Слышишь  звонкий голосок? -

Нам пора  начать  урок.

- На уроке сегодня у нас много гостей. Повернитесь и поприветствуйте улыбкой.

- А кто же будет самым главным гостем на нашем уроке, отгадайте:

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает расскажет,

Чертит, пишет иль поет.

Вышивает или пашет,

Или забивает гол.

Варит, жарит, моет, чистит –

Все расскажет нам …   (глагол.) 

 

 

 

Постановка проблемы:

- Проверяя домашнее упражнение в р.т., я увидела, что вы по – разному написали один  глагол КОЛЫШАТСЯ – КОЛЫШУТСЯ. ( Помещаю на доску) Часть из вас считают, что надо писать КОЛЫШАТСЯ, а часть КОЛЫШУТСЯ.  Кто же прав? Давайте разберёмся.

 

- Почему возникло затруднение?

Поставьте ударение.

- Какой вывод?

( окончание безударное, гласная в слабой позиции, значит нужно правило)

 

- В какой форме стоит глагол?            ( 3 л., мн.ч. что делают?)

 

- Как называется изменение глаголов по лицам и числам?  

          ( СПРЯЖЕНИЕ)

- Сделайте вывод, что нам необходимо знать, чтобы правильно написать данный глагол? ( СПРЯЖЕНИЕ)

- Сформулируйте тему урока.              ( СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ)

- Оформим тетради.

- Давайте поставим цели. Что нам нужно выяснить?

 ( Как же правильно писать данный глагол. А значит, как правильно пишутся глаголы с безударными личными окончаниями и как нам в этом поможет спряжение.)

- Спланируем достижение нашей цели:

- повторим, что такое спряжение;

- вспомним два типа спряжения глаголов в русском языке;

- Повторим типовые окончания глаголов.

- Выведем алгоритм определения правильности написания безударных окончаний глаголов.

Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку, приветствуют гостей улыбкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос.

 

 

 

 

 

 

 

Слушают учителя и обдумывают проблемный вопрос. Формулируют собственные мысли, высказывают своё мнение, обнаруживают затруднение из-за недостатка знаний.

 

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками подходят  к выводу о необходимости знаний о спряжении глаголов.

 Формулируют тему урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

Оформляют тетради.

Ставят цели в зависимости от проблемного вопроса.

Совместно с учителем планируют достижение целей через решение учебных задач.

фронтальная

Познавательные: понимают познавательную задачу. Выполняют учебно- познавательные действия , осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, причинно- следственных связей, устанавливают проблему.

Регулятивные: планируют в сотрудничестве с одноклассниками и учителем или самостоятельно необходимые действия , операции.

Осознают недостаточность своих знаний, планируют работу и действуют по плану.

Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на поставленные учителем вопросы, высказывают свою точку зрения

 

 

 

 

Личностные:

Понимают значение знаний для человека, развивают желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе, вырабатывают настойчивость и упорство в достижении поставленных целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Устные ответы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Устные ответы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осмысление содержания

Информационно- аналитическая            ( получение новой информации по теме,  анализ результатов )

Систематизационная

( классификация полученной информации)

Мотивационная (сохранение интереса к изучаемой теме)

Фронтальный опрос:

1. Что такое спряжение?

2. Глаголы в каком времени изменяются по лицам и числам?

3. как изменяются глаголы в прошедшем времени?

Работа в группах:

1 гр. : проспрягать глаголы ПЕТЬ, ДОЖИТЬ.

2 гр.: проспрягать глаголы  СМЕШИТЬ, УЛЕТЕТЬ

3 гр.: распределить окончания по типам спряжения, сверяясь с учебником.

- Выполнить задание и представить результаты  на доске. Сделать выводы.

 

Представление  выполненных заданий .

- Легко ли вам было спрягать данные глаголы?  Почему? ( Да. Окончания ударные. )

- Как же нам быть, если окончания безударные? Вернёмся к нашему глаголу.

- Мы знаем два типа спряжения глаголов. Знаем типовые окончания глаголов. Что надо определить у нашего проблемного глагола?                 ( СПРЯЖЕНИЕ) Как определить? Мы докопались до корня нашей проблемы.  Ваши предположения?

(Предположение: по начальной форме- инфинитиву.)

( Либо указать на карточку, либо на упражнение в р.т учебник  с. 122 . орф. 25.)

Делаем вывод: поставить глагол в неоп.ф. -инфинитив. Определить спряжение по ИНФИНИТИВУ.

 

- Вспомним, как определить спряжение по инфинитиву. Какие глаголы относятся ко 2 спряжению?

 

-  Так кто же прав? Как правильно нужно написать было глагол? Докажите. Обсудите в группах( Ставим в н.ф. КОЛЫХАТЬСЯ.  Определяем тип спряжения – 1 спр. Определяем форму глагола – 3л.мн. ч. В этой форме окончания – ут, -ют. Значит- КОЛЫШУТСЯ. Посмотрите , у кого неверно было. Исправьте. Упр. 138 с. 71.

- Разрешили мы нашу проблему? -     -  Что нам помогло ? Какие знания нам потребовались?

ФИЗКУЛЬМИНУТКА

Это легкая забава –
Повороты влево-вправо.
Нам известно всем давно –
Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево)
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. (Приседания)
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно.(Ходьба на месте)

 

Отвечают на поставленные вопросы, вспоминая уже полученные знания .

Распределяются по группам. Назначают командира. Принимают и выполняют задание для своей группы. Организуют работу в группе, сотрудничают, анализируют и обобщают материал, придумывают форму представления материала, готовятся к  презентации своего задания и выводов.

Представляют своё задание другим одноклассникам по очереди . Остальные группы слушают , анализируют и усваивают данный материал, обсуждают ответы товарищей.

Отвечают на вопросы учителя фронтально.

 

В  сотрудничестве с учителем обнаруживают ключ к решению проблемного вопроса.

Опираясь на орфограмму № 25, выясняют  и  доказывают правильность написания глагола.

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельно находят правильный вариант ответа на проблемный вопрос и доказывают , используя полученные знания о спряжении глаголов.

 

 

Обобщают знания, отвечая на вопросы учителя.

 

 

 

 

Выполняют упражнения, отдыхают.

 

 

 

 

 

 

 

Групповая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

фронтальная

 

 

 

 

 

Групповая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

индивидуальная

Познавательные:

Извлекают необходимую информацию из учебника, систематизируют собственные знания, делают обобщения и выводы, приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Выдвигают предположения, гипотезы.

Регулятивные:

Осознают свои трудности, ищут их причины и пути преодоления, контролируют учебные действия, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные:

Осуществляют совместную деятельность в группах, применяют правила сотрудничества. Формируют собственные мысли, высказывают своё мнение доказательно и аргументировано.

Личностные:

Участвуют в исследовательском процессе, творчески представляя результаты. 

Осознают свои возможности в учении, причины своего успеха и неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями , старательностью, трудолюбием

Устные ответы

 

 

 

 

 

 

Творческая работа в группах, письменная работа на доске.

 

 

 

Устные ответы

 

 

 

 

Устные ответы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия

Коммуникационная  ( обмен мнениями по новой информации)

Информационная        ( приобретение нового знания)

Мотивационная           ( побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)

Оценочная                  ( соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)

Составление алгоритма.

Алгоритм определения спряжения:

 окончание ударное?

* да ( определяем по нему)

* нет ,. глагол оканчивается на –ить?

         * да ( 1 спр. Кроме БРИТЬ,        СТЕЛИТЬ)

          * нет , глагол- исключение?

            * да ( 2 спр.)

            * нет ( 1 спр.)

 

Выводы- упражнение

В первом спряжении

Пишат, поют,

Пашат поля и железо куют,

А во втором никогда не грустют,

Мчатся в музеи, учиться хочут.

(В первом спряжении

Пишут, поют,

Пашут поля и железо куют,

А во втором никогда не грустят,

Мчатся в музеи, учиться хотят.)

- Исправьте ошибки, используя алгоритм определения спряжения.

- Проверим.

Итоги обсуждаемой темы:

- Задайте друг другу вопросы по теме спряжение, этим мы подведём итог урока.

- Что такое спряжение?

- Сколько типов спряжения существует?

- Как определить спряжение глаголов, если окончание ударное?

- Как определить спряжение глаголов, если окончание безударное?

- Для чего нужно знать типовые окончания глаголов?

- Какая гласная доминирует в окончаниях глаголов 1 спр.? А 2 спр.?

- Назовите окончания глаголов 3л.мн..ч. 1 спр.? 2 спр.?

Самооценка:

- Командиры групп оцените работу каждого в группе.

- Оцените насколько вы разобрались в сегодняшней теме урока. Оцените себя.

Домашнее задание:

- Правило с. 121. Упр.668.

Обдумывают составление алгоритма, высказывают свои мысли, находят очерёдность этапов алгоритма в диалоге с учителем и одноклассниками.

Записывают алгоритм в тетрадях.

 

 

 

Выполняют упражнение, пользуясь алгоритмом. Проверяют совместно с учителем, комментируют, объясняют, доказывают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Придумывают друг другу вопросы по теме : « СПРЯЖЕНИЕ».

Задают друг другу  по очереди , выслушивают , оценивают правильность ответов.

 

 

 

Командиры оценивают работу каждого одноклассника в группе, объясняют  и анализируют .

Проводят самооценку, используя жетоны.

 

 

 

 

Записывают домашнее задание в дневники.

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

Групповая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Групповая

 

 

 

 

индивидуальная

Познавательные:

Систематизируют  полученные знания и  приобретают умения составлять алгоритмы по учебным вопросам.

Приобретают умения использовать полученные знания на практике.

Коммуникативные:

Отвечают на вопросы, составляют и задают вопросы по теме для одноклассников.

 

 

 

 

Регулятивные:

Оценивают свою работу, работу одноклассников, исправляют ошибки.

 

 

Личностные:

Понимают , в чём значение знаний для человека.

Письменная работа

 

 

 

 

 

Письменная работа на листочках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Устные ответы