Технологическая карта урока в группе № 7
специальность 35.02.07 Механизация сельского хозяйства
Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Петербург - самый отвлечённый и умышленный
город на всём земном шаре.
Ф.М. Достоевский
Дисциплина |
Литература |
|||||||
ФИО преподавателя |
Ивановская Любовь Николаевна |
|||||||
Место и роль урока в изучаемой теме |
Урок 33 Раздел 2. Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века. |
|||||||
Тип урока |
урок открытия нового знания |
|||||||
Цель урока |
Учебные цели: Знакомство студентов с образом Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Содержательные - актуализировать знания студентов о Петербурге в русской литературе XIX в.; исследовать образ Петербурга и его влияние на героев романа; подвести к осмыслению главного конфликта романа — конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым. Развивающие - развивать логическое мышление, умение анализировать, работать с текстом художественного произведения, умение формулировать и излагать свою точку зрения, прислушиваться к мнению оппонентов; развивать творческие способности студентов, умение воспринимать явления интегрировано. Воспитательные – воспитывать чувство ответственности, духовности, нравственности, любви к людям, способность к сотрудничеству. Деятельностные : формирование у студентов умений реализации новых способов действия |
|||||||
Формы и методы. |
Метод: сообщение нового материала, словесно-практический с элементами беседы и самостоятельной работы. Формы:. коллективная, работа в парах, индивидуальная, фронтальная |
|||||||
Образовательные ресурсы (ЭОР) |
Г.А.Обернихина. Русский язык и литература. Литература: учебник для студ.учреждений средн. проф. Образования :в 2 ч.Ч 1 /Г.А.Обернихина,А.Г.Антонова, И.Л.Вольнова и др./; под ред.Г.А.Обернихиной.-4-е изд.,-М.:Издательский центр «Академия»,2017.-432 с.:ил. ISBN 978-5-4468-4464-7 https://www.yandex.ru/search/?text=Достоевский%20%2010%20класс%202015%20год&lr=51&clid=1882610 Видеоряд https://www.youtube.com/watch?time_continue=24&v=J1z5KLuNgbs&feature=emb_logo Презентация https://infourok.ru/prezentaciya-po-istorii-na-temu-osnovanie-sanktpeterburga-786879.html Отрывки из видеофильма https://ok.ru/video/79428979363 |
|||||||
ИКТ |
Мультимедийная презентация, компьютер, задания для групп, иллюстративный материал |
|||||||
План урока |
||||||||
Основные понятия и термины. |
Образ Петергурга, пейзаж, трактир,сцены уличной жизни,интерьер, шарманщик |
|||||||
Планируемые образовательные результаты. |
||||||||
Объём усвоения и уровень владения компетенциями |
могут продемонстрировать коммуникативные компетентности в процессе образовательной и учебно-исследовательской деятельности |
|||||||
Овладеют основами принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. |
Предметная компетентность. Умеют: выполнять задания; проявлять способность к самостоятельной работе |
|||||||
Организационная структура урока |
||||||||
Название этапа урока |
Длительность, мин |
Цель |
Деятельность преподавателя |
Деятельность студентов |
Формы организации совзаимодействия на уроке |
Универсальные учебные действия. |
||
Организационный момент |
1-2 мин. |
Эмоциональная, психологическая подготовка студентов к уроку. |
Приветствие студентов, проверка готовности к уроку. Внутренняя и внешняя готовность к уроку. Самоконтроль.
|
Организация внимания |
Фронтальная. |
Личностные: - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов. Коммуникативные:- формирование атмосферы сотрудничества и творчества Регулятивные: волевая саморегуляция. |
||
Мотивация к учебной деятельности |
4мин |
Мотивационная подготовка студентов к уроку |
Давно стихами говорит НеваСтраницей Гоголя ложится Невский. Весь Летний сад - Онегина глава. О Блоке вспоминают Острова, А по Разъезжей бродит Достоевский. С.Я.Маршак Беседа об удивительно красивом городе, построенном по замыслу Петра Великого на берегах Невы в начале XVIII века. |
Сообщение об истории создания Петербурга
Восприятие. Отвечают на вопросы Высказывают предположения о цели урока |
Фронтальная. |
Личностные: - формирование мотивов достижения целей. Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи. |
||
Актуализация опорных знаний. |
8 мин |
Актуализация знаний студентов и подготовки для создания проблемной ситуации |
1.Организует беседу по вопросам 2. Предлагает посмотреть видеоряд: соло Ролана Быкова в классической экранизации одноимённой повести Н. В. Гоголя как средство актуализации знаний учащихся и подготовки для создания проблемной ситуации https://www.ivi.ru/watch/33921 .3.Использует материалы ЭОР № 1 как средство актуализации студентов и подготовки для создания проблемной ситуации.
|
1.Отвечают на вопросы 2. Подборают и записывают в тетрадь эпитеты к слову Пете5рбург.
|
Групповая |
Познавательные: рефлексия Личностные: - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития учебных мотивов. Коммуникативные: - понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентировка на позицию партнера в общении и взаимодействии |
||
Создание учебно-проблемной ситуации и формулирование учебной задачи |
5мин |
Обсуждение проблемных вопросов, формулирование собственного мнения и аргументация его. |
1.Читает отрывок из «Петербургской летописи» 2 Организует беседу для совместного целеполагания. |
Строят развернутый ответна поставленный вопрос. |
Групповая |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. Познавательные: поиск необходимой информации; смысловое чтение; построение логической цепи рассуждения. |
||
Работа над темой урока
|
8 мин |
Построение развернутого ответа на поставленный вопрос |
Работает по теме урока. 1.Оценивает сообщения студентов.. 2.Обращается к содержанию электронного ресурса. ЭОР 2. Сцены 2, 4 www.fcior.edu.ru: http://www.fcior.edu.ru/card/28411/obraz-peterburga-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie-bazovoe-izuchenie.html 3. Определяет учебный ЭОР, формулирует задание 4.Чтение выводов (по сообщениям студентов) на экране: |
.1.Сообщения : а) Петербург в творчестве Пушкина. б) Петербург в творчестве Гоголя. в) Петербург в творчестве Некрасова 2.3.Восприятие информации в текстовой и аудиовизуальной форме 4.Запись выво-дов в тетрадь |
Индивидуальная
|
Формирование регулятивных и познавательных УУД.
|
||
Закрепление изученного материала, формулирование вывода |
8 мин |
Построение развернутого ответа на поставленный вопрос. Участие в обсуждении проблемных вопросов, формулирование собственного мнения и аргументация его
|
1.Организация вводной беседы. 2.Работа с текстом. - Что говорят о Петербурге герои романа? ЭОР 2. Сцена 3 Выполняют задание -Каким мы видим Петербург с первых страниц романа? (Подбор эпитетов.) -- Какие чувства у вас вызывает этот город? Помощь при обобщении, формулировании выводов Вс-Впомните схему анализа образа гогорода: из каких частей она состоит? ОБРАЗ ГОРОДА: 1. 1.пейзажи 2. 2.сцены уличной жизни 3 3..интерьеры |
Выполняют задания на сопоставление героя и его высказывания о Петербурге Подбирают и фиксируют в столбик справа эпитеты. Формулируюти. фиксируют выводы. |
Групповая |
Познавательные: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Личностные: работа в команде.
|
||
Итоги урока. Рефлексия. А) Письменный опрос. Б) Беседа |
5 мин |
Подведение итогов услышанного и увиденного на уроке |
Предлагает 1.заполнить таблицу (раздаточный материал.) Приложение 1. 2.Синквейн. Петербург.Достоевского. |
Заполняют таблицу |
Индивидуальная работа. Самоконтроль фронтаая |
Личностные: -формирование границ «знания» и «незнания». Коммуникативные: -учёт разных мнений и стремление к координации позиций в сотрудничестве, Регулятивные: - внесение корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Познавательные: - выделение информации, - структурирование знания
|
||
Домашнее задание |
5 мин |
|
Объясняет д/з Сформированы 4 группы 1.Интерьер (комната, квартира) 2.Улица (перекрестки, площади, мосты). 3. Трактир. 4. Цвет города. Задание: по карточкам-путеводителям найдите отрывок из текста и подберите, используя ЭОРы, ЦОРы, к ним иллюстрации художников, видеофрагменты.. |
1. Знакомятся с правилами выполнения д/з и критериями оценок.. 2.Записывают д/з в тетрадь |
Индивидуальная |
Познавательные: соотносят д/з с изученным материалом. Регулятивные: оценивают степень сложности задания; Коммуникативные: формулируют вопросы по д/з.
|
||
Работа с таблицей Приложение 1
ЗНАЛ |
ЗНАЮ |
ХОЧУ УЗНАТЬ |
Красивый город Северная столица |
Город контрастов: красивые проспекты и узкие улочки, грязь, вонь |
|
Река Нева |
Город, где совершаются преступления |
|
Белые ночи |
Город униженных и оскорблённых |
|
город рек и каналов |
Город, в котором невозможно быть |
|
Музей под открытым небом |
Город одиночества |
|
Разводные мосты |
|
|
2 .КАРТОЧКИ-ПУТЕВОДИТЕЛИ для д/з: Приложение 2
1.Интерьер (комната, квартира):
Ч.1, гл.1,
Ч.1, гл.2,
Ч. 1, гл. 2,
Ч.1, гл.3,
Ч.3, гл. 5,
Ч.4, гл.4,
Ч.4, гл.5.
2. Улица (перекрестки, площади, мосты):
Ч.1, гл.1,
Ч.1, гл.5,
Ч.2, гл.2,
Ч.2, гл.1,
Ч.2, гл.6,
Ч.5, гл 5,
Ч.6, гл.8
3. Трактир:
Ч.1,гл.1
Ч.1, гл 2
Ч.2, гл.6,
4. Цвет города: (желтый и красный)
По тексту (можно дать опережающим заданием для ученика с высокой учебной мотивацией)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.