Формирование УУД на уроках внеклассного чтения в 6 классе. Литература, 6 класс Урок внеклассного чтения Тема: В. Крапивин «Дети синего фламинго». Жизненные ценности для детей.
Оценка 4.8

Формирование УУД на уроках внеклассного чтения в 6 классе. Литература, 6 класс Урок внеклассного чтения Тема: В. Крапивин «Дети синего фламинго». Жизненные ценности для детей.

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
7 кл—11 кл
02.12.2020
Формирование УУД на уроках внеклассного чтения в 6 классе. Литература, 6 класс Урок внеклассного чтения Тема: В. Крапивин  «Дети синего фламинго».  Жизненные ценности для детей.
Урок внеклассного чтения в 6 кл.doc

Лапковская Наталья Владимировна,

учитель высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ №56», г. Новокузнецк.

Формирование УУД на уроках внеклассного чтения в 6 классе.

Федеральные государственные образовательные стандарты провозглашают формирование универсальных учебных действий как приоритетных в современном образовании. Овладение обучающимися универсальными учебными действиями дает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Уроки литературы дают огромную возможность педагогам в формировании универсальных учебных действий обучающихся различными методами и способами,  а обучающимся проявлять творчество для успешного овладения УУД. Среди всего многообразия тем и форм уроков литературы уроки внеклассного чтения в полной мере отвечают идеям ФГОС, позволяют лучшим способом объединить аудиторную и внеаудиторную деятельность, а также включиться обучающимся в проектную деятельность.

Задача  уроков  внеклассного  чтения  состоит  в том,  чтобы  расширять  круг  чтения обучающихся,  формировать  интерес  к произведениям  мировой  литературы,  развивать на лучших  образцах  русской  классики  художественный  вкус  школьников,  закреплять полученные  на уроках  по основному  курсу  знания  и умения,  анализировать художественное  произведение. 

Урок внеклассного чтения в 6 классе по повести В. Крапивина «Дети синего фламинго» проводится на основе прочитанного дома текста. На занятиях по внеурочной деятельности дети  выполняли некоторые задания для подготовки к уроку: экранизация эпизода повести, создание брошюры с творческими заданиями по содержанию повести (кроссворд, тест, ребус), создание мультимедийной презентации и иллюстраций к тексту.

Литература, 6 класс

Урок внеклассного чтения

Тема: В. Крапивин  «Дети синего фламинго».  Жизненные ценности для детей.

 

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

I. Цель урока.

 

Разбираем проблемы произведения «Дети синего фламинго» и анализируем процесс понимания героями рассказа жизненных ценностей.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную.

2. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

3. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

4. Пользоваться словарями, справочниками.

5. Осуществлять анализ и синтез.

6. Устанавливать причинно-следственные связи.

7. Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.

Технология оценивания

На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?

Какую оценку ты себе ставишь?

Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где требуется применить знания либо по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично».

Максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.

II. Работа с текстом.

1. Формулирование темы урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Работа с текстом. Анализ текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Творческая работа по тексту.

 

ДЕТИ СИНЕГО ФЛАМИНГО

Это повесть о самом обычном мальчике Жене, который попал в самую фантастическую страну. Ему предстояла важная миссия – он должен был вывести из строя дракона и освободить народ острова Двид от его гнёта. Однако это было ловушкой. Женю нарочно заманили на остров для того, чтобы расправиться с ним.

Всё это было нужно правителю острова, чтобы показать народу непобедимость дракона и, убедить народ в том, что легенда о спасении острова – всего лишь сказка. Но Женя не отчаялся, он нашёл друзей. Один, из которых Юлька – мальчик из города, где жил Женя, его знакомый. Юльку, как и Женьку, заманили на остров, а все его родные считали его утонувшим.

Вместе мальчики победили ящера, преодолевая все невзгоды. В этом им помогла синяя птица. К сожалению, птица погибла. А её птенцы остались без матери. Тогда Юлька остался на острове, чтобы выходить птенцов, а Женька вернулся домой. Но потом Юлька тоже вернулся домой. И теперь часто в небе кружили дети синего фламинго.

– Какие вопросы могут возникнуть?

Формулируем тему урока:

Попробуйте сформулировать основную тему повести В. Крапивина.

 

- Что сближает главного героя рассказа с героями книг Л.Н. Толстого, М. Горького?

-Расскажите о главном герое. (беседа)

-Посмотрим презентацию, знакомящую нас подробно с главными героями повести. (просмотр презентации, созданной обучающимися класса)

- Как Женька оказался на острове Двид? (пересказ)

- Зачем было необходимо создание Ящера? Что об этом говорит Тахомир Тихо? (пересказ с цитированием)

-Что повествует Древняя легенда острова о Ящере и его уничтожении? (пересказ с цитированием)

- Посмотрим экранизацию Древней легенды. (просмотр экранизации, созданной обучающимися класса)

 - Как Дуг объясняет, зачем на остров заманили Женьку? (работа с текстом: найти и зачитать эпизод)

- По каким законам живут люди на острове Двид? (беседа) 

- По каким законам живут дети на бастионах? (беседа)

- Расскажите о синем фламинго. Символом чего может быть эта птица? (беседа)

- Посмотрим иллюстрации к тексту. (просмотр иллюстраций, созданных обучающимися класса)

- Какие события сближают Женьку и Юльку? (пересказ)

- Расскажите о поступках Юльки. Почему Юльку мучит совесть? Как Юлька хочет искупить вину? (пересказ с цитированием)

- О чем вспоминают мальчики по ночам? (беседа)

- Как детям удалось победить Ящера? Какие качества помогли им? (беседа)

- Почему Юлька отказался вернуться домой? (пересказ с цитированием)

- Что понял Женька, пережив приключение? Что стало самым важным для него? (предположения детей)

- Как вы думаете, что стало важным для Юльки и чему научило его это приключение? (предположения детей)

 

 

  1. – Составьте литературные портреты Женьки и Юльки (работа в группах).  Презентация полученных работ.
  2. Выполнение творческих заданий, созданных обучающимися класса. (Проверку проводят дети, создававшие задания).

III. Итог урока.

  1. Отвечаем на главный вопрос урока: Что понимает Женька и Юлька, пережив приключения на острове Двид?
  2. Оценки за урок (все обучающиеся должны получить высокие баллы)

 

 

IV. Домашнее задание к следующему уроку внеклассного чтения.

1.      (по желанию) Исследовательская работа «Различия в сюжетах повести В.Крапивина «Дети синего фламинго» и фильма А.Мамедова «Легенда острова Двид» (2010г.)

2.      Чтение произведения А.Жвалевского и Е.Пастернак «Время всегда хорошее». Выполнение индивидуальных заданий (на занятиях по внеурочной деятельности).

 


Лапковская Наталья Владимировна, учитель высшей квалификационной категории

Лапковская Наталья Владимировна, учитель высшей квалификационной категории

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?

Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.12.2020