Лапковская Наталья Владимировна,
учитель высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ №56», г. Новокузнецк.
Формирование УУД на уроках внеклассного чтения в 6 классе.
Федеральные государственные образовательные стандарты провозглашают формирование универсальных учебных действий как приоритетных в современном образовании. Овладение обучающимися универсальными учебными действиями дает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Уроки литературы дают огромную возможность педагогам в формировании универсальных учебных действий обучающихся различными методами и способами, а обучающимся проявлять творчество для успешного овладения УУД. Среди всего многообразия тем и форм уроков литературы уроки внеклассного чтения в полной мере отвечают идеям ФГОС, позволяют лучшим способом объединить аудиторную и внеаудиторную деятельность, а также включиться обучающимся в проектную деятельность.
Задача уроков внеклассного чтения состоит в том, чтобы расширять круг чтения обучающихся, формировать интерес к произведениям мировой литературы, развивать на лучших образцах русской классики художественный вкус школьников, закреплять полученные на уроках по основному курсу знания и умения, анализировать художественное произведение.
Урок внеклассного чтения в 6 классе по повести В. Крапивина «Дети синего фламинго» проводится на основе прочитанного дома текста. На занятиях по внеурочной деятельности дети выполняли некоторые задания для подготовки к уроку: экранизация эпизода повести, создание брошюры с творческими заданиями по содержанию повести (кроссворд, тест, ребус), создание мультимедийной презентации и иллюстраций к тексту.
Литература, 6 класс
Урок внеклассного чтения
Тема: В. Крапивин «Дети синего фламинго». Жизненные ценности для детей.
Этапы урока |
Содержание |
Формирование УУД и технология оценивания |
I. Цель урока.
|
Разбираем проблемы произведения «Дети синего фламинго» и анализируем процесс понимания героями рассказа жизненных ценностей. |
Регулятивные УУД 1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. 2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Познавательные УУД 1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную. 2. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения. 3. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно. 4. Пользоваться словарями, справочниками. 5. Осуществлять анализ и синтез. 6. Устанавливать причинно-следственные связи. 7. Строить рассуждения. Коммуникативные УУД 1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. 3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. 4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. Личностные результаты 1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. 2. Формирование восприятия текста как произведения искусства. Технология оценивания На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена. АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ (вопросы к ученику): 1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате? 2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)? 4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)? Какую оценку ты себе ставишь? Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично». Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где требуется применить знания либо по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично». Максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений. |
II. Работа с текстом. 1. Формулирование темы урока.
2. Работа с текстом. Анализ текста.
3. Творческая работа по тексту.
|
ДЕТИ СИНЕГО ФЛАМИНГО Это повесть о самом обычном мальчике Жене, который попал в самую фантастическую страну. Ему предстояла важная миссия – он должен был вывести из строя дракона и освободить народ острова Двид от его гнёта. Однако это было ловушкой. Женю нарочно заманили на остров для того, чтобы расправиться с ним. Всё это было нужно правителю острова, чтобы показать народу непобедимость дракона и, убедить народ в том, что легенда о спасении острова – всего лишь сказка. Но Женя не отчаялся, он нашёл друзей. Один, из которых Юлька – мальчик из города, где жил Женя, его знакомый. Юльку, как и Женьку, заманили на остров, а все его родные считали его утонувшим. Вместе мальчики победили ящера, преодолевая все невзгоды. В этом им помогла синяя птица. К сожалению, птица погибла. А её птенцы остались без матери. Тогда Юлька остался на острове, чтобы выходить птенцов, а Женька вернулся домой. Но потом Юлька тоже вернулся домой. И теперь часто в небе кружили дети синего фламинго. – Какие вопросы могут возникнуть? Формулируем тему урока: – Попробуйте сформулировать основную тему повести В. Крапивина.
- Что сближает главного героя рассказа с героями книг Л.Н. Толстого, М. Горького? -Расскажите о главном герое. (беседа) -Посмотрим презентацию, знакомящую нас подробно с главными героями повести. (просмотр презентации, созданной обучающимися класса) - Как Женька оказался на острове Двид? (пересказ) - Зачем было необходимо создание Ящера? Что об этом говорит Тахомир Тихо? (пересказ с цитированием) -Что повествует Древняя легенда острова о Ящере и его уничтожении? (пересказ с цитированием) - Посмотрим экранизацию Древней легенды. (просмотр экранизации, созданной обучающимися класса) - Как Дуг объясняет, зачем на остров заманили Женьку? (работа с текстом: найти и зачитать эпизод) - По каким законам живут люди на острове Двид? (беседа) - По каким законам живут дети на бастионах? (беседа) - Расскажите о синем фламинго. Символом чего может быть эта птица? (беседа) - Посмотрим иллюстрации к тексту. (просмотр иллюстраций, созданных обучающимися класса) - Какие события сближают Женьку и Юльку? (пересказ) - Расскажите о поступках Юльки. Почему Юльку мучит совесть? Как Юлька хочет искупить вину? (пересказ с цитированием) - О чем вспоминают мальчики по ночам? (беседа) - Как детям удалось победить Ящера? Какие качества помогли им? (беседа) - Почему Юлька отказался вернуться домой? (пересказ с цитированием) - Что понял Женька, пережив приключение? Что стало самым важным для него? (предположения детей) - Как вы думаете, что стало важным для Юльки и чему научило его это приключение? (предположения детей)
|
|
III. Итог урока. |
|
|
IV. Домашнее задание к следующему уроку внеклассного чтения. |
1. (по желанию) Исследовательская работа «Различия в сюжетах повести В.Крапивина «Дети синего фламинго» и фильма А.Мамедова «Легенда острова Двид» (2010г.) 2. Чтение произведения А.Жвалевского и Е.Пастернак «Время всегда хорошее». Выполнение индивидуальных заданий (на занятиях по внеурочной деятельности). |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.