Урок по литературному чтению
Учитель: Кулманакова Ирина Александровна
Предмет: литературное чтение
Тема: В. Осеева «Плохо»
Уровень образования: начальное общее образование
Тип урока: урок открытия новых знаний
Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная
Участники: ученики 1 класса МАОУ «СОШ № 3 г. Черепанова»
УМК: Школа России
Цель: создание условий для формирования представления о жанре «рассказ», для развития умения слушать и слышать литературные произведения о сверстниках, высказывать свое отношение к поступкам героев.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Предметные:
- обучающиеся научатся прогнозировать содержание произведения;
- анализировать художественный текст, читать выразительно.
-объяснять лексическое значение слов, используя толковый словарь;
- находить в тексте информацию о героях произведения;
-характеризовать героев, осознавать авторское и собственное отношение к персонажам.
Личностные УУД: обучающийся научится давать нравственно-этическую оценку поступкам главных героев произведения, оценивают свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.); задумываться над собственным поведением.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: обучающийся научится работать в сотрудничестве с учителем, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу, сохранять доброжелательное отношение друг к другу в учебной деятельности.
Коммуникативные УУД: обучающийся научится работать в парах, группах, составлять высказывания о героях и их поступках, выслушивать мнение одноклассников.
Познавательные УУД: обучающийся научится выделять и формулировать цель урока, выразительно читать рассказ В.Осеевой «Плохо», находить главную мысль художественного произведения, осуществлять поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе, интернет сети.
Основные понятия: припадая, взъерошенный, гневно
Межпредметные связи: окружающий мир, музыка, изобразительное искусство
Ресурсы: - литература
1. Литературное чтение. Учебник для 1 класса начальной школы. В 2 частях. Часть 2. Составитель: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. – Москва: Просвещение, 2021 год.
2. С. И. Ожегов. Толковый словарь. – Москва: «АЗЪ», 1996 год.
- медиапродукты: авторская презентации учителя, музыкальная физминутка
- Интернет ресурсы: МЭО, Учи.ру, Gufo. Me
Оборудование: мультимедийное оборудование, карточки для групповой работы; магниты, смайлики, ЭОР - Gufo. me (словари и энциклопедии), МЭО, Учи.ру.
Технологическая карта урока
Этап урока/ время |
Основные цели этапа |
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся |
Информационные ресурсы и инструментарий |
Формы оценивания |
Варианты работы |
I этап. Мотивация и целеполагание
|
мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки |
Приветствует обучающихся. Друзья мои, я очень рада Войти в приветливый ваш класс, И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз. Улыбнитесь друг другу. Тихонько сели.
Речевая разминка. Работа со скороговоркой. Котик ниток клубок, укатил в уголок. - Прочитайте скороговорку четко, проговаривая каждый звук. - Произнесите скороговорку с разной интонацией: удивление, испуг, радость. - Представьте и расскажите, какой был котик? |
Приветствуют учителя. Настраиваются на урок.
Работают со скороговоркой
|
СЛАЙД 1- создание эмоционального настроя
СЛАЙД 2 – скороговорка |
Словесная оценка «Молодец, хорошо» Устный опрос
|
фронтальная
|
II этап. Актуализация знаний
|
Актуализация и обобщение имеющихся у ученика знаний по данной теме. Выявление устойчивого интереса к изучаемой теме, мотивирование ученика к учебной деятельности.
|
Создает эмоциональный настрой. Вызывает интерес к теме урока, обобщает имеющиеся у учеников знания по данной теме. Оформляет выставку книг.
Валентина Осеева сочиняла для ребят сказки, писала пьесы и любила ставить их с детьми. Именно по просьбе детей она отнесла свои рассказы в издательство. - Сегодня мы познакомимся с произведением В. Осеевой. - Вспомните, какие произведения вы знаете. - Прочитайте сведения на Учи.ру. ответьте на вопросы в разделе «Об авторе»
|
Просмотр презентации: - портрет В.Осеевой, - иллюстрации из книг, - слушают и рассказ учителя, работают с интернет-ресурсом на Учи.ру, Рассматривают иллюстрации из прочитанных произведений |
СЛАЙД 3- портрет В.Осеевой https://uchi.ru/literature-club/teacher/books (раздел Литературный кружок 1 класс Школа Росии, знакомство с биографией) СЛАЙД 4- иллюстрации из произведений
|
Словесная оценка «Молодец, хорошо» Беседа
|
Фронтальная,
|
III этап. Постановка учебной задачи
|
Совместно с учениками определить задачи, которые нужно будет выполнить на уроке |
Формулирует тему и цели урока вместе с детьми. Выслушивает детей, развивает речь учащихся. - Отгадайте загадку: Глазищи, усищи, хвостище, Беседа о кошках. - А какое значение в жизни
людей имеют коты? - Как вы думаете, с каким произведением В. Осеевой мы будем знакомиться? - Кто будет главным героем нашего произведения? - Сформулируйте задачи урока. Что мы будем делать на уроке? - Мы сегодня мы познакомимся рассказом В. Осеевой «Плохо», научимся выразительно читать, передавая собственное отношение к событиям в тексте. - Давайте задумаемся с вами, о чем может пойти речь в рассказе? - Почему В. Осеева дала такое название? Учит детей работать с толковым словарем С. Ожегова и интернет-ресурсом по ссылке на сайт Gufo. Me.
- В тексте вам встретятся незнакомые слова. Попробуем объяснить их значение. (Гневно – сердито. Взъерошенный – лохматый. Яростно – сердито)
|
Работают с загадкой, с целью поиска и выделения необходимой информации.
Диалог с учителем, дети рассказывают о своем питомце.
Просмотр презентации о кошках.
Выход на тему урока.
Вспоминают и анализируют имеющиеся знания.
Работают в группах – одни со словарем, другие с интернет ресурсами |
СЛАЙД 5- Рассматривают кошек разной породы и рассказывают о своем питомце
Учащиеся находят в толковом словаре С.Ожегова лексическое значение слова с.130, с.183, с.906 http://gufo.me/oje_a https://gufo.me/search?term=%D1%8F%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%BE (яростно) Gufo.me — словари и энциклопедии (взъерошенный) Gufo.me — словари и энциклопедии (гневно)
|
Словесная оценка «Молодец, хорошо»
Рассказ учащихся, сообщения
Индивидуальные задания |
фронтальная, групповая работа под руководством учителя.
|
IV этап. Изучение нового материала 1. Работа с текстом до чтения (антиципация). 2.Выявление первичного восприятия текста. |
Организация работы детей по изучению новой информации. Постановка учебной проблемы. Осмысление новой информации
|
Настраивает на первичное восприятие текста - Рассмотрите иллюстрацию на с.62. Кто на ней изображен? - Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе?
Слушание текста
|
Систематизируют информацию до её изучения. Отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения.
|
https://media.prosv.ru/content/item/reader/7700/ (Электронная форма учебника 2 ч.Просвещение)
Используется прием из технологии развитие критического мышления «Продуктивное чтение» https://ui.mob-edu.ru/ui/index.html#/bookshelf/course/125/topic/700/lesson/2415 (МЭО, рубрика Читаем)
|
Беседа
|
фронтальная, индивидуальная под руководством учителя.
|
V. Первичное закрепление Повторное чтение текста и концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
|
Организация работы детей по закреплению нового материала, выявление возникших затруднений. |
Организует работу по закреплению изученного материала - Прочитайте самостоятельно этот рассказ, определите главную мысль. - Какая главная мысль произведения? - Как вы думаете, почему автор сделал героями не только мальчиков, но и котенка? - Найдите отрывок, в котором дается описание котенка. - Как автор описал собаку? - Как вы думаете, за что женщина осудила ребят? - Найдите строки, которые подходят к иллюстрации в учебнике. - Как бы вы поступили на месте ребят? Могли ли они помочь? Каким образом? |
Анализируют собственные мыслительные операции и чувства. Читают и анализируют произведение.
|
Работа с текстом произведения.
|
Чтение текста Беседа Динамическая см.р
Словесная оценка |
Фронтальная под руководством учителя
|
Физминутка музыкальная
|
организация процесса релаксации |
Организует подвижный отдых на уроке
|
Выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения. |
СЛАЙД Танцевальные движения под музыку. |
|
Физкультурная пауза |
VI этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Включение новых знаний в систему знаний и повторение
Выступление групп. |
Организация самостоятельной работы детей по применению новых знаний с самопроверкой |
Контролирует работу групп, при необходимости оказывает помощь. Работа в группах (карточки) 1гр. Откройте конверт. Прочитайте задание. 1) Задание: восстановить последовательность событий. 1. Собака и котенок. 2. Мальчики стояли и смотрели. 3. Как вам не стыдно. 4. Вот это и плохо!
2/3 гр. Выполняют тестовую работу на МЭО
4 гр. – Найди значения слов (МЭО) 5 гр. Инсценировка - Ребята, а если бы у вас была возможность – изменить окончание рассказа, как бы вы его закончили. Как нужно было поступить мальчикам правильно? (выслушиваются ответы) - А теперь давайте посмотрим, что у вас получилось. (инсценировка с измененным концом рассказа)
|
Работают в группах
Обмениваются мнениями друг с другом, аргументируя свою точку зрения; стараются быть внимательными друг к другу; Выступление представителей из групп или всей группы. Оценивание работы всей группы и отдельных учащихся. |
1 группа работает с планом.
2, 3, 4 группы – работа с интернет-ресурсом (МЭО в разделе «Тренируемся. Тест 1/Тест 2, Значения слов https://ui.mob-edu.ru/ui/index.html#/bookshelf/course/125/topic/700/lesson/2415
5 группа (хорошо читающие дети) - (карточки с текстом – женщина, мальчики, автор). |
Задания с развернутым ответом
- восстанови порядок событий
- тестовая работа
- см.р. с текстом |
групповая, самостоятельная работа, под руководством учителя. Класс делится на группы, получает задание и работает 5-7 мин.
|
VI этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
|
Фиксация нового содержания урока. Организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности. |
Организует деятельность детей по самооценке
- Смогли мы ответить на вопрос, который возник в начале урока: - Какая главная идея этого произведения? - В каких словах содержится главная мысль? Кто их произносит? - Хотелось ли вам иметь таких друзей? - Почему? - Какой же урок можно вынести из рассказа В.Осеевой? - Посмотрите на слайд. Определите, какая пословица может являться выводом рассказа В. Осеевой «Плохо». Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Равнодушие — корень всех зол на свете. Не стыдно помогать, стыдно в стороне стоять. Старый друг лучше новых двух.
Выполнение тестовой работы. - Какая работа на уроке вам понравилась? Дополните фразы: - Сегодня я узнал… - В ходе работы удалось научиться… - Порадовался тому, что… -Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – веселый смайлик. -Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – простой смайлик. -Если не разобрались в теме, не всё поняли, вам ещё необходима помощь – грустный смайлик. Пусть каждый день |
Соотносят новую информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.
Отвечают на вопросы учителя.
Формируют конечный результат своей работы.
Самооценка и самоопределение.
|
СЛАЙД с пословицами
https://uchi.ru/teachers/cards/443103?back_path=https://uchi.ru/literature-club/teacher/books&congrat_path=https://uchi.ru/literature-club/teacher/books
СЛАЙД Учащиеся оценивают свою работу на уроке, изображения на слайде служат опорой для выбора ответа
|
Беседа Объяснения учащихся Динамическая см.р – тестовая работа на Учи.ру
Рефлексивные задания |
фронтальная, индивидуальная
|
VII. Домашнее задание.
|
Организация самостоятельной работы дома. |
Нацеливает на выполнение домашнего задания Подготовить выразительное чтение, нарисовать иллюстрацию. |
Записывают заданис.63-64 читать, выполнить оставшиеся задания на МЭО |
https://ui.mob-edu.ru/ui/index.html#/bookshelf/course/125/topic/700/lesson/2415
|
|
фронтальная |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.