Биология
9 класс
Тема : Вид. Критерии вида.
Тип урока Проблемный
Цели урока: создать условия для развития умений формулировать определение вид и критерии вида, описывать взаимосвязи и риски устойчивого развития экосистемы «биосфера-вид», объяснять причины экологической проблемы исчезновения видов в процессе практической работы для обоснованной аргументации своего нравственного выбора по вопросам сохранения видов.
Учебная задача:
• формулировать определение (выявлять существенные признаки понятия) вид и критерии вида, описывать взаимосвязи и риски устойчивого развития экосистемы «биосфера-вид», объяснять причины экологической проблемы исчезновения видов в процессе практической работы для обоснованной аргументации своего нравственного выбора по вопросам сохранения видов.
Планируемые результаты:
• Предметные: сформировать знания о виде и критериях вида, о причинах экологических проблем в прошлом, настоящем и будущем.
• Личностные: формирование основ экологического сознания, экологически ориентированной рефлексии и самооценки.
• Метапредметные: отработка умений наблюдать, описывать, измерять и определять изучаемые объекты, фиксировать и объяснять полученные результаты, прогнозировать и оценивать экологические последствия деятельности человека для окружающей среды, здоровья и безопасности человека.
Ресурсы урока: раздаточный материал по критериям вида, открытки с изображением медведей, ежей, лютиков, живые объекты: хлорофитум. Мультимедийный проектор, экран.
Межпредметные понятия и связи: Зелёные аксиомы- биологическое разнообразие, границы дозволенного, слабое звено; окружающая среда, ареал.
Цель этапа |
Содержание педагогического взаимодействия |
Формирование УУД (познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные. |
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||
Мотивация учебной деятельности Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. Поиск формулирования темы через решение проблемного вопроса |
Создание эмоционального настроя через постановку проблемного вопроса. (показ кроссовера) |
Смотрят и анализируют Кроссовер на экране |
Быстрое включение в деловой ритм |
Постановка учебной задачи. |
Предлагает дать определение понятию «вид», которые искали по дополнительной литературе при подготовке к уроку. |
Вывешивают в напечатанном виде на доску приготовленные определения. |
Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. Регулятивные: принимают учебную задачу. |
Актуализация знаний и затруднений в деятельности. |
Предлагает учащимся выделить 8 критериев и проделать лабораторную работу. Цель: обеспечение восприятия, осмысления, первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения, подготовка мышления учащихся и организация ими внутренней потребности к построению учебных действий |
Выделяют 8 критериев вида, выполняют лабораторную работу с растением традесканция. Дают определение морфологическому критерию. Фиксируют индивидуальные затруднения в пробном действии по усвоению данной темы. |
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные: высказывают своё мнение, прислушиваются к мнению другого.
|
Применение знаний и умений в новой ситуации. |
Выполнение лабораторной работы в группах по карточкам. |
Находят по карточкам морфологические признаки, делают вывод. Делают сообщение
|
Познавательны: умение использовать знания для определения морфологического критерия. Коммукативные: умение использовать работу в группе |
Включение изученного в систему знаний |
Читает задачи. Предлагает найти ответ и объяснить |
Объясняют о каких критериях идет речь в прочитанном отрывке? О разных или об одном виде идет речь в отрывке? Делают вывод по прочитанному отрывку. |
Познавательные: используют полученные знания для решения задач. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию. |
Рефлексия учебной деятельности |
возвращается к вопросу, поставленному в начале урока. «Почему мы пользуемся определением понятию вид из учебника?».
|
Отвечают на вопрос. Обсуждают в группе. Анализируют. Подводят итог. Заполняют схему с «Зелёными аксиомами» |
Познавательные: решают учебную задачу. Коммуникативные: умеют работать в группе, задавать вопросы, понимать речь других. |
Информация о домашнем задании. |
Комментирует задание |
Параграф учебника, вопросы в конце параграфа, приготовить сообщения о редких видах НСО. |
Регулятивные: принимают учебную задачу. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.