Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №83»
Заводского района города Саратова
Тема внеклассного мероприятия: «Земля – наш общий дом»
Технологическая карта внеклассного мероприятия
Класс: 3
Тема урока: «Земля – наш дом родной».
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в неё новых элементов.
Тип урока: внеклассное мероприятие.
Задачи урока:
Предметные
- познакомить с экологическими проблемами и правилами поведения в природе;
- формировать экологическое сознание и чувство уважение к планете Земля;
- закрепить знание о флоре и фауне планеты Земля;
-вызвать беспокойство за экологическое состояние планеты, и желание созидательно взаимодействовать с природой;
- развивать интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру;
- воспитывать патриотическое отношение к своему городу, желание посильной помощи в выравнивании экологической обстановки в родном городе.
Личностные
Формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.
Метапредметные
Регулятивные: формировать умения определять и формулировать цель с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характер сделанных ошибок; высказывать своё предложение.
Коммуникативные: формировать умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Познавательные:
Общеучебные: умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание, самостоятельно формулировать познавательную цель, рефлексия способов и условий действия.
Логические: формировать умения анализировать объекты с целью выделения признаков, формулировать проблему.
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Ход урока |
Универсальные учебные действия |
1. Самоопреде ление к деятельности. Организационный момент. |
Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. |
Подготовка класса к работе. Приветствует учителя, проверяют свою готовность к уроку. |
У: - Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. - К нам в класс пришли гости. - Давайте их по приветствуем. - А теперь поприветствуем друг друга. - Я прошу вас повернуться друг к другу и улыбнуться. - И пусть от улыбки ваш день станет светлее. Присаживайтесь на свои места. Я вижу, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
|
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое о уже известного с помощью учителя. Регулятивные:целепологание. Личностные: самоопределение.
|
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
|
Выявляется уровень знаний. Определяет типичные недостатки. Конкретизируются знания.
|
Выявляются задания, тренирующие отдельные способы к учебной деятельности.
|
У: - Сейчас я вам прочту стихотворение, а вы слушайте внимательно и подумайте, о чем будет оно. Как много в жизни значит ДОМ! Как много жизненности в нем! Начало, цель, причал и завершенье, Он – точка А и точка В И в каждой бьющейся судьбе – Тропинок и путей соединенье. - О чем говорится в этом стихотворении? Д: - В стихотворении говорится о доме. У: - Как вы думаете, что такое дом? Д: Дом — это то место, где живут люди и другие живые существа. У: - В старину люди очень ценили свой дом. «Мой дом – моя крепость», - говорили на Руси. - Как вы думаете, почему люди так говорили? Д: - Люди говорили так, потому что дом оберегал их от всех ненастий, от врагов и т.д. У: - Верно ребята. - Хозяин тщательно выбирал место для постройки дома. А выбрав, старался построить его крепким, удобным, красивым, чтобы ему не были страшны ни ветры, ни стужа, ни дожди. И всю жизнь он оберегал его, украшал, а если надо, и чинил.
|
Познавательные УУД логические: анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме.
|
3.Постановка учебной задачи |
Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. Указывает объект наблюдения. Совместно с обучающимися формулирует задания урока. Оказывает помощь детям, при возникновении затруднений.
|
Совместно с учителем ставят цели и формулируют тему урока.
|
У: - Сегодня мы построим дом, но какой, будет зависеть от нас с вами. - Как вы думаете, что для нас для всех является общим домом? Д: - Земля. У: - А что такое Земля? Д: -Планета У: -Посмотрите, какая удивительная планета Земля! У: - На её поверхности плещутся моря и океаны, расстилаются широкие равнины, шумят зелёные леса, поднимаются высокие горы. Даже ледяные пустыни Арктики и песчаные пустыни Африки по - своему прекрасны. Земля – это огромный шар, который вращается вокруг Солнца. Это единственная планета, на которой есть жизнь. У: - Как вы думаете, какая тема нашего занятия? Д: - Тема нашего занятия: «Земля наш дом». - А для кого же она является домом? Д: -Для животных, растений и людей. У: - Что необходимо всем жителям дома, чтобы им хорошо жилось? Д: - Тепло, свет, вода, воздух. На доске появляется солнце. |
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные УУД: Общеучебные – Самостоятельное формулирование познавательной цели; Логические – формулирование проблемы.
|
4.Построение проекта выхода из затруднений. |
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.
Задает вопросы.
Предлагает поучаствовать в спектакле.
|
Отвечают на вопросы учителя.
Охотно соглашаются, участвовать в спектакле.
|
У: - Давайте начнём строить наш дом. - Как вы думаете, что является основой каждого дома? Д: - Фундамент. У: - А что может быть фундаментом нашего природного дома? Д: - Почва, вода. (На доске появляется изображение фундамента с надписью: «почва», «водоём») У: - После фундамента нам нужны стены. Что может в этом помочь? Д: - Растения, животные. (На доске появляется изображение стен дома с надписью: «природа») У: - Что же завершит дом? Д: - Крыша. У: - Что может быть крышей в нашем доме? Д: - Воздух. У: - Дом мы построили. - А теперь давайте посмотрим экологический спектакль, о том, что может произойти с нашим домом если его не беречь.
|
Регулятивные УУД: планирование, прогнозирование. Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничествов поиске и выборе информации. Познавательные УУД: Общеучебные – моделирование; Логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. |
5.Первичное закрепление.
6.Самостоятель ная работа. |
Устанавливает осознанность восприятия.
Организуется деятельность по применению новых знаний.
|
|
На данных этапах учащиеся демонстрируют Экологический спектакль «Берегите Землю».
|
Познавательные УУД: уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию на уроке. Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные УУД: уметь работать коллективно. |
7.Рефлексия деятельности.
Итог урока.
|
Организует рефлексию. |
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Высказывают свои впечатления от урока, делают предположения |
- Какую цель мы с вами поставили в начале нашего занятия? Д: В начале нашего занятия мы поставили цель: определить, что такое дом для всего живого на планете Земля, кто живет в этом доме. О необходимости защиты и сбережения его. Какая наука занимается изучением этих вопросов. Продолжите предложения. - Получилось у нас? Д: Да. У: Почему вы так считаете? Д: Мы знаем, что наш общий дом – это Земля. Который необходимо беречь. - Ребята предлагаю вам разукрасить цветок, который мы с вами посадим около нашего дома. –синим, голубым, если тебе было интересно, все понятно и ясно. - зеленым, если было не все понятно и где-то были затруднения. - красным, если испытывал большие трудности, и нужна была помощь. - Теперь прикрепите эти цветы возле нашего дома. - Ребята, вот и закончился наш урок. Вы все сегодня очень хорошо поработали. Я вами очень довольна. - Молодцы!
|
Регулятивные УУД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже освоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Экологический спектакль «Берегите Землю».
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.
Ведущий №1.
На нашем шаре на земном,
Где мы родились и живем,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес –
Полно таинственных чудес.
Ведущий №2.
По лесу бродит серый волк,
И ландыш тоненький цветет,
В степи ковыль, как нежный шелк,
Расчесывает ветерок.
Гремит на скалах водопад,
И брызги радугой летят.
А в синем море синий кит –
Большой, как дом, на волнах спит.
Ведущий №1.
Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.
Чтоб был в источниках нарзан,
С полянки – земляника,
Будь осторожен, как Тарзан,
Дружи с природой дикой
Ведущий №2.
Ты – тоже часть ее чудес,
И для тебя темнеет лес,
И речка светлая течет,
И по весне сирень цветет.
И надо постараться,
Нам с этим не расстаться.
Диктор: Новости ТВ. Из многих городов приходят тревожные вести: не хватает воздуха. Нечем дышать! Полчища автомобилей заполонили улицы и обрушили на горожан выхлопные газы! Дымят заводы и фабрики. Беда!
Часть1. Лес, деревья, цветы.
Лесная Фея:
Я – Фея утренней зари.
Лишь солнце небо озарит –
Спешу к лесам, полям, лугам,
Чтоб снова жизнь проснулась там.
Берендей: Лесной БОГ
Солнца луч блеснул в листве,
И прошелся по траве,
Разбудил он все вокруг,
Оживились лес и луг.
Фея:
Вот зашевелились птицы,
Им давно уже не спится.
Перышки свои встряхнули,
В небо с веточек вспорхнули.
Берендей: Лесной Бог
Вот букашки и стрекозки,
Бабочки, жуки и мошки –
Ожил весь лесной народ,
Все танцует и поет.
(Уходят. Лесные жители танцуют. Раздается громкая музыка. Вваливаются туристы.)
1-й турист:
Сегодня мы пришли гулять,
Благо лес – рукой подать!
Закупили все подряд:
Пищу, спички, лимонад!
2-й турист:
Свежий воздух возбудит
Наш здоровый аппетит.
А пакеты, банки, склянки…
Лес большой, он все вместит!
Лес ведь он - ничей!
Хором: Ничей!
3-й турист:
Расположимся скорей!
Тут уж нам не помешают:
Жги и лей, руби и бей!
4-й турист:
Урны нет! Неси в кусты!
Мы с природою на «ты»!
1-й турист:
Банки в землю закопаем,
Мусор птицам разбросаем!
В речку скинем все бутылки –
В море пусть плывут посылки!
2-й турист:
Мы цари! Молчи, Природа!
Все здесь наше – лес и воды!
(Включают громкую музыку, танцуют, бросают мусор. Цветы вянут.
Появляются Фея и Берендей. )
Берендей (стучит палкой): Лесной Бог
Что за шум в лесу моем?
Что случилось, не поймем!
Кто здесь все переломал,
Разбросал и ободрал?
Фея:
Все так изранено в лесу, как после дней войны.
Здесь уцелевшей не найти ни ели, ни сосны.
Березу ножиком пырнул какой-то живоглот,
Мне кажется, из-под коры моя слеза течет
От этой черствости людской болит душа моя.
Под искалеченным дубком не ветер стонет – я.
Берендей: Лесной Бог
За такое поведение
Вас судить – мое решение!
4-й турист:
Что ты, что ты, Берендей!
Мы не знали, пожалей!
Берендей: Лесной Бог А, ну-ка, мои помощники, жители лесные, научим горе - туристов, как нужно вести себя в лесу. Познакомим их с нашими правилами.
Выходят лесные жители с правилами (плакаты).
ПРАВИЛО 1-е. Не ломай ветви деревьев и кустарников. Растение – живое существо, и ветви вместе с листьями помогают ему дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль. Там, где много растений, легко дышится.
ПРАВИЛО 2-е. Не повреждай кору деревьев. Поймите, им больно, они перестают расти и долго мучительно умирают, только сказать об этом не могут.
ПРАВИЛО 3-е. Не рви цветов в лесу и на лугу. Ведь цветок в вазе – это пленник, приговоренный к смерти. Пусть это чудо радует глаз, омолаживает сердце, душу всех, кто придет следом за нами. Именно давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению многих видов растений.
ПРАВИЛО 4-е. Нельзя брать яйца из гнезд, разорять муравейники, раскапывать норы и тревожить лесных обитателей.
ПРАВИЛО 5-е. Не разводите костер в лесу, если в этом нет необходимости. Кострище – это раны в напочвенном покрове леса. Для их заживления требуется 15-20 лет. От костра может возникнуть пожар.
ПРАВИЛО 6-е. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Тот, кто сшибает палкой мухоморы, не уважает лес, не понимает его. Мухоморы помогают расти деревьям. Ими питаются белки, лоси, сороки.
ПРАВИЛО 7-е. В лесу запрещается включать на полную мощность магнитофоны, поднимать крик и шум. От этого звери и птицы покидают свои норы и гнезда. Нужно ценить и охранять извечную мудрую тишину, уметь слушать волшебные звуки леса.
ПРАВИЛО 8-е. Не оставляйте после себя в лесу беспорядок. Помните: брошенная бумага разлагается два года, консервная банка – не менее 70 лет. Полиэтиленовый пакет будет лежать очень долго, так как нет на Земле бактерий, которые могут его разрушить. А осколок стекла в солнечную погоду способен сыграть роль линзы и вызвать лесной пожар.
1-й турист: Спасибо вам, лесные жители, мы будем выполнять эти правила.
2-й турист: Ребята, давайте приведем в порядок лесную поляну. (Прибирают и уходят.)
(Выходят ведущие, Берендей, Баба-Яга, Л. Фея).
Берендей: Известный писатель Михаил Михайлович Пришвин сказал: «Берегите природу! Если будет вода и ни одной рыбки – я не поверю воде. И пусть в воздухе кислород, но не летает в нем ласточка - я не поверю и воздуху. И лес без зверей с одними людьми – не лес…
Лесная Фея: Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные звери - будем охранять наши леса, степи, горы.
Ведущий №1:
И в школе учат вас не зря,
Тут вся надежда на тебя.
Мы начали, ты продолжай,
Ни перед чем не отступай!
Ведущий №2:
Ни перед жадностью толпы,
Ни перед подлостью войны,
Ни перед глупостью людской.
Да сохранится шар земной!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.