МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
ФГОУ СПО «КИРОВСКИЙ МЕХАНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ МОЛОЧНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»
КОНЦЕПЦИЯ
«Технологическая организация образовательного процесса по информационным дисциплинам»
Н.С. НИКОНОВА, преподаватель
информатики КМТТ мп
КИРОВ,
Если наши дети хотят быть людьми образованным, они должны приобретать образование самостоятельными занятиями
Н. Г. Чернышевский
Информационные технологии широко вошли в деятельность человека: с их помощью решаются профессиональные задачи на производстве, организуется образовательный процесс, осуществляется электронный обмен информацией, создается искусственный интеллект и т.д.
Сейчас никто уже не сомневается в необходимости обучения специалиста любого профиля основам информатики. Причем не только основам работы на компьютере, но и основам информатики как науки.
Будущие специалисты должны иметь навыки самостоятельной исследовательской работы в прикладных программах,
уметь качественно работать в информационно - компьютеризированной среде,
эффективно применять информационные технологии в своей профессиональной деятельности.
В этих условиях в преподавании информатики актуальными остаются вопросы:
ð какие знания и умения необходимо давать по информационным технологиям?
ð как организовать образовательную среду, чтобы, став специалистом, студент находился в творчески - преобразующем отношении к самому себе, мог самостоятельно осваивать и применять информационные технологии?
Компьютер – это инструмент, он может многое, но ни один человек не знает полностью всех программ. Поэтому основными задачами образовательного процесса по информатике являются исследования в области:
1. возможностей компьютера
2. общих принципов построения программ
3. применения компьютера для автоматизации профессиональной деятельности
Из-за специфики дисциплины, преподаватель информационных дисциплин сталкивается с рядом проблем.
Первая проблема – теоретическая - выбор учебно-методической литературы
Информатика совсем недавно вошла в образовательный процесс, поэтому до сих пор для средне-специальных учебных заведений нет единого учебника по основам информационных технологий (в этом году впервые по 5 специальностям единый ГОСТ и примерная программа).
Предлагаемые учебные пособия служат лишь сборником базовых алгоритмов работы в той или иной программе. Вызвано это тем, что создание компьютерных программ опережает создание качественных методических рекомендаций по работе в них. При таком подходе, большую часть возможностей новых программ пользователю приходиться осваивать самостоятельно.
Вторая проблема – разный уровень подготовки студентов.
Большинство студентов начинает обучение с «нуля». И хотя в большинстве сельских школ появились компьютеры, как правило, выпускники таких школ все равно имеют низкий уровень знаний и умений работы на компьютере.
Многие студенты находятся под влиянием такого феномена как компьютерная тревожность (боязнь испортить или сломать компьютер, ощущение незнания и неумения, боязнь нового и незнакомого программного обеспечения). Количество таких студентов на II курсе составляет 79,6% (только 38 человек из 186 опрошенных имеют навыки работы на компьютере).
Студенты, имеющие практические навыки работы на компьютере, не видят необходимости в изучении теоретического материала – «кнопочно-технологическая идеология» - считают, что практических умений им достаточно. Это приводит к тому, что студенты затрудняются следовать предложенному алгоритму, пояснить технологию выполненной работы, плохо владеют предметной терминологией и не могут установить внутрипредметные связи (только 8 человек имеют теоретическую подготовку из 186 опрошенных).
Третья проблема – как учить, какие формы и методы применять.
Каждый человек – это сочетание индивидуальных и личностных качеств. Индивидуальность – это то, с чем человек родился, что является его истинной природой. Личность – это слой, который создается обществом, то, чему человек научился от других или познал в процессе осознания окружающего мира, в процессе обучения.
Все дарованное нужно испытать и развить самому человеку. Он может знать только то, что пережил сам. Остаются лишь, те знания и умения, которые представляют личный интерес, либо являются необходимыми для профессиональной деятельности.
Эта идея актуальна в преподавании информатики. Именно через самостоятельную работу на компьютере решаются основные задачи дисциплины.
Организация учебного процесса по информационным дисциплинам строиться на концепции развивающего обучения. Деятельность преподавателя ведется в системе студент, дисциплина, преподаватель:
- определить место в системе:
-
![]() |
-
![]() |
"Мои ученики, - писал Г. Песталоцци, - будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи". Эта идея актуальна и в преподавании информатики.
ð создать условия для самостоятельной исследовательской работы согласно поставленным целям;
ð воспитывать стремление к самообучению и самостоятельному адекватному анализу своей деятельности
поддерживать высокий уровень мотивации к овладению навыкам работы в программных средствах
.
Для решения поставленных задач используются средства:
§ регламентирующие документы;
§ материалы для организации самостоятельной работы;
§ инструкционные карты;
§ рабочая тетрадь;
§ средства контроля: тесты, зачетные задания;
§ паспорта рабочих мест;
§ критерии осознания дисциплины.
Применяемая методика позволяет:
- развивать умения владеть базовой терминологии по дисциплине: построение древ понятий, составление модулей и алгоритмов деятельности;
- преодолеть у начинающих феномен «компьютерная тревожность»: учебный материал разбит на небольшие части и представлен в виде алгоритмов. Начинающим студентам предлагается репродуктивная работа по предложенному алгоритму, определяется индивидуальный темп работы – задания отличаются содержательным объемом: студент продвигается к цели, совершая ряд простых познавательных действий;
- ликвидировать пробелы в знаниях и умениях: вначале каждого практического занятия проводится входной контроль, с целью закрепления знаний, полученных на лекционных занятиях. Наиболее сильные студенты привлекаются к созданию обучающих программ или к исследованию возможностей новых программных средств;
- выполнить самооценку своей деятельности: самоанализ деятельности и уровня осознания алгоритмов и содержания практических работ оформляется в виде таблицы:
Умения, приобретенные в ходе практической работы |
Какие средства помогли в развитии умений |
Затруднения в работе |
Направления самостоятельной работы с целью повышения умений и навыков |
|
Действия, вызвавшие затруднения |
Причины |
|||
|
|
|
|
|
- решить проблему оценки: применяется дифференциация системы оценок; как правило, студенты, ориентируясь на более высокую оценку, стремятся показать максимум знаний и умений по теме
- структурировать и систематизировать материал через внутрипредметные связи: последовательное целенаправленное изучение возможностей программных средств, определение ключевых (базовых) умений. Например, приемы конструирования, корректировки и форматирования табличной формы студенты исследуют в текстовом редакторе WORD, в электронных таблицах EXCEL студенты закрепляют приемы работы с табличной формой, выделяя отличие, достоинства и недостатки в сравнении с WORD. Другие, отличительные приемы работы с табличной формой, студенты исследуют в программе ACCESS;
§ осознать роль информационных технологий в профессиональной деятельности: осуществляется через проведение интегрированных практических занятий, в рамках которых студенты закрепляю умения работать в прикладных программах через решение профессиональных задач.
Внедряемые в образовательный процесс элементы развивающего обучения изменили мое мировоззрение.
ОБУЧЕНИЕ - передача кому-нибудь каких-нибудь знаний, навыков. Высказывание, обоснование какой-нибудь мысли, положения. Занимаясь, усваивать, запоминать»
![]() |
СИСТЕМА
|
|
|
|||||||
ЭЛЕМЕНТЫ |
|
||||||||
ФУНКЦИИ ЭЛЕМЕНТОВ |
Внутренние и внешние потребности в развитии, саморазвитии через познавательную деятельность |
- Развивающее пространство - Средство познания окружающего мира |
средства для получения новых знаний и формирования умений Создание условий для деятельности студента Консультация и корректировка деятельности студентов |
||||||
СВЯЗИ
|
|
|
|||||||
ФУНКЦИИ СВЯЗЕЙ |
Через осознание предметного содержания: · развитие индивидуальных способностей · развитие личностных качеств · развитие профессиональных знаний, умений и навыков |
· Структурирование предметного содержания · Создание: - условий для развития - саморазвития через предметное содержание (методы, формы, технологии) - мотива познавательной и социальной деятельности |
- Взаимосвязь, наличие единых целей, установление отношений, необходимых для реализации программ деятельности Оценку производимой деятельности, определение дальнейшего направления в деятельности |
|
|||||
ФУНКЦИИ СИСТЕМЫ |
Непрерывное профессиональное развитие - саморазвитие |
|
|||||||
МЕТОД ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ |
Цели → действия → средства → результат → рефлексия |
|
|||||||
Методы деятельности: · Целевое пространство: ð Цель изучения предмета · Поисковое пространство: ð Выбор средств ð Прогнозирование результата · Рефлексивное пространство: ð Самоанализ и осознание продуктивности собственной деятельности, ð выявление ошибок в работе ð определение направлений дальнейшей деятельности |
Алгоритм деятельности: · исследование · проектирование · исполнение · коммуникация · рефлексия |
Система отношений: · экономические · правовые · экологические · профессиональные · нравственные · и т.д. |
|
||||||
НОРМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ |
· Взаимообусловленность элементов системы друг другу · Юридические нормы : Нормативные документы: ГОСТ, Учебный план, примерная программа, рабочая программа… Технические: |
· Профессиональные: Целенаправленно использовать знания, умения и навыки при решении профессиональных задач · Межличностные: Соблюдать нормы профессионального этикета, МЛО |
|
||||||
РЕЗУЛЬТАТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ |
Непрерывное развитие и саморазвитие человека и коллектива в образовательномЗЗ процессе: развитие профессиональных отношений, обеспечивающих регуляцию норм общественных отношений, формирование в человеке новых ценностных установок, гарантирующих в целом свободу, активность, творчество, благополучие жизни, социальную защищенность
|
|
|||||||
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.