Технологическая карта "Агрегатное состояние вещества" (7 класс, физика)
Оценка 4.7

Технологическая карта "Агрегатное состояние вещества" (7 класс, физика)

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
физика
7 кл
10.10.2018
Технологическая карта "Агрегатное состояние вещества" (7 класс, физика)
Разработка предназначена для учителей физики тема урока" Агрегатное состояние вещества" . ход урока будет как экспериментальная. учащиеся разделяются на три группы. учитель раздает задание и учащиеся выполняют самостоятельно. Приборы подготовить заранее. взять кипеченную воду больше 60 градусрв цельсий ,не менее 60.урок открытия нового понятия "Агрегатное состояние вещества"
урок открытия новогоп онятия агрегатное состояние вещества. Горохова Катерина Ромновна.doc

 

Класс, школа:

7  МБОУ “Боронукская СОШ”

Предмет:

физика

Тема урока:

Агрегатное состояние вещества

УМК:

А.В. Перышкин  Физика 7  класс. М.- Дрофа,2017 год

Тип урока:

Урок открытия нового понятия (способа действия)

Цель учителя:

Познакомить учащихся с агрегатными состояниями вещества, характером движения и взаимодействия  молекул веществ в различных состояниях, научить применять свои знания при выполнении эксперимента

Учебная задача: 

 

·                 Что такое агрегатное состояние вещества

Планируемые результаты урока

Предметный результат

  1. Иметь представление о агрегатном состоянии вещества и выявить ее природу
  2. Установить, от чего зависит переход вещества из одного состояния в другое.

Метапредметные результаты урока:

  1. Регулятивные УУД: умение ….

Уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Уметь оценивать правильность выполнения действий.

Уметь на основе учета характера сделанных ошибок и самооценки вносить необходимые коррективы

·         Познавательные УУД: умение ….

Уметь ставить учебную задачу

осознать познавательную задачу,

Уметь Самостоятельно находить нужную информацию в тексте,

Уметь Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, структурировать знания (развивать логическое мышление)

·         Коммуникативные УУД: умение ….

Уметь формулировать тему

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой

уметь сотрудничать с учителем и одноклассниками

уметь вступать в учебный диалог, строить небольшие монологические высказывания, участвовать в общей беседе

уметь слушать и слышать друг друга

Личностный результат урока:

Формировать ценностного отношения к авторам открытий и изобретений

Понимать значимость изучения агрегатных состояниях вещества в жизни

            Позитивное отношение получению знаний, к познавательной деятельности

Формировать границы собственных знаний

Уметь работать самостоятельно

 

 

 

1вариант

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

Орг.этап

Здравствуйте ребята ! (контроль наличия учебных принадлежностей)

Давайте посмотрим, друг другу в глаза, и мысленно пожелаем успеха.

Ученики слушают У.

Настраиваются на изучение и восприятия нового материала

Позитивное отношение к получению знаний, к познавательной деятельности

 Готовность к сотрудничеству

1.Постановка учебной задачи

 

 

1.1.Создание «ситуации успеха»

Задание

Фронтальная беседа  с учащимися:

1. Что дают человеку знания о строении вещества?

 

2. Объяснить увеличение (уменьшение) объема тела при нагревании (охлаждении) с помощью гипотезы о строении вещества из мельчайших частиц.

 

3. Что называют молекулами?

 

4. Почему вещества кажутся нам сплошными?

 

5. Отличаются ли между собой молекулы одного и того же вещества?

 

6. Как называются частицы, из которых состоят молекулы?

 

7. Какое явление называют диффузией?

 

8. Объясните разную скорость диффузии в жидкостях, газах и твердых телах.

 

9. Как связаны между собой скорость движения молекул тела и его температура?

 

10. Почему твердые тела и жидкости не распадаются на отдельные молекулы?

 

11. Почему нельзя соединить два куска разломанного мела или два куска стекла?

 

12. Сделайте вывод о силах взаимодействия между молекулами.

 

 

·         Организация выполнения задания

Работа в группах

·          Организация самооценки учащихся

Взаимопроверка между группами

Отвечая на вопросы У. приводят примеры.

 

2. Например: возьмем медный и латунный шарик, который в ненагретом состоянии проходит сквозь кольцо, а если шарик нагреть , то, расширившись, он уже сквозь не пройдет

7.Например: возьмем холодную и теплую воду несколько кристалликов марганцовки. У теплой воды процесс диффузии идет быстро чем холодная. Диффузия зависит от температуры вещества.

уметь слушать в соответствии с целевой установкой,

вступать в учебный диалог

 

1.2.Создание ситуации «разрыва»

Задание

Каждая группа , проделает демонстрационный опыт

1 группа - на столе тарелка с кубиками льда, линейка измерительная, термометр.

Задание: “Исследование механических свойств твердого тела”

Проведите эксперимент и ответьте на вопросы:

1. Сохраняется ли форма твердого тела при неизменной температуре?

2. Сохраняется ли объем твердого тела при неизменной температуре?

3. Возможен ли переход твердого тела в другое агрегатное состояние? (жидкое, газообразное) Каким образом это можно осуществить?

4. Как можно объяснить механические свойства твердых тел с точки зрения молекулярного строения? (расстояние между молекулами, характер движения молекул, взаимодействие между молекулами)

2 группа - на столе стакан с водой, мензурка, два сосуда разной формы, термометр.

Задание: “Исследование механических свойств жидкостей”

Проведите эксперимент и ответьте на вопросы:

1. Сохраняется ли форма жидкого тела при неизменной температуре?

2. Сохраняется ли объем жидкого тела при неизменной температуре?

3. Возможен ли переход жидкого тела в другое агрегатное состояние? (твердое, газообразное) Каким образом это можно осуществить?

4. Как можно объяснить механические свойства жидкостей с точки зрения молекулярного строения? (расстояние между молекулами, характер движения молекул, взаимодействие между молекулами)

3 группа - при ребятах наливаю в стакан воду 60 о С из термоса, вместе наблюдаем за водяным паром, измеряем температуру воды, затем накрываю стакан блюдцем, чтобы затем пронаблюдать конденсацию. Температуру окружающего воздуха ребята измеряют самостоятельно.

Задание: “Исследование механических свойств газов. ”

Проведите эксперимент и ответьте на вопросы:

1. Сохраняется ли форма газообразного тела при неизменной температуре?

2. Сохраняется ли объем газообразного тела при неизменной температуре?

3. Возможен ли переход газообразного тела в другое агрегатное состояние? (жидкое) Каким образом это можно осуществить?

4. Как можно объяснить механические свойства газов с точки зрения молекулярного строения? (расстояние между молекулами, характер движения молекул, взаимодействие между молекулами)

 

 

 

 

Высказывают предположения

(действия тел друг на друга)

 

осознать познавательную задачу,

 

1.3. Совместная формулировка учебной задачи

Попытайтесь, на основе нашего разговора  сформулировать тему сегодняшнего урока.

На какие вопросы мы сегодня должны найти ответы?

 

Определяют тему урока.

Агрегатное состояние вещества .

Что такое агрегатное состояние вещества  и виды агрегатных веществ

Запись темы урока в тетрадь

Высказывают предположения. Формулируют цели и задачи урока

- умение ставить  учебную задачу;

 

- развивать логическое  мышление;

 

-формулировать тему

2.Решение учебной за-дачи

 

2.1.Поиск решения учебной задачи

 

1 группа - на столе тарелка с кубиками льда, линейка измерительная, термометр.

Задание: “Исследование механических свойств твердого тела”

Проведите эксперимент и ответьте на вопросы:

1. Сохраняется ли форма твердого тела при неизменной температуре?

2. Сохраняется ли объем твердого тела при неизменной температуре?

3. Возможен ли переход твердого тела в другое агрегатное состояние? (жидкое, газообразное) Каким образом это можно осуществить?

4. Как можно объяснить механические свойства твердых тел с точки зрения молекулярного строения? (расстояние между молекулами, характер движения молекул, взаимодействие между молекулами)

2 группа - на столе стакан с водой, мензурка, два сосуда разной формы, термометр.

Задание: “Исследование механических свойств жидкостей”

Проведите эксперимент и ответьте на вопросы:

1. Сохраняется ли форма жидкого тела при неизменной температуре?

2. Сохраняется ли объем жидкого тела при неизменной температуре?

3. Возможен ли переход жидкого тела в другое агрегатное состояние? (твердое, газообразное) Каким образом это можно осуществить?

4. Как можно объяснить механические свойства жидкостей с точки зрения молекулярного строения? (расстояние между молекулами, характер движения молекул, взаимодействие между молекулами)

3 группа - при ребятах наливаю в стакан воду 60 о С из термоса, вместе наблюдаем за водяным паром, измеряем температуру воды, затем накрываю стакан блюдцем, чтобы затем пронаблюдать конденсацию. Температуру окружающего воздуха ребята измеряют самостоятельно.

Задание: “Исследование механических свойств газов. ”

Проведите эксперимент и ответьте на вопросы:

1. Сохраняется ли форма газообразного тела при неизменной температуре?

2. Сохраняется ли объем газообразного тела при неизменной температуре?

3. Возможен ли переход газообразного тела в другое агрегатное состояние? (жидкое) Каким образом это можно осуществить?

4. Как можно объяснить механические свойства газов с точки зрения молекулярного строения? (расстояние между молекулами, характер движения молекул, взаимодействие между молекулами)

 

 

 

 

 

 

Задан ие для всего класса

- брусок из алюминия, формы прямоугольного параллелепипеда. Ваши выводы для данного тела?

- например, вода, наполняющая кувшин, имеет ли форму кувшина?

-можно  ли заполнить газом пол бутылки?

 

 

  • Организация обсуждения

Работа в группах, обсуждение

 

Ученики делают вывод

1 группа

-тело может менять свою форму и размеры.

- температуру окружающего воздуха мы определили с помощью комнатного термометра. Следовательно, возможен переход вещества из твердого состояния в жидкое, но при этом должна быть определенная температура. Так для льда достаточно температуры выше 0 о С.  

- Цель нашего эксперимента - исследовать свойства твердого тела и объяснить их. Наши выводы. Если тело находится в твердом состоянии, то молекулы в данном теле находятся на близких расстояниях друг относительно друга. Молекулы расположены в определенном порядке. Каждая частица этих тел находится в движении и движется около определенной точки. Характером расположения и движением молекул мы можем объяснить механические свойства твердых тел. Тело в твердом состоянии сохраняет свой объем и форму неизменными. При низких температурах это справедливо для льда. Так зимой ледяные фигуры долго не тают на площадке перед школой.

 

 

 

 

 

Самостоятельно находить нужную информацию  проделав эксперимент,

 

2.2.Моделирование и словесная формулировка нового понятия

 

Существует три состояния вещества - твердое, жидкое и газообразное. (начало составления таблицы-тезисы вывешиваются на доску) <рисунок1>

 

 

Любое вещество может находиться в трех агрегатных состояниях. Но свойства веществ в разных состояниях различны. Сегодня мы должны выяснить, какими свойствами обладают тела, в зависимости от состояния и возможен ли переход вещества из одного агрегатного состояния в другое.

Твердое тело имеет собственную форму и объем.

Жидкости легко меняют свою форму, но сохраняют объем.

Газы не имеют собственной формы и постоянного объема. Они принимают форму сосуда и полностью заполняют предоставленный им объем.

 

 

записывают определение в тетрадь

работа по плану

  1. определение
  2. зависимость
  3. Заполняют таблицу

 

участвовать в общей беседе

вступать в учебный диалог,

2.3.Применение  открытого понятия (способа действия)

 

Задание

  1. Какие три состояния веществ вам известны?
  2. Перечислите свойства твердых тел?
  3. Назовите свойства жидкостей?
  4. Какими свойствами обладают газы?

·         Организация выполнения задания

 

Устный ответ

·         Организация проверки задания

 

Совместная работа

Работа на доске, взаимопроверка

 

Отвечают с комментариями

осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, структурировать знания

 

строить небольшие монологические высказывания

 

планирование своих действий в соответствии  с поставленной задачей;

умение оценивать правильность выполнения действий

 

развитие самооценки

ДЗ

Комментирует домашнее задание:

Обязательное домашнее задание

прочитать  § 12,13  

Дополнительное домашнее задание

Стр 38 задание 1

записывают домашнее задание

Уметь Самостоятельно находить нужную информацию в тексте

Уметь работать самостоятельно

3.Рефлексия

 

 

 

1.Организация самооценки понимания

1. над каким свойствами мы сегодня работали

2. Как можно эти свойства определить

3. Какие виды агрегатных состояний существует

 

 

2. Организация самооценка деятельности

на какие вопросы мы сегодня ответили

-За что ты можешь похвалить себя сегодня на уроке?

-За что ты можешь похвалить своих одноклассников?

-За что ты можешь похвалить своего учителя?

Спасибо за работу на уроке.

Всем удачного дня

Объективно оценивают свое пребывание на уроке

 

 

 

 

 

Фиксируют свое настроение и отношение к проведенному уроку

Формировать границы собственных знаний; развивать адекватную оценку и позитивную самооценку;

 

структурировать знания;

 

на основе учета характера сделанных ошибок и  самооценки вносить необходимые коррективы

 

уметь использовать речь для регуляции своего действия, умение слушать  и слышать друг друга

 

 

 


Класс, школа: 7 МБОУ “Боронукская

Класс, школа: 7 МБОУ “Боронукская

Этапы Деятельность учителя

Этапы Деятельность учителя

Фронтальная беседа с учащимися: 1

Фронтальная беседа с учащимися: 1

Задание: “Исследование механических свойств жидкостей”

Задание: “Исследование механических свойств жидкостей”

Каждая группа , проделает демонстрационный опыт 1 группа - на столе тарелка с кубиками льда, линейка измерительная, термометр

Каждая группа , проделает демонстрационный опыт 1 группа - на столе тарелка с кубиками льда, линейка измерительная, термометр

Задание: “Исследование механических свойств твердого тела”

Задание: “Исследование механических свойств твердого тела”

Задание: “Исследование механических свойств твердого тела”

Задание: “Исследование механических свойств твердого тела”

Существует три состояния вещества - твердое, жидкое и газообразное

Существует три состояния вещества - твердое, жидкое и газообразное

Рефлексия 1.Организация самооценки понимания 1

Рефлексия 1.Организация самооценки понимания 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.10.2018