Автором представляется подробное описание хода урока, в который включены элементы исследовательской деятельности: работа с текстом, лабораторная работа. Лучшему усвоению материала способствует просмотр небольшого видеофильма об образовании мочи в почках. К уроку прикладывается технологическая карта, отражающая основные требования ФГОС к современному уроку.
Разработка урока по биологии для 8 класса по теме «Выделение»
Добрый день, ребята!
За окном бегут ручьи и, выходя из помещения, мы чувствуем прикосновение лучей
солнца и легкого ветерка. Как же нам это удается? (с помощью кожи) Да, и сегодня мы
еще раз о ней немножко поговорим.
Подпишите, пожста, листы самооценивания.
На прошедших уроках вы изучили тему «Покровы тела».
Какие основные функции выполняет кожа? (защитная, терморегуляторная,
выделительная).
Что общего в строении кожи человека и листа покрытосеменных растений? (В строении
кожи человека и листа покрытосеменных есть общие черты строения. Так, в коже человека
есть поры, через которые выделяется жидкость и происходит дыхание. В листьях тоже есть
отверстия (устьица), через которые происходит дыхание и выделение влаги. И в коже и в
листьях есть красящее вещество – пигменты, количество которых увеличивается под
воздействием солнечных лучей).
Почему при повышении температуры окружающей среды поры в коже человека
открываются, а устьица листа – закрываются? (В жаркую погоду поры в коже человека
открываются, чтобы выделялось больше пота, который испаряясь, будет охлаждать
организм. Устьица листа при жаркой погоде закрываются, так как листьям нужно
экономить влагу).
Что удаляется у человека через кожу? (конечные продукты обмена веществ).
Какие органы в организме человека участвуют в поддержании постоянства внутренней
среды и выполняют выделительную функцию? (почки, легкие)
Самооценка – самостоятельно оцените правильность своих ответов.
А теперь давайте определим тему нашего урока: О какой системе органов идет речь?
(выделение) Запишите тему урока в тетрадь.
Откройте учебники, бегло пробегите по страницам параграфа 42. Что бы вы хотели узнать
сегодня на уроке? (строение и функции почек и их возможные заболевания).
Прошу определить цель нашего урока (изучение строения и функции мочевыделительной
системы и профилактика ее заболеваний)
Просмотр ЦОРвидео «Строение мочевыделительной системы»
Перечислите органы мочевыделительной системы.
Изобразите схематически систему выделения в тетради (для экономии времени даю вам
подсказку со слайда)
Просмотр ЦОРвидео «Строение почки»
Рассмотрите слайд (строение почки), муляж, плакаты, рисунок 116 учебника. Определите
структурные элементы почки и выполняемые ими функции.
Ответьте на вопросы:
1. Что вы можете сказать о почке глядя на этот муляж? (топография, размеры, цвет)
2. Из каких слоев состоит почка? (корковое и мозговое вещество)
3. Что такое «ворота почки»? (вогнутая часть почки, через которую входят почечная
артерия и нервные сосуды, а выходит почечная вена)
4. Какую функцию выполняет почечная лоханка (сбор мочи)
Самооценка
Запишите в тетрадь: Нефрон – это структурная и функциональная единица почки. В 1
почке около 1 млн нефронов.
Нефрон представлен двуслойной капсулой БоуменаШумлянского, имеющей форму
бокала, и тонким извитым канальцем. В капсуле происходит фильтрация крови черезстенки капилляров: ФЭК и белки остаются, а плазма переходит в извитой каналец. Это
первичная моча, ее за сутки образуется до 150170 л. Первичная моча дальше продвигается
по канальцу, а оплетающая каналец сеть капилляров осуществляет обратное всасывание
нужных для организма веществ, образуется до 1,5 л вторичной мочи. Она поступает в
собирательные трубки и через верхушки пирамид поступает в почечную лоханку.
Групповая работа
Проведем небольшой опыт. Распределитесь на 3 группы, соберитесь вместе.
(распределиться по рядам за последними партами)
Вставьте фильтр в пустой стакан, предварительно свернув его в виде воронки. Наполните
стакан водой. Как называется процесс, за которым вы наблюдаете? (фильтрация)
Используя законы физики, объясните, почему жидкость двигается? (сила тяжести)
Подобная картина наблюдается при фильтрации в почках: объясните причину этого
процесса? (разница давления)
Самооценка
Пару слов о колоссальной работе почек:
За 1 минуту через почки проходит 1000 мл крови, за сутки вся кровь фильтруется 200 раз.
За сутки через почки проходит 15001700 л крови. При нарушении работы почек человек
гибнет через 5 суток от истощения.
Индивидульная работа
Ребята, мне нужна ваша помощь. Я забыл коекакую информацию дома. Кто хорошо
владеет компьютером, окажите мне, пожста, услугу. … Спасибо! Вам предстоит найти
вопрос на ответ: «Чудесная сеть почки, почему она так называется?», а затем найденную
информацию донести до одноклассников.
Самооценка
Вариант 1
Найти соответствие между элементами почки (органами выделения) и их функциями,
выпишите соответствующие цифры и буквы.
Органы и структуры выделения
Функции органов и структур выделения
1. Почки
2. Мочеточники
3. Мочевой пузырь
4. Почечная лоханка
5. Почечная артерия
6. Извитый каналец
7. Капиллярный клубочек
8. Мочеиспускательный канал
А. Образование вторичной мочи
Б. Образование первичной мочи
В. Поддержание постоянства внутренней среды
Г. Накопление мочи в самой почке
Д. Накопление мочи перед ее выведением наружу
Е. Выведение мочи из почек
Ж. Выведение мочи из организма
З. Сосуд, по которому приносится кровь,
подлежащая очистке от шлаков.
Вариант 2
Найти соответствие между названиями органов мочевыделительной системы и их
функциями, выпишите соответствующие цифры и буквы.
Органы, их части
1. Мозговое вещество
2.
3.
4.
5. Мочеточники
Ворота почки
Почка
Корковое вещество
Функции органов
А. Имеет вид воронки, в которую собирается вторичная
моча
Б. Трубка, выводит мочу во внешнюю среду
В. Фильтрация и образование первичной мочи
Г. Поддержание гомеостаза и выведение жидких шлаковПочечная лоханка
6. Мочевой пузырь
7.
8. Мочеиспускательный
канал
Взаимоконтроль
Д. Парные трубки, соединяющие почечные лоханки с
мочевым пузырем
Е. Мешок с гладкой мускулатурой, накапливающий
вторичную мочу
Ж. Реабсорбция, образование вторичной мочи
З. Вогнутая сторона почки, через которую выходит артерия
и входит вена
Используя знания, полученные на уроке, объясните содержание многим уже
знакомого стихотворения:
Они как два больших боба
На связках закрепились,
У позвоночного столба
Уютно разместились.
Фильтруют почки нашу кровь
С невиданным упрямством,
Чтобы во внутренней среде
Держалось постоянство.
Нефрон содержит капсулы,
Канальцы и клубочки.
Нефронов целый миллион
Содержат наши почки.
Проходит кровь через нефрон,
Каналец здесь решает,
Чему вернуться в организм,
А что он удаляет.
Мы смолоду должны учесть
Что нам всего дороже:
Беречь должны не только честь,
Но наши почки тоже.
Рефлексия
Ответьте на вопросы:
Сегодня я узнал(а)…
Меня удивило…
Я обязательно…
Мне было трудно…
Могу похвалить себя за…
Я чувствовал себя, как птица в полете, когда…
Подведем итоговые оценки за урок. Выставьте себе итоговую оценку.
Кто считает, что усвоил новый материал и работал на уроке на «5»? На «4»?
Запишите Д/з: § 42
Вариант 1. Почему при медосмотре проводят анализ мочи?Вариант 2. Почему в нашем районе увеличивается количество больных с мочекаменной
болезнью?
Вариант 3. Почему при сильном испуге у человека происходит непроизвольное
мочеиспускание?
Урок окончен! Спасибо за работу. Оставьте, пожста, оценочные листы на месте.
Краткое описание: Обучающимся предстоит ознакомиться с механизмом удаления
жидких продуктов распада из организма, строением и функцией почки основного
органа выделительной системы. В ходе урока предусмотрено: выполнение
практического задания, тестового задания, работа с текстом; просмотр
видеоролика.
Особое внимание уделяется межпредметным связям и
метапредметности.
Предмет
Класс
Тема
Автор урока
Образовательная
организация
Район
Поселение
Тип урока
Время
проведения
урока
Цели урока:
образовательна
я
развивающая
воспитательна
я
Планируемые
результаты
Технологическая карта урока
Описание урока
Биология
8
Выделение
Еланцев Николай Викторович, учитель биологии
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Малокрасноярская основная образовательная школа
Кыштовский
Село Малокрасноярка
Урок открытия новых знаний
3 четверть, март
раскрыть значение процесса выделения, механизмы образования
первичной и вторичной мочи;
сформировать знания об анатомофизиологических особенностях
мочевыделительной системы;
уметь обосновывать необходимость соблюдения мер профилактики
заболеваний мочевыделительной системы.
Предметные: объяснять значение процесса выделения, строение и
функции нефрона, органов мочевыделительной системы; перечислять
механизмы образования мочи; меры профилактики почек;
распознавать на рисунках органы мочевыделительной системы;
Метапредметные:
познавательные анализировать, обрабатывать и
интерпретировать информацию; регулятивные контролировать и оценивать результаты
деятельности, вносить коррективы в их исполнение;
коммуникативные полно и точно выражать свои мысли,
аргументировать собственную точку зрения, вступать в диалог и
дискуссию; эффективно работать в паре;
Личностные: проявлять познавательный интерес, направленный на
изучение организма человека.
Урок развит на этапы, соответствующие требованиям ФГОС. В ходе
урока у обучающихся формируются умения:
владеть методами самостоятельной постановки биологических
экспериментов, описания, анализа и оценки достоверности
полученного результата при проведении биологических
исследований;
работать в команде, самостоятельно добывать, анализировать
и обрабатывать информацию, развивать коммуникационные
навыки.
Одним из видов современной деятельности является
исследовательской деятельности
организация творческой,
школьников.
На изучение данной темы отводится по календарнотематическому
планированию рабочей программы всего лишь один час, поэтому
данная структура урока содержит важнейшие характеристики одной
из важнейших систем организма человека. Материал интегрирован с
областью физики, информатики и литературы.
42 МБ
Презентация, видеоролик, текстовые документы
Компьютер, мультимедиа проектор, презентация, видеоролик,
модели почки, муляжи, плакаты, стаканы, фильтровальная бумага,
вода с примесью земли, оценочные листы, тестовые задания
УМК к учебнику «Биология. Человек» под ред. Д. В. Колесова, Р. Д.
Маша, И. Н. Беляева (учебник, рабочая тетрадь, методическое
пособие);
Большая медицинская энциклопедия;
Большая российская энциклопедия.
https://drive.google.com/open?id=0B5yZlqPIQQxsdkF2RzlNQVZuOEE
презентация
https://drive.google.com/open?id=0B5yZlqPIQQxsSzBsV05hR0ZPMVU
нефрон (видео) https://drive.google.com/open?
Дидактическая
структура урока
Дополнительная
информация
Размер
мультимедиа
компонента
Вид
мультимедиа
компонента
Ресурсы,
оборудование и
материалы
Список учебной
и
дополнительной
литературы
Ссылки на
использованные
Интернет
ресурсыid=0B5yZlqPIQQxsTGtIWXRBRkdNM1E текст для смыслового
чтения
https://drive.google.com/open?id=0B5yZlqPIQQxsNC1fekRSRFRYcVk
практическая работа
https://drive.google.com/open?id=0B5yZlqPIQQxsYk9VSldXYVl0Rjg
тест
Элементы пед. технологий: ИКТ, здоровьесбережения,
дифференцированного подхода, проблемного обучения и игровой
технологии.
Приемы: постановка проблемного вопроса, сравнение,
классификация, выдвижение гипотез, предположений.
Методы: наблюдение, тестирование, эксперимент, обобщение,
умозаключение и др.
Используемые
педагогические
технологии,
методы и
приемы
Этап
Деятельность учителя
1.
Организацион
ный момент
2.
Актуализация
опорных
знаний.
Проверка
выполнения
домашнего
задания.
Приветствует учащихся,
создаёт доброжелательную
рабочую атмосферу в классе,
проверяет готовность рабочего
места ученика.
Демонстрирует эпиграф к
уроку высказывание
Гиппократа «В человеческом
теле всё расположено по
порядку, предусмотренному
природой».
Акцентрирует внимание на
оформление листа
самооценки.
Проводит фронтальный опрос:
1. Какие основные функции
выполняет кожа? (защитная,
терморегуляторная,
выделительная).
2. Что общего в строении кожи
человека и листа
покрытосеменных растений?
3. Почему при повышении
температуры окружающей
среды поры в коже человека
открываются, а устьица листа
– закрываются?
4. Что удаляется у человека
через кожу? (конечные
Деятельность
учащихся
Приветствуют
учителя, проверяют
готовность своего
рабочего места,
настраиваются на
работу.
Принимают
информацию,
анализируют
Оформляют лист
самооценки.
Учащиеся отвечают
на поставленные
вопросы
После окончания
опроса один из
учащихся обобщает
всё сказанное,
выделяет главное
(строение кожи в
связи с
выполняемой
функцией)
Формируемые УУД
Л: приобретение
мотивации к обучению;
Р: умение осуществлять
контроль своей
деятельности в процессе
достижения результата;
П: умение передавать
информацию в сжатом
виде;
К: планирование
сотрудничества с
учителем и другими
учащимися.
Л: применять навыки
обучения;
Р: выполнять задания в
соответствии с
поставленной целью;
П: устанавливать
причинноследственные
связи в изучаемом круге
явлений;
К: научится принимать
участие в работе
коллектива..продукты обмена веществ).
Какие? (содержащие азот)
5. Какие органы в организме
человека участвуют в
поддержании постоянства
внутренней среды и
выполняют выделительную
функцию? (почки, легкие)
Организует проведение
самооценки по проверке
домашнего задания
Актуализирует знания
учащихся, необходимые для
изучения нового материала.
Побуждает к определению
темы урока: О какой системе
органов
речь?
(выделение)
Выводит слайд № 1
презентации.
Побуждает к определению
цели урока
идет
Выводит слайд № 2
презентации.
Ставит проблему, которую
нужно раскрыть в течение
урока: «Почему при сильном
ожоге кожи у человека
отказывают работать почки?»
Организует просмотр ЦОР
видео «Строение
мочевыделительной системы»
Выводит слайд № 3
презентации.
Выводит слайд № 4
презентации.
3. Опреде
ление темы
урока.
Актуализация
изучаемого
материала.
Самоопределе
ние к дея
тельности.
4. Первичное
восприятие и
усвоение
нового
теоретическог
о учебного
материала
Оценивают свою
работу в листе
самооценки
Называют тему
урока, записывают
ее в тетрадь.
Открывают § 42
учебника.
Определяют цель
урока (изучение
строения и
функции
мочевыделительной
системы и
профилактика ее
заболеваний)
Слушают,
запоминают
Л: мотивация к
целенаправленной
познавательной
деятельности,
направленной на изучение
организма человека;
Р: умение прогнозировать
правильный ответ,
выбирая главное ;
П: устанавливать
причинноследственные
связи в изучаемом круге
явлений;
К: корректное ведение
диалога и участие в
дискуссии.
Смотрят,
запоминают.
Называют органы
входят в состав
системы.
Фиксируют в
тетрадь органы
мочевыделения,
сверяют запись со
слайдом.
Читают в
параграфе 42 пункт
«Строение почки».
Л: формируются навыки
поведения в классе;
Р: владение навыками
контроля и оценки своей
деятельности;
П: умение
структурировать
материал, работать с
разными источниками
информации,
преобразовывать
информацию из одной
формы в другую;
К: умениеперефразировать мысль;
способность работать
совместно в атмосфере
сотрудничества.
Рассматривают
слайд, модели
почки, муляжи,
плакаты, рисунок
116 учебника.
Определяют
структурные
элементы почки и
выполняемые ими
функции.
Отвечают на
вопросы.
Слушают ответы
одноклассников,
анализируют их.
Задает вопросы:
5. Что вы можете сказать о
почке глядя на этот муляж?
(топография, размеры, цвет)
6. Из каких слоев состоит
почка? (корковое и мозговое
вещество)
7. Что такое «ворота почки»?
(вогнутая часть почки, через
которую входят почечная
артерия и нервные сосуды, а
выходит почечная вена)
8. Какую функцию выполняет
почечная лоханка (сбор и
секреция мочи)
Организует самооценку
первичного усвоения знаний
Проводят
самооценку
Демонстрирует слайд № 5
Рассказывает по таблице и
слайду строение нефрона и
принцип его строения
Демонстрирует слайд № 6
Демонстрирует фрагмент
видеофильма «Нефрон».
Организует индивидуальную
работу
5. Первичное
закрепление
изученного
материала.
Применение
теоретически
х положений в
условиях
выполнения
упражнений и
Кратко
конспектируют.
Изучают
самостоятельно
таблицу «Состав
первичной и
вторичной мочи»,
делают вывод.
Смотрят,
запоминают.
Самостоятельная
работа на
карточках:
подписывают на
рисунке элементы
нефрона.
Смысловое чтение:
выдают ответ на
Л: учащиеся учатся
самостоятельно выбирать
стиль поведения;
Р: умение осуществлять
контроль своей
деятельности в процессе
достижения результата;
Умение корректировать
свои действия в
соответствии сизменяющейся ситуацией;
П: умение
ориентироваться в своей
системе знаний и
осознавать необходимость
нового знания;
К: умение организовывать
учебное сотрудничество в
процессе совместной
деятельности.
Л: учащиеся осознают
потребность и готовность
к самообразованию;
Р: владение основами
самоконтроля,
самооценки;
П: умение определять
понятия, устанавливать
аналогии;
К: адекватное восприятие
устной речи.
Л: учащиеся учатся
самостоятельно выбирать
стиль поведения,
Р: владение основами
самоконтроля,
взаимооценки;
П: умение определять
понятия, устанавливать
аналогии;
К: умение формулировать,
аргументировать и
отстаивать своё мнение.
решения УЗ.
6. Обобщение
усвоенного и
включение его
в систему
ранее
усвоенных
ЗУНов.
7. Контро
льнорефлек
сивная дея
тельность.
Организует групповую работу.
Задает вопросы:
Как называется процесс, за
которым вы наблюдаете?
(фильтрация) Используя
законы физики, объясните,
почему жидкость двигается?
(сила тяжести) Подобная
картина наблюдается при
фильтрации в почках:
объясните причину этого
процесса? (разница давления)
Организует самооценку
Демонстрирует слайд № 7
Сообщает дополнительный
материал о колоссальной
работе почек
Демонстрирует со слайда № 8
стихотворение
Формирует навыки
использования алгоритмов
применения умений и навыков.
Предлагает учащимся
выполнить тест.
Организует взаимопроверку
теста с оцениванием (ответы
на слайде № 9)
Выявляет какие вопросы у
учащихся возникли по ходу
урока?
Предлагает продолжить
фразу: «Почка человека это
орган, который…»
Выясняет: в начале урока
была поставлена цель, ее
достигли? Соответствовал ли
вопрос: «Чудесная
сеть почки, почему
она так
называется?»
Выполняют
действия
алгоритму.
по
Отвечают на
вопросы
Проводят
самооценку
Слушают,
сопоставляют.
Используя знания,
полученные на
уроке, объясняют
содержание
стихотворения
Работают с тестом.
Проводят
взаимопроверку.
Формулируют
выводы на основе
наблюдений.
Уточняют, задают
вопросы
Отвечают на вопрос
(очищает кровь от
шлаков, имеет
сложное строение)Л: адекватно оценивать
свои достижения;
Р: контролировать
процесс и результаты
деятельности, вносить
коррективы;
П: умение понять свои
интересы, увидеть
проблему, задачу.
выразить её словесно;
К: умение формулировать,
аргументировать и
отстаивать своё мнение.
8. Оценочно
рефлексивная
деятельность.
Подведение
итогов.
Выявление
качества и
уровня
Овладения
знаниями, их
коррекция.
Отвечают на
вопросы
Отвечают по
цепочке на вопросы
Оценивают личный
вклад в общий
результат
деятельности.
Заполняют лист
самооценки
Выставляют себе
итоговую
оценку, обращая
внимание на
количество
правильных ответов
и активность на
уроке
Воспринимают
оценку своей
работы учителем.
Слушают
Записывают в
дневники домашнее
задание.
Передают
оценочные листы,
убирают рабочие
места…
эпиграф нашей теме?
Вернемся к нашей проблеме:
«Что произойдет с кожей при
ожоге 3 или 4 степени?»
(закупорка нефрона)
Задает вопросы рефлексии:
Сегодня я узнал(а)…
Меня удивило…
Мой сосед(ка) сегодня на
уроке…
Я чувствовал себя «как рыба в
воде», когда…
Мне было трудно…
Могу похвалить себя за…
Подводит итоги урока,
организует итоговое
оценивание.
Отмечает степень
вовлеченности учащихся в
работу на уроке.
(Кто считает, что усвоил
новый материал и работал на
уроке на «5»? На «4»? на «3»)
Комментирует оценки.
Задаёт домашнее задание
(слайд № 10). § 42 (Гигиену
мочевыведения
самостоятельно)
Задает дополнительные
задания по выбору учащихся
Вариант 1. Почему при
медосмотре проводят анализ
мочи?
Вариант 2. Почему в нашем
районе увеличивается
количество больных с
мочекаменной болезнью?
Вариант 3. Почему при
сильном испуге у человека
происходит непроизвольное
мочеиспускание?
Собирает оценочные листы,
объявляет окончание урока,
расписывается в дневниках.