Технологическая карта и конспект занятия на тему: "Методика принятия управленческих решений"
Оценка 4.8

Технологическая карта и конспект занятия на тему: "Методика принятия управленческих решений"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
17.12.2018
Технологическая карта и конспект занятия на тему: "Методика принятия управленческих решений"
Разработка занятия на тему: "Методика принятия управленческих решений" включает в себя технологическую карту занятия, конспект, дидактический материал для студентов. Содержание занятия заключается в групповой работе студентов и тесное взаимодействие студентов и преподавателя. Данную разработку можно использовать на занятиях по дисциплинам "Менеджмент" и "Управление персоналом".
Пл ур Методика принятия упр реш.docx
Учебное занятие № 27­28 Группа АК9­15­1,2 Курс 3 Тема учебного занятия: Методика принятия управленческих решений Цель учебного занятия обучающая: формирование знаний о методике принятия управленческих решений развивающая: развитие умений обобщения, установления связи причин и следствия воспитательная: воспитание коллективизма Задачи учебного занятия 1. Подготовка студентов к работе на занятии.  2. Выявление отсутствующих. 3. Сообщение   темы.   Обеспечение   мотивации   и   принятие  студентами  цели   учебно­ познавательной деятельности. 4. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в сущности, процессе принятия управленческих решений. 5. Установление   правильности   формирования   знаний, представлений и их коррекция.  6. Мобилизация студентов на самооценку.  7. Обеспечение   понимания   цели,   содержания   и   способов   выполнения   домашнего задания, логики дальнейших занятий. Тип учебного занятия усвоение и закрепление новых знаний  Вид учебного занятия семинар,  Форма организации учебного занятия урок Материально­техническое оснащение: доска, мел, раздаточный материал   выявление   неверных План занятия: № и название этапа Дидактически е задачи этапа Организация  учебного  занятия Подготовка  обучающихся к  работе Деятельность преподавателя 1.Организационный этап  Предъявление единых педагогических требований: ­приветствие; ­выявление отсутствующих; ­организация учебного места. Деятельность обучающихся Приветствуют  преподавателя. Староста называет  отсутствующих. Достают тетради и  ручки 2. Вводный этап урока  Сообщение  темы Мотивация Создание личной заинтересованно сти в изучении  темы Постановка  цели Обеспечение  понимания  предстоящей  Тема: Методика принятия управленческих решений Слушают и  записывают  Расширение знания в сфере управления персоналом, Осознают  значимость  области принятия решений, применение  материала в  полученных теоретических знаний в  формировании  производственных ситуациях, в будущей  профессиональной деятельности знаний. Задают  вопросы. Слушают и  записывают В результате изучения учебного материала вы  должны знать:  Характеристика принятия   методов учебной работы управленческих решений.   Методы оценки вариантов решения.  Матрицы принятия решений. 3. Основной этап урока  Освоение  материала Проверка  понимания  нового  материала Закрепление  нового  материала Коррекция  знаний и умений Объяснение нового материала. ПЛАН:  Сущность понятия «Управленческое решение»  Стадии процесса принятия решений  Методы принятия решений  Качество управленческих решений  Матрица решений  Дерево решений  Роль маржинального анализа в принятии  управленческих решений  (Конспект урока) 1. Фронтальный опрос:  Типы решений и требования, предъявляемые к  ним.   Уровни принятия решений: рутинный,  селективный, адаптационный, инновационный.   Этапы принятия решений: установление  проблемы, выявление факторов и условий,  разработка решений, оценка и приятие решения.   Рациональные приёмы использования  технической информации при принятии решений в  нестандартных ситуациях. 2.   Выполнение задания совместно с  преподавателем 3.   Самостоятельное выполнение задания Корректировка ответов 4. Заключительный этап  Слушают,  записывают,  Отвечают Решают,  записывают,  отвечают Выполняют,  обсуждают Подведение  итогов Домашнее  задание Анализ и оценка  успешности  достижения  цели урока Обеспечение  понимания цели, содержания и  способов  выполнения 1.Подведение итогов. Персональный и общий анализ работы. 2. Сообщение оценок Самооценка Проработка конспектов занятий, учебной и  специальной литературы по изученным темам.  Осмысление  ориентировочной  основы действий ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ Управленческое   решение   ­   это   результат   конкретной   управленческой деятельности менеджмента.  Принятие решений является основой управления. Выработка   и   принятие   решений   ­   это   творческий   процесс   в   деятельности руководителей любого уровня, включающий:  выработку и постановку цели;  изучение проблемы на основе получаемой информации;  выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения;  обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы (задачи);   выбор и формулирование оптимального решения; принятие решения;  конкретизацию решения для его исполнителей.  СТАДИИ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ Технология менеджмента рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий из трех стадий: 1. подготовка решения: 2. принятие решения;  3. реализация решения. На   стадии   подготовки   управленческого   решения   проводится   экономический анализ   ситуации   на   микро   и   макроуровне,   включающий   поиск,   сбор   и   обработку информации, а также выявляются и формируются проблемы, требующие решения. На   стадии   принятия   решения   осуществляется   разработка   и   оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов;   производится   отбор   критериев   выбора   оптимального   решения;   выбор   и принятие наилучшего решения. На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся   необходимые   коррективы   и   дается   оценка   полученного   результата   от выполнения   решения.   Каждое   управленческое   решение   имеет   свой   конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности является нахождение таких форм,   методов,   средств   и   инструментов,   которые   могли   бы   способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах. Управленческие решения могут быть:  обоснованными,   принимаемыми   на   основе   экономического   анализа   и многовариантного расчета;  интуитивными, которые, хотя и экономят время, но содержит в себе вероятность ошибок и неопределенность. Принимаемые   решения   должны   основываться   на   достоверной,   текущей   и прогнозируемой   информации,   анализе   всех   факторов,   оказывающих   влияние   на решения, с учетом предвидения его возможных последствий. Руководители   обязаны   постоянно   и   всесторонне   изучать   поступающую информацию   для   подготовки   и   принятия   на   ее   основе   управленческих   решений, которые необходимо согласовывать на всех уровнях внутрифирменной иерархической пирамиды управления. МЕТОДЫ   ПРИНЯТИЯ   РЕШЕНИЙ,   направленных   на   достижение   намеченных целей, могут быть различными:  метод, основанный на интуиции  управляющего, которая обусловлена наличием у него   ранее   накопленного   опыта   и   суммы   знаний   в   конкретной   области деятельности, что помогает выбрать и принять правильное решение;  метод, основанный на понятии «здравого смысла», когда управляющий, принимая решения,   обосновывает   их   последовательными   доказательствами,   содержание которых опирается на накопленный им практический опыт;  метод,   основанный   на   научно­практическом   подходе,   предполагающий   выбор оптимальных решений на основе переработки больших количеств информации, помогающий обосновать принимаемые решения. Этот метод требует применения современных технических средств и, прежде всего, электронно­вычислительной техники.  Проблема   выбора   руководителем   решения   одна   из   важнейших   в   современной науке управления.  Она   предполагает   необходимость   всесторонне   оценки   самим   руководителем конкретной   обстановки   и   самостоятельность   принятия   им   одного   из   нескольких вариантов возможных решений. Поскольку   руководитель   имеет   возможность   выбирать   решения,   он   несет ответственность  за их исполнение. Принятые решения поступают  в исполнительные органы и подлежат контролю над их реализацией. Поэтому управление должно быть целенаправленным, должна быть известна цель управления.  В   системе   управления   обязательно   должен   соблюдаться   принцип   выбора принимаемого   решения   из   определенного   набора   решений.   Чем   больше   выбор,   тем эффективнее управление.  КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ Под качеством управленческих решений понимается совокупность параметров решений, обеспечивающих их успешное выполнение В составе свойств управленческих решений выделяются следующие: 1. ОБОСНОВАННОСТЬ   ­   это   его   всесторонняя   сбалансированность   по   срокам, ресурсам   и   целям:   если   выбраны   неверно   цели,   ошибка   проявится   быстро,   и коррективы   внести   легко.   Исполнители   должны   быть   убеждены,   что   решение обосновано; 2. СВОЕВРЕМЕННОСТЬ определяется тем, на какой стадии оно принимается:   в самом начале, когда конфликт только еще зарождается и его можно устранить без больших затрат;  в период, когда он назрел и приобрел острые, открытые формы и уже неизбежны крупные потери и издержки,    или  на стадии,  когда  уже ничего не  изменить  и остается  только подсчитать убытки и наказать «стрелочников»; 3. ЭКОНОМИЧНОСТЬ   РЕШЕНИЯ   –   это   высокие   конечные   результаты   при наименьших затратах эффективность,   т. е.   принятие   решения   должно   наиболее   полно   обеспечивать достижение поставленной организацией цели; 4. ОСУЩЕСТВИМОСТЬ, т. е. нельзя принимать нереальные абстрактные решения.   Принятое решение должно соответствовать силам и средствам коллектива, его выполняющего.  Дополнительные параметры­требования могут быть следующие:   непротиворечивость,   конкретность,   правомочность и др. Эти   свойства   управленческих   решений   позволяют   объективно   ответить   на следующие вопросы: – что делать (какие новые потребности потребителей необходимо удовлетворять, либо на каком качественном уровне необходимо удовлетворять старые потребности)? – как делать (по какой технологии)? – с какими производственными затратами делать? – в каком количестве, и в какие сроки? – где (место, производственное помещение, персонал)? – кому поставлять, и по какой цене? – что это даст инвестору и обществу в целом? Объективные экономические условия разработки качественных управленческих   менеджером   объективных   тенденций   развития решений следующие: – знание   руководителем, управленческого объекта и умение их использовать на пользу организации; – ориентация   в   общих   целях   развития   экономики   страны,   региона,   города   и определение исходя из этого конкретных задач своей организации; – умение   своевременно   реагировать  на   меняющуюся   обстановку   и   на  новые   задачи, выдвигаемые рынком, экономической политикой государства, региона и т. д.  На качественный уровень управленческих решений влияют две группы факторов: – факторы ситуационного характера, связанные с осознанием проблемы: они действуют до   принятия   решения   и   заключаются   в   умении   сформулировать   проблему, спрогнозировать последствия; – факторы поведенческого характера: стиль управления руководителя, политическая и социально­экономическая среда, общественные и правовые нормы, мотивы и интересы, квалификация и личностные характеристики руководителя. В достижении эффективности решений особую роль играют методы доведения принятых решений до исполнителя. МАТРИЦА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ Практикующее  упражнение.  Задание 1 .  С  учетом  шести  ограничений,  приведенных в таблице 1, примите решение: « Чем заняться вечером?» По каждой из 7 комбинаций ограничений заполните таблицу 2. № Ограничения 1 Задания выполнены 2 Родители дома 3 Погода хорошая 4 Есть новые музыкальные записи 5 С другом отношения налажены 6 В кинотеатре новый фильм Ситуация 2 1 Да Нет Да Нет Нет Нет Да Да Нет Нет Да 3 Да Да Да Нет Нет Да Да Нет Нет Да 7 5 6 4 Да Да Нет Да Да Нет Нет Да Да Нет Нет Нет Нет Нет Да Да Нет Нет Нет Нет Нет Ситуация 1 2 3 4 5 6 7 Ситуация 1 2 3 4 5 6 7 № Ограничения 1 Сидеть дома и выполнять задания 2 Пойти погулять с другом 3 Пойти в кино с другом 4 Пригласить друга послушать новые записи 5 Переписать плейлист 6 Залечь на диване с книгой № Огранич ения 1 Сидеть дома и выполнять задания 2 Пойти погулять с другом 3 Пойти в кино с другом 4 Пригласить друга послушать новые записи 5 Переписать плейлист 6 Залечь на диване с книгой РОЛЬ МАРЖИНАЛЬНОГО АНАЛИЗА В ПРИНЯТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ Деление   затрат   на   постоянные   и   переменные   и   использование   критических   и предельных   величин   позволит   более   правильно   проанализировать   разные   варианты управленческих   решений   для   поиска   наиболее   оптимального   и   получить   более   точные результаты расчетов. Использование этой методики в практике работы предприятий будет способствовать   более   эффективному   управлению   процессом   формирования   затрат   и финансовых результатов. Деление затрат на постоянные и переменные представлено в таблице. Классификация затрат по отношению к объему производству Постоянные затраты Постоянными   (FC)   называются затраты, величина которых не зависит от объемов   выпуска   продукции   и   остается неизменной   в   определенном   диапазоне масштабов производства.  Переменные затраты Переменные   (VC)–   это   затраты, величина   которых   зависит   от   объемов выпускаемой продукции. К   постоянным   затратам   относятся затраты на аренду, амортизация основных средств,   постоянная   часть   заработной платы   административно­управленческого персонала с отчислениями на социальные нужды,   расходы   на   содержание   и поддержание в рабочем состоянии зданий и оборудования и т.д. К переменным относятся затраты на сырье,   материалы,   комплектующие детали,   топливо   и   электроэнергию, заработную   плату   с   отчислениями   на социальные основных производственных   рабочих,   расходы   по сбыту и т. д. нужды     Минимизации   затрат   и   увеличению   прибыли   содействует   оптимизация   выбора между   собственным   производством   и   приобретением   комплектующих   деталей, запасных частей, полуфабрикатов, услуг и т.д. Для решения проблемы «производить или покупать» также может быть использован маржинальный анализ (пример 1). Пример 1 Для ремонта техники требуются соответствующие детали. Если их изготовлять собственными силами, то постоянные затраты на содержание оборудования составят 200 тыс. руб. в год, а переменные расходы на единицу продукции — 100 руб. Готовые детали в неограниченном количестве можно приобрести по 150 руб. за единицу. Какое решение более выгодно?  Расчет общих затрат при разных вариантах управленческих решений Показатели Собственное производство Приобретение Постоянные затраты, руб.  Переменные затраты, тыс. руб. Общие затраты, тыс. руб. 200 000 100Х 200000+100Х – 150Х 150Х Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо приравнять затраты по обоим вариантам. Определим,   при   какой   потребности   в   деталях   стоимость   их   приобретения   и производства совпадет:  200000 150 x  100 x 50 x 200000 , . x  4000 ед .    Таким образом, расчеты показывают, что при годовой потребности в 4000 ед. расходы   на   закупку   деталей   совпадут   с   себестоимостью   их   производства.   При потребности   свыше   4000   ед.   в   год   более   экономным   является   собственное производство,   а   при   меньшей   потребности   для   предприятия   более   выгодно   их покупать. ДЕРЕВО РЕШЕНИЙ Подготовить письменный ответ на поставленные вопросы Контрольные задания: 1. Сущность понятия «управленческое решение». 2. Назовите 3 стадии управленческого решения. 3. Перечислите методы принятия управленческих решений. 4. Назовите параметры решений, обеспечивающих их успешное выполнение 5. Сущность   маржинального   анализа   и   его   роль   в   принятии   управленческих решений. МАТРИЦА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ Практикующее  упражнение.  Задание 1 .  С  учетом  шести  ограничений,  приведенных в таблице 1, примите решение: « Чем заняться вечером?» По каждой из 7 комбинаций ограничений заполните таблицу 2. Ситуация 2 1 Да Нет Да Нет Нет Нет Да Да Нет Нет Да 3 Да Да Да Нет Нет Да Да Нет Нет Да 7 6 5 4 Да Нет Да Да Да Нет Нет Да Да Нет Нет Нет Нет Нет Да Да Нет Нет Нет Нет Нет Ситуация 1 2 3 4 5 6 7 № Ограничения 1 Задания выполнены 2 Родители дома 3 Погода хорошая 4 Есть новые музыкальные записи 5 С другом отношения налажены 6 В кинотеатре новый фильм № Ограничения 1 Сидеть дома и выполнять задания 2 Пойти погулять с другом 3 Пойти в кино с другом 4 Пригласить друга послушать новые записи 5 Переписать плейлист 6 Залечь на диване с книгой Классификация затрат по отношению к объему производству Постоянные затраты Постоянными   (FC)   называются затраты, величина которых не зависит от объемов выпуска продукции и остается неизменной   в   определенном   диапазоне масштабов производства.  Переменные затраты Переменные   (VC)–   это   затраты, величина   которых  зависит   от   объемов выпускаемой продукции. К   постоянным   затратам   относятся затраты на аренду, амортизация основных средств,   постоянная   часть   заработной платы   административно­управленческого персонала с отчислениями на социальные нужды,   расходы   на   содержание   и поддержание в рабочем состоянии зданий и оборудования и т.д. К переменным относятся затраты на сырье,   материалы,   комплектующие детали,   топливо   и   электроэнергию, заработную   плату   с   отчислениями   на социальные основных производственных   рабочих,   расходы   по сбыту и т. д. нужды     Пример 1 Для ремонта техники требуются соответствующие детали. Если их изготовлять собственными силами, то постоянные затраты на содержание оборудования составят 200 тыс. руб. в год, а переменные расходы на единицу продукции — 100 руб. Готовые детали в неограниченном количестве можно приобрести по 150 руб. за единицу. Какое решение более выгодно?

Технологическая карта и конспект занятия на тему: "Методика принятия управленческих решений"

Технологическая карта и конспект занятия на тему: "Методика принятия управленческих решений"

Технологическая карта и конспект занятия на тему: "Методика принятия управленческих решений"

Технологическая карта и конспект занятия на тему: "Методика принятия управленческих решений"

Технологическая карта и конспект занятия на тему: "Методика принятия управленческих решений"

Технологическая карта и конспект занятия на тему: "Методика принятия управленческих решений"

Технологическая карта и конспект занятия на тему: "Методика принятия управленческих решений"

Технологическая карта и конспект занятия на тему: "Методика принятия управленческих решений"

Технологическая карта и конспект занятия на тему: "Методика принятия управленческих решений"

Технологическая карта и конспект занятия на тему: "Методика принятия управленческих решений"

Технологическая карта и конспект занятия на тему: "Методика принятия управленческих решений"

Технологическая карта и конспект занятия на тему: "Методика принятия управленческих решений"

Технологическая карта и конспект занятия на тему: "Методика принятия управленческих решений"

Технологическая карта и конспект занятия на тему: "Методика принятия управленческих решений"

Технологическая карта и конспект занятия на тему: "Методика принятия управленческих решений"

Технологическая карта и конспект занятия на тему: "Методика принятия управленческих решений"

Технологическая карта и конспект занятия на тему: "Методика принятия управленческих решений"

Технологическая карта и конспект занятия на тему: "Методика принятия управленческих решений"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.12.2018