Приложение 1
Я – ребенок, я – человек, я должен иметь права
На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.
Я имею право на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,
Я имею право на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.
Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.
Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.
Приложение 2
Лексическая работа
Право это совокупность норм, с одной стороны, представляющих, а с
другой стороны, ограничивающих внешнюю свободу лиц во взаимных
отношениях.
Ребенок – человек, не достигший возраста 18 лет
Права ребенка возможность чтолибо делать, осуществлять
20 ноября – Всемирный день ребенка. В этот день были приняты
международные документы по правам ребенка:
1) Декларация прав ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1959
году, в ней 10 статей, 10 принципов защиты прав детей)
2) Конвенция о правах ребенка (ООН в 1989 году, в ней 54 статьи, касающихся
не только прав и свобод, но и обязательств государств по защите прав.
Интересно, что на утверждение документа ушла 1 минута, но готовился он 10
лет)
Декларация ( с лат. "провозглашение"), Конвенция ( с лат. "соглашение").
Разница между ними состоит в правовых последствиях. Государство,
подписавшее Конвенцию, берет на себя ответственность и готовность отвечать за
невыполнение. Государство ежегодно представляет отчет в ООН о положении
детей в своей стране. 54 статьи определяют природу ответственности
правительств и родителей за благосостояние ребенка. Присоединение же к
декларации – лишь намерение государства следовать ее положениям.
Вывод: Декларация – образец, призыв, а Конвенция – договор, обязательный для
выполнения. Приложение 3
Работа в группах:
Игра «Кораблекрушение».
Цель: формирование значимости соблюдения всех прав ребенка, понимания, что
нет важных и неважных прав, все права должны соблюдаться в равной степени.
Ход игры:
Каждая группа получает задание: Ваш корабль терпит крушение. Среди
пассажиров корабля есть представители разных социальных групп. Одни
считают, что самыми важными правами являются права на развитие, другие – на
защиту, третьи – на имущество, четвертые – на заботу. Для спасения вам
необходимо договориться и выбрать определенные права, которые по мнению
всех членов группы будут признаны самыми важными.
Список прав:
1 Право на образование.
2 Право на жилище.
3 Свобода слова.
4 Право на равенство перед законом.
5 Право на жизнь.
6 Право на свободу передвижения.
7 Право на охрану здоровья.
8 Право на социальное обеспечение
9 Право на доступ к информации
10 Право жить и воспитываться в семье
11 Право на всестороннее развитие, на уважение человеческого достоинства
12 Право на имя, отчество, фамилию
13 Право собственности на имущество
Приложение 4
Ситуации с обсуждением: Каково ваше мнение?
Ситуация 1 «Насилие над личностью»
Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.
Сын: Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает
есть)
Мать: С грязными руками за стол?! Помой руки!
Сын: Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребенка
знакомились!
Бабушка: Петенька, сходи в аптеку за лекарством, чтото давление поднялось.
Внук: Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт изза стола.)
Спасибо, я так наелся.
Мать: Помой посуду, сынок. Сын: Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит
телевизор).
Отец: Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!
Сын: Это проявление жестокости, папа.
Ситуация 2 «Чужое письмо»
Нина: А ты не пойдешь на физкультуру?
Ира: Нет, я освобождена.
Все уходят, кроме Иры. Она садится и начинает рисовать.
Ира: Ой, стерки нет. У кого же взять? У Нины посмотрю.
Ира роется в портфеле Нины. Находит блокнот, читает его. Затем находит
письмо и начинает его читать. В это время входит Нина.
Нина: Почему ты открыла мой портфель? И почему читаешь мое письмо?
Ира: А что такого? Я же ничего не взяла, только посмотрела. Разве нельзя?
Ситуация 3 «Громкая музыка»
Тихим воскресным утром Степа пришел в гости к своему приятелю Коле.
Коля: Заходи! Мне папа подарил новый музыкальный диск, песни классные!
Давай послушаем.
Степа: А давай лучше поставим колонки на подоконник и включим погромче
пусть все послушают!
Мальчики ставят магнитофон на подоконник и включают его погромче.
Коля: Ой, я совсем забыл, ведь папа мне еще и игру новую подарил. Пойдем в
другую комнату, поиграем.
Ребята уходят, забыв выключить магнитофон.
Ситуация 4 «Права и обязанности»
Петров: Эй , ты Сидоров, нука, не толкайся! Не нарушай мои права! Я ведь твои
не нарушаю!
Сидоров: Петров, какие у тебя, малявки, права? Они же есть только у больших и
толстых!
Учитель: Сидоров, перестань бубнить! Петров, сиди спокойно. Не вертись! Не
нарушай права учителя!
Петров: А по какому праву Вы мне замечание делаете? У меня тоже есть права!
Учитель: Права есть только у тех, кто выполняет свои обязанности! А у тех, кто
не выполняет, никаких прав нет и быть не может!
Кукушкина: Марья Ивановна, можно мне? Так вот. Права и обязанности –это
почти одно и то же! Например, у ученика есть право учиться. И это же право
является обязанностью. На каждое право есть обязанность. Что, Петров,
скажешь не так?
Петров: Тебе, Кукушкина, я ничего не скажу, имею право хранить молчание!
Кукушкина: Знаешь, Петров, не нарушай право нашего класса на образование!
Физкультминутка
Приложение 5 Вечер зимний в небе синем
встать изза стола
Звезды синие зажег
встать на носки, потянуться
Ветви сыплют синий иней
потряхивая руками, потихоньку сесть
На приснеженный снежок.
Вновь у нас физкультминутка
Наклонились, нука,нука!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправовлево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
Приложение 6
План анализа текста (1 группа)
1. На какой вопрос отвечает текст?
2. Какова последовательность событий? (события происходят
одновременно; события происходят последовательно одно за другим;
рассказывается о причинах событий)
Стояла суровая зима. Всё было покрыто снегом. Тяжело пришлось от этого
воробушкам. Бедняжки нигде не могли найти корма. Летали воробушки вокруг
дома и жалобно чирикали. Пожалела птичек добрая девочка Маша. Она стала
собирать хлебные крошки и каждый день сыпала их у своего крылечка.
Воробышки прилетели на корм. Скоро птички перестали бояться Маши. Так
добрая девочка прокормила бедных птичек до самой весны.
План анализа текста (2 группа)
1. На какой вопрос отвечает текст?
2. Какова последовательность событий? (события происходят одновременно;
события происходят последовательно одно за другим; рассказывается о
причинах событий)
Дятел — это лесной лекарь, потому что он лечит деревья. Большую часть
времени дятел проводит в поисках пищи. Питаются дятлы насекомыми,
живущими в коре и под корой деревьев, в древесине. Дятел клювом быстро
определяет по звуку дерева, где находятся насекомые, и извлекает их оттуда.
Дятел не успокоится, пока не выберет всех вредителей. Стучит дятел, значит,
будут уничтожены насекомые и лес будет жить. Вот почему называют дятла
лесным лекарем. План анализа текста (3 группа)
1. На какой вопрос отвечает текст?
2. Какова последовательность событий? (события происходят одновременно;
события происходят последовательно одно за другим; рассказывается о
причинах событий)
Я очень люблю зиму! Вопервых, зимой очень красиво. Снег искрится, падают
серебряные снежинки. Вовторых, много зимних развлечений и забав: можно
играть в снежки, бегать на лыжах и коньках, лепить снеговика. Втретьих, зимой
бывает праздник Новый год. Вот почему я люблю зиму.
План анализа текста (4 группа)
1. На какой вопрос отвечает текст?
2. Какова последовательность событий? (события происходят одновременно;
события происходят последовательно одно за другим; рассказывается о
причинах событий)
Барсук – это довольно крупный, до 90 см (а с хвостом и более метра), зверь с
серебристосерой щетиной. От носа к затылку тянутся желтоватобелые полосы,
а через глаза и уши – чёрная полоса. Лапы сильные с крепкими когтями. Этими
лапами он роет норы, ловко выкапывает корешки, эти лапы служат ему и для
обороны.
Проблема
В этой работе поднимается
(затрагивается) проблема…
На первый план выдвигается
проблема…
Можно понять, что ... глубоко
волнует тема…
Эта проблема не может
оставить равнодушным
современного человека. Это
подтверждается и …
Проблема, рассматриваемая
мной, заключается…
Думаю, эта тема интересует
многих….
Не ошибусь , если скажу, что
данная тема актуальна для
большинства…
Всем известен факт…
Комментарий
В современном мире
Приложение 7
Выражение согласия или несогласия
Я согласен с…
Считаю, что наиболее убедительно …
Трудно согласиться…
Хочется опровергнуть…
Нельзя игнорировать…
Нельзя не согласиться с мнением о том, что…
Следует отметить недостатки в позиции…
Дискуссионной (спорной) представляется
точка зрения…
Я принимаю точку зрения …
Не могу полностью разделить мнение …
Нельзя не согласиться с вескими доводами по
поводу…
Аргументы
Приведем ряд аргументов для доказательства... такимто
Втретьих,…
Вопервых,… Вовторых,…
вспомним…
Это подтверждается темто…,
примером…
В доказательство можно привести ещё и такой
аргумент…
Есть тому множество примеров...
Жизненный опыт:
часто приходится
сталкиваться с… подобные явления, увы, стали
нормой … кто из нас не был свидетелем
подобного…
Читательский опыт: эта проблема волновала
многих писателейклассиков… очень остро
этот вопрос поставлен в произведениях…
многие авторы обращаются к этой
злободневной (актуальной, важной) проблеме…
Зрительский опыт:
этот вопрос часто
обсуждаем в Интернете… по статистике
телепередач, этой проблеме посвящено 50%
эфира…
Заключение
Обобщая сказанное, можно сделать вывод…
Из всего вышесказанного следует, что…
В заключение можно сказать,… Итак,…
Завершая свою мысль…
После прочтения становится понятно…
После знакомства с ... понимаешь…
Я стремился показать...
Я хочу, чтобы читатель понял…
Считаю проблему важной…
Приложение 8
проблема… представляет
особую актуальность…
Чрезвычайно актуальна в
последние годы проблема…
Свои рассуждения я начну с …
Хотелось бы коснуться
следующих вопросов…
Нет сомнения в том, что
главные усилия направлены…
Проблема очень актуальна
(важна, злободневна)…
Вопрос о.... никого не может
оставить равнодушным, в
большей или меньшей мере он
касается каждого (объяснение,
почему)…
Позиция автора
В центре моего внимания
находятся…
Я уверен в том, что…
Прихожу к выводу…
Я исхожу из того…
Хочется подчеркнуть…
Самой оригинальной
(интересной, любопытной…)
является идея…
Главные усилия должны быть
направлены…
Моя точка зрения, по моему
мнению, выражена очень
четко…
Надеюсь, мне удалось убедить
в том, что…
Рефлексия
Сегодня я узнал...
Было интересно...
Было трудно...
Я выполнял задания...
Я понял, что...
Теперь я могу... Я почувствовал, что...
Я приобрел...
Я научился...
У меня получилось...
Я попробую...
Меня удивило...
Я смог...
Урок дал мне для жизни...
Мне захотелось...
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.