Технологическая карта интегрированного урока (литературное чтение + ИЗО) Тема урока С.А. Есенин «Береза».
Оценка 4.7

Технологическая карта интегрированного урока (литературное чтение + ИЗО) Тема урока С.А. Есенин «Береза».

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
чтение
2 кл
20.08.2018
Технологическая карта интегрированного урока (литературное чтение + ИЗО)  Тема урока С.А. Есенин «Береза».
Презентация к интегрированному уроку по литературному чтению
интегрированный урок чтение +ИЗО.doc
Технологическая карта интегрированного урока (литературное чтение + ИЗО)  Тема урока С.А. Есенин «Береза». УМК «Школа России».                       Класс: 2.                      Учитель: Фрибус Наталья Владимировна, Лухманова  Татьяна Васильевна Цели урока: Образовательные Развивающие  Воспитательные  Тип урока Форма урока УУД: Личностные УУД Познавательные УУД ознакомить детей с краткой биографией и стихотворением С.А.Есенина «Берёза»; дать понятие олицетворение, сравнение,  метафора  продолжить   формировать  умение  видеть   образные  языковые   средства;   совершенствовать умение  читать стихотворное  произведение,   связано рассказывать   о своих   впечатлениях;  расширять  словарный запас учащихся; развивать навыки анализа, сравнения и сопоставления на примере сравнения картин и стихотворения, творческое воображение; способствовать развитию художественного литературного вкуса, навыков формулирования выводов; воспитывать познавательную активность учащихся; чувство прекрасного, интерес к слову, любовь к родному  языку, родной природе, эстетическое воздействие на детей через слово, музыку, живопись; комбинированный фронтальная, индивидуальная, парная ­ самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности); ­ смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение?»); ­ нравственно­этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных  ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор; ­ ценить и принимать следующие базовые ценности:  «Родина», «природа», «семья»; ­ оценка художественного текста с точки зрения  этических ценностей, ценностей гражданина России. Общеучебные универсальные действия:  ­ самостоятельное выделение познавательной цели;  ­ поиск и выделение информации;  ­ смысловое чтение;  ­ ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного  раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала;   ­ структурирование знаний; ­ самостоятельное достраивание недостающих компонентов; ­ осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; ­ рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;  ­ самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её,  представлять информацию на  основе схем, моделей, сообщений. ­ уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. Логические универсальные действия:  ­ анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.  ­ установление причинно­следственных связей;  ­ построение логической цепи рассуждений;  ­ доказательство;  ­ выдвижение гипотез и их обоснование.  Действия постановки и решения проблем:  ­ формулирование проблемы;  ­ самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.  ­ планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстником);  ­ постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации);  ­ умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической  речью в соответствии с нормами родного языка;  ­коррекция и оценка действий одноклассника;  ­определение способов взаимодействия с партнером, функций каждого; ­ управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; ­ участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; ­ оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. ­ читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно­популярных книг, понимать  прочитанное;  ­ выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); ­ участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть  последствия  коллективных решений. ­ целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и  того, что ещё неизвестно);  ­ планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;  последовательности действий);  ­ оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание  качества и уровня усвоения);  Коммуникативные УУД Регулятивные УУД ­ саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию (к выбору в  ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий;  ­выполнение пробного учебного действия; ­фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; ­умение адекватно воспринимать оценки и отметки; ­ самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий; ­ определять цель учебной деятельности с помощью и самостоятельно;  ­ определять правильность выполненного задания  на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе  различных образцов;  ­ оценка своего задания по  параметрам, заранее представленным. стихотворение, Родина Олицетворение, сравнение, метафора индивидуальная выучить стихотворение С.А. Есенина «Береза» наизусть проектор,   мультимедийная   презентация,   портрет   С.А.Есенина,   аудиозапись   с   исполнением   стихотворения С.А.Есенина «Береза», книги со стихотворениями С.А.Есенина, Толковый словарь,  рисунки зимней природы для оформления доски, картина художника Валерия Кравченко (с. С. Калитва) «Береза», карточки для словарной работы (1 на парту), пословицы на доске. понятия,   Опорные термины Новые понятия Формы контроля Домашнее задание  Оборудование Этап урока I.Орга­ низаци­ онный этап. Деятельность учителя Деятельность ученика Используемые методы, приемы, формы Вот звонок нам дал сигнал: Поработать час настал, Так что время не теряем И работать начинаем. Настраиваются на  работу, проверяют  готовность к уроку Результат взаимодействия (сотрудничества) Готовность учеников к уроку. Формируемые УУД Регулятивные: организация рабочего места Личностные: Самоопреде­ ление  Коммуникативные : обращаются к  своим друзьям с Внимательно   слушают учителя,   стараются   из созвучных слов определить   фамилию поэта.   Личный пример  учителя  выразительного  чтения  стихотворения (слайд  2) Работа с  проблемной  ситуацией. Рассматривают портрет, определяют тему и цели урока. ». пожеланиями. Групповая технология. Регулятивные:  проявляют  способность к  самоорганизации, к  самоконтролю. Личностные:  развивают  познавательные  интересы,  нравственные  мотивы. Познавательные: знакомятся с новой информацией; проявляют   умение в её применении. II.Пос­ тановка  цели и  задач  урока.  Мотива­ ция  учебной  деятель­ ности  учащих­ ся. –     синь – Сейчас я прочитаю стихотворение Попробуйте услышать в нем фамилию русского поэта.. В   этом   имени   слово   “осень” Осень,   ясень   осенний   цвет Что­то есть в нем от русских песнь Поднебесье тихие веси, сень березы И   рассвет. Что­то   есть   в   нем   и   от   весенней Грусти, юности и чистоты… – Услышали ли вы эту фамилию? Только скажут – “Сергей Есенин”, Всей России встают черты. Перед Вами портрет Есенина. – Это поэт начала двадцатого века. Он   один   из   самых   известных   и любимых   поэтов   в   нашей   стране. Многие   его   стихи   положены   на музыку, стали песнями.  Определите тему и цели урока. Да, сегодня на уроке мы продолжим знакомиться   с   творчеством   Сергея Александровича Есенина III. Актуализ ация знаний. Что   вы   можете   рассказать   о нем? Послушаем сообщения ребят.   выступающим. ­Спасибо   большое   нашим Выступают подготовленные   дети   с сообщениями о поэте. Остальные слушают,  дополняют. IV.Пер­ вичное усвоение ­Ребята, отгадав загадку,  Вы  узнаете, как называется  стихотворение Сергея Есенина, над  Отгадывание   загадки   и определение  следующей работы. Загадка о березе. Знакомство с  краткой биографией С.А. Есенина. новых знаний. V.Пер­ вичная  проверка понима­ ния. которым мы будем сейчас работать. Русская красавица Стоит на поляне В зелёной кофточке, В белом сарафане. (Береза) ­Правильно. Стихотворение  «Берёза». Это первое  опубликованное стихотворение  С.А.Есенина. Произошло это в 1914  году. Поэту тогда было 19 лет.  ­Прослушайте аудиозапись  стихотворения С. Есенина «Белая  береза» и постарайтесь представить  берёзу такой, какой её видел Сергей Есенин. ­Скажите,   какой   увидел   зимнюю берёзу поэт?  В   какое   время   года   изображена береза?  Как   вы   думаете,   ребята,   какая репродукция   больше   подойдёт   к стихотворению "Берёза"?   Слушают  стихотворение,  стараются представить  березу такой какой её  видел С. Есенин. ­ Белую. ­Зимой. Дети называют  репродукцию и  объясняют, почему они  выбрали её. Аудиозапись стихотворения С.Есенина   «Белая береза» (слайд 3) Восприятие лирического стихотворения через органы слуха. Первичное  знакомство со  стихотворением. Определение  первичного  усвоения текста. Ответы на вопросы. (Репродукции  картин с  изображением  берёзы). (слайд 4) Регулятивные:  принимают и  сохраняют учебную задачу. Познавательные:  овладевают  умением находить  необходимую  информацию. Коммуникативные : умеют оформлять  свою мысль в  устной речи. VI.Сло­ варная работа.   ­Откройте учебник на с. 196.  стихотворение ­Прочитайте самостоятельно.   Подчеркните простым   карандашом   в   тексте непонятные слова и выражения. ­Какие   слова   и   выражения   вам Самостоятельное чтение стихотворения по  учебнику.  Подчеркивание  непонятных слов и  выражений. Работа с  Индивидуальная  работа по  учебнику, работа в  парах с Толковым   словарем русского  языка Ожегова. непонятны? Первая пара постарается объяснить, что   такое  кисти,  вторая   пара порассуждает   над   словом  заря, третья   ­   над   словом  бахрома, четвертая выскажет свое мнение по поводу,   что   такое  кайма  (слова напечатать на карточках) А теперь посмотрите, как толкуется значение слов в словаре. VII .Пер­ вичное  закреп­ ление. Предлагает   построчное   чтение стихотворения   учениками,   с обсуждением (частичным анализом) каждой строфы и выводом учителя. Первая строфа: Что сделала береза?  Что это значит?   А   кто   и   чем   может   слегка накрыться? наделяет Сергей неодушевленные предметы живыми Есенин     (слайд 5) (слайд 6) (слайд 7) (слайд 8) Первичное чтение  стихотворения и  его анализ. подчеркнутыми   словами. Кисть ­ это свободно  свисающие нити по краю ткани Бахрома – тесьма для  обшивки чего­нибудь с  рядом свободно  свисающих нитей, а  также ряд таких  свисающих нитей,  кистей. Б. у скатерти.  Брюки с бахромой. Кайма – это полоса по  краю изделия,  отличающиеся цветом,    узором, материалом.       Заря  –   это…яркое освещение   горизонта перед восходом  и после захода солнца.  Дети читают  стихотворения по  строфам , обсуждают  прочитанное. Чтение первой строфы. ­Принакрылась.  ­Берёза не полностью в  снегу, снег только на  ветках, его немного. Девушка. Накинуть на  плечи платок или  пушистую шаль. Усвоение  содержания  произведения. Регулятивные:  осуществляют  пошаговый  контроль своих  действий. Познавательные:  осваивают умение  находить  необходимую  информацию,  проводить анализ,  делать сравнение. Коммуникативные : слушают друг  друга. Личностные:  проявляют учебную активность. –Олицетворение.  С серебром.  Напоминает серебро,  когда снег сверкает на  солнце. ­ Сравнение  Чтобы ярче передать  своё восхищение  берёзой Чтение второй строфы. ­ Снег похож на кайму.  ­Снег похож на белую  бахрому. качествами!  Как называется этот прием?  С   чем   автор   сравнивает   снег? Почему? Какой приём использовал автор, чтобы   показать   блеск   снега   на ветках берёзы? ­Для   чего   поэт   использовал сравнения? Вторая строфа: Как   вы   понимаете     выражение «пушистые ветки?» ("Пушистые" ­ это эпитет, так как слово "пушистые" называет признак предмета в переносном значении.) Эпитет   ­   образное   определение, называет   признак   в   переносном значении. ­ Что напоминает снег на ветках? ­ С чем поэт сравнивает снег?  Метафора  ­ перенесение  свойств одного предмета на другой. Под   «снежной   каймой»   и   «белой бахромой»   автор   подразумевает заснеженные   ветки. (скрытое сравнение). Это и есть метафора.   Вывод:   итак,   береза   напоминает девушку,   которая   принарядилась, набросив   на   себя   красивую   шаль Чтение третьей строфы. ­Вокруг ни звука, ни  движения, полный  покой. "Сонная" ­  эпитет. ? ("Горят" значит,  сверкают, "золотой  огонь" ­ солнечный луч,  солнечный свет.  Скрытое сравнение.   Это метафора.) Чтение четвертой  строфы. ­В разное время суток,  при разном освещении. Заря изменяет цвет  снега на ветках. или   платок   с   блестящей   каймой   и белой бахромой. Третья строфа: Почему тишина «сонная»?  Как вы понимаете выражение: «И горят снежинки в золотом огне»? Четвертая строфа: ветки   Как вы думаете, когда снег похож на серебро, а когда на золото?  В   первой   строфе   снег   похож   на серебро.  В  третьей   – на золото.  В четвертой снег   опять   уподобляется   серебру. Как   вы   понимаете   выражение «заря… обсыпает   серебром»?  Вывод:   Значит,   поэт   описывает березу   такой,   какой   она   бывает   в течение дня, при разном освещении. Неслучайно   заря   «обходя   кругом, обсыпает   ветки   новым   серебром». Вместе   с   тем   в     стихотворении происходит   олицетворение   не только  березы, но и зари. Обобщение:  новым В   течение   какого   времени происходит описание березы?  Это говорит   о   том,   что   он   часто   и подолгу смотрел на нее. Почему? Каково его отношение к березе? Какие чувства он выразил в этом стихотворении?  Какое чувство, настроение создал поэт?    какие   средства Итак, художественной выразительности поэт, красоту зимней березы?   использует   чтобы   передать   всю   ­Мы видим, что Есенин  описал березу такой,  какой она бывает зимой  в течение всего  солнечного морозного  дня.  ­Поэт любовался  березой, восхищался ее  красотой. Есенин  выразил в  стихотворении свою  любовь к природе. Волшебное,   спокойное, радостное   ожидание чуда. Олицетворение,  сравнение, метафора,  эпитет. (слайд 9) VIII.Физ­ культ­ минутка IX.Конт­ роль  усвое­ ния. (Дети под музыку  выполняют каждый свой танец снежинок) А   сейчас   я   попрошу   вас, представить   свою   единственную снежинку,   не   похожую   ни   на   чью другую и показать движениями, как она кружится, порхает и ложится на землю мягким ковром Теперь,   когда   мы   внимательно разобрали стихотворение, нам надо выбрать   нужную   интонацию   для чтения. ­   Какая   строка   подсказывает «И стоит берёза в  музыка П. И.  Чайковского  «Зимние грёзы» Регулятивные:  осуществляют  пошаговый  контроль своих  действий. Привитие  художественного и  эстетического  вкуса. нам,   как   надо   читать   это стихотворение? ­Как надо читать стихотворение – быстро или неторопливо?   ­Громко или не очень громко? группах   над Работа   в   выразительностью чтения Чтобы   выразительно   прочитать стихотворение,   показать   всю необыкновенную красоту слова, нам необходимо   внимательно   слушать друг друга. А теперь выберите из группы того кто прочитает стихотворение перед классом. сонной тишине» Неторопливо, негромко, чтобы не разбудить  дремлющую берёзу, а  также постараться  передать чувства  автора, его любование  берёзой. Дети читают  стихотворение в  группах и выбирают  лучшего для  выступления перед  классом Познавательные:  расширяют свой  кругозор;  осваивают умение  создавать  художественный  образ берёзы. Коммуникативные : слушают друг  друга. Личностные:  осознают свои  возможности в  учении; стремятся  хорошо учиться. X.Фраг мент  урока  ИЗО. Итак: – Поэты воспевают природу в стихах, – Композиторы выражают любовь к природе   в   музыке.    А   кто изображал природу  в картинах? Известные   художники   изображали березу   в   разные   времена   года. Отвечают на вопросы  учителя, рассматривают репродукции картин. слайд 10 Посмотрите на репродукции картин художников И.И.Левитана «Березовая   роща»   и   И.   Грабаря «Февральская лазурь» Что общего вы заметили? А в чем отличие? Какая   из   картин,   по   вашему мнению,   больше   подходит   по содержанию   к   стихотворению «Береза»? – Сегодня на уроке мы постараемся стать   маленькими   художниками, постараемся нарисовать березу. Как   вы   думаете,   какие   краски понадобятся художнику,  если он захочет нарисовать березу? –   На   партах   у   вас   листы   с голубым фоном? – Как вы думаете почему? Посмотрите   фотографии заснеженной березы  и попытайтесь её изобразить Учитель   на   доске   показывает приёмы работы с объяснением.   на 1) Рисование.  Лист   расположим   вертикально. Сначала   карандашом   наметим величину дерева. Работаем кистью, гуашью белого цвета. Снизу   вверх   (дерево   растет   из земли)   прикосновением   кисти   с наибольшим   нажимом   постепенно ослабляя   его,  рисуем  ствол,   но  не обязательно ровный. Затем   ветки   также   от   ствола   с слайд 11,12 Внимательно наблюдают за действиями учителя. Дети рисуют берёзу. Звучит «Белая береза»   романс наибольшим   нажимом   постепенно ослабляя   в   стороны   распуская кисти бахромой. Нарисовав   ветки   используя   гуашь белого   цвета,   черным   цветом наносим мазки на ствол и толстые ветки березы. 2) Раскрашивание. ­ Вот мы и приступаем ко второму этапу работы над своим пейзажем. Нам   осталось   рассыпать   снег   на деревья   насколько   позволит фантазия. Как вы думаете, почему и поэты, и   композиторы   и   художники воспевали   в   своих   произведениях березу? ­Со стихотворением какого поэта мы сегодня познакомились? –   С   какими   литературными понятиями мы познакомились? Выберете   и   продолжите   любое предложение. ­На уроке я узнал…. ­На   этом   уроке   я   похвалил   бы себя за … ­После урока мне захотелось…. ­Сегодня я сумел….. ­   Я   вижу,   сегодня     на   уроке   вы работали   с   удовольствием.   Перед вами картинки с помощью которых я   предлагаю   вам   оценить   свою работу на уроке. ­   Поднимите  солнышки,  если   вам XI.Реф­ лексия  (подве­ дение  итогов  занятия). Работа над завершением деталей картины.   (Приёмы работы ­  тычком, разводьями). Готовые работы дети  выставляют на доску. Просмотр работ  учащихся. (Наверно только в  России растут такие  белоствольные березы,  береза стала символом  России) ­ С.А. Есенина. Эпитет, метафора. Самооценивание своей  деятелности на уроке. Выставка работ Самоанализ. Самооценивание  работы на уроке. Регулятивные:  анализируют  результаты своей  деятельности. Коммуникативные : отвечают на  вопросы;  высказывают своё  мнение. Личностные:  осознают личную  значимость в  приобретении  нового знания. облачки  было   интересно   на   уроке   и   всё понятно., –   было интересно, но не всё понятно, тучки –   было   неинтересно   и   ничего   не понял. с. 196­197 выучить наизусть. Выучить   наизусть   стихотворение «Берёза». За то, что слушали внимательно И помогали  нам старательно, Благодарю вас за внимание, Урок окончен. До свидания! XII.Ин­ форма­ ция о  домаш­ нем  задании.   Запись детьми домашнего   задания   в дневник.

Технологическая карта интегрированного урока (литературное чтение + ИЗО) Тема урока С.А. Есенин «Береза».

Технологическая карта интегрированного урока (литературное чтение + ИЗО)  Тема урока С.А. Есенин «Береза».

Технологическая карта интегрированного урока (литературное чтение + ИЗО) Тема урока С.А. Есенин «Береза».

Технологическая карта интегрированного урока (литературное чтение + ИЗО)  Тема урока С.А. Есенин «Береза».

Технологическая карта интегрированного урока (литературное чтение + ИЗО) Тема урока С.А. Есенин «Береза».

Технологическая карта интегрированного урока (литературное чтение + ИЗО)  Тема урока С.А. Есенин «Береза».

Технологическая карта интегрированного урока (литературное чтение + ИЗО) Тема урока С.А. Есенин «Береза».

Технологическая карта интегрированного урока (литературное чтение + ИЗО)  Тема урока С.А. Есенин «Береза».

Технологическая карта интегрированного урока (литературное чтение + ИЗО) Тема урока С.А. Есенин «Береза».

Технологическая карта интегрированного урока (литературное чтение + ИЗО)  Тема урока С.А. Есенин «Береза».

Технологическая карта интегрированного урока (литературное чтение + ИЗО) Тема урока С.А. Есенин «Береза».

Технологическая карта интегрированного урока (литературное чтение + ИЗО)  Тема урока С.А. Есенин «Береза».

Технологическая карта интегрированного урока (литературное чтение + ИЗО) Тема урока С.А. Есенин «Береза».

Технологическая карта интегрированного урока (литературное чтение + ИЗО)  Тема урока С.А. Есенин «Береза».

Технологическая карта интегрированного урока (литературное чтение + ИЗО) Тема урока С.А. Есенин «Береза».

Технологическая карта интегрированного урока (литературное чтение + ИЗО)  Тема урока С.А. Есенин «Береза».

Технологическая карта интегрированного урока (литературное чтение + ИЗО) Тема урока С.А. Есенин «Береза».

Технологическая карта интегрированного урока (литературное чтение + ИЗО)  Тема урока С.А. Есенин «Береза».

Технологическая карта интегрированного урока (литературное чтение + ИЗО) Тема урока С.А. Есенин «Береза».

Технологическая карта интегрированного урока (литературное чтение + ИЗО)  Тема урока С.А. Есенин «Береза».

Технологическая карта интегрированного урока (литературное чтение + ИЗО) Тема урока С.А. Есенин «Береза».

Технологическая карта интегрированного урока (литературное чтение + ИЗО)  Тема урока С.А. Есенин «Береза».

Технологическая карта интегрированного урока (литературное чтение + ИЗО) Тема урока С.А. Есенин «Береза».

Технологическая карта интегрированного урока (литературное чтение + ИЗО)  Тема урока С.А. Есенин «Береза».

Технологическая карта интегрированного урока (литературное чтение + ИЗО) Тема урока С.А. Есенин «Береза».

Технологическая карта интегрированного урока (литературное чтение + ИЗО)  Тема урока С.А. Есенин «Береза».
Скачать файл