Технологическая карта к уроку географии на тему "Особенности природы Западной Сибири" (8 класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 24.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Вашему вниманию представлена технологическая карта к уроку географии на тему "Особенности природы Западной Сибири". Помимо технологической карты я представляю конспект урока. На уроке используются технологии критического мышления, ИКТ, групповая и игровая технологии. В технологической карте прописаны личностные, метапредметные и предметные УУД.Вам представлена технологическая карта и конспект урока географии по теме "Особенности природы Западной Сибири"
Иконка файла материала ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА.doc
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА Учитель Предмет Класс Тема урока Тип урока Форма проведения Цель урока Рыбина Людмила Леонидовна География 8 «Особенности природы Западной Сибири» Урок изучения нового материала Урок - поиск Создание условий для формирования знаний об особенностях крупных природных регионов России на примере Западно- Сибирской равнины. Задачи урока Образовательные: УУД  формирование представлений об особенностях географического положения, рельефа, геологического строения, внутренних вод, климата и растительности Западной Сибири;  формирование представлений о природных особенностях и ресурсах Западно-Сибирской равнины;  рассмотрение взаимосвязей природных компонентов Западно-Сибирской равнины. Развивающие:  развитие умения определять тему и цель урока;  совершенствование навыков работы с картами России: физической, климатической, тектонической;  развитие умения учащихся работать в группах и выступать перед аудиторией. Воспитательные:  развитие коммуникативных способностей;  формирование географической культуры, воспитание патриотизма, любви к Родине, экологическое воспитание учащихся на примере взаимодействия компонентов природы. Предметные: создание условий для формирования представлений:  об особенностях географического положения Западной Сибири;  о влиянии географического положения на формирование природных условий Западной Сибири;  об уникальных чертах рельефа, климата, внутренних вод, природных зон Западной Сибири, выделяющих её среди других регионов России;  о природных ресурсах Западной Сибири, о проблемах освоения ресурсов, об экологических проблемах. Метапредметные: Регулятивные УУД создание условий для формирования способности:  организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;  самостоятельного приобретения новых знаний, управления своей познавательной деятельностью. Познавательные УУД обеспечение условий для формирования умений:  вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации;  преобразовывать информацию из одного вида в другой;  использовать карты как информационную образно-знаковуюмодель действительности. Коммуникативные УУД Создание условий для формирования умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группах. Предметные: Знать: Уметь: 1. особенности географического положения Западной Сибири; 2. влияние географического положения на формирование природных условий Западной Сибири; 3. уникальные черты рельефа, климата, внутренних вод, природных зон Западной Сибири, природных ресурсов, выделяющих ее среди других регионов России; 4. географическую номенклатуру. 1. составлять характеристику географического положения 2. объяснять влияние географического положения на 3. Западной Сибири на основе карт; формирование природных условий; объяснять уникальность черт рельефа, климата, внутренних вод, природных зон Западной Сибири, природных ресурсов, выделяющих ее среди других регионов России; 4. показывать на карте объекты географической номенклатуры. Личностные: 1. эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования; 2. понимание образного языка художественного произведения Метапредметные: 1. уметь организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; 2. вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; 3. уметь взаимодействовать с людьми, работать в группах, представлять себя, вести дискуссию. Планируемые результаты обучения Основные понятия (номенклатура ) Полуострова: Ямал, Гыданский Равнины: Западно-Сибирская, Ишимская, Барабинская, Васюганская, Сибирские Увалы Озеро: Чаны Реки: Обь, Пур, Таз, Тавда, Исеть, Тобол, Ишим, Иртыш, Чулым, Вах, Надым, Кеть, Омь, Бия, Катунь География, Литература, История Межпредметн ые связи Методы Технологии Оборудование Компьютер, мультимедиапроектор, экран, физическая карта России, Частично – поисковый, проблемный ИКТ, групповая, критического мышления, игровая карточки-задания для выполнения работы, презентация «Особенности природы Западной Сибири». Учебник: И.И.Баринова «География России. Природа» 8 класс. – М.:Дрофа, 2014. Атлас «География России»№ п/п 1. Этапы урока Организационн ый (1 мин.) ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА Деятельность учителя Приветствует и проверяет готовность учащихся к уроку Деятельность учащихся Проверяют свою готовность к уроку УУД Личностные: - мотивация к познанию.2. Актуализация знаний. Постановка цели урока. (4 мин) Осознание мотива деятельности, значимости предстоящей работы: Отвечают на вопросы учителя, стремятся к самостоятельному формулированию цели и задач урока. Учащиеся показывают на карте районы – Русскую равнину, Северный Кавказ и Урал. Это Европейская часть нашей страны. Ответы учащихся - Западная Сибирь. Природа Западной Сибири. Постановка темы, цели и задач урока. - Ребята, мы с вами уже изучили природу нескольких регионов России. - С какими физико – географическими районами мы познакомились? - Прошу выйти к карте и показать эти районы. - К какой части света эти регионы относятся? - Теперь нам предстоит начать изучение ее Азиатской части. В поэме А. Твардовского «За далью – даль» (слайд 1) говорится: «Урал! Невольною печалью Я отдаю прощенью дань… А за Уралом – Зауралье, И там своя, иная даль…» - Как называется эта «даль», расположенная к востоку от Урала? - Итак, как же звучит тема нашего урока? - Запишите тему урока в тетрадь. «Западно-Сибирская равнина. Особенности природы» (слайд 2) «Неведомая, дикая, седая Медведицею белою Сибирь, За камни, за Уралом пропадая, Познавательные: - осознание необходимости новых знаний, формулировка темы урока; - самостоятельное выделение и формулировка познавательной цели; - выбор источников информации, поиск информации; - анализ и обобщение фактов и явлений;3. Изучение нового материала (30 мин) А теперь давайте забудем, что Западная Сибирь уже давно изучена. И мы с вами будем первопроходцами. Предлагаю вам попробовать себя в роли исследователей, я буду вашим научным руководителем, а наши гости экспертами ученого совета, на котором нам с вами предстоит озвучить наши результаты исследований. Наша цель – выявить уникальные черты природы Западной Сибири и ответить в конце урока на вопрос: Может ли плоский рельеф сыграть решающую роль в формировании природных условий? (вопрос записывается на доске) А для этого что мы должны изучить? Но, прежде, чем приступить к изучению данного объекта, нужно знать его точны адрес, т.е. географическое положение. Границы равнины – это отчётливо выраженные естественные рубежи: - на севере – береговая линия Карского моря (сл.3); - на юге – подножия гор Южной Сибири (Казахского мелкосопочника, Алтая, Кузнецкого Алатау, Салаирского Кряжа) (сл.4); - на западе – восточнее предгорий Урала,(сл.5) - на востоке – долина р. Енисей,(сл.6). Протяженность с З на В -1000-2000 Ответы учащихся – рельеф, климат, внутренние воды, природные зоны, природные ресурсы. Записывают в тетради ГП Западносибирской равнины По карте определяют,геометрическую напоминают какую фигуру очертания равнины? Выделяют черты ФГП: 1 – удаленность от Атлантического и Тихого океанов; 2 – открытость к Северному Ледовитому океану; 3 – большая протяженность по широте и долготе; 4 – расположенность в умеренных широтах. Включение в деятельность в группах: сбор, поиск материала. Выступление учащихся от каждой группы. Учащиеся дают ответы на вопрос. км(расширяясь к югу), и С С на Ю - 2500 км.(сл.7) Очертания равнины имеют форму - трапеции. В северной части равнину пересекает северный полярный круг. Какие черты географического положения равнины мы можем выделить? Мы отправляемся в путешествие и начинаем работать. Для выполнения работы вы разделились на группы. Я выдаю вам инструктажи и маршрутные листы. У каждой группы на маршрутном листе указан вопрос, на который вы должны будете дать ответ по итогам своего исследования. На работу отводится 10 минут. Учащиеся отчитываются о проделанной работе. Мы рассмотрели основные особенности природы Западной Сибири. Готовы ли вы ответить на наш вопрос «Может ли плоский рельеф сыграть решающую роль в формировании природных условий?» Западная Сибирь – ее необъятные просторы, ее бескрайняя тайга, ее 4. Подведение итогов (2 мин)богатые природные ресурсы, ее плодородные земли степей – все это наша Родина. Ее нельзя не любить! Удивительная и неповторимая по своей красоте природа, давно воспета на полотнах художников, она живет в волшебных словах наших писателей и поэтов. Вот такие слова написал об этой равнине поэт И. Фролов: Равнина. Равнина. Ни яра, ни пади. Равнина – на север, Равнина – на юг. Как будто гористую Землю разгладил Какой-то гигантский утюг. Для закрепления изученного материала я предлагаю вам поработать с карточками. Вставьте пропущенные слова в предложения (приложение 2). Для обобщения новых знаний я прошу вас составить синквей. СИНКВЕЙ – пятистишие: 1 строка – главное слово 2 строка – два прилагательных 3 строка – три глагола 4 строка – крылатая фраза, утверждение 5 строка – существительное-синоним, который выражает суть слова А сейчас я попрошу вас вернуться к нашим табличкам (приложение 1) и заполнить правую графу. Что нового вы узнали на уроке о Западной Сибири? Прочитать § 40, 41. И задание на выбор: 5. Закрепление и обобщение новых знаний. (4 мин.) 6. Рефлексия (2 мин) 7. Домашнее Учащиеся заполняют карточки (приложение 2) Учащиеся составляют синквей. Учащиеся заполняют таблицу (приложение 1).задание (2 мин) 1 – нарисовать герб Западной Сибири или 2 – составить кроссворд по номенклатуре Западной Сибири.