Технологическая карта к уроку "Гидролиз солей" (9 класс, химия)
Оценка 4.9

Технологическая карта к уроку "Гидролиз солей" (9 класс, химия)

Оценка 4.9
Лабораторные работы +1
docx
химия
9 кл
09.07.2018
Технологическая карта к уроку "Гидролиз солей" (9 класс, химия)
Автор УМК: Кузнецова Н.Е. Тема урока: «Гидролиз солей» Тип урока: проблемно-исследовательский с применением интерактивной доски Цель урока: сформировать у учащихся понятие гидролиза солей. Задачи: 1.Развить умение пользоваться опорными знаниями, закрепить умения и навыки химического эксперимента, умения работать с таблицами. 2. Развить мышление, умение делать логические выводы из наблюдений по опыту. Научить составлять ионные уравнения реакции гидролиза солей по первой ступени. 3. Сформировать понимание практического значения гидролиза в природе и жизни человека.
Технологическая карта к уроку Гидролиз солей.docx
Буркова Светлана  Александровна МБОУ СОШ № 12,  г. Грязи, Липецкой обл. Автор УМК: Кузнецова Н.Е. Тема урока:  «Гидролиз солей» Тип урока: проблемно­исследовательский с применением интерактивной доски Цель урока: сформировать у учащихся понятие гидролиза солей. Задачи: 1.Развить умение пользоваться опорными знаниями, закрепить умения и навыки химического эксперимента, умения работать с таблицами. 2. Развить мышление, умение делать логические выводы из наблюдений по опыту. Научить составлять ионные уравнения реакции гидролиза солей по  первой ступени. 3. Сформировать понимание практического значения гидролиза в природе и жизни человека. Оборудование:  штатив с пробирками, растворы фенолфталеина, метилового оранжевого, соляной кислоты, гидроксида натрия, хлорида железа (III), карбоната калия, хлорида натрия,  сульфата алюминия,  хлорида алюминия,   сульфида  натрия. 1. На демонстрационном столе: а) хим. стаканы: НС1, NaOH, НОН б) индикаторы: лакмус. в) 3 хим.стакана. 2. На столах учащихся (лабораторный практикум) а) штатив с пробирками; б) индикаторы: м­о, ф­ф, лакмус, универсальный индикатор; в) растворы солей  Na2S,  Na2CO3  А1Cl3, Cu(NO3)2 NaCl, BaCl2 Этапы урока Содержание учебного материала. Деятельность учителя. Деятельность учащихся 1 Организационный  момент 2 Проверка  домашнего задания Здравствуйте, ребята! Садитесь. Начать наш сегодняшний урок мне бы хотелось словами великого русского учёного Д.И.Менделеева (слайд 2) «Для   того,   чтобы   найти,   надо   уметь   искать, надо   провидеть   невидимое,   ощутить   предстоящее,   не падать духом при неудачах и трудностях, настаивать и много трудиться»  Я  желаю  вам  сегодня     плодотворной   работы   на  уроке, которая поднимет вас на следующую ступеньку в познании прекрасной науки под названием химия.  Вопросы фронтальной беседы ­ Что является предметом изучения химии? ­ Перед вами в трех химических стаканах содержатся  вещества: а) раствор НС1; б) раствор NaОН; в) вода. ­ Как (с помощью чего) можно различить воду и  растворы  соляной кислоты, гидроксида натрия?  ­ Какие индикаторы вы знаете? ­   Как   изменится   окраска   лакмуса   в   растворе   кислоты, основания и в воде? Слушают учителя Учащиеся отвечают на вопросы Вещества Эти растворы можно   различить с помощью индикатора. Ф/ф, м/о, лакмус В   растворе   кислоты   он   станет красным, в р­ре щёлочи – синим, в воде не изменит окраску Учитель   предлагает   подтвердить   этот   ответ Выполнение демонстрационного Формирование УУД Коммуникативные :  ­ сотрудничество с  учителем Коммуникативные :  ­ сотрудничество с  учителем; ­ умение  высказывать свои    мысли. Познавательные: ­ структурирование  знаний экспериментально. ­ Присутствием каких ионов обусловлена окраска  индикаторов? (слайд 3, 4) 3 Подготовка к  восприятию  (изучению) нового  материала Можно ли этим способом различить растворы  перечисленных в­в?  (слайд 5, 6). Ответ обоснуйте.   Учитель предлагает проверить это предположение  экспериментально. Заполним таблицу на интерактивной доске, отметив  среду в растворах солей лабораторного опыта и  обсуждение результатов В кислоте  цвет индикатора  изменится под действием ионов  водорода                        +         ­                + НС1 = Н + С1       [Н] – кислая  среда; в щелочи – под действием  гидроксид – ионов NaОН = Na++ОН­    [ОН­] –  щелочная среда В воде присутствуют и те и других ионы, поэтому окраска индикатора не изменится                  +            ­ НОН = Н+ ОН ­ нейтральная среда Учащиеся предполагают, что  перечисленные вещества  относятся к классу солей. Так как  в состав солей не входят  ионы   водорода и гидроксид ­ ионы,   окраска индикатора не изменится. Выполнение лабораторного опыта,  иллюстрирующего изменение  окраски индикатора в растворах  названных солей (работа в парах).  Регулятивные:  ­ постановка и     формулирование  проблемы; ­ прогнозирование  результата. Познавательные: ­ построение  речевого     высказывания в Я вижу, вы удивлены. Почему?  Что вас удивило? Что интересного заметили?  Какой вывод можно сделать по результатам данной  таблицы? Точно так же, как и вы, изумились  ученые,  обнаружившие этот парадокс. Еще Альберт Энштейн  говорил: «В основе любого открытия лежит  элементарная человеческая эмоция, именуемая  изумлением». устной и     письменной  форме; ­ структурирование  знаний; Коммуникативные :  ­ сотрудничество с  учителем; ­ умение  высказывать свои    мысли. Среда Ученики  испытывают  затруднение, возникает  проблемная ситуация. Отчёт о работе в парах (наблюдаемое изумляет  учащихся) А почему индикаторы изменяют  окраску? Почему ведут себя по­ разному?  № Формула соли 1 2 3 4 5 6 Na2CO3 Na2S AlCl3 Сu(NO3)2 BaCl2 NaCl щ щ к к н н В чем  же причина столь разного поведения  индикаторов в растворах солей?   У вас пока не хватает знаний, чтобы объяснить  происходящие явления. Вы можете только предполагать.  Почему некоторые соли изменили окраску индикатора  подобно щелочам? Почему некоторые соли изменили окраску индикатора  Предположения учащихся. Там есть ОН­ Там есть Н+ Из воды Может быть, соли при растворении 4 Изучение нового  материала подобно кислотам? А откуда они берутся? Да, действительно, наблюдаемые вами в эксперименте  реакции являются результатом взаимодействия соли с  водой. Это взаимодействие называется ГИДРОЛИЗ. (слайд 7) Каков же дословный перевод слова «гидролиз»? (с.47  учебника)      Одинаково ли соли вступают в реакцию взаимодействия с водой.  Обратите внимание на то, данное взаимодействие приводит  к наличию в растворах солей избытка ионов водорода или  гидроксид – ионов. От чего это зависит мы сейчас  попробуем разобраться Вспомните образование солей при реакции нейтрализации.  Рассмотрим состав солей с этой позиции, т.е. соль, как  продукт образованный основанием и кислотой. На доске вы видите схемы, которые мы будем заполнять.  ­Рассмотрим состав карбоната натрия Na2CO3. (слайд 8) ­ Какие электролиты образуют данную соль? ­ Сильными или слабыми являются данные электролиты? ­Каких ионов в растворе больше Н+ или ОН­? ­Какова реакция среды раствора? вступают в реакцию с молекулами  воды. Ведь мы знаем, что  растворение в­в в воде – это  физико­химический процесс. Запись темы урока в тетрадь Гидролиз (греч.  – разложение) – вода и  По­разному Гидроксид натрия и угольная  кислота Гидроксид натрия – сильное  основание,  угольная кислота –  слабая кислота В растворе больше гидроксид  ионов Среда щелочная Личностные:  ­ оценивание  усваиваемого    содержания. Регулятивные:  ­ планирование  путей     достижения целей; Познавательные: ­ построение  речевого    высказывания; ­ поиск и выделение   необходимой  информации; ­ структурирование  текста в    виде схемы и Вывод: если     соль образована  сильным основанием и слабой  кислотой, то её раствор имеет  щелочную реакцию, так как в  растворе избыток гидроксид –  ионов. Гидроксид алюминия и соляная  кислота Гидроксид алюминия – слабое  основание,  соляная кислота –  сильная кислота В растворе больше гидроксид  ионов Среда кислотная Вывод: если соль, образована  слабым основанием и сильной  кислотой, то её раствор имеет  кислую реакцию, так как в  растворе избыток ионов водорода.  Гидроксид бария и соляная  кислота Гидроксид бария – сильное  основание,  соляная кислота –  сильная кислота В растворе количество гидроксид  ионов и ионов водорода равно Среда нейтральная Вывод: если соль, образована  таблицы; ­ определение  понятиям; ­ построение  логической    цепочки  рассуждений; ­ обобщений  понятий; ­ умение делать  выводы; Коммуникативные :  ­ определение цели,  функций    участников,  способов    взаимодействия; ­ сотрудничество в  поиске и    сборе  информации; ­ учёт мнения  партнёра,  ­ контроль,  коррекция и      оценка действий  партнёра; ­ аргументирование  своей    точки зрения; ­Рассмотрим состав хлорида алюминия AlCl3. (слайд 9) ­ Какие электролиты образуют данную соль? ­ Сильными или слабыми являются данные электролиты? ­Каких ионов в растворе больше Н+ или ОН­? ­Какова реакция среды раствора? ­Сделайте вывод, используя слова – если, то ­Рассмотрим состав хлорида бария ВаCl2. (слайд 10) ­ Какие электролиты образуют данную соль? ­ Сильными или слабыми являются данные электролиты? ­Каких ионов в растворе больше Н+ или ОН­? ­Какова реакция среды раствора?  ­Сделайте вывод, используя слова – если, то Мы с вами познакомились с тремя типами солей. Какие еще существуют соли в зависимости от состава? (Слайд 11) сильным основанием и сильной  кислотой, то её раствор имеет  нейтральную реакцию, так как в  растворе одинаковое содержание  ионов водорода и гидроксид –  ионов. Гидролиз не идёт. 5 Закрепление.  Практическое  применение знаний. Рефлексия. Что   вы   можете   сказать   о   составе   и   растворимости сульфида алюминия? Прочерк соответствует солям, которые гидролизуются  полностью и гидролиз необратим. Подумайте. Почему  необратим гидролиз? Вывод Я   думаю,   что   у   вас   возник   вопрос:   «Так   ли   уж   часто следует учитывать процессы гидролиза?» Задание для 1 ряда. Люди с древних времен стирают свои вещи.   Но   сейчас   у   нас   в   обиходе   огромное   количество моющих   средств,   а   раньше   стирали   золой.   Составной частью   золы   является   карбонат   калия.   Так   почему   зола обладает   моющими   свойствами?   Сделать   вывод  (слайд 14,15)   Задание для 2 ряда.  Человеческий организм – это четко запрограммированная   химическая   лаборатория.   Все химические реакции в нем происходят четко и быстро. Но иногда случаются неполадки. Например – изжога. Что это? Для устранения изжоги используют раствор питьевой соды   Что   происходит   при (гидрокарбонат   натрия).       называют Учащиеся соли образованные   слабым   основанием и слабой кислотой.  По   таблице   растворимости учащиеся определяют, что данной соли соответствует прочерк.   и ↓ ↑ Вывод: … 1 Работа в группах с  последующей проверкой  результатов деятельности. 2 Химический   диктант   с использованием интерактивной (слайд 20­30)   доски ­ постановка  вопросов; ­ умение высказать  свои    мысли;  ­ ведение  диалогической и    монологической  речи. Регулятивные: ­ умение  самостоятельно    контролировать  своё время. ­ контроль в форме  сличения    результата с  эталоном; ­ оценка –  выделение и  осознание  учащимися того,    что усвоено и что  ещё нужно использовании соды? (слайд 16,17) Задание для 3 ряда. Если на садовом участке у растений желтеют листья и они отстают в росте и развитии, скорее всего это хлороз. Это заболевание вызывает недостаточная кислотность почвы. Почему при хлорозе в почву добавляют удобрение   аммонийную   селитру   (нитрат   аммония)? Сделать вывод. (слайд 18,19)   усвоить, осознание качества    и уровня усвоения, оценка    результатов  работы. Познавательные: Рефлексия  способов и условий  действий, контроль  и оценка процесса и  результатов  деятельности. ­структурирование  знаний; ­построение  рассуждений;   анализ объектов с  целью      выделения  признаков; ­ умение делать  выводы. Коммуникативные :  ­ умение высказать  свои    мысли. 6 Домашнее  задание  с. 47 – 49, экспериментальная задача: исследование среды  раствора мыла, шампуня, соды и других бытовых растворов с использованием растительных индикаторов Сырьё для изготовления индикатора Естественный цвет индикатора Корнеплоды столовой  свёклы Лук Ягоды вишни Ягоды чёрной  смородины (слайд 31,32) Красный Ярко­красный Бесцветный Тёмно­красный Красно­фиолетовый Светло­фиолетовый Ярко­красный Красный Группа №1.  Лабораторный опыт «Исследование окраски универсальной индикаторной бумаги в растворе хлорида алюминия» Небольшое количество раствора соли налейте в химический стакан, опустите в раствор полоску индикаторной бумаги. Что наблюдаете? Задание. Люди с древних времен стирают свои вещи. Но сейчас у нас в обиходе огромное количество моющих средств, а раньше стирали золой. Составной частью золы является карбонат калия. Так почему зола обладает моющими свойствами? Сделать вывод. Группа №2. Лабораторный опыт «Исследование окраски универсальной индикаторной бумаги в растворе нитрата меди (II)» Небольшое количество раствора соли налейте в химический стакан, опустите в раствор полоску индикаторной бумаги. Что наблюдаете? Задание. Люди с древних времен стирают свои вещи. Но сейчас у нас в обиходе огромное количество моющих средств, а раньше стирали золой. Составной частью золы является карбонат калия. Так почему зола обладает моющими свойствами? Сделать вывод. Группа №3.  Лабораторный опыт «Исследование окраски универсальной индикаторной бумаги в растворе хлорида алюминия» Небольшое количество раствора соли налейте в химический стакан, опустите в раствор полоску индикаторной бумаги. Что наблюдаете? Задание. Люди с древних времен стирают свои вещи. Но сейчас у нас в обиходе огромное количество моющих средств, а раньше стирали золой. Составной частью золы является карбонат калия. Так почему зола обладает моющими свойствами? Сделать вывод. Группа №4. Лабораторный опыт «Исследование окраски универсальной индикаторной бумаги в растворе карбоната натрия» Небольшое количество раствора соли налейте в химический стакан, опустите в раствор полоску индикаторной бумаги. Что наблюдаете? Задание. Человеческий организм – это четко запрограммированная химическая лаборатория. Все химические реакции в нем происходят четко и быстро. Но иногда случаются неполадки. Например – изжога. Что это? Для устранения изжоги используют раствор питьевой соды (гидрокарбонат натрия).  Что происходит при использовании соды?  Группа №5. Лабораторный опыт «Исследование окраски универсальной индикаторной бумаги в растворе сульфида натрия» Небольшое количество раствора соли налейте в химический стакан, опустите в раствор полоску индикаторной бумаги. Что наблюдаете? Задание. Человеческий организм – это четко запрограммированная химическая лаборатория. Все химические реакции в нем происходят четко и быстро. Но иногда случаются неполадки. Например – изжога. Что это? Для устранения изжоги используют раствор питьевой соды (гидрокарбонат натрия).  Что происходит при использовании соды?  Группа №6. Лабораторный опыт «Исследование окраски универсальной индикаторной бумаги в растворе карбоната натрия» Небольшое количество раствора соли налейте в химический стакан, опустите в раствор полоску индикаторной бумаги. Что наблюдаете? Задание. Человеческий организм – это четко запрограммированная химическая лаборатория. Все химические реакции в нем происходят четко и быстро. Но иногда случаются неполадки. Например – изжога. Что это? Для устранения изжоги используют раствор питьевой соды (гидрокарбонат натрия).  Что происходит при использовании соды?  Группа №7. Лабораторный опыт «Исследование окраски универсальной индикаторной бумаги в растворе хлорида бария» Небольшое количество раствора соли налейте в химический стакан, опустите в раствор полоску индикаторной бумаги. Что наблюдаете? Задание.  Если на садовом участке у растений желтеют листья и они отстают в росте и развитии, скорее всего это хлороз. Это заболевание вызывает недостаточная кислотность почвы. Почему при хлорозе в почву добавляют удобрение аммонийную селитру (нитрат аммония)? Сделать вывод. Группа №8. Лабораторный опыт «Исследование окраски универсальной индикаторной бумаги в растворе хлорида натрия» Небольшое количество раствора соли налейте в химический стакан, опустите в раствор полоску индикаторной бумаги. Что наблюдаете? Задание.  Если на садовом участке у растений желтеют листья и они отстают в росте и развитии, скорее всего это хлороз. Это заболевание вызывает недостаточная кислотность почвы. Почему при хлорозе в почву добавляют удобрение аммонийную селитру (нитрат аммония)? Сделать вывод. Группа №9. Лабораторный опыт «Исследование окраски универсальной индикаторной бумаги в растворе хлорида бария» Небольшое количество раствора соли налейте в химический стакан, опустите в раствор полоску индикаторной бумаги. Что наблюдаете? Задание.  Если на садовом участке у растений желтеют листья и они отстают в росте и развитии, скорее всего это хлороз. Это заболевание вызывает недостаточная кислотность почвы. Почему при хлорозе в почву добавляют удобрение аммонийную селитру (нитрат аммония)? Сделать вывод.

Технологическая карта к уроку "Гидролиз солей" (9 класс, химия)

Технологическая карта к уроку "Гидролиз солей" (9 класс, химия)

Технологическая карта к уроку "Гидролиз солей" (9 класс, химия)

Технологическая карта к уроку "Гидролиз солей" (9 класс, химия)

Технологическая карта к уроку "Гидролиз солей" (9 класс, химия)

Технологическая карта к уроку "Гидролиз солей" (9 класс, химия)

Технологическая карта к уроку "Гидролиз солей" (9 класс, химия)

Технологическая карта к уроку "Гидролиз солей" (9 класс, химия)

Технологическая карта к уроку "Гидролиз солей" (9 класс, химия)

Технологическая карта к уроку "Гидролиз солей" (9 класс, химия)

Технологическая карта к уроку "Гидролиз солей" (9 класс, химия)

Технологическая карта к уроку "Гидролиз солей" (9 класс, химия)

Технологическая карта к уроку "Гидролиз солей" (9 класс, химия)

Технологическая карта к уроку "Гидролиз солей" (9 класс, химия)

Технологическая карта к уроку "Гидролиз солей" (9 класс, химия)

Технологическая карта к уроку "Гидролиз солей" (9 класс, химия)

Технологическая карта к уроку "Гидролиз солей" (9 класс, химия)

Технологическая карта к уроку "Гидролиз солей" (9 класс, химия)

Технологическая карта к уроку "Гидролиз солей" (9 класс, химия)

Технологическая карта к уроку "Гидролиз солей" (9 класс, химия)

Технологическая карта к уроку "Гидролиз солей" (9 класс, химия)

Технологическая карта к уроку "Гидролиз солей" (9 класс, химия)

Технологическая карта к уроку "Гидролиз солей" (9 класс, химия)

Технологическая карта к уроку "Гидролиз солей" (9 класс, химия)