Технологическая карта к уроку русского языка по теме "Родственные слова" (1 класс, система РО Л.В.Занкова)
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
1 кл
28.03.2017
В разработке урока предложен систематизированный набор упражнений и ЭОР, направленных на решение образовательных задач развивающего обучения, развитие творческого потенциала. Запланированы педагогические средства, позволяющие учителю компетентно построить педагогический процесс по формированию универсальных учебных действий и достижению успешных предметных и метапредметных результатов освоения образовательной программы первоклассниками.
Педагогические задачи урока: создать условия для овладения диалогической формой речи, умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание; научить определять группу родственных слов.
Родственные слова.docx
Пояснительная записка к уроку русского языка в 1 классе
Автор разработки урока – Абдурахманова Валентина Михайловна,
Должность:учитель начальных классов МБОУ СШ №11
Предмет – русский язык
Класс 1
УМК «система Л.В.Занкова» (Программа курса «Русский язык» (А. В. Полякова ) – 170 часов, 5 часов в неделю)
Тема урока: Родственные слова
Раздел: Грамматика
Цели урока:
уточнить представление о признаках родственных (однокоренных) слов;
раскрыть сущность корня;
способствовать формированию у обучающихся умения определять лексическое значение корня.
Задачи урока:
Обучающие: создать условия для «открытия» нового знания формирование умения находить родственные слова,
выделять в них корень
Развивающие: развитие умения работать с информацией, совершенствовать навык самостоятельной работы и работы в
парах, группах.
Воспитательные: воспитание уважения к труду, положительной мотивации к учению, интереса к предмету.
Целевое назначение урока: отработка способа действия
Учебнометодическое обеспечение: учебное пособие «Русский язык» 1 класс, А. В. Полякова Необходимое оборудование для урока:
Компьютер
Телевизор
Учебники
Карточки с дифференцированными заданиями
Урок способствует формированию следующих УУД:
познавательные – использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и
интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями
учебного предмета; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать
средства её осуществления; осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
коммуникативные – готовность слушать собеседника; признавать возможность существования различных точек зрения
и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
регулятивные – осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать учебную
задачу урока и стремятся ее выполнять.
Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков
сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; овладение начальными навыками
адаптации.
Данный урок проводится для класса (26 учащихся: 13 мальчиков и 13 девочек), в котором обучаются дети средних
возможностей
На первом этапе происходит включение учащихся в урок (составление пословицы), дается установка на урок и
производится мотивирование к учебной деятельности. Актуализировать свои знания учащимся предлагается на следующем этапе в процессе заполнения таблицы «Я знаю, я
умею, я могу». Все это приводит их к осознанию темы урока и определению задач урока.
В процессе следующего этапа урока учащиеся тренируются в распознавании и нахождении родственных слов.
Следующий этап урока позволяет учащимся не только потренироваться в распознавании родственных слов, но и
познакомиться с новым теоретическим материалом.
В заключительной части урока учащиеся оценивают свою работу на уроке.
Методы проведения урока: практический, информационный, метод свободного выбора способа выполнения задания,
метод опоры на жизненный опыт
Формы: фронтальная, парная, индивидуальная. Тема: Родственные слова
Цели:
уточнить представление о признаках родственных (однокоренных) слов;
раскрыть сущность корня;
способствовать формированию у обучающихся умения определять лексическое значение корня.
Русский язык
Технология
проведения
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Ход урока.
Задания для учащихся,
Планируемые результаты УУД
выполнение которых приведёт к
достижению запланированных
результатов
I. Мотивация к
учебной
деятельности
Цель:
актуализировать
требования к
ученику со стороны
учебной
деятельности;
Проверяют
готовность к
уроку.
Организует
актуализацию
требований к ученику
со стороны учебной
деятельности.
Сегодня на уроке, вас ожидает
много интересных заданий, новых
открытий, а помощниками вам
будут: внимание, находчивость,
смекалка.
Взаимо
контроль.
Создаёт условия для
возникновения у
учеников внутренней
потребности
включения в учебную
УУД
Регулятивные УУД:
организовывать своё
рабочее место под
руководством
учителя,
Умение слушать и
понимать речь
других
(Коммуникативные
УУД). деятельность.
Устанавливает
тематические рамки.
Указывает объект
наблюдения;
формулирует
совместно с
обучающимися
некоторые задачи
урока
II. Минутка
чистописания
Цель:
выход на тему
урока
Решают учебную
задачу,
выполняют
действия,
направленные на
достижение
планируемых
результатов и
осознание
ценности этих
достижений
Делать выводы
в результате
совместной
работы класса
и учителя.
Запись на доске.
Ум да разум надоумят сразу.
( Человек грамотный и умный
найдет ответ на любой вопрос и
справится с любым заданием.)
Запишите эту пословицу в
тетради, соблюдая правила
каллиграфии.
Пусть эта пословица сегодня
будет девизом нашего урока.
III.
Формулирование
темы урока,
С помощью
учителя
формулируют
тему и цель
Организует
проблемную ситуацию
для выявления
проблемы урока.
Что заметили в данной
пословице? (Встретились
родственные слова)
Уметь
оценивать свой
ответ и ответы
своих
Регулятивные:
постановка
учебной задачи на
основе соотнесения
того, что уже
известно и усвоено
учащимися и того,
что еще не известно.
Познавательные
постановка и
решение проблемы.
Личностные:
развитие
познавательных
интересов учебных
мотивов.
Коммуникативные
:
умение ясно и
четко излагать свое
мнение, выстраивать
речевые
конструкции.
Коммуникативные
УУД:
соблюдать
простейшие нормы постановка цели.
урока.
Цель:
организовать
повторение и
закрепление
полученных ранее
знаний
Под
руководством
учителя
выявляют
проговаривают
проблему урока.
IV. Изучение
нового.
Цель:
подвести детей к
самостоятельному
выводу
Записывают в
тетради
родственные
слова.
Проверяют
написание слов,
проговаривают
правило,
выделяют общую
часть в
родственных
словах.
однокласснико
в
Как вы догадались? Назовите их.
Какова тема урока?
(Родственные слова)
Какова цель урока? (Будем
учиться находить и подбирать
родственные слова, выделять
корень)
На какие вопросы нам предстоит
ответить? (Какие слова
называются родственными и что
такое корень).
Делать выводы
в результате
совместной
работы класса
и учителя.
Организует чтение и
запись родственных
слов.
Поможет нам ответить на
поставленные вопросы упражнение
в учебнике № 148.
На доске:
Ёжикёж,
мышонокмышь,
котёноккот.
Сравните слова по смыслу:
одинаковые или разные?
(Одинаковые)
Если слова одинаковые по
речевого этикета,
участвовать в
коллективном
обсуждении
учебной проблемы.
Личностные УУД:
проявлять уважение
к своим
одноклассникам в
ходе дискуссии по
теме урока.
Уметь оформлять
свои мысли в устной
форме; слушать и
понимать речь
других
(Коммуникативные
УУД).
Познавательные
УУД:
ориентироваться в
учебнике,
понимать
информацию,
представленную в
виде текста, рисунков, схем.
Коммуникативные
УУД:
сотрудничать с
товарищами при
выполнении заданий
в паре.
Регулятивные УУД:
определять и
формулировать цель
деятельности на
уроке с помощью
учителя.
Организует работу по
формированию умений
находить родственные
слова и выделять в них
общую часть
смыслу, то они могут быть кем?
(Родственниками)
А что у этих слов общего?
(Общая часть – корень)
Как её выделим? (Дугой)
Значит, как можно назвать ещё
по другому эти слова?
(Однокоренными)
Давайте, попробуем сделать
вывод:
Какие слова называются
однокоренными (родственными)?
Однокоренные слова:
1) сходны по смыслу;
2)имеют общую часть –
корень.
Слово может быть без корня?
Корень слова значимая часть.
Интересная семья –
В ней живут одни слова.
Корень во главе идет
Всем значенье придаёт,
И в семействе все слова V. Закрепление
нового
Цели:
организовать
усвоение учениками
нового
организовать
работу над
совершенствовани
ем навыка находить
родственные слова и
выделять в них
общую часть.
Выполняют
задание на
закрепление
полученных
знаний
Организует усвоение
учениками нового
способа действий с
проговариванием во
внешней речи.
Смыслом связаны всегда.
1. Наблюдение над
однокоренными словами.
– Прочитайте стихотворение.
Найдите в нем однокоренные
слова и выпишите их, выделяя
корень. Добавьте к ним ещё
два однокоренных слова.
Уметь
находить
родственные
слова и
выделять
общую часть.
Организует
самопроверку.
Организует работу над
ошибками.
В слоновнике переполох:
«Слоненок заболел, оглох!»
Его зовет слониха,
Но, видно, слишком тихо.
И папаслон ему трубит.
А может быть слоненок
спит?
«Ну что с тобой, сынишка,
Наш маленький слонишка?»
Вдруг слоник потянулся,
Как будто бы проснулся.
Он просто замечтался
Вот и не отзывался.
Добавляют два однокоренных
слова (слонята, слоновая (кость)
2. Работа в парах
А теперь предлагаю поработать в
парах.
Памятка на парте поможет вам
Уметь
действовать по
правилу.
Регулятивные:
умение
действовать по
плану и планировать
свою деятельность;
умение
контролировать
процесс и
результаты своей
деятельности,
включая
осуществление
предвосхищающего
контроля в
сотрудничестве с
учителем и
сверстниками.
Познавательные:
поиск и выделение
необходимой
информации.
Личностные:
готовность к
сотрудничеству,
оказанию помощи,
распределение
ролей;
оценивание
усваиваемого
содержания,
обеспечивающие Выполняют
работу в парах
Находят
«лишние» слова,
доказывают свое
решение
вспомнить правила работы в паре.
Найди лишнее слово.
Рыбка, рыбак, рыбёшка,
рыбный, рыболов, щука,
рыбачить;
Травка, травинка,
травяной, травушка,
трава, травма;
Кормить, кора,
кормушка, кормовой,
корм, кормление,
прикорм;
Сила, могучий, сильный,
силач, силёнки.
личностный
моральный выбор.
Коммуникативные
планирование
учебного
сотрудничества с
учителем и
сверстниками;
умение с
достаточной
полнотой и
точностью выражать
свои мысли в
соответствии с
задачами и
условиями
коммуникации.
VI . Физминутка
Цель:
снять усталость
Выполняют
упражнения
Организует
выполнение
упражнения
Е Ели я прочитаю пару
родственных слов, вы хлопните
в ладоши, а слова, которые не
являются родственными, вы
топайте ногами
Лес, лесник
Река, плот
Стена, гвоздь
Кот, котик
Сад, садовый
Дом, домашний
Дом, дым
Поле, полюшко VII.
Самостоятельная
работа с
самопроверкой по
эталону.
Цель:
зафиксировать
новое содержание
урока
Самостоятельно
в тетрадях
выполняют
задание.
Предлагает
дифференцированные
задания для
закрепления знаний.
Организует
самопроверку.
Организует работу над
ошибками.
Выполняют
самопроверку по
образцу, фиксии
руя «+» «».
Выполняют
самооценку
рядом с
заданием.
Уметь
применять
правило в
самостоятель
ной
деятельности.
Дифференциация
заданий.
Формирование
личностных,
регулятивных,
познавательных,
коммуникативных
УУД.
Обед, стол
Дифференцированная работа
1й уровень
Списать группы
однокоренных слов, выделить
корень.
Рыба, рыбёшка, рыбалка.
Вода, водный, водичка.
Гриб, грибок, грибной.
Сад, садовый, садовник.
2й уровень
Спиши текст. Найди
однокоренные слова, выдели
в них корень.
В курятнике живут куры. Там
лежат куриные яйца. Скоро из
них вылупятся маленькие
курочки.
3й уровень
Восстанови текст, добавив
однокоренные слова. Выдели VIII. Рефлексия.
Оценивание.
Цель:
организовать
рефлексию и
самооценку
учениками
собственной
учебной
деятельности.
Отвечают на
вопросы
учителя.
Организует
фиксирование нового
содержания.
По схеме
рассказывают,
что узнали,
знают, смогли.
Организует
рефлексию.
Делают
самооценку
Организует
самооценку учебной
деятельности
корень.
У меня встали _______. Ещё
______ назад ходили. А сейчас
____________ стрелка стоит
неподвижно. Нужно чтобы их
починил мастер ________.
Слова для справок: часовщик,
час, часовая, часики.
С какой темой мы сегодня
познакомились на уроке?
В начале урока мы определили,
чем будем заниматься. Ещё раз
прочитайте каждый пункт и
оцените свою работу свои знания
по этапам.
Оцените свою работу на этом
уроке с помощью лесенки успеха.
Умение
соотносить
цели и
результаты
собственной
деятельности
Уметь
проговаривать
последовательность
действий на уроке
(Регулятивные
УУД).
Уметь оценивать
правильность
выполнения
действия на уровне
адекватной оценки.
(Регулятивные
УУД).
Способность к
самооценке на
основе критерия 1)кто научился подбирать
родственные слова?
2) у кого получилось делить слова
на группы родственных слов?
В Вы славно потрудились, спасибо за
урок.
успешности учебной
деятельности
(Личностные УУД).
Технологическая карта к уроку русского языка по теме "Родственные слова" (1 класс, система РО Л.В.Занкова)
Технологическая карта к уроку русского языка по теме "Родственные слова" (1 класс, система РО Л.В.Занкова)
Технологическая карта к уроку русского языка по теме "Родственные слова" (1 класс, система РО Л.В.Занкова)
Технологическая карта к уроку русского языка по теме "Родственные слова" (1 класс, система РО Л.В.Занкова)
Технологическая карта к уроку русского языка по теме "Родственные слова" (1 класс, система РО Л.В.Занкова)
Технологическая карта к уроку русского языка по теме "Родственные слова" (1 класс, система РО Л.В.Занкова)
Технологическая карта к уроку русского языка по теме "Родственные слова" (1 класс, система РО Л.В.Занкова)
Технологическая карта к уроку русского языка по теме "Родственные слова" (1 класс, система РО Л.В.Занкова)
Технологическая карта к уроку русского языка по теме "Родственные слова" (1 класс, система РО Л.В.Занкова)
Технологическая карта к уроку русского языка по теме "Родственные слова" (1 класс, система РО Л.В.Занкова)
Технологическая карта к уроку русского языка по теме "Родственные слова" (1 класс, система РО Л.В.Занкова)
Технологическая карта к уроку русского языка по теме "Родственные слова" (1 класс, система РО Л.В.Занкова)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.