Технологическая карта литературное чтение 4 кл УМК 21 век тема "Сын полка"
Оценка 5

Технологическая карта литературное чтение 4 кл УМК 21 век тема "Сын полка"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
4 кл
15.04.2018
Технологическая карта литературное чтение 4 кл УМК 21 век тема "Сын полка"
Личностные УУД: - умение слушать других; - применять правила поведения в процессе учебной деятельности; - проявлять интерес к творчеству писателя, желание прочитать повесть полностью; - уважать иное мнение. Регулятивные УУД: - определять и формулировать тему урока, задачи деятельности на уроке; - работать по инструкции, оценивать деятельность других; - планировать своё выступление; - оценивать результаты своей деятельности; - планировать учебное сотрудничество, контролировать учебное действие в соответствии с поставленной задачей; - умение оценивать учебные действия; - осуществлять учебное действие.
лит чтение Сын полка.docx
Урок литературного чтения в 4 классе по теме «В.П.Катаев «Сын полка» Технологическая карта изучения темы Учебный предмет Литературное чтение Класс Тип урока 4 Урок изучающего чтения: работа по учебнику и рабочей тетради Технология построения урока Технология критического мышления Тема урока Цель урока Задачи урока Оборудование  Произведение о детях войны. В.П. Катаев «Сын полка» (отдельные главы) Создание условий для полноценного восприятия произведения В.П.Катаева «Сын полка»,  Учить высказывать и отстаивать свою точку зрения, свои суждения о произведении, учить определять главную мысль произведения,   учить   представлять   и   интерпретировать   образ   героя,   опираясь   на   текс   (внешний   вид,   поступки, отношение   к   людям),   развивать   учебные   и   читательские   умения,   формировать   умение   правильно   называть произведение,   тему,   жанр.   Учить   выделять   в   тексте   эпитеты   и   сравнения,   учить   выразительному   чтению. Отрабатывать навыки чтения вслух и молча, развивать навыки общения. Проектор, презентация к уроку, задания для работы в группах. Предметные умения ­ уметь отличать жанр повети от других литературных  жанров; ­ находить информацию в тексте; ­ читать выразительно; ­ определять тему произведения; ­ определять позицию автора; ­ определять главную мысль произведения. Планируемый результат  Личностные УУД: ­ умение слушать других; ­ применять  правила поведения в процессе учебной деятельности; ­ проявлять интерес к творчеству писателя, желание прочитать повесть полностью; ­ уважать  иное мнение.  Регулятивные УУД: ­ определять и формулировать тему урока, задачи деятельности на уроке; ­ работать по инструкции, оценивать деятельность других; ­ планировать своё выступление; ­ оценивать результаты своей деятельности; ­ планировать учебное сотрудничество, контролировать учебное действие в  соответствии с поставленной задачей; ­ умение оценивать учебные действия;  ­ осуществлять учебное действие.  Познавательные УУД: ­ подводить под понятие; ­ строить  рассуждения; ­ находить необходимую информацию по заданной теме; ­ воспроизводить информацию по опорному конспекту; ­ извлекать из текста необходимую информацию; ­ находить необходимую информацию, осознанно строить речевое высказывание; ­ умение обобщать текстовую информацию; ­ анализировать учебный материал.   Коммуникативные УУД: ­ уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; ­ аргументировать свою точку зрения;  ­ сотрудничать в группе;  ­ адекватно использовать речевые средства для решения коммуникационных задач; ­ умение договариваться в совместной деятельности; ­ уметь с достаточной полнотой и точностью выражать мнение группы. Организация пространства Формы работы Ресурсы Фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная Книгопечатная продукция Л.А. Ефросинина. Литературное чтение. Учебная хрестоматия. Часть 2. Книга В.П. Катаева «Сын полка». Л.А. Ефросинина. Рабочая тетрадь № 2  «Литературное чтение». Технические средства обучения Компьютер, медиапроектор, документ­камера Ход урока Деятельность учителя ­ В преддверии какого великого праздника  стоит наша страна?  Деятельность учащихся I. Мотивация к учебной деятельности Подготовка обучающихся к занятию:  слушают учителя, участвуют в диалоге,  демонстрируют готовность к уроку. 70 лет Победы в Великой Отечественной  войне. ­ Кто принимал участие в ВОвойне? Взрослые и дети. ­ С чем у вас ассоциируется детство и война? Детство – это начало жизни, радость, а война – это страх, насилие, ежеминутная  смертельная опасность. Понятия детство и  война несовместимы. ­Как мы с вами, нынешнее поколение, узнаем о событиях той страшной войны? Из воспоминаний ветеранов, песен, фильмов, книг.  ­Какие произведения о Великой  Отечественной войне вы читали?   Дети называют произведения советских  писателей и поэтов. ­Сейчас урок литературного чтения. Чем бы  вы хотели заняться на уроке? II. Самоопределение деятельности Вчера мы читали повесть В.П.Катаева «Сын  полка».  Хочется более подробно поговорить о главном герое Ване Солнцеве. ­Какую цель мы можем поставить сегодня на  уроке? Цель – охарактеризовать главного героя  произведения Катаева “Сын полка” III. Постановка учебной цели Формируемые УУД Задача: развитие мотивации детей к учебной  деятельности. УДД – личностные: положительное  отношение к учению, познавательной  деятельности. Познавательные: Осознание познавательных действий. Задача: актуализировать объективный опыт  учащихся. УУД: Личностные: имеют мотивацию к учению. Познавательные: извлекать необходимую  информацию. Регулятивные: умение принимать и  сохранять учебную задачу. Задача: грамотно сформулировать учебную  цель. УДД: Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель, осуществлять поиск  конкретной информации с помощью учителя. Регулятивные: уметь обсуждать  возникающие проблемы, уметь вносить  необходимые дополнения. Личностные: иметь внутреннюю позицию,  осваивать роль ученика. Коммуникативные: активно  взаимодействовать со сверстниками и  взрослыми. Задача: обеспечить закрепление в памяти  учащихся знаний и способов действий,  необходимых для самостоятельной работы,  обеспечить повышение уровня осмысления  материала. УДД: Познавательные: извлекать нужную  информацию. Регулятивные: контролировать учебные действия Личностные: желание совершенствовать свои знания. Коммуникативные: осуществлять  совместную деятельность. ­Прежде чем перейти к выполнению  поставленной цели, предлагаю вам работу в  группах. По отрывку из произведения  определите автора, жанр, название и  выполните макет обложки книги. IV. Систематизация знаний Дети по отрывкам из произведений о  детях моделируют обложки. «Тимур и его команда» А.П.Гайдар «Новенькая» Л.Пантелеев «Рассказ танкиста» А.Т.Твардовский «На фотографиях в газете нечетко…»  Р.Казакова «Майор привез мальчишку на лафете…»  К. Симонов ­Обратите внимание на оформленные модели обложек. Что общего в этих произведениях? Они о детях. Все произведения связаны с  войной. ­Чем они отличаются? (Какие встретились  жанры?) Разные по жанру (рассказ, повесть,  стихотворение) ­ В каком жанре написано произведение  «Сын полка»?  ­ Что такое повесть? Чем повесть отличается от рассказа? Повесть. Повесть – один из видов эпического  произведения. Повесть больше по объёму и  по охвату жизненных явлений, чем рассказ, и меньше, чем роман. ­Давайте сравним ваши ответы с пояснением, которое дается  в справочнике «Книгочей». Дети пользуются справочниками  «Книгочей» ­Дома вы выполняли задание в рабочей  тетради на печатной основе. Откройте их. Задание № 6 «Герои повести».  Работа с кроссвордом (поисковое чтение)  стр.62.  Ученики находят главу, в которой есть  предложения и абзацы с данными словами. Читают текст и выбирают нужное слово. ­Почему повесть Катаева озаглавлена «Сын  полка»? ­Давайте посмотрим, что об этом говорят  герои повести В.П.Катаева «Сын полка» в  отрывке из фильма, снятого по этому  произведению. Задание № 4(Точное слово) в рабочей  тетради на печатной основе (стр.60) ­Знаете ли вы значение слова «прототип»? ­А знаете ли вы, что прототипом  главного  героя Катаева стал реальный человек­Исаак  Платонович Солнцев. Сын полка (воспитанник полка) — ребёнок,  обеспечиваемый необходимым для его  жизни воинской частью. Он может быть  зачислен в списочный состав  воинского подразделения и поставлен там на  довольствие или же такие дети содержались  в действующей армии за счёт основного  состава. Прототип­ конкретная историческая или  современная личность, послужившая основой для образа в литературе, искусстве,  кинематографе. Чтение статьи молча. До войны, в один из детских домов Москвы, чужие   люди   сдали   трехлетнего   ребёнка.   К его   руке   была   привязана   записка:   «Исаак, еврей, не дайте умереть». В детдоме ребёнка, из­за обилия веснушек, прозвали «солнышко» и   фамилию   дали   Солнцев.   Так   и   было записано   в   документах   ­   Исаак   Солнцев. Началась война, немцы подошли к Москве, детдом   хотели   эвакуировать   на   Урал   и воспитатели,   опасаясь   за   жизнь   Солнцева, решили изменить его имя на обычное русское Иван.   Ваня   вместе   с   другом   бежал   из детдома «на фронт». Они в товарном вагоне добрались   до     Белоруссии.   Там   ушли   в Бобруйский  лес, где рубили дрова и меняли на еду. Старались запомнить всё, что видели: где   располагались   немцы,   сколько   их,   где сосредоточены   пушки,   танки.   И   когда разведчики полка наткнулись   на   «грязных,   оборванных   и голодных»   ребят,   они   получили   от   них важные сведения, старательно записанные на полях   школьных   букварей.   Вот   так   Исаак Солнцев   стал   сыном   8­го   гвардейского артиллерийского полка. Сам Катаев виделся с   Ваней   Солнцевым,   вернее   с   мальчиком «сыном   артиллерийского   полка»   который стал прототипом Солнцева на фронте только один раз и тогда же его сфотографировал, а еще писателю удалось прочитать необычный дневник   мальчика   и   использовать прочитанное   при   написании   своей   будущей повести. Война   закончилась,   когда   Ване­Исааку Солнцеву было пятнадцать лет. За героизм, проявленный   в   годы   войны,     Исаак артиллерийского Платонович   Солнцев   получил   медали   «За взятие   Берлина»,   «   За   взятие   Будапешта», «За   взятие   Кенигсберга»,   «за   оборону Сталинграда».   Очень   дорого   для   Исаака Солнцева было удостоверение «Сын полка», выданное   ему,   «как   символ   далекого фронтового   детства   и   личного   участия   в Великой Отечественной войне». ­Как звали прототипа повести «Сын Полка»? ­Где   и   почему   мальчику   дали   фамилию Солнцев? ­Почему В.П.Катаев решил написать повесть о Ване Солнцеве? Задача: обеспечить закрепление в памяти  учащихся знаний и способов действий,  необходимых для самостоятельной работы,  обеспечить повышение уровня осмысления  материала. УДД Познавательные: извлекать нужную  информацию. Регулятивные: контролировать учебные действия Личностные: желание совершенствовать свои знания. Коммуникативные: осуществлять  совместную деятельность. Исаак Солнцев. В детском доме. Из­за обилия веснушек  мальчика прозвали «солнышко» и дали  фамилию Солнцев. Через образ Вани Солнцева автор хотел  показать суровую жизнь детей в годы войны.  Солдаты пригревали брошенных,  беспризорных детей, сирот. Эти дети  становились талантливыми разведчиками,  прекрасными наводчиками, поражали  храбростью даже солдат, но они сумели  сохранить в себе веру в добро, любовь к  Родине, к людям. ­Как можно назвать таких людей, как Ваня Солнцев и его прототип? ­Объясните, «герой»,   «патриотизм».   пожалуйста, «героизм»,   смысл   слов   «патриот», Герой, патриот. Работа со словарями в парах. Патриот­человек, одушевленный Выборочное чтение. ­Вспомните эпизоды из жизни Вани Солнцева и определите какие чувства и качества  присущи мальчику в данные моменты.  Заполните таблицу и выполните задания в  тетради на печатной основе. Задание №1( Поиск) в рабочей тетради на  печатной основе (стр.60) Задание № 2 (Проталинки)  в рабочей  тетради на печатной основе (стр.61) ­Ребята, а какими вы представляете себе  разведчиков? Задание №3 (Соответствие) в рабочей  тетради на печатной основе (стр.61) патриотизмом.  Патриотизм­преданность и любовь к  своему Отечеству, своему народу и  готовность к любым жертвам и подвигам во  имя интересов своей Родины.  Эпизод 1.Первая  встреча  (мальчик в  окопчике) 2. Среди своих  (один день у  разведчиков  3. Побег 4. Встреча с  Енакиевым  (чтение по  ролям) Качества и чувства Ужас, испуг, готовность к  отпору, радость  Сила духа, доверие,  готовность к помощи,  желание вместе со  взрослыми бороться с  врагом Находчивость, решимость, желание приносить пользу Настойчивость в  достижении цели Добрые, общительные, мужественные,  настоящие герои, любят детей. ­Какие взаимоотношения сложились у Вани и разведчиков? Ваня старался быть нужным; разведчики по­ ­Почему в произведении автор большую  часть повествования ведет о Ване Сонцеве, а  не о разведчиках, которые совершили немало геройских поступков? ­Какую роль сыграла война в формировании  характера героя повести? ­А сейчас я предлагаю вам составить  синквейн на основе изученного  произведения. отцовски заботились о Ване, любили его, как  родного сына,  жалели. Потому что Ваня, несмотря на юный возраст, был таким же мужественным, бесстрашным,  как разведчики, выполнявшие свой долг­ Родину защищать. В условиях войны  формировался характер мальчика. Главным делом своей жизни Ваня Солнцев  выбрал защиту Родины и после войны  поступил в военное училище. 1­я строка одно ключевое слово,  определяющее содержание синквейна (Ваня  Солнцев) 2 строка – два прилагательных,  характеризующих данное понятие  (находчивый, храбрый) 3 строка – три глагола, обозначающих  действие в рамках заданной темы (помогает,  рискует, борется) 4 строка – короткое предложение,  раскрывающее суть темы и отношение к ней ( Ваня Солнцев  защищает свою Родину) 5 строка – синоним ключевого слова  (патриот) Ваня Солнцев находчивый, храбрый помогает, рискует, борется Ваня Солнцев защищает свою Родину патриот V. Рефлексия Задача: Осознание учащимися своей учебной  деятельности, самооценка результатов,  обобщить, сделать вывод, произвести  самооценку. УУД Познавательные: приобретают умение  использовать приобретённые знания на  практике. Личностные: понимают значение знаний для  человека. Коммуникативные: формулируют  собственные мысли. Карточки с символами:  ! (желтого цвета)­все получилось;   ? (красного цвета)­надо еще поработать. Заполнение таблицы.              Вопросы (плюс  или  минус) 1 Возникли ли у вас трудности  при моделировании обложки   по предложенному отрывку? 2 Трудно ли было выявить черты  характера Вани Солнцева?   3 Достигли ли поставленной цели     на уроке? 4 . Появилось ли у тебя желание  узнать больше о судьбе детей в  годы Великой Отечественной  войны? ­Оцените свою работу. ­Спасибо за урок. ­Сегодня мы узнали о судьбе только одного  мальчика. Но тысячи таких же мальчишек в  годы войны совершали подвиги на благо  Родины, не жалея себя. Многие из них не  вернулись с фронта. Чтобы узнать о судьбах детей, детство  которых пришлось на годы войны, я  предлагаю вам познакомиться с  произведениями советских писателей и  поэтов.  В рабочей тетради на печатной основе  выполните задание № 5.

Технологическая карта литературное чтение 4 кл УМК 21 век тема "Сын полка"

Технологическая карта литературное чтение 4 кл УМК 21 век тема "Сын полка"

Технологическая карта литературное чтение 4 кл УМК 21 век тема "Сын полка"

Технологическая карта литературное чтение 4 кл УМК 21 век тема "Сын полка"

Технологическая карта литературное чтение 4 кл УМК 21 век тема "Сын полка"

Технологическая карта литературное чтение 4 кл УМК 21 век тема "Сын полка"

Технологическая карта литературное чтение 4 кл УМК 21 век тема "Сын полка"

Технологическая карта литературное чтение 4 кл УМК 21 век тема "Сын полка"

Технологическая карта литературное чтение 4 кл УМК 21 век тема "Сын полка"

Технологическая карта литературное чтение 4 кл УМК 21 век тема "Сын полка"

Технологическая карта литературное чтение 4 кл УМК 21 век тема "Сын полка"

Технологическая карта литературное чтение 4 кл УМК 21 век тема "Сын полка"

Технологическая карта литературное чтение 4 кл УМК 21 век тема "Сын полка"

Технологическая карта литературное чтение 4 кл УМК 21 век тема "Сын полка"

Технологическая карта литературное чтение 4 кл УМК 21 век тема "Сын полка"

Технологическая карта литературное чтение 4 кл УМК 21 век тема "Сын полка"

Технологическая карта литературное чтение 4 кл УМК 21 век тема "Сын полка"

Технологическая карта литературное чтение 4 кл УМК 21 век тема "Сын полка"

Технологическая карта литературное чтение 4 кл УМК 21 век тема "Сын полка"

Технологическая карта литературное чтение 4 кл УМК 21 век тема "Сын полка"

Технологическая карта литературное чтение 4 кл УМК 21 век тема "Сын полка"

Технологическая карта литературное чтение 4 кл УМК 21 век тема "Сын полка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.04.2018