Личностные УУД:
- умение слушать других;
- применять правила поведения в процессе учебной деятельности;
- проявлять интерес к творчеству писателя, желание прочитать повесть полностью;
- уважать иное мнение.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать тему урока, задачи деятельности на уроке;
- работать по инструкции, оценивать деятельность других;
- планировать своё выступление;
- оценивать результаты своей деятельности;
- планировать учебное сотрудничество, контролировать учебное действие в соответствии с поставленной задачей;
- умение оценивать учебные действия;
- осуществлять учебное действие.
лит чтение Сын полка.docx
Урок литературного чтения в 4 классе
по теме «В.П.Катаев «Сын полка»
Технологическая карта изучения темы
Учебный предмет
Литературное чтение
Класс
Тип урока
4
Урок изучающего чтения: работа по учебнику и рабочей тетради
Технология построения урока Технология критического мышления
Тема урока
Цель урока
Задачи урока
Оборудование
Произведение о детях войны. В.П. Катаев «Сын полка» (отдельные главы)
Создание условий для полноценного восприятия произведения В.П.Катаева «Сын полка»,
Учить высказывать и отстаивать свою точку зрения, свои суждения о произведении, учить определять главную мысль
произведения, учить представлять и интерпретировать образ героя, опираясь на текс (внешний вид, поступки,
отношение к людям), развивать учебные и читательские умения, формировать умение правильно называть
произведение, тему, жанр. Учить выделять в тексте эпитеты и сравнения, учить выразительному чтению.
Отрабатывать навыки чтения вслух и молча, развивать навыки общения.
Проектор, презентация к уроку, задания для работы в группах.
Предметные умения
уметь отличать жанр повети от других литературных
жанров;
находить информацию в тексте;
читать выразительно;
определять тему произведения;
определять позицию автора;
определять главную мысль произведения.
Планируемый результат
Личностные УУД:
умение слушать других;
применять правила поведения в процессе учебной деятельности;
проявлять интерес к творчеству писателя, желание прочитать повесть полностью;
уважать иное мнение.
Регулятивные УУД:
определять и формулировать тему урока, задачи деятельности на уроке;
работать по инструкции, оценивать деятельность других;
планировать своё выступление;
оценивать результаты своей деятельности; планировать учебное сотрудничество, контролировать учебное действие в
соответствии с поставленной задачей;
умение оценивать учебные действия;
осуществлять учебное действие.
Познавательные УУД:
подводить под понятие;
строить рассуждения;
находить необходимую информацию по заданной теме;
воспроизводить информацию по опорному конспекту;
извлекать из текста необходимую информацию;
находить необходимую информацию, осознанно строить речевое высказывание;
умение обобщать текстовую информацию;
анализировать учебный материал.
Коммуникативные УУД:
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
аргументировать свою точку зрения;
сотрудничать в группе;
адекватно использовать речевые средства для решения коммуникационных задач;
умение договариваться в совместной деятельности;
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать мнение группы.
Организация пространства
Формы работы
Ресурсы
Фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная
Книгопечатная продукция
Л.А. Ефросинина. Литературное чтение. Учебная хрестоматия. Часть 2.
Книга В.П. Катаева «Сын полка». Л.А. Ефросинина. Рабочая тетрадь № 2
«Литературное чтение».
Технические средства обучения
Компьютер, медиапроектор, документкамера
Ход урока Деятельность учителя
В преддверии какого великого праздника
стоит наша страна?
Деятельность учащихся
I.
Мотивация к учебной деятельности
Подготовка обучающихся к занятию:
слушают учителя, участвуют в диалоге,
демонстрируют готовность к уроку.
70 лет Победы в Великой Отечественной
войне.
Кто принимал участие в ВОвойне?
Взрослые и дети.
С чем у вас ассоциируется детство и война?
Детство – это начало жизни, радость, а война
– это страх, насилие, ежеминутная
смертельная опасность. Понятия детство и
война несовместимы.
Как мы с вами, нынешнее поколение, узнаем
о событиях той страшной войны?
Из воспоминаний ветеранов, песен, фильмов,
книг.
Какие произведения о Великой
Отечественной войне вы читали?
Дети называют произведения советских
писателей и поэтов.
Сейчас урок литературного чтения. Чем бы
вы хотели заняться на уроке?
II. Самоопределение деятельности
Вчера мы читали повесть В.П.Катаева «Сын
полка». Хочется более подробно поговорить
о главном герое Ване Солнцеве.
Какую цель мы можем поставить сегодня на
уроке?
Цель – охарактеризовать главного героя
произведения Катаева “Сын полка”
III. Постановка учебной цели
Формируемые УУД
Задача: развитие мотивации детей к учебной
деятельности.
УДД – личностные: положительное
отношение к учению, познавательной
деятельности.
Познавательные:
Осознание познавательных действий.
Задача: актуализировать объективный опыт
учащихся.
УУД:
Личностные: имеют мотивацию к учению.
Познавательные: извлекать необходимую
информацию.
Регулятивные: умение принимать и
сохранять учебную задачу.
Задача: грамотно сформулировать учебную
цель.
УДД:
Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель, осуществлять поиск
конкретной информации с помощью учителя.
Регулятивные: уметь обсуждать
возникающие проблемы, уметь вносить
необходимые дополнения.
Личностные: иметь внутреннюю позицию,
осваивать роль ученика.
Коммуникативные: активно
взаимодействовать со сверстниками и
взрослыми.
Задача: обеспечить закрепление в памяти
учащихся знаний и способов действий,
необходимых для самостоятельной работы,
обеспечить повышение уровня осмысления
материала.
УДД:
Познавательные: извлекать нужную
информацию. Регулятивные: контролировать
учебные действия
Личностные: желание совершенствовать свои
знания.
Коммуникативные: осуществлять
совместную деятельность.
Прежде чем перейти к выполнению
поставленной цели, предлагаю вам работу в
группах. По отрывку из произведения
определите автора, жанр, название и
выполните макет обложки книги.
IV. Систематизация знаний
Дети по отрывкам из произведений о
детях моделируют обложки.
«Тимур и его команда» А.П.Гайдар
«Новенькая» Л.Пантелеев
«Рассказ танкиста» А.Т.Твардовский
«На фотографиях в газете нечетко…»
Р.Казакова
«Майор привез мальчишку на лафете…»
К. Симонов
Обратите внимание на оформленные модели
обложек. Что общего в этих произведениях?
Они о детях. Все произведения связаны с
войной.
Чем они отличаются? (Какие встретились
жанры?)
Разные по жанру (рассказ, повесть,
стихотворение)
В каком жанре написано произведение
«Сын полка»?
Что такое повесть? Чем повесть отличается
от рассказа?
Повесть.
Повесть – один из видов эпического
произведения. Повесть больше по объёму и
по охвату жизненных явлений, чем рассказ, и
меньше, чем роман. Давайте сравним ваши ответы с пояснением,
которое дается в справочнике «Книгочей».
Дети пользуются справочниками
«Книгочей»
Дома вы выполняли задание в рабочей
тетради на печатной основе. Откройте их.
Задание № 6 «Герои повести».
Работа с кроссвордом (поисковое чтение)
стр.62.
Ученики находят главу, в которой есть
предложения и абзацы с данными словами.
Читают текст и выбирают нужное слово.
Почему повесть Катаева озаглавлена «Сын
полка»?
Давайте посмотрим, что об этом говорят
герои повести В.П.Катаева «Сын полка» в
отрывке из фильма, снятого по этому
произведению.
Задание № 4(Точное слово) в рабочей
тетради на печатной основе (стр.60)
Знаете ли вы значение слова «прототип»?
А знаете ли вы, что прототипом главного
героя Катаева стал реальный человекИсаак
Платонович Солнцев.
Сын полка (воспитанник полка) — ребёнок,
обеспечиваемый необходимым для его
жизни воинской частью. Он может быть
зачислен в списочный состав
воинского подразделения и поставлен там на
довольствие или же такие дети содержались
в действующей армии за счёт основного
состава.
Прототип конкретная историческая или
современная личность, послужившая основой
для образа в литературе, искусстве,
кинематографе.
Чтение статьи молча. До войны, в один из детских домов Москвы,
чужие люди сдали трехлетнего ребёнка. К
его руке была привязана записка: «Исаак,
еврей, не дайте умереть». В детдоме ребёнка,
изза обилия веснушек, прозвали «солнышко»
и фамилию дали Солнцев. Так и было
записано в документах Исаак Солнцев.
Началась война, немцы подошли к Москве,
детдом хотели эвакуировать на Урал и
воспитатели, опасаясь за жизнь Солнцева,
решили изменить его имя на обычное русское
Иван. Ваня вместе с другом бежал из
детдома «на фронт». Они в товарном вагоне
добрались до Белоруссии. Там ушли в
Бобруйский лес, где рубили дрова и меняли
на еду. Старались запомнить всё, что видели:
где располагались немцы, сколько их, где
сосредоточены пушки, танки. И когда
разведчики
полка
наткнулись на «грязных, оборванных и
голодных» ребят, они получили от них
важные сведения, старательно записанные на
полях школьных букварей. Вот так Исаак
Солнцев стал сыном 8го гвардейского
артиллерийского полка. Сам Катаев виделся
с Ваней Солнцевым, вернее с мальчиком
«сыном артиллерийского полка» который
стал прототипом Солнцева на фронте только
один раз и тогда же его сфотографировал, а
еще писателю удалось прочитать необычный
дневник мальчика и использовать
прочитанное при написании своей будущей
повести.
Война закончилась, когда ВанеИсааку
Солнцеву было пятнадцать лет. За героизм,
проявленный в годы войны,
Исаак
артиллерийского Платонович Солнцев получил медали «За
взятие Берлина», « За взятие Будапешта»,
«За взятие Кенигсберга», «за оборону
Сталинграда». Очень дорого для Исаака
Солнцева было удостоверение «Сын полка»,
выданное ему, «как символ далекого
фронтового детства и личного участия в
Великой Отечественной войне».
Как звали прототипа повести «Сын Полка»?
Где и почему мальчику дали фамилию
Солнцев?
Почему В.П.Катаев решил написать повесть
о Ване Солнцеве?
Задача: обеспечить закрепление в памяти
учащихся знаний и способов действий,
необходимых для самостоятельной работы,
обеспечить повышение уровня осмысления
материала.
УДД
Познавательные: извлекать нужную
информацию. Регулятивные: контролировать
учебные действия
Личностные: желание совершенствовать свои
знания.
Коммуникативные: осуществлять
совместную деятельность.
Исаак Солнцев.
В детском доме. Изза обилия веснушек
мальчика прозвали «солнышко» и дали
фамилию Солнцев.
Через образ Вани Солнцева автор хотел
показать суровую жизнь детей в годы войны.
Солдаты пригревали брошенных,
беспризорных детей, сирот. Эти дети
становились талантливыми разведчиками,
прекрасными наводчиками, поражали
храбростью даже солдат, но они сумели
сохранить в себе веру в добро, любовь к
Родине, к людям.
Как можно назвать таких людей, как Ваня
Солнцев и его прототип?
Объясните,
«герой»,
«патриотизм».
пожалуйста,
«героизм»,
смысл слов
«патриот»,
Герой, патриот.
Работа со словарями в парах.
Патриотчеловек, одушевленный Выборочное чтение.
Вспомните эпизоды из жизни Вани Солнцева
и определите какие чувства и качества
присущи мальчику в данные моменты.
Заполните таблицу и выполните задания в
тетради на печатной основе.
Задание №1( Поиск) в рабочей тетради на
печатной основе (стр.60)
Задание № 2 (Проталинки) в рабочей
тетради на печатной основе (стр.61)
Ребята, а какими вы представляете себе
разведчиков?
Задание №3 (Соответствие) в рабочей
тетради на печатной основе (стр.61)
патриотизмом.
Патриотизмпреданность и любовь к
своему Отечеству, своему народу и
готовность к любым жертвам и подвигам во
имя интересов своей Родины.
Эпизод
1.Первая
встреча
(мальчик в
окопчике)
2. Среди своих
(один день у
разведчиков
3. Побег
4. Встреча с
Енакиевым
(чтение по
ролям)
Качества и чувства
Ужас, испуг, готовность к
отпору, радость
Сила духа, доверие,
готовность к помощи,
желание вместе со
взрослыми бороться с
врагом
Находчивость, решимость,
желание приносить пользу
Настойчивость в
достижении цели
Добрые, общительные, мужественные,
настоящие герои, любят детей.
Какие взаимоотношения сложились у Вани и
разведчиков?
Ваня старался быть нужным; разведчики по Почему в произведении автор большую
часть повествования ведет о Ване Сонцеве, а
не о разведчиках, которые совершили немало
геройских поступков?
Какую роль сыграла война в формировании
характера героя повести?
А сейчас я предлагаю вам составить
синквейн на основе изученного
произведения.
отцовски заботились о Ване, любили его, как
родного сына, жалели.
Потому что Ваня, несмотря на юный возраст,
был таким же мужественным, бесстрашным,
как разведчики, выполнявшие свой долг
Родину защищать. В условиях войны
формировался характер мальчика.
Главным делом своей жизни Ваня Солнцев
выбрал защиту Родины и после войны
поступил в военное училище.
1я строка одно ключевое слово,
определяющее содержание синквейна (Ваня
Солнцев)
2 строка – два прилагательных,
характеризующих данное понятие
(находчивый, храбрый)
3 строка – три глагола, обозначающих
действие в рамках заданной темы (помогает,
рискует, борется)
4 строка – короткое предложение,
раскрывающее суть темы и отношение к ней (
Ваня Солнцев защищает свою Родину)
5 строка – синоним ключевого слова
(патриот)
Ваня Солнцев
находчивый, храбрый
помогает, рискует, борется
Ваня Солнцев защищает свою Родину
патриот
V. Рефлексия Задача:
Осознание учащимися своей учебной
деятельности, самооценка результатов,
обобщить, сделать вывод, произвести
самооценку.
УУД Познавательные: приобретают умение
использовать приобретённые знания на
практике.
Личностные: понимают значение знаний для
человека.
Коммуникативные: формулируют
собственные мысли.
Карточки с символами:
! (желтого цвета)все получилось;
? (красного цвета)надо еще поработать.
Заполнение таблицы.
Вопросы
(плюс
или
минус)
1 Возникли ли у вас трудности
при моделировании обложки
по предложенному отрывку?
2 Трудно ли было выявить черты
характера Вани Солнцева?
3 Достигли ли поставленной цели
на уроке?
4
.
Появилось ли у тебя желание
узнать больше о судьбе детей в
годы Великой Отечественной
войны?
Оцените свою работу.
Спасибо за урок.
Сегодня мы узнали о судьбе только одного
мальчика. Но тысячи таких же мальчишек в
годы войны совершали подвиги на благо
Родины, не жалея себя. Многие из них не
вернулись с фронта.
Чтобы узнать о судьбах детей, детство
которых пришлось на годы войны, я
предлагаю вам познакомиться с
произведениями советских писателей и
поэтов.
В рабочей тетради на печатной основе
выполните задание № 5.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.