Технологическая карта на тему: "Великие географические открытия"
Оценка 5
Разработки уроков
docx
география
7 кл
19.02.2018
урок с элементами театрализованного представления, методика проведения которого была впервые апробирована ленинградским учителем – филологом – Евгением Николаевичем Ильиным в конце 1980 г. Целью урока явилось изучение Великих географических открытий, как важнейшего этапа становления цивилизации нового времени. Задачами урока являются:
1. Представление обобщенной последовательно конкретной информации о географических открытиях, героях, этапах и их последствиях.
2. Развитие познавательной активности и стойкого интереса к географическим открытиям в системе знаний о мире.
3. Формирование устойчивой нравственной оценки к происходившим историческим событиям.
4. Понимание высокой степени интеграции знаний о Великих географических открытиях в системе изучаемых предметов – истории, литературы, физики, математики, биологии, экологии, обществознания, а также знаний в системе психологии, этики, и культуры межличностных отношений.
Для реализации поставленных задач мной был использован интегрированный прием классического комбинированного урока и элементов театрализованного представления. Этот проект я целенаправленно осуществляла с помощью учеников старших классов, которые выступили моими помощниками на уроке. В этом я преследовала несколько дидактических и воспитательных целей:
1. Обобщить и систематизировать знания старшеклассников о Великих географических открытиях на ином уровне их возрастного восприятия.
2. Усилить интерес учащихся к теме изучения с помощью участия старших школьников, которые всегда являются неким авторитетом для младшего школьного возраста.
3. Показать школьникам единство целей воспитания и обучения в системе школьного образования независимо от возраста и объема знаний.
4. Показать старшеклассникам, как ответственен и сложен процесс публичного выступления и деятельность учителя на уроке. Пробудить интерес старшеклассников к профессии учителя.
5. Развить у учащихся интерес к приему театрализованного представления, к искусству, театру, культуре артистизма, а также способствовать развитию творческих способностей школьников.
Я целенаправленно ограничила объем монологической речи учителя используя прием внутреннего руководства учебным процессом. Здесь я координировала работу различных творческих групп в которой особое внимание обратила на развитие воображения, памяти, представления. В этом мне помог прием реконструкции исторических событий, в которых ученики были непосредственными участниками.
На уроке были также использованы в широком объеме наглядные формы обучения, которые благодаря современным информационным технологиям вводят нас в эмоциональные переживания изучаемых событий.
Итоги урока и домашнее задание были представлены в виде небольших творческих проектов, которыми должны обменяться школьники старшего и среднего звена. В этом я постаралась реализовать идею преемственности поколений учащихся, объединённых общей целью: учиться, воспитываться и развиваться.
Оценки на уроке данного типа были намеренно не поставлены, т.к. считаю, что самой главной оценкой будет их внутреннее переживание очень важного и интересного материала. Кроме того, суммарная оценка может быть поставлена, когда учитель оценит творческое домашнее задание учащихся, оценив при этом и активность ребят на уроке.
Таким образом, данный урок помог мне в реализации моей методической проблемы, направленной на развитие творческих способностей учащихся, в процессе обучения и нравственного становления личности. Особое внимание в ней я уделяю моральной оценке действий и деятельности людей в системе освоения географического пространства и познания окружающего мира. Данное направление является для меня особенно ценным еще и потому, что в современных условиях развития школьного образования проблема нравственно - патриотического воспитания является наиболее актуальной и разрабатывается сегодня на всех уровнях просветительской и общественно - политической жизни страны. Считаю, что гуманитарные знания должны в первую очередь заботиться о продвижении данной идеи в умы и сердца наших детей.
Технологическая карта урока.docx
Технологическая карта
Учитель: Ермолаева И.В.
Класс: 6
Тема урока: «Великие географические открытия»
Цель урока: Познакомить учащихся с Великими географическими открытиями и их роли в развитии географии.
Учебная: сформировать у учащихся представление об Великих географических открытиях и показать её роль в
развитии географии.
Воспитательная: привитие учащимся уважительного отношения к культуре, традициям других народов;
воспитывать стремление реализовывать свои возможности и способности, стремление к получению новых знаний,
нравственной оценке исторических событий и деятельности людей.
Развивающая: способствовать развитию умения работать с текстом, картой, дополнительной литературой,
развивать навыки как самостоятельной работы, так и в группах, развитию воображения, творческого начала,
артистичности, оригинальности в подходах к представлению материала
Деятельностная: приобретение умений анализировать положительные и отрицательные последствия Великих
географических открытий.
Планируемые результаты: Личностные: готовность и способность к саморазвитию; воспитание чувства само и взаимоуважения; развитие
сотрудничества при работе в группах; сотрудничество с учениками старших классов; развитие самосознания и
нравственной ответственности за результат своей деятельности.
Метапредметные:
развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у
учащихся умения организовывать учебное сотрудничество, самостоятельность; устанавливать соответствие полученного
результата поставленной цели.
Предметные: формирование представлений о географических открытиях, знакомство с выдающимися
мореплавателями древности и средневековья.
Методы обучения: игровой (с элементами театрализованного представления), объяснительноиллюстративный,
репродуктивный, проблемный, исследовательский.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.
№
п/п
1
Этап
УУД
Организационный
момент
Цель: мотивирование
учащихся к учебной
деятельности
посредством создания
Познавательные:
Осознанное и
произвольное
построение речевого
высказывания.
Регулятивные:
Прогнозирование
Деятельность
Учитель
Здравствуйте ребята!
Ученики
Готовят рабочее место, настраиваются
на деловой ритм. Приветствуют
Время
1 мин
учителя. Настраиваются на урок,
психологически готовятся к общению. эмоциональной
обстановки
2
Актуализация
знаний
3
Целеполагание
мотивация
и
учебной
умение
и
своей деятельности.
Коммуникативные
:
Умение слушать.
Личностные УУД:
формирование
мотивационной
основы
деятельности.
Познавательные
УУД:
анализировать
обобщать факты.
Коммуникативные
УУД:
организовывать
учебное
сотрудничество
учителем и
сверстниками.
Регулятивные
УУД: принимать и
сохранять учебную
задачу.
Коммуникативные
УУД:
организовывать
учебное
с
сотрудничество
со
учителем и
сверстниками; умение
с
со
Ученики взаимодействуют с учителем
1 мин
Скажите, ребята вы любите
путешествовать? Так вот
сегодня мы отправимся с вами
в очень далёкое воображаемое
путешествие.
Ученики высказывают свои варианты
2 мин
Особенностью нашего урока
будет являться то, что его
тему и цели, которые должны
будем
вы
сформулируете сами в конце
урока. Но для этого вы должны
активно работать и следить за
достигнуть, тем, чтобы будем изучать.
Итак, начинаем!
находить несколько
вариантов решения
проблемы;
Личностные УУД:
формировать умение
способности
к
саморазвитию.
Регулятивные
УУД:
самостоятельно
формулировать
учебную
определять
учебной
деятельности.
Познавательные
УУД:
познавательную
инициативу в учебном
сотрудничестве;
извлекать
необходимую
информацию.
тему,
цель
проявлять
4
Изучение нового
материала
Познавательные:
Узнавать, называть
географические
объекты; поиск и
выделение
необходимой
информации.
(Никитин
Урок начинается с видео –
фрагмента
с
Визирем). В класс заходит
ученик в роли Никитина и
учитель обращается к нему со
словами:
Учитель: «Приветствуем Вас
Работают с информацией на своих
столах
6 мин Регулятивные:
Умение обрабатывать
информацию,
выбирать действие в
соответствии с
поставленной задачей
Коммуникативные
: Умение с
достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли,
находить ответы на
поставленные
вопросы, учиться
грамотно,
использовать в речи
новые термины
купец
новых
русский
и
путешественник Афанасий
Никитин и рады лично узнать
ваши впечатления о новой
земле с чудесным названием –
Индия. Удивительно, но еще
задолго до Васко да Гамы вы
первый проложили путь к этой
новой земле, пройдя через три
моря».
Афанасий Никитин: «Да, это
было непростое путешествие.
Эта удивительная, чудесная
земля встретила меня радушно.
Много
товар,
изобретений
удивительных
увидел я там.
Краски,
различные специи, приборы
для измерения времени – вот
что удалось мне не только
увидеть, но и привезти в нашу
страну. Чудесного жеребца,
каких никогда не было на Руси,
мне удалось купить за 100
рублей! Конь был такой
красивый, что татары хотели
отобрать его у меня и вернуть
при условии, если я буду
обращен в мусульманскую
веру.
Но я истинный
христианин, господь помог мне
и в Спасов день мои Ищут среди атрибутов. (книга
хождение за три моря)
заступники вернули мне и
коня, и надежду вернуться на
родную землю».
Учитель: Ребята! Афанасий
Никитин действительно был
первооткрывателем Индии.
Кроме нее он побывал в
Персии и Турции, составил
описание этого путешествия в
книге: «Хождение за три моря»
Ребята, найдите среди своих
атрибутов
вещи,
принадлежащие
знаменитому купцу –
путешественнику.
Учитель
показывает оригинал книги.
Это было первое в русской
литературе описание не
паломничества,
а
коммерческой
поездки,
которое было насыщенно
наблюдениями о политическом
устройстве,
экономике и
культуре других стран. Ребята,
обязательно найдите эту книгу
и прочитайте в память о нашем
великом
соотечественнике,
который первым совершил
такое рискованное и важное
для изучения
географии
путешествие. Входит Васко да Гама (его
портрет на слайде)
Позвольте,
но
первооткрывателем Индии
Является не какойто русский
купец Афанасий Никитин, а я
великий
португалец,
открывший для Европы
кратчайший путь в индию (на
слайде карта путешествия) –
Васко да Гама. В 1497 году
португальский
король
снарядил для меня флотилию
из 4 кораблей (слайд с
кораблями), с которыми я и
отправился в свое опасное
(Фрагмент
путешествие
видео: путешествие Васко да
Гамы)
Никитин: Но мое путешествие
было мирным и не принесло
никакого горя коренному
населению Индии. Ваше же,
граф,
путешествие было
нацелено на экспансию новых
земель с целью обогащения и
захвата коренного населения.
Титул графа, вы получили не
только за свои открытия, но и,
наверное,
за те зверства,
которые чинили на чужой
Отвечают на вопрос учителя
Дети рассказывают о том, что знают о
пиратах карибского моря.
Делают предположения. Рассуждают. Открывают путевые дневники и
записываю определения.
Отвечают на вопрос
Отвечают на вопросы учителя
Активно ищут
осудить
Ваше
последнее
земле.
путешествие
нареклось
кровавым, так как убийства,
грабежи,
насилия
цивилизованных европейцев не
имели аналогов в истории
путешествий. Но те богатства,
которые вы привезли из Индии,
сделали
Португалию
богатейшей страной мира и
заставили замолчать всех, кто
пытался
вашу
бесчеловечность.
Учитель:
и действительно
ребята, все географические
открытия того времени
совершались
одной,
единственной целью – поиск
новых источников обогащения,
бесплатной рабочей силы,
ценного
золота,
природных материалов. Все
это давало европейским
странам развивать
свою
экономику,
расширять
колониальные территории и
пользоваться плодами своих
захватов.
Именно в этот
момент и стало активно
развиваться такое явление, как
Ребята, что вы
пиратство.
знаете о пиратах? (на столах
сырья,
с лежат листочки с краткой
информацией о пиратах как
явлении и самых известных
человечества.
пиратах
Звучит музыка
из
кинофильма
пиратов
Карибского моря)
Почему власти боролись, но
полностью не искореняли
этого явления?
Учитель: Потому что пираты
были самыми смелыми,
отважными и опытными
мореплавателями,
которые
были в составе всех
экспедиций, отправляемых для
путешествия к новым землям
(Слайд на экране). Откройте
ваши путевые дневнички и
запишите,
кто же такие
пираты. Был еще один термин
– корсары – это те же пираты,
которые совершали нападения,
только не ради собственного
обогащения,
ради
процветания и богатства
страны (слайд на экране).
А знаете ребята, кто получил
прозвище идеальный пират?
Это корсар – путешественник,
а первооткрыватель Молуккских
островов (карта на слайде)
Френсис Дрейк (портрет на
Как вы думаете,
слайде).
почему?
Потому что его команда всегда
возвращалась в целости и
невредимости, а сам Дрейк
считался самым отважным,
рискованным и благородным
пиратом. Даже за дезертирство
он никогда не казнил своих
моряков, а просто выгонял их
из команды, сохраняя им
Как вы думаете,
жизнь.
прототипов какого героя
известного
фильма
является этот человек?
(Фрагмент из фильма:
«Пираты
Карибского
моря»)
Найдите из атрибутов вещи,
принадлежащие Френсису
Дрейку или быть может
даже Джеку Воробью. 5
Физкультминутка
5 мин
Работают в группах. Сравнивают своих
пиратов.
Чей
Я вам предлагаю создать образ
пирата из тех вещей, которые
вы можете найти у себя на
пират
столах.
получился на ваш взгляд
более похожим на Френсиса
Дрейка? А на Джека
Воробья?
А давайте зададим этот вопрос
нашим уважаемым гостям и
сравним их мнения с нашим. 6
Изучение
материала
нового
6 мин
Но
Учитель:
Великие
Географические открытия вели
мир к новой цивилизации.
Современником наших героев
был еще один величайший
путешественник того времени
– Христофор Колумб (портрет
на слайде)
Христофор
Колумб:
Приветствую Вас мои юные
друзья. Спешу сообщить вам о
том, что утром 3 августа 1492
года два 15 – ти метровых
испанских судна отправились в
экспедицию, которая изменила
ход истории человечества
(слайд на экране).
Я
руководил этой экспедицией с
цель найти западный путь к
индии и Японии. 12 октября
1492 года они достигли
острова нетронутой красоты. Я
объявил, что остров теперь
принадлежит Фердинанду и
Изабелле.
Остров получил
название Сан – Сальвадор.
Аборигенов, обитающих на
острове, я назвал индусами
(индейцами). Экспедиция три
месяца добиралась в Испанию.
К сожалению, я вернулся без
золота и пряностей, но был залив
обласкан: мне пожаловали
титула вице – короля Индии и
сразу же стали готовить к
следующей экспедиции.
Я
мечтал на этот раз пройти
между островами и выполнить,
наконец, свое обещание –
дойти до богатой Индии. Но
вместо Индийских сокровищ я
нашел Центральную Америку,
Гондурасский
и
Панамский перешеек (слайды с
географическими картами).
Учитель:
Почему же,
уважаемый Колумб, Новый
Свет носит сегодня название
Америка, а не Колумбия к
примеру? Ведь именно вы
были первым, кто добрался
до этой Земли.
Христофор
Колумб:
Путешествие не прошло для
меня даром: тяжело больной и
разочарованный, я вернулся
назад,
будучи совершенно
уверенный в том, что достиг
Азии, и не подозревая, что на
самом деле он открыл
огромный неведомый мир
Новый Свет.
Входит Америго Веспучи
(портрет на слайде) Дети по указу учителя раскрывают
свитки с письмами Елизавете и
друзьям.
Довольно господа. рассуждать
о праве на имя нового
континента! Я уже много
столетий опровергаю споры о
том, кто был первопроходцем в
Новый Свет. Важно не только
доплыть, но и документально
зафиксировать свое открытие,
что я и сделал в своих письмах.
Они опубликованы, читайте
друзья мои. Я был другом
Христофора Колумба.
Колумб: Да, это верно, перед
смертью я рекомендовал
своему сыну Вас, как честного
и надежного человека, на
которого можно положиться в
жизни.
Америго
Я
учувствовал
трех
экспедициях и в каждой из них
обследовал
будущий
Американский
континент.
Особое внимание привлекало
коренное население индейцев
людей среднего роста, с
желтокоричневой
кожей,
полностью обнаженных; их
вооружение состояло из лука и
стрел. У них существовал
каннибализм, но они ели лишь
своих врагов с других
Веспучи:
в людьми
еще
островов.
Индейцы
гостеприимно встречали нас, и
снабжали продовольствием. Я
посетил
несколько
деревень на южном берегу
Тринидада. С Охедой он
соединился восточное мыса
Кодера (слайд с картой). «Эту
землю следует назвать Новым
Светом...
Большинство
древних авторов говорит, что и
к югу от экватора нет
материка, некоторые из них и
признавали существование там
материка, но они не считали
его обитаемым.
Но мое
последнее плавание доказало,
что их мнение ошибочно... так
как в южных областях я нашел
материк,
плотно
населенный
и
животными, чем наша Европа,
Азия и Африка. Кроме того,
климат более умеренный и
приятный, чем в какойлибо из
известных нам стран...»
Учитель:
Для географов
начала XVI в. Колумб и
Веспучи открывали новые
земли в различных частях
света. Колумб только шире
исследовал Старый Свет —
более тропическую Восточную Азию.
Напротив, Веспучи «открыл
четвертую часть света» —
Новый Свет,
неизвестный
древним континент, который
простирается по обе стороны
экватора,
как и Африка.
(Показываю на слайдах
карту
Америки).
Географическое сообщество
восприняло письма Америго
Веспучи как известие об
открытии нового материка. Но
если он открыт, то нужно дать
ему имя первооткрывателя.
запишите в свои
Ребята,
путевые
что
Американский континент был
открыт в 1503 году испанским
путешественником
Америго
Веспучи.
Видео о доказательстве
земли как шара.
Учитель: Но окончательно эту
теорию доказал великий
путешественник
Фернан
Магеллан. 10 августа 1519 года
5 кораблей покинули порт в
Севильи и отправились в
плавание,
цели которого
опирались лишь на интуицию
дневники, Магеллана. В те времена никто
не верил, что Земля круглая, и
естественно,
это вызывало
сильную
обеспокоенность
матросов, ведь отходя от порта
всё дальше и дальше, у них
крепчал страх не возвратится
домой никогда.
Только
капитан не сомневался в
исходе своего предприятия и
был не только стойким и
самоотверженным
в
достижении своей цели, но и
достаточно жестоким по
отношению к членам команды
не желавшим подчиняться его
на первый взгляд безрассудным
приказам. Он несколько раз
менял
без
предупреждения команды, а
однажды расстрелял лоцмана
только за то,
что тот
ослушался его приказа. Выйдя
из Севильи, он обогнул Южную
Америку пройдя через узкий
пролив, который
в
дальнейшем был назван его
именем – Магелланов пролив
(показать на слайд). Далее он
поплыл по Тихому океану,
который получил такое
странное название благодаря
курс путешественнику ни разу не
попавшему за 4 месяца в
шторм или бурю. Выйдя к
Филиппинским
островам,
(показываем на карте). Там
они познакомились с местным
населением – туземцами,
которые в обмен на
Европейские
безделушки
пополнили морякам запасы
продовольствия и пресной
Ребята, найдите на
воды.
своих столах те вещи,
которые могли быть
обменяны европейцами на
продовольствие: почему?
Магеллан: (сидя с учениками
в одной из групп и перебирая
безделушки).
Да, именно на
эти безделушки я и поменял
ценнейшие для команды
продукты и воду. Но мы не
остались в долгу перед
дикарями. И я фактически
заплатил за их услугу
собственной жизнью. Их вождь
был славный парень,
он
поведал мне, что соседнее
племя разоряет и унижает их.
И в знак благодарности я
решил
помочь.
ему
(бусы, камешки, цепи, подзорная труба и т.д.)
туземцев,
Вооружившись мы решили
наказать
но
столкнулись с таким яростным
сопротивлением, которому не
смогли
противостоять.
Отступая мы потеряли
несколько матросов, а я был
смертельно ранен. Это было 27
апреля 1521 года.
Моей
последней
задачей было
заставить команду как можно
быстрее переправиться на
шлюпках на корабли и отплыть
от этих злосчастных островов.
Что я и сделал, умирая вдали
от родной земли. Но я не
жалею о случившемся. Это
путешествие было намного
интереснее обычного сидения
дома. Сегодня спустя почти
500 лет вы помните меня
ребята и прослеживая мой
путь, может быть, откроете
когданибудь то неизведанное,
что прославит в веках и ваше
имя! Итак,
Дети должны назвать тему урока и цели
2 мин
Учитель:
ребята,
скажите пожалуйста, чему же
был посвящен сегодня наш
урок? (на слайде в это время
тема высвечивается,
цели
урока).
Тема
географические открытия.
Цель урока: Изучение великих
географических открытий,
как
становления
нового времени
этапа
цивилизации
Великие
урока:
важнейшего
7
Целеполагание
мотивация
и
Коммуникативные
УУД: организовывать
учебное
сотрудничество с
учителем и со
сверстниками; умение
находить несколько
вариантов решения
проблемы;
Личностные
УУД: формировать
умение способности к
саморазвитию.
Регулятивные УУД:
самостоятельно
формулировать
учебную тему,
определять цель
учебной
деятельности.
Познавательные
УУД: проявлять
познавательную
инициативу в учебном
сотрудничестве;
извлекать
необходимую
информацию 8
Домашнее задание
3 мин
итоги
когда
природу
Откройте свои путевые
дневнички. Я порошу героев
нашего урока передать Вам,
подготовленные по моей
просьбе
своих
путешествий.
(раздают).
Ребята, дома соедините эти
послания и запишите общие
итоги великих географических
открытий. К ним, как и к
нашим уважаемым героям мы
вернемся,
будем
подробно изучать историю
исследования, географическое
положение,
и
органический мир материков и
океанов. До скорой встречи
уважаемые герои! (уходят).
И в качестве домашнего
задания я предлагаю вам
написать письмо наиболее
понравившемуся
путешественнику, в котором
вы
свои
неопровержимые аргументы,
чтобы попасть в одну из его
экспедиций.
Отметьте те
качества
мореплавателя,
которые уже сегодня развиты в
вас. Покажите какую пользу вы
можете
принести
новых
первооткрывателям
выдвинете земель. Обучающиеся дают оценку своей
работе, работе всего класса.
3 мин
9
Этап проведения
итогов
Цель:
итогов.
собственной
деятельности
подведение
Самооценка
Познавательные:
Оценка процесса и
результата
деятельности
Регулятивные:
Умение оценивать
достигнутые
результаты, умение
слушать
Коммуникативные:
Уметь выражать свои
мысли.
Учитель:
ребята,
Итак,
сегодня мы
совершили
интересное путешествие в
прошлое.
Нашими
проводниками были великие
путешественники,
первооткрыватели
новых
земель и континентов. Они
поведали нам о своих целях,
задачах, которые ввели их в
рискованное мореплавание.
Они же показали нам и то, как
поразному может вести себя
человек, вступивший на чужую
землю. Кто он: захватчик или
путешественник или
друг;
убийца,
исследователь или
грабитель? Я думаю, вы не раз
вспомните образы героев
географических
великих
открытий,
совершая
собственные открытия в своей
жизни.
Технологическая карта на тему: "Великие географические открытия"
Технологическая карта на тему: "Великие географические открытия"
Технологическая карта на тему: "Великие географические открытия"
Технологическая карта на тему: "Великие географические открытия"
Технологическая карта на тему: "Великие географические открытия"
Технологическая карта на тему: "Великие географические открытия"
Технологическая карта на тему: "Великие географические открытия"
Технологическая карта на тему: "Великие географические открытия"
Технологическая карта на тему: "Великие географические открытия"
Технологическая карта на тему: "Великие географические открытия"
Технологическая карта на тему: "Великие географические открытия"
Технологическая карта на тему: "Великие географические открытия"
Технологическая карта на тему: "Великие географические открытия"
Технологическая карта на тему: "Великие географические открытия"
Технологическая карта на тему: "Великие географические открытия"
Технологическая карта на тему: "Великие географические открытия"
Технологическая карта на тему: "Великие географические открытия"
Технологическая карта на тему: "Великие географические открытия"
Технологическая карта на тему: "Великие географические открытия"
Технологическая карта на тему: "Великие географические открытия"
Технологическая карта на тему: "Великие географические открытия"
Технологическая карта на тему: "Великие географические открытия"
Технологическая карта на тему: "Великие географические открытия"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.