Технологическая карта открытого урока музыки в 3-м классе
Оценка 4.8

Технологическая карта открытого урока музыки в 3-м классе

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
музыка
3 кл
01.06.2017
Технологическая карта открытого урока музыки в 3-м классе
технологическая карта открытого урока музыки в 3-м классе по теме "ОБРАЗ БОГОРОДИЦЫ В МУЗЫКЕ, ПОЭЗИИ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ". Идея урока: Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Раздел учебника: «О России петь – что стремиться в храм» / УМК по предмету «Музыка» авторы Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская /Идея урока: Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.
ОУ технологическая карта открытого урока музыки в 3-м классе по теме.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Гремячинская общеобразовательная школа" технологическая карта открытого урока музыки в 3­м классе по теме  "ОБРАЗ БОГОРОДИЦЫ В МУЗЫКЕ, ПОЭЗИИ,  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ". Раздел учебника: «О России петь – что стремиться в храм» / УМК  по предмету «Музыка» авторы  Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская / подготовила: учитель музыки Некрасова С.А. Гремяча 2014 уч.г. Технологическая карта урока "Образ Богородицы в музыке, поэзии, изобразительном искусстве". ( 11 урок; тема раздела: «День, полный событий» ) УМК   1. Музыка: 1 – 4 кл. Методическое пособие/Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева,  Т.С.Шмагина. – М.: Просвещение, 2004             2. Музыка: учеб. Для учащихся 3 кл. нач. шк./Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. – М.: Просвещение, 2005             3. Фонохрестоматия: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева,  Т.С.Шмагина. Фонохрестоматия: 3 класс (CD, MP3) УУД: - личностные: развитие доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости к близким; учебно­познавательный интереса к новому материалу. ­  метапредметные:              регулятивные: учатся слушать вопросы и отвечать на них; понимать смысл исполнительских и творческих заданий, вносить в них свои коррективы; развитие умения осмысливать полученную  информацию; формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность. коммуникативные:  выражать  свое мнение о музыке, понимать содержание вопросов и воспроизводить  несложные вопросы о музыке; участие в коллективном пении. познавательные: учатся использовать специальную терминологию различных видов искусства; обобщать. ­   предметные:   эмоционально   и   осознанно   воспринимать   различных   жанров   искусства   ,   размышлять   о   них   как   способе выражения чувств и мыслей человека; соотносить исполнение музыки с жизненными впечатлениями. Идея урока:  Интонационно­образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Учебный предмет Класс Тип урока Музыка 4 Урок изучения, осмысления и первичного применения знаний. Вид урока Цель урока  Задачи урока Урок­исследование.                                                                                                                                                                                              Прийти  к пониманию художественного образа Богородицы средствами различных видов искусства: музыки, поэзии,  изобразительного искусства. развивающие: ­  соотносить содержание художественного выраженного в различных видах искусства (музыки, поэзии,  изобразительного искусства); ­ развивать умение сопереживать характеру произведения, различать средства художественной выразительности;  ­ развивать интерес к различным видам искусства, образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальную  память и слух, певческий голос. образовательные: ­  воспринимать музыку и размышлять о ней; ­  познакомиться с творчеством композиторов, художников, поэтов; практические: ­ передавать собственные музыкальные впечатления с помощью музыкальной деятельности (пение);  ­ продемонстрировать понимание интонационно­образной природы  различных видов искусства, их взаимосвязи,  выразительности и изобразительности в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; воспитательные: ­ воспитание навыков эмоционально­осознанного восприятия искусства;  ­ воспитание интереса  и любви к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к  матери, уважения к духовной культуре. Технологии, методы  Основные понятия, термины  Словесный, художественный анализ, аудиовизуальный, наглядный, практический, сравнения. Богородица, молитва, тропарь, «acapella», аккомпанемент. Организация пространства Формы работы                                                                                                        Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.   Форма урока: урок­исследование. Ресурсы Мультимедиа проектор, экран, компьютер.  Дополнительный материал: Видеоролики с использованием ресурсов сети Интернет, презентация мультимедиа,  раздаточный материал ­ карточки, картинки­ангелочки. Музыкальный материал: Тропарь Владимирский иконе Божией матери  С. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся!» Ф.Шуберт «Аве Мария». И.С. Бах Прелюдия № 1. Этапы  урока Задачи этапа Самоопределени е к  деятельности. Подготовка  учащихся к  активной  основной  учебно­ познавательной  деятельности. Актуализация  субъективного  опыта учащихся. 1­й этап.  “Организационн ый момент”.   2­й этап.  “Актуализация  знаний и  фиксация  затруднений в  деятельности”.  3­й этап.  “Постановка  учебной  задачи”.  ( проблемы) Оформление доски,  наглядность Изображения Богородицы   на доске (д/задание) Слайд №1 Слайд №2 "Тропарь  Владимирский  иконе Божией  матери" Слайд №3 Слайд №4 4­й этап.  “Построение  проекта выхода  Построение плана достижения Технология обучения Деятельность учителя Деятельность  учащихся Приветствует   учащихся,   проверяет   готовность класса к уроку. Приветствуют учителя, проверяют  свою готовность к уроку Активизирует знания учащихся (беседа). ­ В ноябре  наша страна отметит добрый праздник ­  День Матери.  Образ матери является символом всего  самого дорогого, родного, кровного, святого. Не даром  говорят: мать­кормилица, мать­земля, Родина­мать…  ­ Итак, наш урок посвящаем (ответы) нашим мамам, а  тему нашего сегодняшнего урока вам подскажет  музыка, которая сейчас прозвучит. Звучала необычная музыка ­                                      Тропарь Владимирский иконе Божией матери,                тема урока:"Образ Богородицы в музыке, поэзии,  изобразительном искусстве". ­Как вы думаете, где можно услышать эту музыку? ­ Кто исполняет это музыкальное произведение? ­ Есть ли музыкальное сопровождение? ­ Называется такое исполнение хора, без  сопровождения «acapella». ­ Хорошо. А сейчас откройте, пожалуйста, учебник на  стр.42. Давайте вместе вслух прочитаем текст внизу  страницы. ­ Ребята, это стихи или молитва? ­ К кому она обращена? ­ Это текст церковного песнопения обычно  исполняемого на определенный глас, т. е. имеет  навсегда закрепленную за ним мелодию. Автор мелодии неизвестен.  ­ А кто такая Богородица? Что вы о ней знаете?  ­И так наша задача....  ­ Правильно ­ узнать о Богородице   Слушаюм музыку. Отвечают и делают выводы.             Записывают тему урока. Ответы (возможные варианты): ­ В церкви (в концертном зале....). ­ Хор. ­ Нет. Записывают определения понятий ( тропарь, «acapella»). Разбор текста.(хрестоматия  музыкального материала) Работа с учебником. ­ Молитва. ­ К Богородице! Самостоятельные предположения ­  высказавания учащихся.  Совместное построение плана из затруднения”.  цели, 5­й этап.  “Первичное  закрепление” определяют средства (алгоритм, модель и т.д.). Устанавка осознанности восприятия, организация первичного обобщения. Слайд №5 и о том, как её образ передают в различных видах  искусства: музыке, живописи и поэзии. урока. Сообщение по теме, беседа.  ­ Много прекрасных праздников на Руси, и среди них ­   праздник Благовещения Пресвятой Богородицы  (отмечается 7 апреля).  В основе праздника  Благовещения.евангельская история. В этот день  архангел Гавриил, посланный Богом, принес Деве  Марии «благую весть» о том, что она избрана между  женами и от нее воплотится Сын Божий. Он сказал  ей такие слова: «Радуйся, Благодатная! Господь  с Тобою; благословенна Ты между женами». Как мы  понимаем  эти слова? Этот же текст, несколько измененный, является  и текстом молитвы  русского композитора С. В.  Рахманинова.  Слушают, воспринимают,  отвечают. ­ У девы Марии родится Сын Божий. Выразительное чтение  ( индивидуальное) ­Богородице Дево, радуйся. Благодатная Марие, Господ с Тобою. Благословенна Ты в женах, И благословен плод чрева Твоего. Яко Спаса родила еси душ наших. Работа с учебником ( стр. 43)  Рассматривают репродукцию. Чтение  текста. Слайд №6 ­ Обратите внимание на слова: они просты, но в тоже время  благородны и величественны. Как точно  они подчеркивает  величие картины В.Васнецова  "Богородица с младенцем". Одной картины я желал бы вечный зритель, Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш Божественный спаситель ­ Она с величием, он с разумом в очах ­ Взирали, кроткие, во славе и в лучах.... ­  В этих строках поэт А.С. Пушкин передает свое  преклонение перед образом Богородицы, воспевая ее  вселенскую любовь к людям. А сейчас мы еще раз очень внимательно и сосредоточено послушаем музыкальную  молитву Рахманинова «Богородице Дево, радуйся!». ­На Руси есть иконы с удивительно поэтическими  Слушают, интонируют первую  фразу по нотам (при повторном  слушании). Анализируют музыку.  Определяют  особенности мелодии С.Рахманинов  «Богородице  Дево, радуйся!» Слайд №7 Слайд №8­12 Слайд№13 Видео "Секстинская мадонна" Слайд №14 Слайд №15 Ф.Шуберт «Аве  Мария». Слайд №16 Слайд №17 названиями: «Утоли мои печали», « Неувядаемый  цвет», «Нечаянная радость», «Милостивая», «Всех  скорбящих радость». Каждая из этих икон получила  название о того о чем молятся этой иконе.  ­ Когда художник пишет деву Марию, то у него чаще  всего получается не обычная картина, а икона. ( проверка домашнего задания: иллюстрации иконы с  изображением Богородицы на доске) ­ На Руси Божью Матерь называют Богородицей. А как  ее называют в западных странах с католической верой? ­ Вспомним знаменитую «Сикстинскую Мадонну»  Рафаэля (стр. 41 учебника). ­ Нужно заметить, что на картине лицо мадонны может  быть чьим­то портретом, а икона пишется по канону  (церковному установлению, правилу), и лик на ней  не несет чьих­то индивидуальных черт. Картину Рафаэля от иконы В. Васнецова отделяет  почти 350 лет, а ведь они очень похожи. ­ К образу Девы Марии обращались многие  западноевропейские композиторы. Есть музыкальная  молитва « Аве Мария» и у композитора Ф. Шуберта.  Она написана на текст Вальтера Скотта. Откройте  стр.40 хрестоматии. Давайте прочитаем слова (Дети  читают). ­ В этой молитве Дева Мария предстает нам в образе  заступницы святой, к которой обращаются страждущие  люди. Послушаем внимательно «Аве Марию» Шуберта  в исполнении Робертино Лоретти. (распевность, динамика, лад, чистое,  благозвучное звучание,  красота..) Работа с учебником. просмотр  видео. ­Итак, для нас звучала музыка великого композитора  Франца Шуберта..  ­Какое настроение у вас вызвала эта музыка? (грустное, светлое). ­Какая по характеру она была? (спокойная, душевная )  Восприятие музыки. Анализ музыки. 6­й этап.  "Самостоятельна я работа с  самопроверкой  по эталону" Организация деятельности   по применению новых   Деятельность знаний. учащихся: самостоятельная работа, осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Слайд №18 7­й этап.  “Рефлексия  деятельности"  (итог урока). Рефлексия,   самооценка  деятельности,   соотношение  цели и  результата. ­Какие чувства наполнили вас во время просмотра?  ­ Почему? ­ Немецкий композитор Франц Шуберт посвятил это  музыкально произведение Деве Марии – матери Иисуса  Христа. ­   “Аве Мария”, что значит “Славься, Мария”.  Это  молитва, которая звучит в католической церкви и  созвучна  образу музыки картина Рафаэль  «Сикстинская Мадонна».      ­ Итак ребята, мы сегодня на уроке познакомились с  образом Богоматери, в том числе двумя  произведениями, которые можно назвать музыкальными молитвами композиторов С.Рахманинова и Ф. Шуберта. ­ Давайте попробуем их сравнить, Что между ними  общего и в чем различие? И поможет нам в этом наш  музыкальный цветик ­ семицветик.  После детального разбора интонации обоих  произведений, следует сравнить их и найти общие  черты сходства и различия. Итог: ­На этом уроке мы прикоснулись к тайнам матери  Иисуса Христа и Марии.  ­ Что узнали? ­Почему эту женщину все знают на земле? Почему ей  посвящают композиторы музыкальные произведения,  поэты – стихи, художники – картины? Что она такое  сделала, что ее все прославляют?  ­ Посмотрим на доску, кто это перед вами?  Всмотритесь ещё раз в эти изображения, «пролистайте» в памяти весь урок (В это время учитель кладет на  парту каждому ребенку бумажного ангела). Мы уже  с вами знаем, что одной из этих икон молятся о мире на Земле, а другая помогает быть здоровыми. У каждого  из нас с вами есть ангел­ хранитель, и он спустился к  вам, возьмите его аккуратно в ладошки, и скажите ему  свою просьбу может кто­то хочет попросить ,чтобы его  не коснулась война, а кто­то­ здоровья себе и своей  маме или другому близкому человеку.  Возьмите и  Групповое задание (класс делится на две команды, работа с карточками,  где  написаны элементы интонации:  мелодия, динамика, лад, темп,  регистр; выясняют вместе с учителем, какие средства выразительности  использует Шуберт в своём  произведении «Аве Мария» и какие  средства музыкальной  выразительности использует  Рахманинов в «Богородице Дево,  радуйся"). Самооценка деятельности, выводы. Записывают задание на дом. отпустите своего ангела к Богородице, а он донесет  вашу просьбу.                                                                        (В зависимости от того кто ­ что просил, дети  прикрепляют рядом с изображениями своих  ангелов). Озвучивает д/задание. (Звучит и дети под музыку выходят из класса). Слайд №19,20 И.С. Бах  Прелюдия № 1.

Технологическая карта открытого урока музыки в 3-м классе

Технологическая карта открытого урока музыки в 3-м классе

Технологическая карта открытого урока музыки в 3-м классе

Технологическая карта открытого урока музыки в 3-м классе

Технологическая карта открытого урока музыки в 3-м классе

Технологическая карта открытого урока музыки в 3-м классе

Технологическая карта открытого урока музыки в 3-м классе

Технологическая карта открытого урока музыки в 3-м классе

Технологическая карта открытого урока музыки в 3-м классе

Технологическая карта открытого урока музыки в 3-м классе

Технологическая карта открытого урока музыки в 3-м классе

Технологическая карта открытого урока музыки в 3-м классе

Технологическая карта открытого урока музыки в 3-м классе

Технологическая карта открытого урока музыки в 3-м классе

Технологическая карта открытого урока музыки в 3-м классе

Технологическая карта открытого урока музыки в 3-м классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2017