Технологическая карта открытого урока музыки в 3-м классе
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
музыка
3 кл
01.06.2017
технологическая карта открытого урока музыки в 3-м классе по теме
"ОБРАЗ БОГОРОДИЦЫ В МУЗЫКЕ, ПОЭЗИИ,
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ".
Идея урока: Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.
Раздел учебника: «О России петь – что стремиться в храм»
/ УМК по предмету «Музыка» авторы Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская /Идея урока: Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.
ОУ технологическая карта открытого урока музыки в 3-м классе по теме.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Гремячинская общеобразовательная школа"
технологическая карта открытого урока музыки в 3м классе по теме
"ОБРАЗ БОГОРОДИЦЫ В МУЗЫКЕ, ПОЭЗИИ,
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ".
Раздел учебника: «О России петь – что стремиться в храм»
/ УМК по предмету «Музыка» авторы Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская /
подготовила: учитель музыки Некрасова С.А.
Гремяча 2014 уч.г. Технологическая карта урока "Образ Богородицы в музыке, поэзии, изобразительном искусстве".
( 11 урок; тема раздела: «День, полный событий» )
УМК 1. Музыка: 1 – 4 кл. Методическое пособие/Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. – М.: Просвещение, 2004
2. Музыка: учеб. Для учащихся 3 кл. нач. шк./Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. – М.: Просвещение, 2005
3. Фонохрестоматия: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Фонохрестоматия: 3 класс (CD, MP3)
УУД:
- личностные: развитие доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости к близким; учебнопознавательный
интереса к новому материалу.
метапредметные:
регулятивные: учатся слушать вопросы и отвечать на них; понимать смысл исполнительских и творческих заданий,
вносить в них свои коррективы; развитие умения осмысливать полученную информацию; формирование умения анализировать
и оценивать свою деятельность.
коммуникативные: выражать свое мнение о музыке, понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные
вопросы о музыке; участие в коллективном пении.
познавательные: учатся использовать специальную терминологию различных видов искусства; обобщать.
предметные: эмоционально и осознанно воспринимать различных жанров искусства , размышлять о них как способе
выражения чувств и мыслей человека; соотносить исполнение музыки с жизненными впечатлениями.
Идея урока: Интонационнообразная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ
матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.
Учебный предмет
Класс
Тип урока
Музыка
4
Урок изучения, осмысления и первичного применения знаний. Вид урока
Цель урока
Задачи урока
Урокисследование.
Прийти к пониманию художественного образа Богородицы средствами различных видов искусства: музыки, поэзии,
изобразительного искусства.
развивающие:
соотносить содержание художественного выраженного в различных видах искусства (музыки, поэзии,
изобразительного искусства);
развивать умение сопереживать характеру произведения, различать средства художественной выразительности;
развивать интерес к различным видам искусства, образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальную
память и слух, певческий голос.
образовательные:
воспринимать музыку и размышлять о ней;
познакомиться с творчеством композиторов, художников, поэтов;
практические:
передавать собственные музыкальные впечатления с помощью музыкальной деятельности (пение);
продемонстрировать понимание интонационнообразной природы различных видов искусства, их взаимосвязи,
выразительности и изобразительности в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
воспитательные:
воспитание навыков эмоциональноосознанного восприятия искусства;
воспитание интереса и любви к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к
матери, уважения к духовной культуре.
Технологии, методы
Основные понятия, термины
Словесный, художественный анализ, аудиовизуальный, наглядный, практический, сравнения.
Богородица, молитва, тропарь, «acapella», аккомпанемент.
Организация пространства
Формы работы
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Форма урока: урокисследование.
Ресурсы
Мультимедиа проектор, экран, компьютер.
Дополнительный материал:
Видеоролики с использованием ресурсов сети Интернет, презентация мультимедиа,
раздаточный материал карточки, картинкиангелочки.
Музыкальный материал:
Тропарь Владимирский иконе Божией матери
С. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся!»
Ф.Шуберт «Аве Мария».
И.С. Бах Прелюдия № 1. Этапы
урока
Задачи этапа
Самоопределени
е к
деятельности.
Подготовка
учащихся к
активной
основной
учебно
познавательной
деятельности.
Актуализация
субъективного
опыта учащихся.
1й этап.
“Организационн
ый момент”.
2й этап.
“Актуализация
знаний и
фиксация
затруднений в
деятельности”.
3й этап.
“Постановка
учебной
задачи”.
( проблемы)
Оформление
доски,
наглядность
Изображения
Богородицы на
доске (д/задание)
Слайд №1
Слайд №2
"Тропарь
Владимирский
иконе Божией
матери"
Слайд №3
Слайд №4
4й этап.
“Построение
проекта выхода
Построение
плана
достижения
Технология обучения
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Приветствует учащихся, проверяет готовность
класса к уроку.
Приветствуют учителя, проверяют
свою готовность к уроку
Активизирует знания учащихся (беседа).
В ноябре наша страна отметит добрый праздник
День Матери. Образ матери является символом всего
самого дорогого, родного, кровного, святого. Не даром
говорят: матькормилица, матьземля, Родинамать…
Итак, наш урок посвящаем (ответы) нашим мамам, а
тему нашего сегодняшнего урока вам подскажет
музыка, которая сейчас прозвучит.
Звучала необычная музыка
Тропарь Владимирский иконе Божией матери,
тема урока:"Образ Богородицы в музыке, поэзии,
изобразительном искусстве".
Как вы думаете, где можно услышать эту музыку?
Кто исполняет это музыкальное произведение?
Есть ли музыкальное сопровождение?
Называется такое исполнение хора, без
сопровождения «acapella».
Хорошо. А сейчас откройте, пожалуйста, учебник на
стр.42. Давайте вместе вслух прочитаем текст внизу
страницы.
Ребята, это стихи или молитва?
К кому она обращена?
Это текст церковного песнопения обычно
исполняемого на определенный глас, т. е. имеет
навсегда закрепленную за ним мелодию. Автор мелодии
неизвестен.
А кто такая Богородица? Что вы о ней знаете?
И так наша задача....
Правильно узнать о Богородице
Слушаюм музыку.
Отвечают и делают выводы.
Записывают тему урока.
Ответы (возможные варианты):
В церкви (в концертном зале....).
Хор.
Нет.
Записывают определения понятий (
тропарь, «acapella»).
Разбор текста.(хрестоматия
музыкального материала)
Работа с учебником.
Молитва.
К Богородице!
Самостоятельные предположения
высказавания учащихся.
Совместное построение плана из затруднения”. цели,
5й этап.
“Первичное
закрепление”
определяют
средства
(алгоритм,
модель и т.д.).
Устанавка
осознанности
восприятия,
организация
первичного
обобщения.
Слайд №5
и о том, как её образ передают в различных видах
искусства: музыке, живописи и поэзии.
урока.
Сообщение по теме, беседа.
Много прекрасных праздников на Руси, и среди них
праздник Благовещения Пресвятой Богородицы
(отмечается 7 апреля). В основе праздника
Благовещения.евангельская история. В этот день
архангел Гавриил, посланный Богом, принес Деве
Марии «благую весть» о том, что она избрана между
женами и от нее воплотится Сын Божий. Он сказал
ей такие слова: «Радуйся, Благодатная! Господь
с Тобою; благословенна Ты между женами». Как мы
понимаем эти слова?
Этот же текст, несколько измененный, является
и текстом молитвы русского композитора С. В.
Рахманинова.
Слушают, воспринимают,
отвечают.
У девы Марии родится Сын Божий.
Выразительное чтение
( индивидуальное)
Богородице Дево, радуйся.
Благодатная Марие, Господ с Тобою.
Благословенна Ты в женах,
И благословен плод чрева Твоего.
Яко Спаса родила еси душ наших.
Работа с учебником ( стр. 43)
Рассматривают репродукцию. Чтение
текста.
Слайд №6
Обратите внимание на слова: они просты, но в тоже время
благородны и величественны. Как точно они подчеркивает
величие картины В.Васнецова "Богородица с младенцем".
Одной картины я желал бы вечный зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш Божественный спаситель
Она с величием, он с разумом в очах
Взирали, кроткие, во славе и в лучах....
В этих строках поэт А.С. Пушкин передает свое
преклонение перед образом Богородицы, воспевая ее
вселенскую любовь к людям. А сейчас мы еще раз очень
внимательно и сосредоточено послушаем музыкальную
молитву Рахманинова «Богородице Дево, радуйся!».
На Руси есть иконы с удивительно поэтическими
Слушают, интонируют первую
фразу по нотам (при повторном
слушании).
Анализируют музыку.
Определяют особенности мелодии
С.Рахманинов
«Богородице
Дево, радуйся!» Слайд №7
Слайд №812
Слайд№13
Видео
"Секстинская
мадонна"
Слайд №14
Слайд №15
Ф.Шуберт «Аве
Мария».
Слайд №16
Слайд №17
названиями: «Утоли мои печали», « Неувядаемый
цвет», «Нечаянная радость», «Милостивая», «Всех
скорбящих радость». Каждая из этих икон получила
название о того о чем молятся этой иконе.
Когда художник пишет деву Марию, то у него чаще
всего получается не обычная картина, а икона.
( проверка домашнего задания: иллюстрации иконы с
изображением Богородицы на доске)
На Руси Божью Матерь называют Богородицей. А как
ее называют в западных странах с католической верой?
Вспомним знаменитую «Сикстинскую Мадонну»
Рафаэля (стр. 41 учебника).
Нужно заметить, что на картине лицо мадонны может
быть чьимто портретом, а икона пишется по канону
(церковному установлению, правилу), и лик на ней
не несет чьихто индивидуальных черт.
Картину Рафаэля от иконы В. Васнецова отделяет
почти 350 лет, а ведь они очень похожи.
К образу Девы Марии обращались многие
западноевропейские композиторы. Есть музыкальная
молитва « Аве Мария» и у композитора Ф. Шуберта.
Она написана на текст Вальтера Скотта. Откройте
стр.40 хрестоматии. Давайте прочитаем слова (Дети
читают).
В этой молитве Дева Мария предстает нам в образе
заступницы святой, к которой обращаются страждущие
люди. Послушаем внимательно «Аве Марию» Шуберта
в исполнении Робертино Лоретти.
(распевность, динамика, лад, чистое,
благозвучное звучание, красота..)
Работа с учебником. просмотр
видео.
Итак, для нас звучала музыка великого композитора
Франца Шуберта..
Какое настроение у вас вызвала эта музыка? (грустное,
светлое).
Какая по характеру она была? (спокойная, душевная )
Восприятие музыки.
Анализ музыки.
6й этап.
"Самостоятельна
я работа с
самопроверкой
по эталону"
Организация
деятельности по
применению
новых
Деятельность
знаний. учащихся:
самостоятельная
работа,
осуществляют
самопроверку,
пошагово
сравнивая
с эталоном.
Слайд №18
7й этап.
“Рефлексия
деятельности"
(итог урока).
Рефлексия,
самооценка
деятельности,
соотношение
цели и
результата.
Какие чувства наполнили вас во время просмотра?
Почему?
Немецкий композитор Франц Шуберт посвятил это
музыкально произведение Деве Марии – матери Иисуса
Христа. “Аве Мария”, что значит “Славься, Мария”.
Это молитва, которая звучит в католической церкви и
созвучна образу музыки картина Рафаэль
«Сикстинская Мадонна».
Итак ребята, мы сегодня на уроке познакомились с
образом Богоматери, в том числе двумя
произведениями, которые можно назвать музыкальными
молитвами композиторов С.Рахманинова и Ф. Шуберта.
Давайте попробуем их сравнить, Что между ними
общего и в чем различие? И поможет нам в этом наш
музыкальный цветик семицветик.
После детального разбора интонации обоих
произведений, следует сравнить их и найти общие
черты сходства и различия.
Итог:
На этом уроке мы прикоснулись к тайнам матери
Иисуса Христа и Марии.
Что узнали?
Почему эту женщину все знают на земле? Почему ей
посвящают композиторы музыкальные произведения,
поэты – стихи, художники – картины? Что она такое
сделала, что ее все прославляют?
Посмотрим на доску, кто это перед вами?
Всмотритесь ещё раз в эти изображения, «пролистайте»
в памяти весь урок (В это время учитель кладет на
парту каждому ребенку бумажного ангела). Мы уже
с вами знаем, что одной из этих икон молятся о мире на
Земле, а другая помогает быть здоровыми. У каждого
из нас с вами есть ангел хранитель, и он спустился к
вам, возьмите его аккуратно в ладошки, и скажите ему
свою просьбу может ктото хочет попросить ,чтобы его
не коснулась война, а ктото здоровья себе и своей
маме или другому близкому человеку. Возьмите и
Групповое задание (класс делится на
две команды, работа с карточками,
где написаны элементы интонации:
мелодия, динамика, лад, темп,
регистр; выясняют вместе с учителем,
какие средства выразительности
использует Шуберт в своём
произведении «Аве Мария» и какие
средства музыкальной
выразительности использует
Рахманинов в «Богородице Дево,
радуйся").
Самооценка деятельности, выводы.
Записывают задание на дом. отпустите своего ангела к Богородице, а он донесет
вашу просьбу.
(В зависимости от того кто что просил, дети
прикрепляют рядом с изображениями своих
ангелов).
Озвучивает д/задание.
(Звучит и дети под музыку выходят из класса).
Слайд №19,20
И.С. Бах
Прелюдия № 1.
Технологическая карта открытого урока музыки в 3-м классе
Технологическая карта открытого урока музыки в 3-м классе
Технологическая карта открытого урока музыки в 3-м классе
Технологическая карта открытого урока музыки в 3-м классе
Технологическая карта открытого урока музыки в 3-м классе
Технологическая карта открытого урока музыки в 3-м классе
Технологическая карта открытого урока музыки в 3-м классе
Технологическая карта открытого урока музыки в 3-м классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.