Технологическая карта по истории "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром",6 класс
Оценка 4.8

Технологическая карта по истории "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром",6 класс

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
история
6 кл
21.02.2018
Технологическая карта по истории "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром",6 класс
Цели урока: сформировать у учащихся представление о внутренней и внешней политике Ярослава Мудрого, о системе управления Древнерусским государством; совершенствовать навыки устной речи, развить умения работы с текстом учебника, формировать умения комментировать и анализировать, умение понимать и объяснять исторические термины; способствовать развитию уважения и любви к Родине.
Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.docx
Тема урока: «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром» Учитель: Корелина С.С. Цели урока: Образовательная: сформировать у учащихся представление о внутренней и внешней политике Ярослава Мудрого, о системе управления  Древнерусским государством. Развивающая: совершенствовать навыки устной речи, развить умения работы с текстом учебника, формировать умения комментировать и  анализировать, умение понимать и объяснять исторические термины. Воспитательная: способствовать развитию уважения и любви к Родине. Понятия: боярин, вотчина, династический брак, наместник, общество, политика, усобицы, холопы. Тип урока: урок ­ сообщение новых знаний. Оборудование урока: карта «Русь в Х – начале ХII века», презентация, фрагмент фильма «Ярослав Мудрый», картина Лебедева «Вече в  Новгороде». Литература к уроку: Данилов А.А, Косулина Л.Г. История России. – М.: Просвещение, 2012, атласы, мультимедиа. План урока: 1. Борьба за киевский престол сыновей Владимира. 2. Внутренняя политика Ярослава Мудрого. Власть и законы: «Правда Ярослава». 3. Внешняя политика Ярослава Мудрого. 4. Земельные отношения. Методы и  приемы   Организацион ный момент Вступительно е слово                                                             Содержание урока Ход урока.   Здравствуйте,   ребята!   Проверьте,   пожалуйста,   у   всех   ли   есть   учебники,   тетрадки   и письменные принадлежности на парте? Молодцы! А теперь прошу вашего внимания. Предположительный  ответ учеников Виды  деятельности  учащихся Ученики  настраиваются на  работу У каждого человека в нашей стране есть фамилия, имя и отчество. Так было не всегда. В Древней  Руси при рождении ребенок получал имя, при крещении мог получить другое имя, а уже позднее у  него появлялось прозвище. Не были исключением и князья: Владимир Красное Солнышко, Андрей  Боголюбский, Мстислав Удалой, а позже первый русский царь – Иван Грозный. В одном слове ­  глубокая информация о человеке. В одной и той же ситуации один человек становится героем, а  другой трусом, один – Мудрым, другой – Окаянным, каждый делает свой выбор. Сегодня мы будем  говорить о выборе Ярослава – сына Владимира. Народная мудрость назвала его Мудрым. Итак, сегодня нам необходимо будет ответить на вопрос: «Почему Ярослава прозвали Мудрым и  чему мы должны поучиться у него?».  Итак, тема нашего сегодняшнего урока: «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе  Мудром» (слайд 1). План нашего урока (слайд 2): 1. Борьба за киевский престол сыновей Владимира.  Записывают в  тетрадь тему  урока. 2. Внутренняя политика Ярослава Мудрого. Власть и законы: «Правда Ярослава».  3. Внешняя политика Ярослава Мудрого. 1. Борьба за киевский престол сыновей Владимира. Работа с  картой и  историческим документом Ребята, откройте, пожалуйста, ваши учебнике на стр. 57, перед вами карта «Русь в Х –  начале ХII века» (слайд 3). Также у вас на партах лежит отрывок из «Повести временных  лет». Давайте сейчас мы прочитаем с вами этот отрывок и укажем на карте города,  которые будем называть. Один ученик  работает с картой  у доски, остальные на местах по  учебнику, один  ученик читает  отрывок. Как Вы думаете, какое значение для государства имел тот факт, что Владимир “посадил” управлять близлежащими землями своих сыновей? Укрепление государства Наместник (посадник) ­ назначаемый или выборный глава местной власти. Итак, укрепление единства Руси, усиление власти киевских князей ­ всегда было целью политики  Рюриковичей, но после смерти Владимира Красного Солнышка на Руси вновь наступили тяжёлые  времена, потому, что сыновья Владимира начали борьбу за власть.  Работа с  Ребята,   давайте   откроем   учебник   §   6   пункт   1   (стр.47):   «Борьба   за   власть   сыновей учебником Владимира».   Давайте   прочитаем   этот   пункт.   А   после   прочтения   вы   должны   будете ответить на несколько вопросов (слайд 4): «Какие события происходили на Руси после смерти Владимира Святославовича?», «Какие методы в борьбе друг против друга использовали сыновья Владимира?», «Какое прозвище получил старший сын Владимира Святополк и почему?», «Каков был итог усобиц?».   Итак,  какие события происходили на Руси после смерти Владимира Святославовича? Всё верно, и впоследствии Борис и Глеб были причислены к лику святых Русской  православной церковью. Какие методы в борьбе друг против друга использовали сыновья Владимира? Какое прозвище получил старший сын Владимира Святополк и почему? Святополк решил  избавиться от Бориса и  Глеба, подослав к ним  тайных убийц. Позже Святополк  организовал убийство  еще одного брата –  Святослава.  Ярослав выступил  против Святополка. Их  войска встретились  осенью 1016 года у  городка Любеч.  Святополк бежал. В 1017 году Ярослав  вступил в Киев и занял  княжеский престол. Убийства, битвы Окаянный, потому что  он вероломно убил  своих братьев Бориса и  Глеба, а затем и Каков был итог усобиц? Работа с  видеофильмо м. 2. Внутренняя политика Ярослава Мудрого. Летописец, рассказывая о личности Ярослава, не оставил нам описания его внешности. Мы знаем  только, что Ярослав был хромоног. О человеке лучше всего говорят его дела. Сейчас мы посмотрим фрагмент фильма и определим те области деятельности, в которых преуспел Ярослав Мудрый (2  серия, со 2:50 мин до 7:38 мин). Перечислите области деятельности, в которых преуспел Ярослав Мудрый? Просмотр  фрагмента  фильма. Святослава В 1036 году Ярослав  стал единоличным  правителем Руси.  Кровавая усобица  показала, что  объединение Руси  осталось непрочным,  что некоторые земли по­ прежнему стремились к  отделению от Киева.  Распространение  христианства и  грамотности, управление  государством и внешняя  политика. Слайд 6. А сейчас давайте поделимся с вами на 3 группы, например, по рядам. Каждая группа берет определенную область деятельности Ярослава Мудрого, которую мы с вами назвали, и с  помощью текста учебника (страницы назвать) составляет краткий план по своему вопросу. 1) Распространение христианства и грамотности (стр. 50). (Слайд 7 – схема). Составление  плана текста. 2) Управление государством (внутренняя политика) (стр. 50­52). (Слайд 8). 3) Внешняя политика (стр. 52­53). (Слайд 9). При Ярославе сложились более чёткие правила управления Древнерусским государством.  (схема). Перед вами картина К.В. Лебедева «Вече в Новгороде» (+ Слайд 10). Строительство новых  церквей, открытие  школ, перевод  церковных книг на  славянский язык. Распространение  христианства,  грамотности; создание  свода законов «Русская  Правда». Укрепление южных и  западных рубежей,  династические браки,  мир с Византией. По удару вечевого колокола собрались люди с разных «концов» и улиц Новгорода на  Ярославово дворище (на Торговой стороне).   В центре двора на вечевой степени (помосте) расположились новгородские власти – посадник, тысяцкий, старые посадники, кончанские и уличанские старосты, вечевой дьяк. Посадник стоя держит речь. На площади вокруг  степени собрались бояре, «житьи люди», купцы и «черные люди». Вече в полном разгаре. В глубине площади, у самых ворот, ­ кучка людей, которые держаться в стороне, чтобы  бежать в случае схватки. Остальные принимают то или иное участие в происходящем –  кто сосредоточенно слушает, что говорится с вечевой степени, кто прислушивается к  толкам соседей.   На первом плане картины представлены два основных слоя – простые  люди (ремесленники) и бояре. Они ожесточенно спорят.   На боярах шапки из бархата и  сукна. Поверх кафтанов накинуты свиты из заморского сукна, с длинными широкими  рукавами, с отложными, богато украшенными воротниками. Холеные руки – в перстнях.  Это крупные землевладельцы. В своих землях они – полные господа: определяют оброк и  дань, судят, содержат дружины, предпринимают походы, чтобы пограбить соседей и  обогатиться. Кроме богатства бояре имеют власть и почет. Все важные должности в  Новгороде занимают их ставленники.   Неизвестно, чем окончится вече. Бояре заранее  договорились в Совете господ, который собрался под руководством владыки –  архиепископа новгородского. У бояр есть связи во всех «концах» города, где они держат в своих руках должников – купцов и «черных людей», среди которых они могут навербовать себе людей, чтобы те кричали за них на вече. Бояре и их сторонники хорошо вооружены.  Если боярам удастся запугать, уговорить народ – пройдет их решение. Если нет, то вече  разделится, ударит одна сторона на другую, в ход пойдет оружие. Используя   картину   К.В.Лебедева   «Новгородское   вече»,   приведите   конкретные свидетельства о составе веча в Новгороде.    Сегодня мы познакомились с историей Руси 1 пол. 11 в. Это было время расцвета Древнерусского  государства, связанного с деятельностью князя Ярослава Мудрого. Это время формирования на  Руси феодальной земельной собственности и различных категорий зависимого населения. Но всё ­  же большинство земель принадлежало государству, а большинство населения составляли свободные Описание  картины с   элементами  беседы люди. (Слайд 11). Итак, ребята, давайте ответим с вами на главный вопрос сегодняшнего урока: Почему Ярослава  прозвали Мудрым и чему мы должны поучиться у него? Домашнее задание. 1) Читать и знать параграф 6. 2) Уметь объяснять новые слова. 3) Отвечать на вопросы. Ребята, а что на сегодняшнем занятии показалось вам наиболее интересным? Может быть  что­то вызвало трудности? Какое­то задание, наоборот, было легким для вас? На этом наше сегодняшнее занятие окончено. Все работали хорошо.  Молодцы! До свидания! Записывают  домашнее задание. Подведение  итогов занятия. Отрывок из «Повести временных лет»: «Владимир же был просвещен сам, и сыновья его, и земля его. Было же у него 12 сыновей: Вышеслав, Изяслав, Ярослав, Святополк, Всеволод, Святослав, Мстислав, Борис, Глеб, Станислав, Позвизд, Судислав. И посадил Вышеслава в Новгороде, Изяслава в Полоцке, а Святополка в Турове, а Ярослава в Ростове, Когда же умер старший Вышеслав в Новгороде, посадил в нем Ярослава, а Бориса в Ростове, а Глеба в Муроме, Святослава в Древлянской земле, Всеволода во Владимире, Мстислава в Тмутаракани. И сказал Владимир: "Нехорошо, что мало городов около Киева". И стал ставить города по Десне, и по Остру, и по Трубежу, и по Суле, и по Стугне». К схеме «Управление государством». Высшая власть принадлежала великому князю – полноправному правителю страны. Он издавал законы, был высшим судьей и главным защитником земли Русской, определял внешнюю политику. Престол после смерти князя передавался по старшинству, т.е. князем мог стать брат или сын умершего, если он оказывался старше своего дяди. Князь опирался на дружину – мощную военную силу. Постепенно дружина помимо воинским обязанностей подключилась к управлению государством. В крупнейшие земли (волости) князь отправлял править своих сыновей – наместников.  В городских центрах сохранялись вечевые традиции. На вече происходили обсуждения общих дел и непосредственные решения насущных вопросов общественной, политической и культурной жизни. В распоряжении веча находилось народное ополчение.

Технологическая карта по истории "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром",6 класс

Технологическая карта по истории "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром",6 класс

Технологическая карта по истории "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром",6 класс

Технологическая карта по истории "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром",6 класс

Технологическая карта по истории "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром",6 класс

Технологическая карта по истории "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром",6 класс

Технологическая карта по истории "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром",6 класс

Технологическая карта по истории "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром",6 класс

Технологическая карта по истории "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром",6 класс

Технологическая карта по истории "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром",6 класс

Технологическая карта по истории "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром",6 класс

Технологическая карта по истории "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром",6 класс

Технологическая карта по истории "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром",6 класс

Технологическая карта по истории "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром",6 класс

Технологическая карта по истории "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром",6 класс

Технологическая карта по истории "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром",6 класс

Технологическая карта по истории "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром",6 класс

Технологическая карта по истории "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром",6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2018