Класс |
5 |
Автор УМК (Программы учебного курса) |
Б.М.Неменский Н.А.Горяева, О.В.Островская |
Тема урока |
Жостово. Роспись по металлу. |
Тип урока |
Урок открытия нового знания |
Планируемые результаты:
|
Метапредметные: Учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты Сравнивать красочную роспись, анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления Готовность слушать и вести диалог Формирование умения планировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации Предметные: Понимать «язык» декоративного искусства Освоить основные мотивы жостовской росписи, разнообразные приемы жостовского письма Личностные: Интерес к изучению культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, способность к созданию художественного образа жостовского подноса. Формирование уважительного отношения к жостовским мастерам и работам учащихся Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения произведения декоративно-прикладного искусства, развивать фантазию учащихся |
Изобразительное искусство
Технологическая карта урока № 14
Ход урока №14
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Планируемые результаты |
1.Самоопределение к деятельности. Орг. момент. |
Организация местоположения каждого ученика. Мотивирует учащихся на начало урока.
|
Занимают свои места, выполняют самооценку готовности к уроку, приветствуют присутствующих, эмоционально настраиваются на урок. Включаются в деловой ритм урока.
|
Коммуникативные: аргументировать свою позицию. Регулятивные: уметь организовать место занятий.: правильность выбора учебных принадлежностей Личностные: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.
|
Готовность к уроку. (Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. Оценка, самооценка). |
2. Актуализация знаний, мотивация. |
Актуализация опорных знаний. - Какие предметы декоративных промыслов уже знакомы? Подведение к теме и воспроизведение необходимых знаний.
|
предметы Гжели, Городца, Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка и Жостово
|
Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков. Личностные: - Уважительно относиться к культуре народного искусства; понимать роли культуры и искусства в жизни человека; Регулятивные: целеполагание, умение наблюдать, анализировать, осуществлять сравнение
|
Осознание необходимости получения новых знаний. |
3. Постановка учебной задачи. |
Вот уже 200 лет радует людей прикладное искусство мастеров подмосковного села Жостово. Это российский народный художественный промысел росписи кованых металлических (жестяных) подносов, который существует с 1825 года в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.
- О чём пойдёт речь на уроке, какова тема урока? О чем бы вы хотели узнать на уроке?
Жостовский мастер никогда не повторяет один и тот же рисунок. Свободная манера письма даёт мастеру возможность фантазировать, импровизировать. Это основной принцип жостовской живописи. Но связь с традицией всегда сохраняется.
· ЭП: Уроки «Жостово. Роспись по металлу. Художник». |
Самостоятельное формулирование темы и цели урока.
Отвечают на поставленные вопросы
Ответ учащихся: Жостовский поднос, жостовская роспись
Слушают и воспринимают презентацию, анализируют, ищут ответы на поставленные вопросы.
- Название промысла ? (жостовские подносы) -Предмет промысла? (поднос) -материал? (железо) - Форма , фон -Композиции? («букет», «букет в раскидку», «венок», «гирлянда») - Элементы росписи |
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Регулятивные: формирование умения проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. планирование, прогнозирование.
|
Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся. |
4. Решение учебной задачи. |
ФОРМА макеты подносов - Присмотритесь и скажите, какую форму они имеют? Форма подносов может быть разнообразная (показ слайдов) Разнообразие форм - многоугольная - круглая - овальная - комбинированная КОПОЗИЦИЯ Композиция часто зависит от формы подноса и может быть в виде: -веночек, -букет, -корзинка Самым распространенным видом жостовской росписи подносов является букет, расположенный в центре подноса и обрамленный по борту мелким золотистым узором.
МОТИВЫ Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет. Жостовский мастер не работает по образцам. Он пишет по воображению. На сверкающей лаком черной, синей, красной, палевой поверхности подноса хороши и пейзажи, и цветочные композиции: венки из цветов, пышные букеты иногда в сочетании с фруктами и птицами, ягод и листьями. Сколько подносов, столько и вариантов изображений. |
Участвуют в диалоге. Воспринимают презентацию, рассматривают иллюстрации, сотрудничают с учителем и одноклассниками, строят речевое высказывание. Сравнивают, находят общее в конструкции и декоре жостовского подноса. Рассуждают о связях произведений искусства с природой.
Обсуждают технику выполнения росписи. Композиция: -«веночек», -«букет», -«корзинка».
Анализируют полученные знания, отвечают на вопросы.
|
Регулятивные - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, Познавательные формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать народное искусство во всем разнообразии. Коммуникативные:- сотрудничество с учителем и одноклассниками уметь совместно договариваться о правилах поведения, общения на уроках и следовать им
|
формирование художественного вкуса и пробуждение художественно-творческой активности учащихся |
5. Самостоятельная творческая работа
|
Задание: Композиция,составленная в стиле жостовской росписи.
|
Конструируют выразительную форму жостовского подноса и украшают её в соответствии с традициями народного промысла.
|
Регулятивные: Познавательные: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате творческой работы. Личностные: уметь сотрудничать в процессе совместной деятельности, уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм. Выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. |
Умение применять новые знания в самостоятельной творческой деятельности. Изобразить жостовский поднос, украсив его цветочными элементами.
|
6. Итог. Рефлексия деятельности. |
Сегодня я выступил (а) в роли… - Я не знал (теперь я знаю) - Я на уроке научился (лась)… - У меня получилось… - Теперь я могу… - Мне понравилось …
|
Просмотр и обсуждение выполненных работ. Беседа по вопросам:
|
Регулятивные УУД: -Целеполагание (что усвоено и что ещё узнают); Познавательные УУД: стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Личностные: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
Умение соотносить результаты собственной деятельности.
|
7. Домашнее задание. |
Ч.2, с.92-95
|
Запись д/з в дневник. |
Личностнные: -ценностно-смысловые ориентиры. |
Использование нового знания в выполнении творческого задания. |
Приложение 1
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА СОСТАВЛЕНИЯ КОМПОЗИЦИИ РОСПИСИ ЖОСТОВСКОГО ПОДНОСА
1. Выбрать элементы букета цветов.
2. Выбрать композицию в соответствие с формой подноса.
3. Составить элементы букета цветов на поднос.
4. Соединить отдельные элементы росписи «Привязкой»,
(мелкие веточки и завитки)
5. Оценить свою работу.
Основные понятия росписи жостовского подноса |
Оценка |
форма |
|
композиция |
|
мотив |
|
Итоговая оценка |
|
Таблица самооценки работы
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.