Технологическая карта по литературе"Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина"Уроки французского" 6 класс
Оценка 4.9

Технологическая карта по литературе"Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина"Уроки французского" 6 класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
6 кл
28.09.2018
Технологическая карта по литературе"Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина"Уроки французского" 6 класс
Технологическая карта урока "Нравственные проблемы рассказа В.Г.распутина"Уроки французского" на примере жизни героев развивает навыки критического и исследовательского характера у учащихся ,формирует нравственные качества,учит анализу художественного произведения иумению отстаивать свою точку зрения.Учащиеся знакомятся с нравственными ценностями,по которым живут герои В.Г.Распутина,умеют ориентироваться в художественном произведении,доказывают свою точку зрения примерами из текста.Технологическая карта к уроку по теме:"Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина "Уроки французского"
технол карта уроки французского мой урок .doc
Технологическая карта урока по теме «Нравственные  проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского» Тема: «Технологическая карта урока для реализации целей урока», март 2018 года) Нуждина М.П., учитель русского языка и литературы высшей  квалификационной категории МБУ»Школа 93»г.о.Тольятти Класс  Тип урока Тема  Цели  УУД Планируемые  результаты 6 класс  систематизация и обобщение  материала Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского» На примере литературных образов и жизненного опыта учащихся сформировать понятие о  доброте как основе нравственности и пробудить потребность творить добро Развитее навыков критического мышления, исследовательских навыков Развитие умения анализа художественного произведения. Воспитание гуманизма. Личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные 1. Узнают некоторые факты из жизни и творчества В.Г.Распутина, главные темы его  творчества;  2. Научатся понимать отраженные в рассказе трудности послевоенного времени, мотивы  поведения героя; 3. Узнают о духовных ценностях, нравственных законах, по которым живут герои повести  В.Г. Распутина; 4. Увидят, какую роль играет в произведении доброта, и что означает это понятие; 5. На примере этого рассказа  приблизятся к полноценному анализу художественного произведения,  усовершенствуют коммуникативные навыки, научатся работать над  собственной культурой речи; 6. Сумеют представить точку зрения писателя и собственные суждения, узнают об  этических нормах взаимоотношений друг с другом. Закон, прототип, герой, произведение, идея, тема Основные понятия  Межпредметные связи  История, теория литературы, французский язык, ИКТ, УНТ, география Формы сотрудничества Технологии  Оборудование  Ключевые компетенции ­ценностно­смысловая компетенция Групповые, фронтальные проектирование Мультимедийная аппаратура, раздаточный материал: задачи для групп Планируемый результат предметные Планируемый результат личностные Планируемый результат метапредметные ­общекультурная компетенция ­учебно­познавательная компетенция ­коммуникативная компетенция ­компетенция личного самосовершенствования ­знание содержания произведения, темы, идеи ­умение понимать смысл рассказа ­самооценка результатов деятельности ­представление о значимости литературы как науки ­уметь оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать  свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в  сотрудничестве с учителем (регулятивные УУД) ­уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать  собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои  мысли (коммуникативные УУД) ­уметь ориентироваться в тексте, в статье, находить нужную информацию, уметь составлять  алгоритмы деятельности при решении проблемы (познавательные УУД) Этапы урока Деятельность учителя  1.Мотивация  учебной  деятельности (самоопределение к деятельности) Цель:  мотивировать  учащихся к  учебной  деятельности  посредством  создания  эмоциональной  обстановки;  определить  содержательные  рамки урока 2.Актуализация  знаний.  Постановка цели  урока Добрый день,ребята,коллеги,!  Приветствие. Литературе сегодня уделяется большое внимание.  Огромную роль она играет в нашей жизни .  Проверка подготовленности к учебному занятию,  мотивация к учебной деятельности .На  сегодняшнем уроке   мы постараемся  познать   истину из рассказа «Уроки французского».  Валентин Григорьевич  Распутин о роли книг  говорит следующие слова :  «Читатель учится у  книг не жизни, а чувствам.(Обращение к слайду  3)  А какие чувства у вас вызвал рассказ» Уроки  французского?»  Литература, на мой взгляд, ­ это прежде всего  воспитание чувств и доброты, чистоты и   благородства». И в  этом нам с вами помогут  убедиться его  герои  . На прошлом уроке мы познакомились с биографией Валентина Григорьевича Распутина и его  рассказом. Деятельность  учащихся, формы  работы Включаются в разговор  о значении литературы  в жизни человека,  высказывают свои  чувства о рассказе.  просмотр презентации. Предполагаемый  результат,  формируемые УУД Положительный  эмоциональный и  психологический  настрой на урок.  Осознание   значимости темы  урока Выделение  необходимой  информации, умение  систематизировать  материал (П) Умение слушать (К) Ученики приводят  факты из  биографии автора. Да, детство Распутина было Личностные УУД:  нравственно­ этическое оценивание Цель:  организовать  коммуникативное взаимодействие  на основе  прозаического  произведения Как вы считаете, автор и герой в рассказе – это одно и то же лицо? Докажите примерами из текста. Выскажите своё мнение к высказыванию В.Г.Распутина. (слайд) трудным, послевоенным. -Распутин говорил: «Там мне ничего не пришлось выдумывать. Всё это происходило со мной. За прототипом ходить далеко не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в своё время они сделали для меня » Рассказ отчасти автобиографичен: он повествует о скромном деревенском мальчике, который вырос в Сибири, на берегу Ангары, вынужден был уехать в районный центр, чтобы Регулятивные УУД:  целеполагание,  планирование,  контроль, рефлексия Познавательные УУД: работа с ассоциацией,  моделирование, поиск информации, установление причинно- следственных связей, сравнение, формулирование идеи, построение речевого высказывания. Коммуникативны е УУД: умение ясно, точно выражать свои мысли, регуляция речевого Кому был посвящён этот рассказ? Учитель создает проблемную ситуацию. Организует обсуждение содержания выступлений учащихся 3.Постановка учебной задачи (проблемы) Цель: -организовать коммуникатив ное взаимодейств ие на основе анализа прозаическог о произведения продолжить среднее образование. На новом месте, вдали от семьи, живет у чужих людей, чувствует одиночество. Жизненные трудности помогает преодолеть ему учитель французского языка- Лидия Михайловна. Сообщение ученика об Анастасии Прокофьевне Копыловой, матери друга Александра Вампилова, которая всю жизнь проработала в школе. Когда поведения умение ясно, точно выражать свои мысли, регуляция речевого поведения. Умение сравнивать и  сопоставлять (К) Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение , ценностно- смысловая ориентация. Регулятивные УУД: прогнозирование, рефлексия, оценка. вышел в свет в 1973 году этот рассказ, она сразу узнала себя в нём и встретилась с писателем. В 1973 году появляется в печати один из лучших рассказов Распутина – «Уроки французского», посвящённый Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери драматурга Александра Вампилова, которая много лет проработала в школе. Валентин Григорьевич Распутин, родившийся в 1937 году, на себе Познавательные УУД : систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией, постановка проблем, нахождение причинно- следственных связей. Коммуникативны е УУД: взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, регуляция речевого Как вы понимаете смысл названия рассказа»Уроки французского?» поведения, владение монологической и диалогической формами речи. ощутил тяготы военного и послевоенного детства. Ему не пришлось ничего выдумывать, ведь все описанное в рассказе происходило с ним Авторский Идея замысел. рассказа, главная мысль. (Индивидуальное задание)Урок значения слова (подобрать к каждому значению пример из текста)Уроки французского мальчику давались тяжело, по всем предметам были пятерки, а из-за произношения с французским у него не ладилось стр 117-118 УРООК, -а, муж. 1. Учебный час (в средних учебных заведениях), посвященный отдельному предмету. Учитель даёт урок . Урок математики. 2.Урок .обычно мн. Учебная работа, заданная школьнику на дом. Задать уроки. Сделать, приготовить уроки. Сидеть за уроками. Выучить А какие уроки вынес мальчик из самостоятельной жизни? Как объяснить такое долгое вступление к рассказу: наличие эпиграфа, статьи, истории создания, посвящения? -Какие чувства испытывает учительница к своему ученику? (Добро, милосердие, любовь, сочувствие, сострадание, понимание) Сегодня на уроке мы будем говорить о законах  нравственности, обсудим поступки героев. (обращение к слайду Добро и зло на страницах  рассказа»Уроки французского» Что такое нравственность? Обращение к слайду. Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми   руководствуется   человек,   этические нормы;   правила   поведения,   определяемые   этими качествами.   Назовите   антоним   к   слову нравственность­ безнравственность.  Ребята, вы привели из рассказа главные эпизоды, в  которых проявились поступки героев. Какие бы  поступки героев вы бы отнесли к нравственным, а  какие­ к безнравственным?     у. Нечто 3. поучительное, то, из чего можно сделать вывод для будущего.Получит ь хороший урок. Это ему урок на будущее. Извлечь уроки. Прямое значение: школьная дисциплина и задания на дом. Уроки, которые получает мальчик от героев рассказа. Научился терпеливым, тосковал по дому ,но нашел в себе силы быть А   теперь   давайте   попытаемся   определить нравственные   проблемы   рассказа.   Ребята заполняют   таблицу.   Обращение   к   слайду.   Какие черты   характера   проявились     в   этих   эпизодах   у героя и Лидии Михайловны?   А какие из этих проблем встречаются в вашей  жизни? В каждом эпизоде В.Г.Распутин обращает внимание на формирование характера героя, а какие черты  характера вы вырабатываете в себе? продолжить обучение. стр 118- 119 Анализируя данную последовательнос ть, ученики замечают, что сначала роль учительницы едва заметна, а затем возрастает всё больше по мере того, как она начинает принимать большое участие в жизни мальчика. Ребята формулируют тему урока :Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского»   С.   главные приводят Лексическая   работа   со словом.   Учащиеся анализируют определение И.Ожегова . Ученики   примеры нравственности. Приводят эпизоды рассказа. 1.Самостоятельная жизнь райцентре. 2.Избиение героя. 3.Дополнительные занятия   французским языком. 4.Посылка. 5.Игра в замеряшки.   героя   в Лидии 6.Разоблачение   игроков на деньги.   7.Отъезд Михайловны. Учащиеся   определили нравственные проблемы рассказа. 1.Взаимоотношения младших и старших. 2.Проблема одиночества и тоски.   3.Жестокость   среди сверстников. 4.Проблема   в   изучении учебного   предмета­ французского языка . 5.Проблема человеколюбия, доброты. 6.Проблема нравственного выбора. Работают в группах. 1 группа составляет  кроссворд по  содержанию  произведения. 2 группа Умение  перерабатывать новые знания в предписания, схемы с дальнейшим  использованием их ,  умение составлять  4.Практическ ая работа в группах с проверкой Цель: ­Для работы на уроке мы разделились на группы.  1 группа поможет нам вспомнить содержание  рассказа  и раскрыть взаимоотношения мальчика с  мамой, жителями деревни ,с тетей Надей. 2 группа: найдет в тексте и зачитает эпизоды,  характеризующие тоску героя и одиночество. 3 группа:  работают  со  статьей  учебника  «Уроки доброты»,   предшествующей   рассказу. Свою статью об истории создания рассказа «Уроки французского» Валентин Григорьевич назвал «Уроки доброты» О каких законах доброты говорит автор в статье ? Есть такие понятия: духовная память память и духовный опыт человека ,которые должны присутствовать в каждом из нас ,независимо от нашего возраста. Это главное ,дающее нам нравственное направление ,что мы выносим из событий своей жизни и что представляет интерес для многих. Из  этой статьи вы выделите 3 основные законы  доброты Распутина. -показать, какие нравственные проблемы поднимает автор, попытаться вызвать у учеников отклик на эти проблемы в ходе коллективног о диалога - тренировать способность к самоконтролю и самооценке; -проверить свое умение применять полученные знания Закон ­ это  общественные нормы,  правила созданные для  нормального  существования  государства и граждан.   1.истинное добро со  стороны того, кто его  творит, имеет  меньшую память, чем  со стороны того, кто  его принимает. 2.добро бескорыстно,  и в этом его  чудодейственная сила 3.добро возвращается  добром. В чем основная идея  этой статьи? Только  следуя законам  доброты, можно  победить зло.    3 группа  комментирует  основную мысль  иллюстраций текста  алгоритмы,при  решении кроссворда;  (П) Поиск и выделение  необходимой  информации(П), Умение работать в  группах,  планирование своего  сотрудничества с   товарищами, умение  выполнять при работе  в группе различные  роли (К), Построение  логической цепочки  рассуждения и  доказательства (П) Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли  (К) Планировать устный  ответ (Р), Прогнозировать и  оценивать поступки  героев худ­го произведения в  соответствии с  ситуацией (Р) Формулировать  познавательную цель,  осуществлять поиск  информации (П), Классифицировать и  сравнивать явления  (черты характера  героя),  аргументировать(П) Понимать смысл  текста, авторскую  позицию (К), Сотрудничать в  совместном решении   проблемы (К) произведения  Вывод:  жизнь  светлее от добра  4 группа исследуют  текст, выявляют из  перечисленных  «уроков»  свойственные учительнице и  мальчику, отвечают на  вопрос что  способствовало этим  урокам  Учительнице:  смелость, так как она  готова идти на риск,  ради спасения главного героя; благородство –  она не оправдывается  перед директором и  добивается, чтобы  мальчик не пострадал; она чуткая, так как  заметила то, что не  замечали другие – что  мальчик голодает и т. Д 4  группа: найдут в тексте эпизоды,  характеризующие жестокое отношение сверстников к герою, когда Вадик и Птаха избили его. Найдите  слова, передающие состояние мальчика в тот  момент, когда Вадик и Птаха избили его. Почему  они это сделали? Создали  свой образ героев рассказа. Попросим  авторов прокомментировать основную мысль их  рисунков.  5 группа создает такой кластер  Уроки доброты  Лидии Михайловны .  Из текста найдут, напишут и вывесят на доске  ответы на 2 вопроса 1.«Какие уроки преподала  Лидия Михайловна  геро ю ?»   2.Какие уроки получил мальчик   Используется прием «ловушки»: среди  перечисленных черт характера есть несвойственные учительнице и мальчику черты. Мальчик получил  следующие уроки:  Первый урок:  «Настоящая мать всю  жизнь заботится о своих детях, и дети должны  быть благодарны ей за  это».  Второй урок: «Будь  самостоятельным,  гордым. Заботься о себе сам, не надейся на  окружающих.  Оправдывай доверие  других».  Третий урок: «Не  горячись, уступи тем,  кому все равно ничего  не докажешь. Научись  прощать обиды».  Четвертый урок:  «Будь принципиальным. Не пресмыкайся перед  теми, кто сильнее  тебя».  Пятый урок: «Будь  добрым и отзывчивым, люби людей. Помоги  человеку в безвыходной ситуации».  5 группа создает  проект, заранее  собирали материал, на  уроке систематизируют  и презентуют проект                                           5 группа создает  проектную работу. Целью их  было услышать, что говорят о доброте их  товарищи, друзья и проявляется ли доброта сейчас. 5.Закреплени е изученного материала: Все части нашей работы – рождают главную мысль  рассказа, то ради чего написан этот рассказ, с  какой целью был написан рассказ? Распутин хотел вернуть добро, отблагодарить  людей, с которыми  сводила его судьба. Анализировать  собственную  деятельность(Л) Исход борьбы добра и  зла может решить  только добрый человек. Таким человеком  оказалась молодая  учительница Лидия  Михайловна  Выбирают  Создавать осознанное  высказывание в  письменной форме (К) Цель: -проверить свое умение применять полученные знания 5.Домашнее  задание 6.Итог урока ­ Мы не сказали еще об одном герое этого рассказа. Кто это? Директор школы. Как он поступил, что  послужило причиной такого поступка? Об этом вы  задумаетесь дома и  1. Написать письмо директору Василию  Андреевичу. Не забывайте о том, что это  послевоенное время, он фронтовик. Будете   вы его осуждать или нет, за вами. 2. Подготовить рассказ о человеке нашего села,  который бескорыстно делал и делает, может  быть, добрые дела. «Не без добрых душ на  свете…» ­Дорогие ребята, в течение двух уроков мы  говорили о доброте, которая была проявлена в  середине 20 века. Сейчас на дворе 21 век. В  глубине души я верю, что этими качествами  обладаете и вы. Я надеюсь, что рассказ Распутина  посеял в ваших сердцах зерно доброты, которое  будет расти вместе с вами. 7.Оценивание  ­Вы сегодня все молодцы, отлично потрудились,  достойны похвалы и подарка. (достаю посылочный  ящик с яблоками). Как думаете, что там? Вспоминают о том, что  учительница отправила  мальчику яблоки,  угадывают

Технологическая карта по литературе"Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина"Уроки французского" 6 класс

Технологическая карта по литературе"Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина"Уроки французского" 6 класс

Технологическая карта по литературе"Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина"Уроки французского" 6 класс

Технологическая карта по литературе"Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина"Уроки французского" 6 класс

Технологическая карта по литературе"Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина"Уроки французского" 6 класс

Технологическая карта по литературе"Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина"Уроки французского" 6 класс

Технологическая карта по литературе"Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина"Уроки французского" 6 класс

Технологическая карта по литературе"Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина"Уроки французского" 6 класс

Технологическая карта по литературе"Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина"Уроки французского" 6 класс

Технологическая карта по литературе"Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина"Уроки французского" 6 класс

Технологическая карта по литературе"Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина"Уроки французского" 6 класс

Технологическая карта по литературе"Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина"Уроки французского" 6 класс

Технологическая карта по литературе"Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина"Уроки французского" 6 класс

Технологическая карта по литературе"Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина"Уроки французского" 6 класс

Технологическая карта по литературе"Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина"Уроки французского" 6 класс

Технологическая карта по литературе"Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина"Уроки французского" 6 класс

Технологическая карта по литературе"Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина"Уроки французского" 6 класс

Технологическая карта по литературе"Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина"Уроки французского" 6 класс

Технологическая карта по литературе"Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина"Уроки французского" 6 класс

Технологическая карта по литературе"Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина"Уроки французского" 6 класс

Технологическая карта по литературе"Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина"Уроки французского" 6 класс

Технологическая карта по литературе"Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина"Уроки французского" 6 класс

Технологическая карта по литературе"Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина"Уроки французского" 6 класс

Технологическая карта по литературе"Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина"Уроки французского" 6 класс

Технологическая карта по литературе"Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина"Уроки французского" 6 класс

Технологическая карта по литературе"Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина"Уроки французского" 6 класс

Технологическая карта по литературе"Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина"Уроки французского" 6 класс

Технологическая карта по литературе"Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина"Уроки французского" 6 класс

Технологическая карта по литературе"Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина"Уроки французского" 6 класс

Технологическая карта по литературе"Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина"Уроки французского" 6 класс

Технологическая карта по литературе"Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина"Уроки французского" 6 класс

Технологическая карта по литературе"Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина"Уроки французского" 6 класс

Технологическая карта по литературе"Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина"Уроки французского" 6 класс

Технологическая карта по литературе"Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина"Уроки французского" 6 класс

Технологическая карта по литературе"Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина"Уроки французского" 6 класс

Технологическая карта по литературе"Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина"Уроки французского" 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.09.2018