Технологическая карта по литературному чтению Н.Н.Носов "Ступеньки" (1 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 23.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

На данном уроке учитель знакомит с содержанием произведения Н. Н. Носова «Ступеньки». Учитель создает условия для развития навыков правильного чтения, умения давать оценку поступкам героев. Ребята упражняются в выборочном чтении, в чтении по ролям. Учитель способствует воспитанию интереса к детской литературе.
Иконка файла материала технологическая карта урока по литературному чтению в 1 классе.docx
Урок литературного чтения в 1 классе (УМК «Начальная школа 21 века») Учебный предмет: Литературное чтение Класс: 1 Автор учебника: «Букварь» 1 класс 2часть. Л.Е. Журова А.О. Евдокимова Москва Издательство Вентана –Граф 2016; Тема урока: Н.Н.Носов «Ступеньки» Тип урока: комбинированный. Продолжительность урока: 40 минут Место проведения: МБУ «Школа №80» г.о.Тольятти  Самарской области Учитель: Баннова Наталья АнатольевнаЦель: ознакомить с содержанием произведения Н. Н. Носова «Ступеньки». Задачи:     создать условия для развития навыков правильного чтения,  умения давать оценку поступкам героев; упражнять в выборочном чтении; в ролевом чтении; способствовать воспитанию интереса к детской литературе. Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, групповая. Оборудование:      портрет Н. Н. Носова, выставка  книг Н.Н. Носова,   карточки с текстом пословиц (на классную доску),  конверты с материалами для парной, групповой работы, самооценки деятельности учащихся на уроке (тексты пословиц, символы для составления модели прочитанного произведения, «ступеньки»). Планируемые результаты Предметные:  ­уметь отвечать на вопросы по содержанию текста;  ­оценивать литературного героя произведения по его поступкам;  ­называть авторов и заглавия произведений, прочитанных в классе; ­ читать по ролям, выражать эмоции и настроение в процессе чтения, Метапредметные:  1) Личностные: ­ формировать  широкую мотивационную основу учебной деятельности; ­ формировать учебно­познавательный  интерес к новому  учебному материалу и способам решения учебной задачи;­ на примере главного героя показать важность доведения начатого дела до конца, добиваться успеха путем упорного труда. 2) Регулятивные: ­ принимать и сохранять учебную задачу; ­ планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность действий, вносить необходимые коррективы;  ­ адекватно воспринимать оценку одноклассников, учителя; ­  развивать умение давать оценку поступкам героев; ­ учить анализировать и оценивать свое чтение; ­ анализировать эмоциональное состояние, полученное от успешной деятельности; ­ осуществлять самоанализ  успешности  своей деятельности. 3) Познавательные: ­ осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи. ­ использовать знаково­символические средства представления информации; ­ развивать речь учащихся через характеристику качеств литературного героя и нравственной оценки его поступка;  4) Коммуникативные:  ­ создать условия для развития умения работать в паре, группе; ­ строить речевые высказывания в устной форме, понятные для собеседника. ­ воспитывать уважительное отношение к собеседнику; ­ принимать разные точки зрения, уважать мнение одноклассников, учить приводить доказательства истинности своего мнения.Этап урока  Организационный I. момент. Эмоциональное вхождение в урок II.   Введение   в   тему урока Технологическая карта урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД Приветствует   учеников, положительный   настрой, стихотворение.   создает   читает Слушают   учителя,   эмоционально выражают готовность   к успешному сотрудничеству на уроке Громко прозвенел звонок –  Начинается урок. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. Мне нравится ваш настрой на работу,   и   я   желаю   вам   успешной работы. 1.Игра «Составь слово»  На доске вразбивку прикреплены слоги  ­пень­, ­ки,  Сту­, Задание: ­  Найдите   на  классной  доске   слоги, составьте из них всевозможные слова. Диалог: ­Что помогло вам догадаться, какой слог будет первым? ­   Что   может   обозначать   слово «Ступеньки»? Прочитывают   самостоятельно   слоги на   классной   доске   и   составляют всевозможные   слова:  (пень,   пеньки, стуки, ступеньки) Обращают внимание на то, что слог «Сту­» напечатан с заглавной буквы. Вспоминают   правило   о   том,   что   с заглавной   буквы   пишутся   названия произведений. Личностные УУД: формирование   широкой мотивационной   основы   учебной деятельности; учебно­познавательного интереса к новому     учебному   материалу   и способам решения учебной задачи. Регулятивные УУД: принимать   и   сохранять   учебную задачу. Познавательные УУД: осуществлять   поиск   необходимой информации   для   выполнения учебной задачи. Коммуникативные УУД: строить   речевые   высказывания   в устной   форме,   понятные   для собеседника. 2. Объявление темы урока. Слушают учителя ­   Так   называется   рассказ   Николая Носова  «Ступеньки»,  с   которым   мы Регулятивные УУД: принимать   и   сохранять   учебную задачу.Коммуникативные УУД: строить   речевые   высказывания   в устной   форме,   понятные   для собеседника. Рассматривают   фотографию   Н.Н. Носова, его книги, представленные на выставке. Называют   знакомые   произведения, говорят, какие из них они уже читали, определяют тему основную   творчества писателя – о детях. Слушают учителя   сегодня с вами познакомимся. 3.Знакомство   с   автором   и   его творчеством.  Беседа: ­ Посмотрите на эту выставку книг. Какие книги вам знакомы? ­ Что объединяет эти книги? ­ Кто автор этих книг? ­ О чем (о ком) он пишет? Рассказ учителя: Н. Н. Носов родился в 1908 г. В  Украине в г. Киеве в семье актера. В   школе   играл   на   скрипке,   играл   в школьном   оркестре,   мечтая   стать музыкантом. забросил скрипку, увлекся химией. Увлекался многим, но в итоге окончил институт кинематографии.    Потом     Почти   20   лет   Николай Николаевич   был   связан   с   кино.   Он работал   режиссером.   Поставил немало мультипликационных, научных  и учебных фильмов.    Как же он стал писателем? А случилось это неожиданно: подрастал сын,   требовал   все   новых   и   новых сказок.   И   вот   Носов   стал   сочинять для него забавные рассказы. А потом они были напечатаны.Мы   прочитаем   рассказ «Ступеньки». III.   Работа   по   теме урока 1.Чтение рассказа «Ступеньки»  учителем. Слушают   чтение   учителя,   следят, воспринимают текст произведения. 2.Беседа по содержанию текста.  ­ Понравился рассказ? ­ О ком это рассказ? ­ Что произошло на лестнице? 3.  Чтение   рассказа   учащихся   по частям, выбор нужной интонации и настроения при чтении. ­   Давайте   попробуем   понять, почувствовать,   то   настроение,   те чувства, которые пережил Петя. Чтение 1 части  Беседа: ­ С каким настроением Петя пришел домой и как он сообщил свою новость сестре? ( Радостно). ­   Как   восприняла   первую   Петину остановку Валя? (Удивленно). ­ А как Петя воспринял свою первую остановку? ( Растерянно). ­   Как   отреагировала   Валя,   когда поняла   дело? (Спокойно). чем   в     Коммуникативные УУД: строить   речевые   высказывания   в устной   форме,   понятные   для собеседника. Личностные УУД: формирование   эмпатии   как понимания чувств  других людей и сопереживание им. Регулятивные УУД: принимать   и   сохранять   учебную задачу. Коммуникативные УУД: строить   речевые   высказывания   в устной   форме,   понятные   для собеседника; контролировать одноклассников. действия   Настраиваются   на   эмоциональное прочтение текста произведения Читают «цепочкой»   1 часть текста, внимательно   следят   за   чтением одноклассников,   отвечают   на вопросы по содержаниюЧитают «цепочкой»   2 часть текста, внимательно   следят   за   чтением одноклассников,   отвечают   на вопросы по содержанию Читают «цепочкой»   3 часть текста, внимательно   следят   за   чтением одноклассников,   отвечают   на вопросы по содержанию   Чтение 2 части Беседа: ­   Как   Валя   отнеслась   ко   второй остановке Пети? (Беспокойно). ­А Петя? ( Огорченно). Чтение 3 части. Беседа: ­   Как   вела   себя   маленькая   Валя? (Попыталась помочь брату) ­   А   что   чувствовал   Петя?   Как   он ответил Вале? (Расстроенно). ­   Захотела   Валя   четвертый   раз подниматься   по   лестнице?   Как   она разговаривала? ( Недовольно). ­ А Петя? (Решительно твердо). Читают «цепочкой»   4 часть текста, внимательно   следят   за   чтением одноклассников,   отвечают   на вопросы по содержанию Личностные УУД: формирование   эмпатии   как понимание чувств других людей и сопереживание   им,   ориентация   в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков других людей. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию  Кто   помог   ребятам   выйти   из Чтение 4 части. Беседа: ­ сложной ситуации? (Мама) ­ А как мама узнала, что у ребят что­ то не получается?  ( Валя попросила помощи) ­   С   каким   настроением,   как   Валя подсказывала число?   Пете ( Незаметно, Радостно). ­ А почему шепотом?  ­ С каким настроением Петя досчитал до десяти? ( Радостно).   Давайте посмотрим, какие чувства пережили наши герои.­ Почему к нему вернулось радостное настроение? ­   А   как   вы   думаете,   нужно   ли доводить начатое дело до конца, или лучше   бросить   его,   если   не получается? ­ Понравился ли вам Петя? Чем? ­ А понравилась ли вам Валя? Чем?  Докажите,   что   она   была   добрая, вежливая, тактичная.  С   помощью   учителя   учатся правильно   характеризовать   чувства, которые герои произведения. пережили     Учащиеся   приводят   примеры   из текста, доказывающие точку зрения. Когда   Петя   был   растерян,   она разговаривала   с   ним   спокойно, когда   расстроен   –   пыталась помочь   доброжелательно.   Она нашла   выход   из   ситуации   и тактично,   незаметно   помогла Пете. IY. Физкультминутка Потрудились — отдохнём,  Повторяют движения за учителем (Ходьба на месте.) Встанем, глубоко вздохнём.  (Потягивания.) Руки в стороны, вперёд,  (Повороты туловища.) Влево, вправо поворот.  (Наклоны влево­вправо.) Три наклона, прямо встать. (Приседания.) Руки вниз и вверх поднять. (Прыжки.) Руки плавно опустили, (ХодьбаY. Ролевое чтение  4 части текста (групповая работа) на месте.) Всем улыбки подарили. Вступительная беседа ­ А теперь я предлагаю вам поиграть в театр. ­   Определим   участников   нашего представления   (автор,   Петя,   Валя, мама). ­ С какими интонациями будет читать Петя?   Валя?  Автор?  Называют участников, определяют,  с какими   интонациями   будут   читать реплики героев, распределяют роли  Самостоятельное чтение по ролям Дети работают в группах. Проверка выполнения  Чтение по ролям  Аплодисменты. Анализ чтения: ­ Понравилось ли чтение товарищей? ­ Что понравилось? ­ что посоветуете им? Задание ­ Ребята, выберите пословицу,  которую можно сделать названием  рассказа: 1. Терпение и труд все перетрут. 2. Глаза страшатся, а руки делают. 3. Умел начать, умей и окончить. Читают по ролям вслух у доски. «Зрители»   внимательно   слушают, аплодируют   «артистам»     после чтения. Высказывают   свое   мнение   о   чтении одноклассников, дают советы. Работают   в   парах,   достают   из конверта   пословицы,   выбирают, готовятся объяснить свой выбор.   Работа YI. с пословицами   (подбор заголовка)     Регулятивные УУД: Принимать   и   сохранять   учебную задачу; планировать   свои   действия   в соответствии   с   поставленной задачей,   оценивать   правильность действий,   вносить   необходимые адекватно коррективы; воспринимать оценку одноклассников, учителя Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; допускать возможность существования у людей различных точек зрения; учитывать   разные   мнения   стремиться к сотрудничеству; контролировать одноклассников. действия   и       Познавательные УУД: осуществлять   поиск   необходимой информации   для   выполнения учебной задачи. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию;Проверка выполнения После   ответов   детей   учитель открывает   на   доске   выбранную детьми пословицу, читаю вслух. Обобщение ­  Чему Н. Н. Носов научил нас своим рассказом? YII.   Составление модели   прочитанного произведения Задание ­ Составьте модель прочитанного  произведения YIII. Итог урока   Критериальное IX. самоценивание. Проверка выполнения задания  ­   Подведем   сейчас   итог,   может   зря прошел урок? ­   Кто   хочет   поделиться   с   нами своими открытиями? Продолжите предложения: 1. Сегодня я узнал (а)…….                 2. Было интересно…. 3. Я понял (а), что…                           4. У меня получилось … 5. Мне захотелось … ­   Оцените   свою   работу   на   уроке   и поставьте   себя   на   соответствующую ступеньку лесенки.  ­ Как вы считаете, а учебу в школе можно   сравнить   с   подъемом   по лесенке?   (Да,   с   каждым   уроком, каждым классом мы поднимаемся все выше по лестнице знаний).  Дети объясняют свой выбор Отвечают   на   поставленный   вопрос, приводят примеры Работа в парах. Достают   из   конверта   необходимые фигуры­символы, составляют модель. Изображают   схему   на   классной доске.   допускать возможность существования у людей различных точек зрения;   договариваться   и   приходить   к общему мнению.   Познавательные УУД: использовать знаково­ символические   средства   (модели) для решения учебной задачи   Личностные УУД: ориентация   на   понимание   причин успеха в учебной деятельности Достают из конверта «лесенки»,  отмечают знаком «х» ступеньку, на  которую поднялись в результате  выполнения заданий урока. Личностные УУД: формирование   способности   к самооценке   на   основе   критериев успешности учебной деятельности; ориентация   на   понимание   причин успеха   и   неуспеха   в   учебной деятельности Регулятивные УУД:­ Спасибо за работу на уроке. итоговый осуществлять и пошаговый контроль по результату, оценивать правильность выполнения действий.       Х.  Домашнее задание 1. Читать по ролям любую из частей рассказа.  2.   Найти   в   библиотеке   книги   Н. Носова и почитать. По желанию демонстрируют свою  оценку одноклассникам Запоминают задание. Личностные УУД: учебно­ формирование познавательного интереса к новому учебному материалу    Приложение 1 (пословицы) ­пень­ ­ки Сту­Приложение 2 (пословицы) 1. Терпение и труд все перетрут. 2. Глаза страшатся, а руки  делают. 3. Умел начать, умей и окончить.Приложение 3 (ступеньки успеха)

Посмотрите также