организованной учебной деятельности для подготовительной группы.
Технологическая карта
Область: «Коммуникация», « Познание»
Раздел: «Обучение грамоте».
Тема: «Звуковой анализ слова весна».
Цель: Закрепить способ звукового анализа слова – весна (способы определения
гласности и согласности, твердости и мягкости звуков); умение заменить звук на
нужную букву; находить ударный гласный звук; подбирать родственные слова к
слову весна; читать слова и предложения.
Материал: на доске текст со стихотворением, схема слова из 5 звуков; картинки с
пейзажами весны; буквы. На столах: кассы с буквами, карточки, фишки, листочки с
текстом.
Этапы деятельности
Мотивационно
побудительный
Действия воспитателя
детей
что здесь
Побуждаю
поприветствовать гостей.
Ребята, я вас приглашаю в
Страну слов!
Вы хотите?
Обращаю внимание на доску.
Посмотрите,
нарисовано?
А что это за слово, нам
поможет
узнать
стихотворение.
Что нужно
сделать?
Читайте.
« Отшумела злая вьюга.
Стала ночь короче дня.
Теплый ветер дует с юга.
Капли падают звеня.
Солнце землю нагревает,
Гонит с нашей горки лед.
Тает баба снеговая,
И ручьями слезы льет».
Ребята, о каком времени
года это стихотворение?
Подтвердите, действительно
это стихотворение о весне?
Действия детей
Приветствуют гостей.
Проявляют интерес.
Да, хотим!
Это модель слова.
Нужно прочитать
стихотворение.
Читают хором
сначала по слогам,
потом слитно.
О времени года весна.
Да.Организационно
поисковый
Какое у нас сегодня слово в
гостях?
Весна дает вам задание:
Задание: Найти и обозначить
все звуки в слове весна. Что
вам в этом поможет?
Выполняйте.
Задаю вопросы:
Почему первый звук в слове
весна
обозначили зеленой
фишкой.
Как ты узнал, что звук [в]
мягкий?
Назовите второй звук в слове
– весна. Он какой? Почему?
Расскажите все о 3м звуке в
слове – весна.
Назовите четвертый звук в
слове – весна. Как узнали что
он согласный?
Подтверждают
фразами из
стихотворения.
У нас в гостях слово –
весна.
Нам помогут фишки,
карточки и схемы.
Садятся за столы,
находят и обозначают
звуки фишками.
говорит,
Ребенок
используя схемы: первый
звук в слове – весна –
звук [в] он согласный
мягкий
и
обозначается
зеленой
фишкой.
звук
Я произнес звук [в] в
слове весна и послушал,
как он звучит. Звучит
мягко.
Ребенок говорит: второй
звук в слове весна звук
[э] он гласный. Потому
что при произношении во
рту
встречает
препятствие.
Ребенок выходит к
доске
по схеме
рассказывает о звуке
[с].
не
,
Почему последний звук в
слове весна обозначили
красной фишкой?
Вы справились с этим
заданием! – Молодцы!
Весна дает нам еще одно
задание: обозначить все звуки в
Говорят по схеме:
четвертый звук в слове –
весна звук [н] он
согласный потому что
при произношении во рту
встречает препятствие.
Звук [а] гласный, и
обозначается красной
фишкой.слове весна буквами.
Чтобы правильно
Задание.
прочитать слово – весна что
надо сделать?
Интересно, как правильно
прочитать слово весна? Что
нужно сделать?
Как найти ударный гласный
звук?
Давайте вместе позовем
«весна» (произношу слово
вместе с детьми)
Назовите звук, который
звучал дольше?
Прочитаем слово.
Чтобы наша весна засверкала
всеми цветами радуги, давайте
подберем образные слова к
слову весна(
выставляю
модель: «Весна какая?»)
Задаю вопросы: весна какая?
Когда ярко светит солнце?
Когда расцветает все кругом?
весной много
Когда весной часто идут
дожди?
Когда мы
отмечаем праздников?
Когда весна трудится, ломает
лед на реках?
Обобщение: Прочитаем, что
мы прочитали.
Вот какая разная бывает
весна!
Еще в полях белеет снег, а
Открывают кассы,
находят нужные буквы,
обозначают звуки.
Нужно поставить
ударение.
Говорят правило: нужно
произнести слово «весна»
так, как оно звучит в
речи и послушать, какой
звук звучал дольше.
Говорят: Веснааа
Звук [а].
Ставят ударение.
Читают: весна.
Говорят свои варианты.
(теплая, ласковая)
Ребенок выставляет
слово «солнечная»
читает – « весна
солнечная».
весна цветущая
весна дождливая
весна праздничная
весна трудолюбивая
Читают.Сказочный персонаж,
воды уж весной шумят весной
все тает, много воды кругом.
Давайте подберем слова
родственники к слову –«вода»
Задаю вопросы:
Как ласково можно сказать
про воду? (выставляю слова)
живущий в воде?
Человек, который работает
под водой?
Когда вода бурным потоком
льется с гор?
Когда весной разливаются
реки и заливают поля, дороги?
На доске написаны слова:
вода
водичка
водяной
водолаз
водопад
паводок
Прочитаем слова и выделим
общую часть во всех словах.
Вод – это корень этих слов.
Эти слова называются
однокоренные. Запомним.
Ребята, вы справились со
всеми
заданиями весны.
Хотите узнать, что она вам
говорит?
(предлагаю
прочитать ребус)
СПА
\ СИ БО
Рефлексивно
коррегирующий
Говорят:
водичка
водяной
водолаз
водопад
паводок
Читают слова,
выделяют общую часть
вод.
Во всех словах общая
часть вод.
Повторяют хором.
Да, хотим.
Читают по стрелкам
ребус.
Весна сказала нам –
спасибо, за то что мы
выполнили
ее
задания.
все
Ожидаемый результат:
Знать: способ звукового анализа слова весна;
Иметь: представление об однокоренных словах;
Уметь: заменять звук нужной буквой, ставить ударение, подбирать однокоренные
слова, читать слова и предложения.