Технологическая карта по обучению грамоте « Звуковой анализ слова- весна».

  • Разработки уроков
  • doc
  • 24.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Звуковой анализ слова -ВЕСНА.doc
организованной учебной деятельности для подготовительной группы. Технологическая карта Область: «Коммуникация», « Познание»  Раздел: «Обучение грамоте». Тема: «Звуковой анализ слова­ весна». Цель:  Закрепить   способ   звукового   анализа   слова   –   весна   (способы   определения гласности и согласности, твердости и мягкости звуков); умение заменить звук на нужную   букву;   находить   ударный   гласный   звук;   подбирать   родственные   слова   к слову ­ весна; читать слова и предложения. Материал:  на доске ­ текст со стихотворением, схема слова из 5 звуков; картинки с пейзажами весны; буквы. На столах: кассы с буквами, карточки, фишки, листочки с текстом. Этапы деятельности Мотивационно­ побудительный Действия воспитателя   детей   что   здесь Побуждаю поприветствовать гостей. ­   Ребята,   я   вас   приглашаю   в Страну слов! ­ Вы хотите? Обращаю внимание на доску. ­   Посмотрите, нарисовано? ­   А   что   это   за   слово,   нам   поможет узнать стихотворение.   Что   нужно сделать? ­ Читайте.  « Отшумела злая вьюга. Стала ночь короче дня. Теплый ветер дует с юга. Капли падают звеня. Солнце землю нагревает, Гонит с нашей горки лед. Тает баба снеговая, И ручьями слезы льет».   ­   Ребята,   о   каком   времени года это стихотворение? ­Подтвердите,   действительно это стихотворение о весне? Действия детей Приветствуют гостей. Проявляют интерес. ­ Да, хотим! ­ Это модель слова. ­ Нужно прочитать  стихотворение. Читают хором ­   сначала по слогам,  потом слитно. ­ О времени года ­ весна. ­ Да.Организационно­ поисковый ­Какое  у нас  сегодня  слово  в гостях? ­ Весна дает вам задание:  Задание:  Найти   и   обозначить все   звуки   в   слове   весна.   Что вам в этом поможет? ­Выполняйте. Задаю вопросы: ­ Почему первый звук в слове весна     обозначили   зеленой фишкой.   ­   Как   ты   узнал,   что   звук   [в] мягкий? ­ Назовите второй звук в слове – весна. Он какой? Почему? ­ Расскажите все о 3­м звуке в слове – весна. ­   Назовите   четвертый   звук   в слове – весна. Как узнали что он согласный? Подтверждают  фразами из  стихотворения. ­ У нас в гостях слово –  весна. ­   Нам   помогут   фишки, карточки и схемы. Садятся   за   столы, находят   и   обозначают звуки фишками.   говорит, Ребенок используя схемы: первый звук   в   слове   –   весна   – звук   [в]­   он   согласный мягкий и обозначается   зеленой фишкой. звук     ­   Я   произнес   звук   [в]   в слове   весна   и   послушал, как   он   звучит.   Звучит мягко. Ребенок говорит: второй звук  в  слове  весна­  звук [э]­   он   гласный.   Потому что при произношении во рту встречает препятствие. Ребенок   выходит   к доске     по   схеме рассказывает   о   звуке [с]. не     , ­   Почему   последний   звук   в слове   весна   ­   обозначили красной фишкой? ­   Вы   справились   с   этим заданием! – Молодцы! ­   Весна   дает   нам   еще   одно задание: обозначить все звуки в   Говорят   по   схеме: четвертый звук в слове – весна   ­   звук   [н]   ­   он согласный   ­   потому   что при произношении во рту встречает препятствие.  ­ Звук [а]­  гласный, и  обозначается красной  фишкой.слове весна ­ буквами.  Чтобы   правильно Задание. прочитать слово – весна ­ что надо сделать?  ­   Интересно,   как   правильно прочитать  слово  ­   весна?  Что нужно сделать? ­  Как   найти   ударный   гласный звук? ­   Давайте   вместе   позовем «весна»   (произношу   слово вместе с детьми) ­   Назовите   звук,   который звучал дольше? ­ Прочитаем слово. ­ Чтобы наша весна засверкала всеми цветами радуги, давайте подберем   образные   слова   к слову   ­   весна(  выставляю модель: «Весна какая?») Задаю вопросы: весна какая? ­ Когда ярко светит солнце? ­ Когда расцветает все кругом?   весной   много ­   Когда   весной   часто   идут дожди? ­   Когда   мы   отмечаем праздников? ­ Когда весна трудится, ломает лед на реках? Обобщение:   Прочитаем,   что мы прочитали. ­   Вот   какая   разная   бывает весна! ­   Еще   в   полях   белеет   снег,   а Открывают кассы,  находят нужные буквы, обозначают звуки. ­ Нужно поставить  ударение. Говорят правило: нужно  произнести слово «весна» так, как оно звучит в  речи и послушать, какой  звук звучал дольше. Говорят: ­Весна­а­а ­ Звук [а]. Ставят ударение. Читают: весна. Говорят свои варианты. (теплая, ласковая) Ребенок выставляет  слово «солнечная» ­  читает –    « весна  солнечная». ­ весна цветущая ­ весна дождливая ­ весна праздничная ­ весна трудолюбивая Читают.Сказочный   персонаж, воды уж весной шумят ­ весной все   тает,   много   воды   кругом. Давайте   подберем   слова родственники к слову –«вода» Задаю вопросы: ­   Как   ласково   можно   сказать про воду? (выставляю слова) ­ живущий в воде? ­   Человек,   который   работает под водой? ­ Когда вода бурным потоком льется с гор? ­   Когда   весной   разливаются реки и заливают поля, дороги? На доске написаны слова: ­ вода ­ водичка ­ водяной ­ водолаз ­ водопад ­ паводок ­ Прочитаем слова и выделим  общую часть во всех словах. ­ Вод – это  корень этих слов. ­   Эти   слова   называются   ­ однокоренные. Запомним. ­   Ребята,   вы   справились   со всеми   заданиями   весны. Хотите   узнать,   что   она   вам говорит? (предлагаю прочитать ребус) СПА             \ СИ ­ БО   Рефлексивно­ коррегирующий Говорят: ­ водичка ­ водяной ­водолаз ­ водопад ­ паводок Читают слова,  выделяют общую часть  ­ вод. ­ Во всех словах общая  часть ­ вод. Повторяют хором. ­ Да, хотим. Читают по стрелкам  ребус. ­   Весна   сказала   нам   – спасибо,   за   то   что   мы выполнили   ее задания. все   Ожидаемый результат: Знать: способ звукового анализа слова ­ весна; Иметь: представление об однокоренных словах; Уметь: заменять звук нужной буквой, ставить ударение, подбирать однокоренные слова, читать слова и предложения.