Максимова Галина Сергеевна,
учитель
начальных классов
ГБОУ НОШ 300
Центрального района
Санкт-Петербурга
Технологическая карта урока по русскому языку (УМК «Перспектива» Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина).
Тема: «Имена существительные собственные и нарицательные» 2класс Тип урока: «Изучение нового материала» |
||||
Цель урока: Познакомить учащихся с именами существительными собственными и нарицательными. Задачи:
|
||||
Планируемые результаты (урока) |
||||
Предметные
· расширять лексический запас учащихся |
Метапредметные · учиться понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи · выполнять мыслительные операции анализа и синтеза и делать умозаключения · искать разные способы решения творческой задачи · слушать собеседника и вести диалог · взаимодействовать с учителем
|
Личностные · проявлять интерес к изучению предмета · анализировать и оценивать своё поведение и поступки · освоить роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке, взаимодействия с учителем и одноклассниками;
|
||
Межпредметные связи: предметы курса, задания, направленные на формирование умений организации трудовой деятельности: постановка цели, планирование, распределение рабочего времени, выполнение инструкций. Урок построен в рамках развития критического мышления через чтение и письмо с использованием учебного и дополнительного материала.
|
||||
Ресурсы урока |
||||
Для учителя · Средства ИКТ (компьютер, экран, проектор) · Доска · Технологическая карта · Распечатки заданий · Распечатка правила · Учебник · Электронная презентация
|
Для учащихся · Маркеры · Распечатка правила · Распечатки заданий · Учебник · Рабочая тетрадь
|
|||
Ход мероприятия |
||||
Содержание деятельности учителя |
Виды деятельности обучающихся |
|||
Мотивация познавательной деятельности |
||||
На доске слова: Воробей, ученик, имя, собака Приставка, корень, суффикс, существительное, окончание. Задание: ·Найдите лишние слова из первой строчки. Почему? · Найдите лишние слова из второй строчки. Почему? · Что получилось? Имя существительное.
Предлагает вспомнить, что известно об имени существительном.
Блиц-опрос · Имя существительное обозначает признак предмета? · Имя существительное отвечает на вопрос что делает? · Существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые? · Одушевлённые существительные отвечают на вопрос что? · Неодушевлённые существительные отвечают на вопрос что?
|
· Находят лишние слова, аргументируют свой выбор, проявляя при этом наблюдательность, умение ориентироваться в своей системе знаний.
· Учащиеся под руководством учителя собирают кластер об имени существительном.
· Выполняют задание коллективно, отвечают на вопросы.
|
|||
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии |
||||
Вызов На слайде №1 задание: Москва, город, Новгород, Ярославль Роза, Аня, имя, Ваня река, Нева, Волга, Москва Минск, Киев, Баку, столица
· Прочитайте слова. · Чем похожи слова? (все имена существительные). · Почему? (отвечают на вопросы кто? что?). · Распределите их на группы. · Назовите «лишнее слово» в каждой строчке, обоснуйте свой выбор. Проверка по слайду - слайд № 2.
Попробуем сформулировать тему урока. Ваши предположения. Имена существительные собственные и нарицательные -слайд №3. Молодцы. А теперь предлагает открыть тетради, записать число, классная работа, тему урока. Речевая разминка с терминами «собственный», «нарицательный» слайд №3,№4.
· Формулируем цель урока: с чем должны познакомиться, чему научиться? · Что нам поможет достичь цели? Объявляет цель урока. «Мозговой штурм» · Что вы знаете об именах собственных? · Об именах нарицательных? · Чем они отличаются друг от друга?
· Как же проверить наши предположения? Предлагает прочитать правило.
|
· Дети обосновывают свой выбор, выписывают слова, распределяя их на группы · Участвуют в диалоге с учителем и одноклассниками, слушают собеседника, ведут диалог, выдвигают свои предположения (Имена собственные и нарицательные).
· Пробуют сформулировать тему урока, высказывают свои предположения.
· Дети слушают сообщение о происхождении терминов собственный и нарицательный.
· Варианты ответов детей.
· План, по которому мы будем работать.
· Высказывают свои предположения, некоторые дети затрудняются ответить на вопросы.
|
|||
Выявление причины затруднения |
||||
Стадия осмысления (объяснение нового материала) Маркировка текста правила- слайд№5. (Каждому ребёнку предоставляется распечатка правила). · Предлагает промаркировать текст, поработать с текстом. Текст. Имена существительные собственные и нарицательные. В мире великое множество отдельных предметов. Например, рек, гор, озёр, людей, животных. Река, тигр, тетрадь-это существительные нарицательные. Они являются названиями однородных предметов. Для того чтобы отличить какой-либо отдельный предмет от других однородных предметов, ему даётся своё название. Существительные собственные и являются названиями единичных предметов. Так, каждая река имеет своё название (Волга, Енисей),у каждого человека есть своё имя, отчество, фамилия. Свои собственные заглавия имеются у всех книг. К существительным собственным относятся не только имена, отчества, фамилии людей, географические названия, названия литературных произведений, но и названия исторических событий, названия картин, кинофильмов, спектаклей, названия предприятий, клички животных.
Приём «Верно ли?» · Верно ли, что существительные нарицательные называют однородные предметы? (Да) · Верно ли, что название предметам даются для красоты? (Нет) · Верно ли, что клички животных не являются существительными собственными? (Нет)
|
Памятка для каждого ученика: ü «7»-знал (а). ü «+»-новая информация. ü « ?»-есть вопросы. ü «!»-это важно.
· Высказывают своё мнение. · Под руководством учителя отличают новое от уже известного, добывают новые знания, находят ответы на вопросы учителя, используя текст.
· Подтверждают ответы текстом правила. |
|||
Гимнастика для глаз.
|
||||
Любопытная Варвара Смотрит влево, смотрит вправо. Смотрит вверх и смотрит вниз. Чуть присела на карниз (скосить глаза к носу) И с него свалилась вниз (глаза в пол). Повторить 2-3 раза.
|
||||
Построение проекта выхода из затруднения |
||||
Предлагает составить таблицу: Нарицательные имена сущ. Собственные имена сущ. - слайд №6.
Проблемный диалог · Каковы ваши предположения по поводу определения группы имён существительных, собственных и нарицательных? Выясняет, что обозначает слово собственное? Ваши варианты.
· Где можно узнать точно ответ на этот вопрос?
. У каждого человека есть собственные имена существительные. · Как вы думаете, какие? Прикрепляет табличку.
· А для чего человеку нужны имя, фамилия, отчество?
· Какие ещё собственные имена существительные вы знаете? · А как можно короче сказать, что это за названия? Где можно встретить названия городов, рек, сёл, деревень и т.д.
Прикрепляет табличку.
· Так как же пишутся собственные имена существительные?
· Какие слова называются нарицательными? Придумайте свои нарицательные имена существительные. Прикрепляет табличку. |
· Высказывают своё мнение, строят предположения.
· Варианты ответов учащихся: Ø Собственное - это значит находиться в собственности. Ø Это слово обозначает – моё (учебник ,имя). · Отвечают, что об этом можно узнать в словаре, в интернете, спросить у взрослых.
· Варианты ответов учащихся: Ø это имя, фамилия, отчество.
Ø Чтобы люди не путали друг друга. Ø Чтобы было различие между людьми. . Ø Клички животных, названия городов, рек, сёл. деревень и т.д.
Ø Это географические названия и их можно встретить на картах, в речи, в письмах, в книгах.
· Собственные имена существительные пишутся с заглавной буквы.
Ø Те существительные, которых много. Ø Все несобственные имена существительные.
|
|||
|
|
|||
Реализация построенного проекта |
||||
Предлагает составить алгоритм нахождения собственных и нарицательных имён существительных- слайд №7. Алгоритм 1.Прочитать слово. 2.Подумать над значением. 3.Определить, с какой буквы должно быть написано слово (заглавной или строчной). 4.Определить, собственное или нарицательное. Молодцы. Предлагает выполнить задание: Распределите слова на две группы -слайд№8. Шар. Гагарин. Реки. Ира. Ракета. Галина Ивановна. Город. Собака. Шарик. · Назовите слова, которые всегда пишутся с большой буквы. · Выпишите слова, которые можно писать то с маленькой, то с большой буквы.
Предлагает оценить свою работу.
· У кого есть вопросы по теме урока? Предлагает поискать ответы на них и сделать вывод, достаточно ли хорошо вы усвоили новую тему.
· Хватило ли вам одного задания для усвоения новой темы?
|
· Под руководством учителя проговаривают последовательность действий, планируют свои действия, создают алгоритм нахождения собственных и нарицательных имён существительных.
· Учащиеся самостоятельно выполняют задание в соответствии с алгоритмом, проверяют свою работу по эталону.
· Дети на полях в тетради оценивают свою работу знаками: «+»-справился; «?»-сомневался; «_»-не справился.
· Делают выводы.
· Нет. Надо потренироваться |
|||
Первичное закрепление во внешней речи |
||||
Предлагает объяснить написание похожих слов, с данными словами придумать и записать словосочетания. Чёрное-чёрное Тихий-тихий Орёл-орёл Проверка-слайд №9. |
· Выполняют задание, закрепляют орфографический навык использования заглавной и строчной буквы в именах собственных и нарицательных. · Осуществляют самооценку результатов своей работы.
|
|||
Самостоятельная работа с самопроверкой |
||||
Предлагает составить и написать предложения с данными словами, подчеркнуть грамматическую основу-слайд №10. Саша. Скворечник. Скворцов. Для. Сделал. Скворцов. Вася. У. Рыбаков. Был. Рыбаков.
Проверка по слайду.
|
· Выполняют учебное задание в соответствии с правилом, формулируют понятные высказывания.
· Осуществляют самооценку результатов своей работы.
|
|||
Физкультминутка |
|
|||
Включение в систему знаний и повторение |
||||
Организует работу с учебником. Предлагает поработать в парах.
Предлагает темы синквейна на выбор: Нева, Родина, Санкт-Петербург-слайд № 11. Проверка и анализ синквейнов. |
Выписывают собственные имена существительные, находят орфограммы, подбирают проверочные слова. Вспоминают правила работы в парах.
|
|||
Рефлексия учебной деятельности |
||||
Подводит итог урока Наш урок заканчивается. · Над какой темой мы сегодня работали? · На какие две группы можно разделить имена существительные? · Какие из них пишутся с заглавной буквы? · Как вы думаете, мы всё узнали об этих именах существительных? · Какую задачу мы поставим перед собой? Домашнее задание: 1.Выучить правило (текст, напечатанный синим шрифтом) 2.Учебник.Упр.110.стр.83. |
· .С помощью учителя учащиеся делают выводы, умеют пользоваться терминами «имена собственные», «имена нарицательные», осознанно различают имена собственные и нарицательные. · Учащиеся начинают ответ со слов: «Я узнал, что …» «Я понял, что …» «Я запомнил, что …»
|
|||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.