Название задачи |
Как Петя страну от Змея Горыныча спас |
Предмет |
Математика, окружающий мир, литературное чтение, русский язык |
Класс |
2 - 3 |
Тип задачи |
Межпредметная разновозрастная проектная |
Цели и педагогические задачи (педагогический замысел) |
Создать условия для:- совместной работы при решении проектной задачи;- комплексного использования освоенных в разных предметах способов действий в квазиреальной (модельной) ситуации, требующей их совмещения;- разновозрастного сотрудничества учащихся в малых группах (коллективно-распределённая деятельность) при решении общей задачи. |
Знания, умения и способы действия, на которые опирается задача |
Математика:· проведение несложных расчётов;· действия с величинами.Окружающий мир:· знание правил обращения с огнём;· знание горючих жидкостей.Русский язык: · умение работать с анаграммами как косвенный признак сформированности навыка чтения; · умение работать с пропущенными орфограммами. Литературное чтение: · умение работать с текстом. ИЗО: · иллюстрирование деятельности.
Общеучебные умения: · работа в малой группе (коммуникативная компетентность): организация работы, распределение заданий между участниками группы, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль; · работа с заданиями, требующие логики, внимания; · выбор адекватных форм представления результатов работы. |
Планируемый педагогический результат |
Демонстрация учащимися:1) усвоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях;2) умения, работая в малой разновозрастной группе, создать конечный «продукт» – памятку «Правила обращения с огнём», содержащую описание полученных результатов при решении проектной задачи. |
Способ и формат оценивания результатов работы |
· Педагогическое наблюдение за работой учеников в группе.· Публичная презентация результатов (выступление). |
Оборудование и материалы |
Компьютер, экран, правила работы в группе, листы самооценки, карточки с заданиями для работы в группах, цветные карандаши, фломастеры, белая бумага, рисунки-раскраски. |
Задачи:
- формировать навыки позитивного общения;
- способствовать формированию бережного обращения с огнём в повседневной жизни;
- воспитывать веру ученика в свои силы и стремление к самостоятельной деятельности, интерес, способность к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении результата.
Планируемые результаты (УУД):
Личностные:
- мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- принимать базовые ценности: «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».
Регулятивные:
- принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные:
- видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- соотносить изучаемый материал с собственным опытом;
- уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Коммуникативные:
- участие в работе группы, распределение ролей;
- умение договариваться друг с другом, слушать и понимать других, приходить к общему решению;
- умение выражать свои мысли в устной форме.
Ход занятия
Структура |
Цель |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Мотивация к деятельности.
|
Создание благоприят-ной рабочей обстановки. Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
|
- Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь, пожелайте удачи (хлопки в ладоши друг друга с соседом по парте). -Что необходимо нам для успешной работы? Наше занятие пройдёт под девизом: «С малой удачи начинается большой успех».
|
Дети вспоминают правила.
|
2. Актуализация знаний и практических умений.
3. Постановка проектной задачи.
4. Поиск оптимального решения проектной задачи.
Физминутка.
5. Рефлексия деятельности.
|
Работа в группах.
Задание № 1
Задание № 2
Создание условий для психоэмоцио-нальной разгрузки учащихся
Задание № 3
Задание № 4
Задание № 5 (итоговое)
Осознание учащимися своей деятельности и всего класса, самооценка. |
- Отгадайте, над какой задачей мы сегодня будем работать: «В некотором царстве, в некотором государстве…» (задача - сказка). - О ком будет эта задача - сказка? Отгадайте загадки. Я красив, силен, могуч, Я грознее грозных туч, И умнее всех, нет слов, – Много у меня голов. (Дракон) И не рыба, и не зверь. В сказке он живет, поверь. Весь в чешуйках до хвоста, И тройная голова. (Дракон)
«Песенка Змея Горыныча» Александра Тимофеева.
- Дорогие ребята! Вы любите сказки? Наверное, да. Ведь только там можно побывать в Волшебной стране, встретиться с настоящим Волшебником, спасти друзей от злой колдуньи и многое, многое другое. Вам сегодня предоставляется возможность всё это сделать и совершить. Вам предстоит продемонстрировать, прежде всего, умение работать вместе при решении общей задачи. Не забывайте о правилах работы в группе. Предлагаемая задача – необычная: ее нельзя отнести к какому-то определенному предмету, но для ее решения вам потребуются знания из большинства школьных предметов. Кроме того, задача большая по объему, состоит из нескольких заданий. Вы должны продемонстрировать умение работать вместе при решении общей задачи так, чтобы каждый из вас смог внести свой вклад в результат вашей группы. Обратите особое внимание на последнее задание: выполняя его, вы должны подвести итог всей проделанной работы. Я надеюсь, что вам понравится эта задача, и вы с интересом будете ее решать. Желаю вам успеха!
- В некотором царстве, в Российском государстве случилась беда страшная. Напал на страну Змей Горыныч при 3 головах. Каждая голова извергала огонь. Все на своем пути он сжигал: и дома, и деревни, и леса, и даже целые города. Не было с ним ни какого сладу, никто не мог его победить. И жил – был мальчик Петя. Учился он в обычной школе. Однажды увидел Петя сон о том, что только он может спасти страну от Чуда Юда Поганого, но не мечом и ружьем, а хитростью и знаниями. Вот летит Змей Поганый, все головы огнём дышат. Подлетел к Пете и говорит: «Сразиться со мной хочешь? Не получится!» И дыхнул на него искрами, которые тут же превратились в буквы: К И С П Ч И Петя не растерялся и тут же из них составил слово: - Составьте и вы это слово (спички) - Почему нельзя играть со спичками? Охнул Змей Горыныч и говорит: «Не победишь ты меня! Ты не знаешь горючие жидкости». И дохнул новыми искрами, которые снова превратились в буквы. Присмотрелся мальчик и догадался, что нужно в каждой строке зачеркнуть повторяющиеся буквы. - Зачеркните и вы. Напишите, какие горючие жидкости получились у вас. кБОкЕОкНОкЗОкИОкН (бензин) мКФмЕФмРмОФмСмИмНФ (керосин) СиНиЕСиФиТиЬС (нефть) РмРаРсРлРо (масло) - Почему горючие жидкости нельзя хранить на кухне и на балконе?
Вздохнул тяжело Змей Горыныч и одна голова у него отпала. Но не сдаётся он и спрашивает: «А чем опасен дым?» Петя не растерялся, открыл энциклопедию и прочитал:
- Вставьте пропущенные буквы. «Во время п_жаров очень опасен не только _гонь, но и дым. В современных квартирах большая ч_сть мебели изготовлена из химических веществ, которые при горении выделяют _довитые газы. Достаточно 2-3 раза вдохнуть такой ядовитый дым, и можно потерять сознание. Поэтому сразу же обмотайте лицо мокрым полотенцем или пл__тком и передвигайтесь по квартире, пригнувшись, поскольку внизу ядовитого газа меньше». - Чем опасен дым? - Почему по квартире во время пожара нужно передвигаться пригнувшись? Поохал, поахал Змей Горыныч, да как закричит: «А сможешь ли ты решить задачки!?» а) Если устроят пожар 3 Горыныча, сколько голов будет извергать огонь? (9) б) В лесу начался пожар и перекинулся на деревню. Петя вызвал пожарных. Сколько всего километров проедет пожарная машина от города до деревни? (576км) Отвалилась с грохотом вторая голова. Но Горыныч Поганый опять даёт Пете задание: «Если скажешь, что нельзя делать, чтобы не возникло пожара, никогда не буду беспокоить твою страну». Петя быстро ответил, и у Змея со свистом отвалилась последняя голова. Мальчик с облегчением вздохнул и вытер пот со лба. - Используя ответы на предыдущие задания, составьте памятку «Правила обращения с огнём» или что нельзя делать, чтобы не возник пожар. Она может быть в виде знаков, текста, рисунков. - Удалось ли решить поставленную задачу? - Оцени своё отношение к данной работе, раскрасив шапочки на головах Змея Горыныча: • У меня всё получилось – красным цветом. • Мне было трудно – зелёным цветом. • Мне было легко – жёлтым цветом. - Что было интересным? - Что было трудным? - Кого бы вы похвалили?
|
Дети отгадывают.
Дети рассматри-вают картинки и слушают песню Александра Тимофеева «Песенка Змея Горыныча».
Ответы детей
Составляют слово из букв. - От каждой группы ответы детей.
- От каждой группы ответы детей.
Выполнение детьми упражнений
Самопроверка по эталону (на экране)
От каждой группы ответы детей.
Выступление групп. Представле-ние «продукта» решения задачи.
Заполняют листы самооценки. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.